Доклад "Язык есть исповедь народа"
статья по русскому языку на тему

Духовно- нравственное воспитание школьников на уроков русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_est_ispoved_naroda_2011.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Язык  есть  исповедь  народа,

                                                                                В  нем  слышится  его  природа,

                                                                                 Его  душа  и  быт  родной…

                                                                                                П.Вяземский

         Русский  язык  - язык  русского  народа.   В Российской  Федерации  он  является  государственным  языком.  Русский  язык  занимает  главное  место  в  системе  образования  российских  школьников.  Концепция  преподавания  русского  литературного  языка  базируется  на  четком  представлении  о  целях  и  задачах  школьного  образования  и  воспитании  гармонической  личности,  формирования  человека  высоконравственного,  образованного,  духовно  богатого,  физически  развитого  и  способного  к  самообразованию,  к  упорному  одухотворенному  труду  в  избранной  сфере  деятельности.

       «В  языке  одухотворяется  весь  народ  и  вся    родина, -  писал  замечательный  русский  педагог  К.Д.Ушинский. – Язык  есть  самая  живая,  самая  обильная  и  прочная  связь,  соединяющая  отжившие,  живущие  и  будущие  поколения  народа  в  одно  великое  историческое живое  целое… Пока  жив  язык  народный  в  устах  народа,  жив  и  народ.»  Много  тайн  и  любопытных  историй  связано  с  языком,  а  потому  никогда  не  наскучат  рассказы  о  жизни  языка. Сохранилось  предание,  что  первая  фраза,  которую  перевел  в  9  веке  с  греческого  языка  создатель  славянской  азбуки  гласила:  «В  начале  было  Слово,  и  Слово  было  у  Бога,  и  Слово  было  Бог». Так  начинается  библейский  рассказ  о  сотворении  мира,  о  появлении  первого  человека  на  нашей  планете  и  о  том,  как  он  научился  говорить  и  как  появились  на  Земле  первые  слова. « Обращаться  со  словом  нужно  честно.  Оно  есть  высший  подарок  Бога  человеку,» - писал  Н.В.Гоголь  в  статье  «О  том,  что  такое  слово».  Для  начала  попробуем  рассмотреть  слова,  исследуя  его  корень,  составляющие  его  слоги,  а  также  буквы.  Возьмем  слово  «слово».  Оно  состоит  из  приставки» с»  и  корня »лов».  Будем  «зреть  в  корень» .  Нам  сразу  вспоминается  слово  ЛОВИТЬ.  И действительно,  слова  ловят  наше  внимание,  и  одновременно  мы  улавливаем  их  из  пространства. С  другой  стороны,  вспомним  Библию.  Христос  объяснял своим  ученикам: »Я  ловец  душ  человеческих.  Христос -  это  ипостась  любви  Всевышнего,  а  любовь -  это  притяжение.  Люди  стремятся  к  объединению,  когда  их  души  наполнены  любовью. Поэтому  можно  сделать  вывод:  слово – это  то,  что  дано  людям  Богом  с  любовью.

        Сегодня  проблема  экологии  волнует  всех  и  каждого.  Речь  идет  о  катастрофическом  состоянии  природной  среды.  Академик  Лихачев  расширил  понятие  экологии,  поставив  проблему  экологии  духовной  культуры.  Бесспорно,  существует  и  проблема  экологии  языка.  Неблагополучное  состояние  языковой  среды  вызывает  духовную  деградацию  отдельной  личности  и  всего  народа,  может  уничтожить  народ  как  культурно – исторический  феномен.

       От  русского  человека    можно  услышать,  что  русский  язык  -«самый  трудный,  что  он  не  «любит  русский  язык».  Дитя  входит   в  духовную  жизнь  окружающих  его  людей  единственно  через  посредство  отечественного  языка.  Другими  словами,  на  уроках  русского  языка  мы  должны  воспитывать  языковую  личность  с  ценностным  взглядом  на  язык.

      Школьная  программа  последних  десятилетий  сложилась  так,  что  на  уроках  русского  языка  вне  поля  зрения  по  существу  осталась  эстетическая  функция  слова,  находящая  наиболее  полное  выражение  в  художественной  литературе.  Дети  не  видят  в  родном  языке  его  удивительного  богатства  и  красоты,  того,  чем  может  гордиться  каждый  ,  кто  считает  русский  язык  своим  родным.  Не  потому  ли  не  отзывается  душа  ребенка  на  проникновенные  и  авторитетные  высказывания  о  величии,  силе  и  богатстве  русского  языка.  Размышления  о  языке  можно  найти  у  многих  русских  писателей,  в  частности  -  у  И.С.Тургенева »Русский  язык»  

   Во  дни  сомнений,  во  дни  тягостных  раздумий  о  судьбах  моей  родины, - ты  один  мне  поддержка  и  опора,  о  великий,. могучий,  правдивый  и  свободный  русский  язык!  Не  будь  тебя -  как  не  впасть  в  отчаяние  при  виде  всего,  что  совершается  дома.  Но  нельзя  верить,  чтобы  такой  язык  не  был  дан  великому  народу!

Учащимся предложены карточки  с  данным  текстом. Они  определяют основную  идею  текста. На  экран  проецируется  высказывание  К.Бальмонта  о  том,  что  Тургенев  «спел  гимн  русскому  языку,  что  он  будет  жить  до  тех  пор,  пока  будет  жить  русский  язык,  значит  всегда.»  

-  Согласны  ли вы  с    тем,  что  анализируемое  стихотворение  можно  считать

  гимном  русскому  языку. Далее  можно  провести  анализ  средств  речевой  выразительности.  Учащиеся  находят  метафоры  (поддержка  и  опора)  и  делают  вывод,  что  с их  помощью  автор  выражает  свое  глубокое  личное  отношение  к  родному  языку.  Легко  обнаруживаются  эпитеты,  есть  лексические  повторы,  дается  толкование  слову  СОВЕРШАЕТСЯ (  оно  заимствовано  из  старославянского  языка,  на  что  указывает  приставка  СО-  ,  образовано  от  ВЕРШИТЬ,а  оно  -  от  »верх.»).  Далее  следует  анализ  синтаксиса  и  пунктуации.  Последняя  фраза  стихотворения  вносит  в  текст  полемичноть  и   выражает  обоснованную  позицию  автора. Подобный  дидактический  материал  помогает  учащимся  увидеть  связь  языка  и  культуры,  осознать,  что  уважительное  отношение  к  родному  языку -  соотнести  свое  представление  об  уникальности  родного  языка  с  мнением  мастера  слова.  Используя  на  уроках  по  разным  темам  тексты  и  отдельные  фрагменты,  содержащие  наблюдения  над  фактами  языка  и  речи,  размышления  о  языке,  учитель  не  только  формирует  знания,  умения  и  навыки,  но  и  реализует  культуроведческую  направленность  в  преподавании  русского  языка.  

         Возьмем,  к  примеру,  рассказ  Ф.Абрамова  «По  ребячьему  крику  соскучилась».  Анализ  текста   предполагает  не  только  глубокое  осмысление  содержания,  понимание  авторского  замысла,  но  и  возможность  насладиться  ювелирной  работой  автора  над  языком.  

       Что  значит  для  деревни» звоном  звенеть  от  ребячьего  крика».  -  Это  значит- продолжение  жизни, традиций, рода.  При  работе  с  текстом  дети  приходят  к  выводу,  что  с  гибелью  деревни  из  нашей  жизни  исчезают  такие  понятия ,  как  преемственность  традиций,  честь  рода,  душевная  доброта  и  чистота.  Включение  в  работу  таких  текстов  позволяет  учащимся  убедиться  в  том,  что  судьба  деревни  волнует  писателей,  что  деревня -  корни  России  и  вот  сейчас  эти  корни  слабеют,  а  кое – где  отмирают.  

        Язык  в  известном  смысле  -  это  наш  Дом,  наше « духовное  жилище.»  Что  означает,  например,  слово  СПАСИБО. Изначально-  спаси  Бог!  В  быстрой  разговорной  речи  словосочетание  сначала  срослось  в  одно  слово,  а  потом  потеряло  конечный  согласный.  У  каждого  человека  своя  судьба.  А  как  объяснить  значение  слова  ЧЕЛОВЕК.  А.С.Шишков  возводит  его  этимологию  непосредственно  к  понятию  «слово»:  СЛОВО -  СЛОВЕК,-ЦЛОВЕК-  ЧЛОВЕК-  ЧЕЛОВЕК.  А  слово  судьба  образовано  от  глагола  СУДИТЬ.  Первоначально  употреблялось  в  значении  «приговор»,  потом  появилось  значение  «Божий  суд»,  потом  «ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ,  УЧАСТЬ».  Порой  мы  не  осознаем,  как  высок  подлинный  смысл  слова.  К  примеру,  обыкновенное  слово  ПОЛ,  которое  возводит  нас  к  Священному  Писанию,  к  истории  сотворения  человека.  В  отличие  от  других  языков,  где  понятия  МУЖЧИНА  И  ЧЕЛОВЕК  выражены  одним  словом,  в  русском  языке  слово  пол  означает  половина.  Две  половины,  мужчина  и  женщина  ,  по  замыслу  Божию  о  человеке  становятся  единым  целым.  В  нашей  речи  часто  присутствуют  библейские  фразеологизмы,  привнося  в  нее  высокую  духовность  и  поучительный  оттенок.  Многие  высказывания  и  цитаты  из  Библии  стали  крылатыми  выражениями.  Например,  «талант  зарыть»,  «зарыть  талант  в  землю».  Существует  притча,  которая  описана  в  Евангелие.  Один  богатый  человек,  уезжая  из  дома  в  дальние  края,  раздал  свои  деньги  работникам,  чтобы  они  сохранили  их.  Один  работник  получил - 5  талантов, другой  -  2  таланта,  а  третий-1.( В  Древней  Греции  талантом  называлась  денежная  единица )Вернувшись,  он  спросил,  как  они  поступили  с талантами.  Оказалось,  что  два  работника  вложили  таланты  в  разные  дела  и  получили  прибыль,  а  третий  зарыл  свой  талант  в  землю,  сохранив   без  пользы.  Двух  первых  работников  хозяин  похвалил,  а  третий  вызвал  у  него  осуждение.

       Как  известно,  средства  массовой  информации  оказывают  сильное  влияние  на  речь  слушателей  и  читателей,  в  том  числе  на  распространение  иноязычной  лексики.                                                                                        Обидно  и  прескорбно,  что  терпимость в  наше  время   обернулась    толерантностью,  разномыслие -  плюрализмом.  Русскому  человеку  предписывают  отныне  испытывать   не  кураж  или  азарт,  а  драйв.  А  что  представляют  собой  рекламные  щиты.  Не  поймешь,  на  каком  тарабарском  языке  там  написано.  Отдельного  разговора  заслуживает  агрессивное  вторжение  в  нашу  речь  компьютерной  лексики.  Дрожь  пробирает,  когда  слышишь  из  уст  молодого  человека  о  том,  что  ему  надо  АПГРЕЙДИТЬ  машину  или  дачу (усовершенствовать).  Сленг,  в  котором  родные  корни  отсутствуют,  перекочевал  в  повседневную  речь  молодежи,  потеснив  слова  родного  языка.  Косноязычие  стало  болезнью.

        Сквернословие  также  проникло  в  наши  жилище  и  дворы,  школы  и  улицы.  Сквернословят  стар  и  мал:  отцы  семейства  и  будущие  матери.  Причем  слабая  половина  нашего  общества  ныне  дает  фору  мужской.  Русская  женщина  утрачивает  свою  воспетую  в  веках  святость,  на  что  более  рассчитывать.  В азербайджанском  языке  слово  мат  означает  состояние  остолбенения,  шока.  И  как  было бы  здорово,  если  бы  все  мы  и  в  самом  деле  испытывали  шок,  услышав  матерную  ругань.  А  что  преподносят  нам  передачи  телевидения.  Мы  ужасаемся  тому,  какое  огромное  количество  ошибок  ежедневно  обрушивается  на  нас  с  экранов  телевидения.  Надо,  наверное,  анализировать  эти  ошибки.  Учить  детей  «от  противного» -  как  не  надо  говорить  и  писать.                                                      На    уроках  русского  языка  больше  внимания  уделять  развитию  монологической  речи  учащихся,  ведь  школьникам  приходится  выступать  с  похвальным  словом  на  выпускном  вечере,  школьном  празднике.  В  последнее  время  часто  можно  прочитать  объявления  какого – либо  учреждения  или  фирмы  о  найме ,  подборе  сотрудников.  В  одних  объявлениях  указан  телефон,  в  других- адрес  для  корреспонденции.  Значит,  необходимо  направить  по  нему  резюме – вид  деловой  бумаги,  в  которой  кратко  излагаются  необходимые  для  нанимателя  сведения  о  том,  кто  претендует  на  предложенную  работу.                                                                                                                       Перед  учителем  русского  языка  стоит  задача  совершенствования  экологии  языка  и  культуры  в  нашем  обществе.

         Учитель – словесник  должен  быть  образцом  для  подражания  в  речевой  деятельности,  образцом  в  морально- этическом,  нравственном,  патриотическом  и  духовном  плане.  Он  воспитывает  личностью  своей,  своими  знаниями  и  любовью,  своим  отношением  к  миру.  Он  должен  видеть  в  ребенке  личность,  проявлять  к  нему  гуманность.

      Российский  язык  в  полной  силе  и  богатстве  утвердится,  переменам  и  упадку  неподвержен,  коль  долго  церковь  Российская  славословием Божиим  на  словенском  языке  украшаться  будет.

Спешите  в  храмы  Божии!

Русь  Святая  зовет!

Звон  плывет  как  встарь,

Русь  Святая  живет!

….Там  стройно  клирное  

Несется  пение…    на  церковном,  на  нашем,  на  славянском  языке,  тайно  образующем  священные  одежды  русского  языка  и  культуры,  колыбель,  щит  и  защиту  народа  русского  и  государства  Российского…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль: «Язык есть исповедь народа…»

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку....

фестиваль русского языка "Язык есть исповедь народа"

Положениео проведении районного фестиваля русского языка« Язык есть исповедь народа…»Общие положения:Настоящее Положение определяет статус, цели, задачи, категорию участников и порядок организац...

Презентация к внеклассному мероприятию "Язык есть исповедь народа"

Данная презентация разработана к внеклассному мероприятию, посвященному Дню родного языка (21 февраля)...

Фестиваль русского языка "Язык есть исповедь народа"

Положение о проведении  районного фестиваля русского языка « Язык есть исповедь народа…»  определяет статус, цели, задачи, категорию участников и порядок организации и проведе...

Язык есть исповедь народа...

В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в  духовно-нравственном развитии и воспитании   учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населя...

Историко-культурное наследие родного края:Есть такой народ – кряшены

Историко-культурное наследие родного края:Есть такой народ – кряшены...

Конспект урока «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова)

Урок русского языка в 6 классе «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова )построен в соответствии с принципами построения современного урока урока новых знаний в свете треб...