Фестиваль: «Язык есть исповедь народа…»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_est_ispoved.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль: «Язык есть исповедь народа…»
(Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку.)
Звучит музыка.
Ведущий 1.
Раскрывайте шире двери,
Заходите поскорей!
Улыбайтесь веселей,
Мы приглашаем всех друзей!
Ведущий 2.
Что за чудо?
Что за диво?
Зал наряжен так красиво!
С чего такой переполох?
Здесь наверное подвох?
Ведущий 3.
Не подвох ,а фестиваль!
Небо ясное, солнце красное,
Настроение у всех прекрасное!
И у нас с вами здесь
Интересного не счесть!
Ведущий 4.
Сегодня мы проводим фестиваль русского языка «Я зык есть исповедь народа…» Это большое событие для нас , ведь мы говорим на этом великом языке .В нашей огромной стране на русском языке говорят представители более чем 100 национальностей.
Ведущий 1
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса…берегите чистоту языка, как святыню!»- так говорил о русском языке И.С.Тургенев
Ведущий 2
Мы слышим и помним эти слова с первых дней нашего пребывания в школе. И каждый день убеждаемся в их справедливости.
Ученик читает стихотворение В Архипова «Колокол вечности»
Голос младенца
в родительской зыбке.
Мама над зыбкой
с усталой улыбкой.
Капли дождя
на девичьих ресницах.
Сладость от плена
открытой страницы.
Русская сказка ,
как птица крылата.
Силушка русская
тверже булата.
Первый озноб
меж любовью и болью.
Песня победная
ратного поля
Веточка-веха
в свирепой метели.
Вздохи мольбы
в остывающем теле.
Крик журавля
над родными полями.
Песня-молитва
в спасительном храме.
Чуден душою,
глубок, как родник,
Солнышком светел,
как небо, велик.
Колокол вечности-
РУССКИЙ ЯЗЫК «
Ведущий 3
Николай Михайлович Карамзин сказал прекрасные и , несомненно, верные слова: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учится свему природному»
Ведущий 4
Наш язык постоянно развивается и изменяется. Одни слова выходят из употребления, другие появляются. Если бы кто-то из вас встретился со своим сверстником, жившим 200 лет назад. У вас вряд ли бы получился диалог.
Ведущий 1
Знать историю языка, уметь объяснить происхождение и значение слов должен каждый, для кого русский язык является родным. Поэтому мы предлагаем вам небольшой экскурс в историю.
Ведущий 2
А знаете ли вы, что появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию.
Семья их жила на берегу тёплого Эгейского моря в городе Солуни (сейчас он называется Салоники).Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян –наших предков .Отец мальчиков был греком ,а мать –славянкой; она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.
Ведущий 3
Младший брат Кирилл нередко задавал старшему один и тот же вопрос:
-Почему учитель всё время говорит по-гречески, а в лавке он прекрасно изъясняется по-славянски?
-Да то в лавке. –был ответ.- А в школе можно говорить только по-гречески, потому что книги ,знания –все это от греков.
-А почему нельзя писать на славянском языке? Вот возьму и напишу….»дом».
- А вот «я живу в доме «не напишешь, так как нет такой буквы - «ж» ; да и «я» - нет, и других многих просто не существует.
Ведущий 4
Когда Кирилл обратился с подобными вопросами к самому учителю , тот ответил:
-В мире существует только два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые, и писать на них нельзя.
-Нет можно ! Вот возьму и придумаю для славян азбуку !
И придумал !Хотя это было нелегко!
Славянский алфавит придумали Кирилл и его старший брат Мефодий, хорошо знавшие языки южных славян.
Ведущий 1
Всё началось с того . что братья были посланы византийским императором в Моравию –научить тамошних славян богослужению на славянском языке; и, конечно, им нельзя было обойтись без алфавита, чтобы записать переводы священных книг Кирилл составил славянский алфавит на основе греческого; некоторые буквы он взял из других алфавитов или придумал сам.
Ведущий 2
Азбука, составленная им ,носит название глаголицы Впоследствии буквам алфавита придали форму. более похожую на греческое письмо. Некоторое время славяне использовали обе азбуки, но затем у болгар, сербов и русских, находившихся под церковным влиянием Византии, глаголица вышла из употребления.
Более новую славянскую азбуку назвали кириллицей –в честь Кирилла.
Ведущий 2.
Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании. Без изменения кириллица просуществовала в русском языке практически до Петра 1,при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв.
Ведущий 3.
Он убрал устаревшие буквы:»Юс большой»,»юс малый»,»омега» и «ук».Они существовали в алфавите только по традиции, а на деле без них прекрасно можно было обойтись.
Ведущий 4.
В 1918 году из русского алфавита «ушли» еще несколько устаревших букв: «ять», «фита», «ижица», «ер»и «ерь».
Ведущий 1.
За тысячу лет из нашего алфавита исчезло много букв, а появилось всего две:»Й» и «Е».Их придумал в 18 веке известный русский писатель , историк Н.М.Карамзин.
Ведущий 2.
И вот в конец в современной азбуке осталось. Сколько букв?(ребята отвечают:33 буквы.)
Ведущий 3.
А теперь мы начнем наш фестиваль русского языка. Первую его страницу открывают учащиеся 7»А» класса, а называется она»Тайна простого слова.».
Ученик 1.
Родина…Начинается она с изучения родного края, истории, родного языка.
Как бы мы узнали о событиях дней минувших ,если бы не сохранились названия того, что давно кануло в Лету-реку забвения?
Но никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории. У предков наших всегда было презрительное отношение к «Иванам, не помнящим родства», живущим лишь сегодняшним днё
Ученик 2.
Способность видеть, понимать и любить родную природу, дорожить ею возникает именно в детстве. Всё начинается с детства…
Вот мы и хотим вас спросить : достаточно ли человеку знать значение слова или всё-таки полезно заглянуть в его историю? По ответу на этот вопрос можно судить, любознательный ли Вы человек, стремитесь ли к знаниям, к глубокому изучению истории и культуры своего народа, хотите ли быть по-настоящему культурным и образованным.
Ученик 3.
Гусеница Оказывается (с трудом можно в это поверить), что слова гусеница и усы –родственники.
Тем не мене это так. По-болгарски гусеница- вусеница, по-украински- просто усеница Примерно так же звучало и древнерусское слово, означающее «волосатый червяк»,»мохнатая личинка».
А вот откуда потом г появилось, до сих пор точно неясно. То ли связь с гусем, то ли с гущерицей –ящерицей по- древнерусски.
Ученик 1.
Астра- греческое слово и означает звезда. Посмотрите на цветок астры- его лепестки действительно похожи на лучи
звезды.
Салат. Слово салат связано с глаголом солить и первоначально означало «солёная зелень». Затем словом салат стали называть и другие разновидности этого блюда.
Слово пришло в Россию в 17 веке из Франции, но восходит оно к итальянскому « солёный» и к латинскому
-«соль».
Ученик 2.
Коктейль. В переводе с английского языка коктейль означает» петушиный хвост». Это слово родилось в 19 веке в США. В то время большой популярностью пользовались петушиные бои ,и предприимчивые владельцы кафе так перемешивали различные напитки, что в стакане они образовывали несколько ярких цветных слоёв. Это напоминало пестрый хвост петуха.
Ученик 3.
Блины .А знаете ли вы , что слова блин и мельница- родственники? Оба оно исходят к древнерусскому слову млин, что означало «жернов», «нечто круглое».
Колюшка. Каждый защищается от врагов как может. Например , у колюшки вместо плавников колючки. Именно за это и получила рыба своё название.
Ученик 4.
Ужин. Мы привыкли к тому, что ужин у нас- вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной .Древнерусское угъ значило «юг». Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южная- ужин.
С течением веков, однако. На неё перешло слово обед, раньше значившее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало означать вечерний стол
Ученик 1
Мармелад .Мы заимствовали это слово из французского языка, в котором мармелад буквально значит «пастила из айвы».Испанско-португальское слово мармело означает «айва».
Теперь это слово имеет более широкое значение мармелад бывает из смородины, малины, яблок, сливы, клубники, ,груши. Персика
Ведущий 4.
Русский язык- огромная страна, где существуют свои правила и законы. Никто не имеет права их нарушать! Каждый человек, уважающий себя, свой народ, свой язык, просто обязан правильно произносить, писать и употреблять слова нашего прекрасного языка.
Ведущий 1.
Ученики 6а класса предлагают вам посмотреть, что бывает ,когда человек невнимательно относится к правилам языка.
(Уч-ся 6а класса показывают сценку»Ударение.»)
Ударение
(миниатюра)
Открывается Занавес. Комната. В кресле сидит мальчик.
-Так хочется поскорее в школу. нужно лекарство принять.
Берет бутылочку с лекарством. Читает:»три раза в неделю по одной столовой ложке. После приема пищи».
Начинает пищать.
Вбегает мама:
-Что случилось,сынок7Почему ты пищишь?
-А я лекарство принял. А здесь написано…(читает).
-Ах ты, глупышка. Ведь вы наверное прочел. Три раза после приема пищи,а не пищи.
-Ой ,мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.
Занавес.
Ведущий 1
Продолжая тему о правилах русского языка. Следующую страничку нашего фестиваля представляют учащиеся 7»Б» класса. А называется она «Весёлая грамматика»
Ученик 1
Мы предлагаем вам проверить свои знания по русскому языку. Итак, слушайте вопросы
- Какое русское слово состоит из трёх слогов?
2..Как выглядит форма повелительного наклонения глагола ездить?
3 Пятеро гномов гуляли по лесу. Вдруг навстречу им –дракон. Первый гном потом рассказывал:»Увидев его, мы оторопели,»второй:»Увидев его, мы обмерли», третий:»Увидев его, мы обомлели», четвёртый:»Увидев его, мы ошеломели», пятый:»Увидев его, мы оцепенели».Какой из гномов употребил в своём рассказе несуществующий глагол.
4. . В какой из этих пар слова соотносятся по смыслу не так , как остальные:
глупый- неглупый , злопамятный- незлопамятный,
злой- незлой, посредственный- непосредственный, конфликтный- неконфликтный.
5.Какой из грибов назван не по тому принципу, что остальные?
Подберёзовик., подосиновик, моховик, маслёнок, опёнок.
6. Вставьте недостающие слова в пословицы и поговорки.
Всем сёстрам по ____________.
На чужой сторонушке рад своей__________.
Делано наспех и сделано__________.
Русский ни с мечом, ни с калачом __________.
Не рой яму другому-____________.
В_______ омуте _______ водятся..
7. Есть ли родственная связь между словами цент, центнер, процент? Докажите.
8.Об одном из пунктуационных знаков французский писатель Оноре де Бальзак сказал, что он является «ключом ко всякой науке»Какой это знак?
9.В каких словах по сто согласных?
10. Какая буква в русском алфавите моложе всех?
11. Кто был создателем первого русского алфавита?
12. Как называются первые русские азбуки?
Ведущий 2
Даль степей сквозная,
гор размах орлиный-
сторона родная,
край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
летом щедр, как в сказке,
край хлебов и песен-
край наш
Краснодарский
В.Подкопаев
Ведущий 3
Кубанские синие ночи,
Черешен густой аромат,
Шумит над посёлком рабочим
Зелёными ветками сад
Он весь как хорошая сказка,
В нём полный разгул соловья.
Эх, сад мой бескрайний кубанский,
Счастливая юность моя.
С.Хохлов
Ведущий 4.
Нельзя не согласиться со стихами кубанских поэтов. Наш край, действительно , прекрасен, щедр и богат. Но главное его богатство- люди. Кубанский поэт Виктор Подкопаев так и сказал:
На Кубани живёт
богатырский народ,
и дела у него богатырские.
Ведущий 1
На территории нашего края проживают представители более чем 100 национальностей. А в нашей школе учатся дети 15 национальностей. У каждого из них есть свой родной язык. Но все они с большим уважением относятся к русскому языку, изучают его, постигают его глубины.
Ведущий 2
Послушайте, как читают эти ребята стихи великих русских поэтов.
(Учащиеся разных национальностей читают стихи А.С.Пушкина. М.Ю.Лермонтова, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета)
(Песня «Кубань- отчий дом)
Ведущий 3
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его души и быт родной…
П. Вяземский
Ведущий 4
О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям и различным надписям на памятниках, глиняных черепках, служивших вместо бумаги. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения , которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они –живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум ,даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Ведущий 1.
Свою страницу фестиваля представляют ученики 8»А». А называется она «Почему мы так говорим»
Сценка «Фразеологизмы в нашей жизни»
По сцене идёт задумчивый мальчик. Ему навстречу выходит группа ребят: три девочки и два мальчика
Одна из девочек начинает разговор:
-Привет, Антон. Что ты невесёлый какой-то?
- А чему веселиться? Сегодня все со мной на каком-то непонятном языке разговаривают
Учитель русского , Светлана Игоревна, велела не откладывать сочинение в какой-то долгий ящик . У меня вообще нет никакого ящика. С Вовкой из 7-б поделился радостью, что на летних каникулах в Германию еду, а он говорит:»Это ещё вилами по воде писано».Кто ж это вилами пишет да ещё и по воде?
Домой пришёл, сестра тут как тут:»Хватит, говорит бить баклуши, помогай мне в доме убирать» А я и не бил никого вовсе.
А когда тренер по футболу заявил:»Антоша, не исправишь «3» по географии- отчислю из команды»- у меня вообще нервы сдали.
Семён:
-Не расстраивайся ты так. Мы тебе сейчас всё объясним. Правда, ребята?
Алёна:
- Конечно! Все сочетания слов, которые ты не понял, -это фразеологизмы. Их принято употреблять, не отделяя слова друг от друга.
Катя:
- И значение их вытекает не из каждого отдельно взятого слова. Значения фразеологизмов приняты давно и имеют переносный смысл. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной и образной.
Кирилл:
-Вот послушай, что означают некоторые фразеологизмы.
Вилами по воде писано
Выражение это означает следующее :очень всё сомнительно ,неясно. Первоначально значение слова вилы –«круги», а не вид сельскохозяйственного орудия (вспомните «вилок капусты»). Слово вышло из употребления , а выражение тем не менее осталось. Означает оно нечто неточное, неясное, сиюминутное, исчезающее столь же быстро ,как круги на воде.
Рита:
Во всю Ивановскую
Во всю Ивановскую можно громко кричать., храпеть, голосить.
А связано это выражение с Московским Кремлём. Площадь в Кремле ,на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех городов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Алёна:
Ни кола ни двора
В старину в некоторых местностях колом называли полосу пахотной земли шириной в две сажени (4,5 метра).
Не иметь кола значило: не иметь и маленького клочка земли. Выражение ни кола ни двора означает наивысшую степень бедности.
Семён:
Время истекло
Почему мы так говорим?
Свыше двух тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции Риме, появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.
Отсюда пошли и такие выражения , как сколько воды утекло с тех пор (как давно это было), текущий год.
Катя:
Зарубить на носу
Зарубить на носу означает запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном носу .Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку или бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Кирилл:
Лезть на рожон
В старорусском языке (да и сейчас в некоторых говорах ) рожон –это заостренный с одного конца кол, шест, рогатина. С выставленным перед собой колом смельчаки- охотники шли на медведя. Напоровшись на рожон, зверь погибал.
Развязка, роковая для медведя, легла в основу поговорки лезть на рожон .Смысл её в следующем: предпринимать действия, заведомо обреченные на провал, «нарываться « по своей воле на крупные неприятности.
Рита:
- Теперь тебе понятно, что имели в виду твои собеседни7
Антон:
- Спасибо, ребята. До свидания. Побегу-ка я в библиотеку, фразеологический словарь полистаю. Фразеологизмы, оказывается,- очень
интересная вещь.
Ведущий 2
Русские писатели и поэты с особой любовью и чуткостью относились к русскому языку, бережно обращались с его богатствами. Посмотрите. какие чудесные слова сказаны ими о русском языке
( Ведущие читают слова великих людей о русском языке)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
К. Паустовский
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А.Н.Толстой
Русский язык чрезвычайно богат ,гибок и живописен для выражения естественных понятий…Что русский язык -один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
В.Г.Белинский
«Русский язык богаче всех, ибо в нем есть живость французского, твердость немецкого, нежность итальянского и возвышенность испанского»
М.В.Ломоносов
Ведущий 3
Наш фестиваль подошёл к концу .Я думаю, сегодня каждый из вас понял, как важно уметь правильно говорить, писать. Вы убедились, что интересна история нашего языка .
Так давайте же бережно относится к этому «достоянию, оставленному нам нашими предшественниками»
Ведущий 4
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
навеки!
Звучит песня «Россия» в исполнении школьного хора.
Составила
учитель русского
языка и
литературы
МБОУ СОШ № 10
ст. Медведовсксй
Гаврилова Е.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фестиваль русского языка "Язык есть исповедь народа"
Положениео проведении районного фестиваля русского языка« Язык есть исповедь народа…»Общие положения:Настоящее Положение определяет статус, цели, задачи, категорию участников и порядок организац...
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык есть исповедь народа"
Данная презентация разработана к внеклассному мероприятию, посвященному Дню родного языка (21 февраля)...
Фестиваль русского языка "Язык есть исповедь народа"
Положение о проведении районного фестиваля русского языка « Язык есть исповедь народа…» определяет статус, цели, задачи, категорию участников и порядок организации и проведе...
Язык есть исповедь народа...
В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населя...
ФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ «Язык – живая душа народа»
Разработка общешкольного внеклассного мероприятияФЕСТИВАЛЬ ЯЗЫКОВ (с элементами устного журнала)для 5 - 11 классов...
Доклад "Язык есть исповедь народа"
Духовно- нравственное воспитание школьников на уроков русского языка и литературы....
Конспект урока «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова)
Урок русского языка в 6 классе «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова )построен в соответствии с принципами построения современного урока урока новых знаний в свете треб...