Конспект урока «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова )построен в соответствии с принципами построения современного урока урока новых знаний в свете требований ФГОС ООО. В основу положена технология развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова)
Эпиграф:
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной...
(П.А. Вяземский)
Цели урока:
1.Показать формирование УУД при помощи приемов технологии РКМЧП.
2.Познакомить с новой наукой о языке-этимологией.
3.Выработать умение работать с этимологическим словарем.
4.Воспитывать ценностное отношение к истокам слова.
Ход урока
1.Оргмомент
С каким настроением вы пришли на сегодняшний урок?
Покажите при помощи смайликов.(звучит песня « От улыбки...»
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся,ведь не зря говорят , что улыбка-это поцелуй души. Надеюсь, что ваше настроение улучшилось ,и мы свами дружно поработаем)
2.Формулирование темы урока.
Работа с эпиграфом.
Исповедь народа-почему исповедь?
ПРИЕМ АССОЦИАЦИИ
Запишите свои ассоциации , связанные с этим словом.(Откровение,тайное,сокровенное)
ПРИЕМ МОЗГОВАЯ АТАКА(своеобразная умственная разминка, совместный поиск решений-запись всех версий на доске.
Все ли согласны?)
От какого слова оно произошло?(В древнерусском языке было слово въдати- «знать,иметь».От него возникло слово поведать- «сообщить,рассказать».
В каком значении употребил это слово в сочетании исповедь народаПетр Андреевич Вяземский , известный русский критик и поэт 19 века.?
( «откровенный рассказ обо всем,что есть,в том числе и самом тайном»)
Что хотел сказать Петр Андреевич Вяземский?(Употребляя это сочетание ,он хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все свои тайники,отражает все,что было в жизни народа ,его создавшего. И это глубоко верно.)
О чем же пойдет речь сегодня на уроке?( О тайнах слова,о науке,которая помогает проникнуть в эти тайны,о ее роли в нашей жизни)
Как же можно сформулировать словами из эпиграфа тему нашего урока?(Язык есть исповедь народа)
Приёмы | Метапредметные УУД |
Ассоциации Мозговая атака | Личностные: освоение национальной ценности русского языка. Регулятивные:участие в формулировании темы урока;высказывание предположений на основе наблюдений. Познавательные:осознание познавательной задачи; выдвижение гипотезы о происхождении слова «исповедь»;понимание переносного смысла выражения. Коммуникативные:участие в обсуждении;владение диалогической речью |
3.Актуализация знаний
а) ЗАДАНИЕ С ЗАТРУДНЕНИЕМ (Слайд презентации)
Выделите корни в словах: ненасытный, перекресток, осмелиться, затмение,переносица,ненастье.
Объясните значение слова, опираясь на корень слова.
В каком слове нельзя объяснить значение, опираясь на корень? (ненастье)
Почему?( Затерт смысл корня, поэтому связь не такая заметная, как это было раньше)
(Задание 2 группе.
Как произошли слова :летчик(летать),свисток (свистеть),подоконник (под окном),паровоз (возит на пару),лопата
Во всех ли словах можно определить происхождение слова? Почему?( Затерт смысл корня,поэтому связь не такая заметная,как это было раньше)
б)ПРИЕМ ВЕРНОЕ-НЕВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
Верите ли вы,что...
1...отец копейки-копье?
2...сестра колеса-кольчуга?
3...брат лопаты-лопух?
4...слово ненастье образовалось от слова «настье»-хорошая погода?
5...червяк и червонец-неродственны?
6...из плата можно сделать платье?
7...наперсток,наперсник-слова одного племени?
Выберите неправильное утверждение,№ запишите в тетради. (№5,7)
Как можно проверить правильность данных утверждений?(обратиться к словарю,к учебнику)
Приёмы | Метапредметные УУД |
Верное-неверное утверждение | Личностные: интерес к родному языку. Регулятивные:высказывание предположений на основе интуиции. Познавательные:осознание познавательной задачи; устанавливать причинно- следственные связи. Коммуникативные:участие в групповом обсуждении задания. |
4.Мотивация. Постановка целей и задач.Формулирование проблемы урока.
ПРИЕМ ЗХУ
Какие вопросы у вас возникли?
Заполните таблицу
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
(формулировка целей урока) | (получил ответы на вопросы) | |
Какая наука занимается происхождением слов? В каком словаре можно узнать о происхождении слов? Зачем нам нужна эта наука?В чем она поможет нам разобраться? |
Сформулируйте цели нашего урока.
-познакомиться с новым разделом науки о языке;
-поработать с новым видом словарей;
-выполнив ряд упражнений,понять,зачем нужна эта наука
Сформулируйте проблему урока, т. е. вопрос, на который мы будем искать ответ.Запишите его в своей тетради.Обменяйтесь мнениями (может быть в своей группе вы найдете единомышленников. Ведь намного легче решать проблему, если чувствуешь рядом плечо друга)
ПРОБЛЕМА: ЗАЧЕМ НУЖНА ЭТИМОЛОГИЯ
(1.Чтобы правильно писать слова с непроверяемой орфограммой;
2.Смысл фразы можно понять, только уяснив глубинное значение слова)
Что нужно сделать дальше ,чтобы достичь целей урока?(Обратиться к учебным материалам)
Приёмы | Метапредметные УУД |
ЗХУ | Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности. Регулятивные: целеполагание;планирование путей достижения целей урока;умение самостоятельно контролировать время;формулирование проблемы урока и поиск путей ее решения Познавательные:осознание познавательной задачи. Коммуникативные:участие в обсуждении целей и проблемы урока; высказывание о обоснование своей точки зрения. |
5.Открытие нового знания.(Работа с учебником)
Решаем проблему.Открываем новые знания.
ПРИЕМ ИНСЕРТ-ЧТЕНИЕ С ПОМЕТАМИ( Читая про себя, делайте пометы карандашом.
Заметьте, сколько времени понадобилось вам на чтение. Запишите это время в тетради.
После чтения заполните таблицу)
Прочитайте текст на стр.100,сделайте пометы( известно;+-новые знания;?-непонятно),заполните таблицу
Знал( ) | Новое (+) | Есть вопросы(?) |
Есть слова,происхождение которых неясно | Наука этимология занимается происхождением слов. Узнать о происхождении слова можно из этимологического словаря. Из словарной статьи можно узнать и способ образования слова, и какие родственные слова есть в настоящее время. Наиболее доступный для школьников «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой | Родственны ли слова из «ДАНЕТКИ»? Зачем это узнавать? |
Приёмы | Метапредметные УУД |
Инсерт | Личностные: положительная мотивация к изучению нового раздела языкознания и работе с этимологическим словарем. Регулятивные: контролирование времени на выполнение задания. Познавательные: владение основами изучающего и усваивающего чтения; усвоение основных понятий темы. Коммуникативные: умение задавать вопросы и получать на них аргументированные ответы |
6.Осмысление и закрепление.( Работа в группе)
1.ГРУППОВАЯ РАБОТА(Распределение ролей в группе:
идеолог-напоминает о задаче
секретарь-записывает идеи
координатор-обеспечивает равное участие всех в группе
инструктор-оказывает помощь...)
Задание группе №1
ПРИЕМ ЗИГЗАГ
Прочитайте текст упражнения 177.Составьте его план. Перескажите при помощи приема ЗИГЗАГ(для этого распределите смысловые части в группе, перескажите услышанную от члена группы предыдущую и свою часть)
ПРИЕМ ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСы
Тонкие вопросы( требуют простого односложного ответа) | Толстые вопросы(требуют подробного развернутого ответа) |
Кто? Что? Когда? Согласны ли...? Верно ли...? | Почему вы думаете? Почему вы считаете..? В чем различие...?Предположите, что будет, если...? Что если...? |
Сформулируйте толстый вопрос по проблеме урока. Сделайте вывод о связи между историческим значением слова и его написанием в современном языке
(КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА СВЯЗАНО С ЕГО НАПИСАНИЕМ?
Оказывается слова колесо и кольчуга можно проверить словом коло-колесо,круг;лопата и лопух словом лоп-лист,плоское расширение)
Задание группе №2
Работа со словарем.
ПРИЕМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Вернитесь к ДАНЕТКЕ и выясните ответы на эти вопросы при помощи словаря и рабочих материалов.
С помощью этимологического словаря определите происхождение слов . Каково их древнее значение?
Прочитайте текст.Расскажите,что нового вы узнали об этих словах?
Текст№1
Червяк и 10 рублей
Какое отношение имеют друг к другу эти слова? Когда-то красную краску добывали из ярко-красных червей. Отсюда возникло слово червонный, что значит «красный». А десятирублевую денежную бумагу называли червонцем, потому что она была красного, т. е. Червонного, цвета. Поэтому, если вы задумаетесь, как пишется фонема в слабой позиции в словах червонный или червонец , смело проверяйте ее словом червь
Текст№2
Перчатки, наперсток, наперсник
Знаете ли вы ,как в старину назывался палец? Перст.Этот корень сохранился в доживших до наших дней словах перстень и наперсток.
И то и другое слово обозначает предметы, надеваемые на один перст. А то, что надевается на все персты сразу, называется перчаткой. Так что в случае затруднения вы можете проверить гласную в слове перчатки словом перст.
А не родственник ли персту слово наперсник? Нет, это слоао другого племени. Оно ведет свое происхождение от слова перси- «грудь», поэтому и пишется без т. Словом наперсник называли друга, которому поверяли сокровенные мысли и тайны. По словам В.Г.Белинского,для Пушкина Жуковский был не только учителем, но и наперсником. Наперсницей Александр Сергеевич считал свою чернильницу. Ей он поверял самое сокровенное, когда писал стихи.
Первых настоящих друзей , которые стали его наперсниками ,судьба подарила Пушкину в ранней юности.
Текст№3
Что можно сделать из плата?
Платом в древние врмена называли кусок материи. А то ,что из него шили , называли платьем. От корня -плат- произошло и слово платок.
Поэтому, такие слова, как платок, платяной и другие слова, состоящие с ними в родстве, смело проверяйте старинным словом плат.
Сделайте вывод о связи между историческим значением слова и его написанием в современном языке
Задание группе №3
Сделайте вывод о роли этимологии в понимании сокровенного смысла фразы.
(Понять сокровенный смысл фразы иногда можно понять, только уяснив глубинное значение слова. Нельзя приблизительно догадываться-нужно обращаться к этимологии слова.)
ПРИЕМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.Растолкуйте фразу, выяснив происхождение выделенных слов.
Не видно ни зги
Играть в бирюльки
2.Определите, имеют ли этимологическую связь выделенные слова в этих скороговорках
Около кола бьют в колокола.
Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.( Е. Григорьева)
Задание группе №4.
Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов. Проверьте по этимологическому словарю.
Вель- «большой»; верень - «связка, соединение»; волшба - «колдовство» ( от волхв - «кудесник»); лоп - «лист» ; балдак - «трость, палка»; перст - «палец»; ожерло - «горло».
(Великий,веревка,волшебник, лопух,набалдашник,перчатка(наперсток),ожерелье)
(слайд презентации)
Приёмы | Метапредметные УУД |
Зигзаг Толстые и тонкие вопросы Лингвистическое исследование | Личностные: гордость за родной язык и его исследователей , которые в занимательной форме смогли рассказать о результатах своих поисков истинного значения слов;стремление к самостоятельному познанию тайн русского языка. Регулятивные:действие по заданию;распределение заданий между членами группы. Познавательные:осознание познавательной задачи; умение пересказывать текст;извлекать информацию из словарей. Коммуникативные:участие в обсуждении;работать в сотрудничестве с членами группы;свободно излагать свои мысли; слушать и слышать других; умение формулировать толстые и тонкие вопросы. |
7.Рефлексия.
1.Подведем итоги, вновь обратившись к таблице ЗХУ. Заполните колонку №3
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
(формулировка целей урока) | (получил ответы на вопросы) | |
Какая наука занимается происхождением слов? В каком словаре можно узнать о происхождении слов? Зачем нам нужна эта наука?В чем она поможет нам разобраться? | Этимология «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой Для решения орфографических задач; для проникновения в глубинный смысл фразеологизмов, пословиц, скороговорок, художественных произведений |
2.Проведем рефлексию урока
Написать телеграмму (Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.
Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д. )
(Сегодня на уроке познакомились с интересней шей наукой-этимологией. Куплю себе этимологический словарь!)
Написать синквейн
(первая строка-одно существительное-тема;
вторая — два прилагательных, раскрывающих тему;
третья-три глагола, описывающие действия,относящиеся к теме;
четвертая-фраза-отношение к теме;
пятая-слово-резюме(личное отношение к теме, ее интерпретация)
(Этимология-
Древняя, скрытая.
Удивились, заинтересовались, задумались.
Настоящий детектив!
Отличная наука!
Приёмы | Метапредметные УУД |
ЗХУ Синквейн Телеграмма | Личностные: гордость красотой и выразительностью русского слова, его богатыми возможностями. Регулятивные: Познавательные: соотношение целей и полученных знаний на уроке,умение обобщать, делать выводы , откликаться на изученное в разных формах. Коммуникативные:знание основ коммуникативной рефлексии; использование языковых средств для отображения своих мыслей и чувств. |
8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Задание на выбор учащихся
1.Написать рекламу этимологического словаря.
2. Написать мини-сочинение «О чем мне поведал этимологический словарь.
3. Пользуясь этимологическим словарем, подготовьте устное выступление на одну из тем:
- История слова работа.
- История слова привередливый.
- История слова обворожить.
Приёмы | Метапредметные УУД |
Реклама Мини-сочинение Устное выступление | Личностные: осознание национальной ценности русского языка, интерес к происхождению русских слов. Регулятивные: выбор домашнего задания по интересу, определение путей выполнения. Познавательные:осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: построение высказывания , донесение необходимой информации до слушателей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль: «Язык есть исповедь народа…»
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку....
фестиваль русского языка "Язык есть исповедь народа"
Положениео проведении районного фестиваля русского языка« Язык есть исповедь народа…»Общие положения:Настоящее Положение определяет статус, цели, задачи, категорию участников и порядок организац...
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык есть исповедь народа"
Данная презентация разработана к внеклассному мероприятию, посвященному Дню родного языка (21 февраля)...
Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс
Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....
Фестиваль русского языка "Язык есть исповедь народа"
Положение о проведении районного фестиваля русского языка « Язык есть исповедь народа…» определяет статус, цели, задачи, категорию участников и порядок организации и проведе...
Язык есть исповедь народа...
В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населя...
Доклад "Язык есть исповедь народа"
Духовно- нравственное воспитание школьников на уроков русского языка и литературы....