Конспект урока «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка в 6 классе «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова )построен в соответствии с принципами построения современного урока урока новых знаний в свете требований ФГОС ООО.  В основу положена технология развития критического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова)

Эпиграф:

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной...

(П.А. Вяземский)

Цели урока:

1.Показать формирование УУД при помощи приемов технологии РКМЧП.

2.Познакомить с новой наукой о языке-этимологией.

3.Выработать умение работать с этимологическим  словарем.

4.Воспитывать ценностное отношение к истокам слова.

Ход урока 

1.Оргмомент

С каким настроением вы пришли на сегодняшний урок?

Покажите при помощи смайликов.(звучит песня « От улыбки...»

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся,ведь не зря говорят , что улыбка-это поцелуй души. Надеюсь, что ваше настроение улучшилось ,и мы свами дружно поработаем)

2.Формулирование темы урока.

Работа с эпиграфом.

Исповедь народа-почему исповедь?

ПРИЕМ АССОЦИАЦИИ

Запишите свои ассоциации , связанные с этим словом.(Откровение,тайное,сокровенное)

ПРИЕМ МОЗГОВАЯ АТАКА(своеобразная умственная разминка, совместный поиск решений-запись всех версий на доске.

Все ли согласны?)

От какого слова оно произошло?(В древнерусском языке было слово въдати- «знать,иметь».От него возникло слово поведать- «сообщить,рассказать».

В каком  значении употребил это слово в сочетании исповедь народаПетр Андреевич Вяземский , известный русский критик и поэт 19 века.?

( «откровенный рассказ обо всем,что есть,в том числе и самом тайном»)

Что хотел сказать Петр Андреевич Вяземский?(Употребляя это сочетание ,он хотел подчеркнуть, что язык открывает нам все свои тайники,отражает все,что было в жизни народа ,его создавшего. И это глубоко верно.)

О чем же пойдет речь сегодня на уроке?( О тайнах слова,о науке,которая помогает проникнуть в эти тайны,о ее роли в нашей жизни)

Как же можно сформулировать словами из эпиграфа тему нашего урока?(Язык есть исповедь народа)

Приёмы

Метапредметные УУД

Ассоциации

Мозговая атака

Личностные: освоение национальной ценности русского языка.

Регулятивные:участие в формулировании темы урока;высказывание предположений на основе наблюдений.

Познавательные:осознание познавательной задачи; выдвижение гипотезы о происхождении слова «исповедь»;понимание переносного смысла выражения.

Коммуникативные:участие в обсуждении;владение диалогической речью

3.Актуализация знаний

а) ЗАДАНИЕ С ЗАТРУДНЕНИЕМ (Слайд презентации)

Выделите корни в словах: ненасытный, перекресток, осмелиться, затмение,переносица,ненастье.

Объясните значение слова, опираясь на корень слова.

В каком слове нельзя объяснить значение, опираясь на корень? (ненастье)

Почему?( Затерт смысл корня, поэтому связь не такая заметная, как это было раньше)

(Задание 2 группе.

Как произошли слова :летчик(летать),свисток (свистеть),подоконник (под окном),паровоз (возит на пару),лопата

Во всех ли словах можно определить происхождение слова? Почему?( Затерт смысл корня,поэтому связь не такая заметная,как это было раньше)

б)ПРИЕМ ВЕРНОЕ-НЕВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ

Верите ли вы,что...

1...отец копейки-копье?

2...сестра колеса-кольчуга?

3...брат лопаты-лопух?

4...слово ненастье образовалось от слова «настье»-хорошая погода?

5...червяк и червонец-неродственны?

6...из плата можно сделать платье?

7...наперсток,наперсник-слова одного племени?

Выберите неправильное утверждение,№ запишите в тетради. (№5,7)

Как можно проверить правильность данных утверждений?(обратиться к словарю,к учебнику)

Приёмы

Метапредметные УУД

Верное-неверное утверждение

Личностные: интерес к родному языку.

Регулятивные:высказывание предположений на основе интуиции.

Познавательные:осознание познавательной задачи; устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные:участие в групповом обсуждении задания.

4.Мотивация. Постановка целей и задач.Формулирование проблемы урока.

ПРИЕМ ЗХУ

Какие вопросы у вас возникли?

Заполните таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал

(формулировка целей урока)

(получил ответы на вопросы)

Какая наука занимается происхождением слов?

В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

Зачем нам нужна эта наука?В чем она поможет нам разобраться?

Сформулируйте цели нашего урока.

-познакомиться с новым разделом науки о языке;

-поработать с новым видом словарей;

-выполнив ряд упражнений,понять,зачем нужна эта наука

Сформулируйте проблему урока, т. е. вопрос, на который мы будем искать ответ.Запишите его  в своей тетради.Обменяйтесь мнениями (может быть в своей группе вы найдете единомышленников. Ведь намного легче решать проблему, если чувствуешь рядом плечо друга)

ПРОБЛЕМА: ЗАЧЕМ НУЖНА ЭТИМОЛОГИЯ

(1.Чтобы правильно писать слова с непроверяемой орфограммой;

2.Смысл фразы можно понять, только уяснив глубинное значение слова)

Что нужно сделать дальше ,чтобы достичь целей урока?(Обратиться к учебным материалам)

Приёмы

Метапредметные УУД

ЗХУ

Личностные: положительное отношение к познавательной деятельности.

Регулятивные: целеполагание;планирование путей достижения целей урока;умение самостоятельно контролировать время;формулирование проблемы урока и поиск путей ее решения  

Познавательные:осознание познавательной задачи.

Коммуникативные:участие в обсуждении целей  и проблемы урока; высказывание о обоснование своей точки зрения.

5.Открытие нового знания.(Работа с учебником)

Решаем проблему.Открываем новые знания.

ПРИЕМ ИНСЕРТ-ЧТЕНИЕ С ПОМЕТАМИ( Читая про себя, делайте пометы карандашом.

Заметьте, сколько времени понадобилось вам на чтение. Запишите это время в тетради.

После чтения заполните таблицу)

Прочитайте текст на стр.100,сделайте пометы(  известно;+-новые знания;?-непонятно),заполните таблицу

Знал(  )

Новое (+)

Есть вопросы(?)

Есть слова,происхождение которых неясно

Наука этимология занимается происхождением слов.

Узнать о происхождении слова можно из этимологического словаря.

Из словарной статьи можно узнать и способ образования слова, и какие родственные слова есть в настоящее время.

Наиболее доступный для школьников «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой

Родственны ли слова из «ДАНЕТКИ»?

Зачем это узнавать?

Приёмы

Метапредметные УУД

Инсерт

Личностные: положительная мотивация к изучению нового раздела языкознания и работе с этимологическим словарем.

Регулятивные: контролирование времени на выполнение задания.

Познавательные: владение основами изучающего и усваивающего чтения; усвоение основных понятий темы.

Коммуникативные: умение задавать вопросы и получать на них аргументированные ответы

6.Осмысление и закрепление.( Работа в группе)

1.ГРУППОВАЯ РАБОТА(Распределение ролей в группе:

идеолог-напоминает о задаче

секретарь-записывает идеи

координатор-обеспечивает равное участие всех в группе

инструктор-оказывает помощь...)

Задание группе №1

ПРИЕМ ЗИГЗАГ

 Прочитайте текст упражнения 177.Составьте его план. Перескажите при помощи приема ЗИГЗАГ(для этого распределите смысловые части в группе, перескажите услышанную от члена группы предыдущую и свою часть)

ПРИЕМ ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСы

Тонкие вопросы( требуют простого односложного ответа)

Толстые вопросы(требуют подробного развернутого ответа)

Кто? Что? Когда? Согласны ли...? Верно ли...?

Почему вы думаете? Почему вы считаете..? В чем различие...?Предположите, что будет, если...? Что если...?

Сформулируйте толстый вопрос по проблеме урока. Сделайте вывод о связи между историческим значением слова и его написанием в современном языке

(КАК ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА СВЯЗАНО С ЕГО НАПИСАНИЕМ?

Оказывается слова колесо и кольчуга можно проверить словом коло-колесо,круг;лопата и лопух словом лоп-лист,плоское расширение)

Задание группе №2

Работа со словарем.

ПРИЕМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Вернитесь к ДАНЕТКЕ и выясните ответы на эти вопросы при помощи словаря и рабочих материалов.

С помощью этимологического словаря определите происхождение слов . Каково их древнее значение?

Прочитайте текст.Расскажите,что нового вы узнали об этих словах?

Текст№1

Червяк и 10 рублей

        Какое отношение имеют друг к другу эти слова? Когда-то красную краску добывали из ярко-красных червей. Отсюда возникло слово червонный, что значит «красный». А десятирублевую денежную бумагу называли червонцем, потому что она была красного, т. е. Червонного, цвета. Поэтому, если вы задумаетесь, как пишется фонема в слабой позиции в словах червонный или червонец , смело проверяйте ее словом червь

Текст№2

Перчатки, наперсток, наперсник

     Знаете ли вы ,как в старину назывался палец? Перст.Этот корень сохранился в доживших до наших дней словах перстень и наперсток.

      И то и другое слово обозначает предметы, надеваемые на один перст. А то, что надевается на все персты сразу, называется перчаткой. Так что в случае затруднения вы можете проверить гласную в слове перчатки словом перст.

       А не родственник ли персту слово наперсник? Нет, это слоао другого племени. Оно ведет свое происхождение от слова перси- «грудь», поэтому и пишется без т. Словом наперсник называли друга, которому поверяли сокровенные мысли и тайны. По словам В.Г.Белинского,для Пушкина Жуковский был не только учителем, но и наперсником. Наперсницей Александр Сергеевич считал свою чернильницу. Ей он поверял самое сокровенное, когда писал стихи.

        Первых настоящих друзей , которые стали его наперсниками ,судьба подарила Пушкину в ранней юности.

Текст№3

Что можно сделать из плата?

        Платом в древние врмена называли кусок материи. А то ,что из него шили , называли платьем. От корня -плат- произошло и слово платок.

       Поэтому, такие слова, как платок, платяной и другие слова, состоящие с ними в родстве, смело проверяйте старинным словом плат.

 

Сделайте вывод о связи между историческим значением слова и его написанием в современном языке

Задание группе №3

Сделайте вывод о роли этимологии в понимании сокровенного смысла фразы.

(Понять сокровенный смысл фразы иногда можно понять, только уяснив глубинное значение слова. Нельзя приблизительно догадываться-нужно обращаться к этимологии слова.)

ПРИЕМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

1.Растолкуйте фразу, выяснив происхождение выделенных слов.

Не видно ни зги

Играть в бирюльки

2.Определите, имеют ли этимологическую связь выделенные слова в этих скороговорках

Около кола бьют в колокола.

Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.( Е. Григорьева)

Задание группе №4.

Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов. Проверьте по этимологическому словарю.

Вель- «большой»; верень - «связка, соединение»; волшба - «колдовство» ( от волхв - «кудесник»); лоп - «лист» ; балдак - «трость, палка»; перст - «палец»; ожерло - «горло».

(Великий,веревка,волшебник, лопух,набалдашник,перчатка(наперсток),ожерелье)

(слайд презентации)

Приёмы

Метапредметные УУД

Зигзаг

Толстые и тонкие вопросы

Лингвистическое исследование

Личностные: гордость за родной язык и его исследователей , которые в занимательной форме смогли рассказать о результатах своих поисков истинного значения слов;стремление к самостоятельному познанию тайн русского языка.

Регулятивные:действие по заданию;распределение заданий между членами группы.

Познавательные:осознание познавательной задачи; умение пересказывать текст;извлекать информацию из словарей.

Коммуникативные:участие в обсуждении;работать в сотрудничестве с членами группы;свободно излагать свои мысли; слушать и слышать других; умение формулировать толстые и тонкие вопросы.

7.Рефлексия.

1.Подведем итоги, вновь обратившись к таблице ЗХУ. Заполните колонку №3

Знаю

Хочу узнать

Узнал

(формулировка целей урока)

(получил ответы на вопросы)

Какая наука занимается происхождением слов?

В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

Зачем нам нужна эта наука?В чем она поможет нам разобраться?

Этимология

«Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой

Для решения орфографических задач; для проникновения в глубинный смысл фразеологизмов, пословиц, скороговорок, художественных произведений

2.Проведем рефлексию урока

Написать телеграмму (Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д. )

(Сегодня на уроке познакомились с интересней шей наукой-этимологией. Куплю себе этимологический словарь!)

Написать синквейн

(первая строка-одно существительное-тема;

вторая — два прилагательных, раскрывающих тему;

третья-три глагола, описывающие действия,относящиеся к теме;

четвертая-фраза-отношение к теме;

пятая-слово-резюме(личное отношение к теме, ее интерпретация)

(Этимология-

Древняя, скрытая.

Удивились, заинтересовались, задумались.

Настоящий детектив!

Отличная наука!

Приёмы

Метапредметные УУД

ЗХУ

Синквейн

Телеграмма

Личностные: гордость красотой и выразительностью русского слова, его богатыми возможностями.

Регулятивные:

Познавательные: соотношение целей и полученных знаний на уроке,умение обобщать, делать выводы , откликаться на изученное в разных формах.

Коммуникативные:знание основ коммуникативной рефлексии; использование языковых средств для отображения своих мыслей и чувств.

8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

 

Задание на выбор учащихся

1.Написать рекламу этимологического словаря.

2. Написать мини-сочинение «О чем мне поведал этимологический словарь.

3. Пользуясь этимологическим словарем, подготовьте устное выступление на одну из тем:

- История слова работа.

- История слова привередливый.

- История слова обворожить.

Приёмы

Метапредметные УУД

Реклама

Мини-сочинение

Устное выступление

Личностные: осознание национальной ценности русского языка, интерес к происхождению русских слов.

Регулятивные: выбор домашнего задания по интересу, определение путей выполнения.

Познавательные:осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные: построение высказывания , донесение необходимой информации до слушателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль: «Язык есть исповедь народа…»

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку....

фестиваль русского языка "Язык есть исповедь народа"

Положениео проведении районного фестиваля русского языка« Язык есть исповедь народа…»Общие положения:Настоящее Положение определяет статус, цели, задачи, категорию участников и порядок организац...

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык есть исповедь народа"

Данная презентация разработана к внеклассному мероприятию, посвященному Дню родного языка (21 февраля)...

Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

Фестиваль русского языка "Язык есть исповедь народа"

Положение о проведении  районного фестиваля русского языка « Язык есть исповедь народа…»  определяет статус, цели, задачи, категорию участников и порядок организации и проведе...

Язык есть исповедь народа...

В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в  духовно-нравственном развитии и воспитании   учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населя...

Доклад "Язык есть исповедь народа"

Духовно- нравственное воспитание школьников на уроков русского языка и литературы....