Доклад "Язык есть исповедь народа"
статья по русскому языку на тему
Духовно- нравственное воспитание школьников на уроков русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_est_ispoved_naroda_2011.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
П.Вяземский
Русский язык - язык русского народа. В Российской Федерации он является государственным языком. Русский язык занимает главное место в системе образования российских школьников. Концепция преподавания русского литературного языка базируется на четком представлении о целях и задачах школьного образования и воспитании гармонической личности, формирования человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого и способного к самообразованию, к упорному одухотворенному труду в избранной сфере деятельности.
«В языке одухотворяется весь народ и вся родина, - писал замечательный русский педагог К.Д.Ушинский. – Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое… Пока жив язык народный в устах народа, жив и народ.» Много тайн и любопытных историй связано с языком, а потому никогда не наскучат рассказы о жизни языка. Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевел в 9 веке с греческого языка создатель славянской азбуки гласила: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Так начинается библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он научился говорить и как появились на Земле первые слова. « Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку,» - писал Н.В.Гоголь в статье «О том, что такое слово». Для начала попробуем рассмотреть слова, исследуя его корень, составляющие его слоги, а также буквы. Возьмем слово «слово». Оно состоит из приставки» с» и корня »лов». Будем «зреть в корень» . Нам сразу вспоминается слово ЛОВИТЬ. И действительно, слова ловят наше внимание, и одновременно мы улавливаем их из пространства. С другой стороны, вспомним Библию. Христос объяснял своим ученикам: »Я ловец душ человеческих. Христос - это ипостась любви Всевышнего, а любовь - это притяжение. Люди стремятся к объединению, когда их души наполнены любовью. Поэтому можно сделать вывод: слово – это то, что дано людям Богом с любовью.
Сегодня проблема экологии волнует всех и каждого. Речь идет о катастрофическом состоянии природной среды. Академик Лихачев расширил понятие экологии, поставив проблему экологии духовной культуры. Бесспорно, существует и проблема экологии языка. Неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию отдельной личности и всего народа, может уничтожить народ как культурно – исторический феномен.
От русского человека можно услышать, что русский язык -«самый трудный, что он не «любит русский язык». Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка. Другими словами, на уроках русского языка мы должны воспитывать языковую личность с ценностным взглядом на язык.
Школьная программа последних десятилетий сложилась так, что на уроках русского языка вне поля зрения по существу осталась эстетическая функция слова, находящая наиболее полное выражение в художественной литературе. Дети не видят в родном языке его удивительного богатства и красоты, того, чем может гордиться каждый , кто считает русский язык своим родным. Не потому ли не отзывается душа ребенка на проникновенные и авторитетные высказывания о величии, силе и богатстве русского языка. Размышления о языке можно найти у многих русских писателей, в частности - у И.С.Тургенева »Русский язык»
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий,. могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Учащимся предложены карточки с данным текстом. Они определяют основную идею текста. На экран проецируется высказывание К.Бальмонта о том, что Тургенев «спел гимн русскому языку, что он будет жить до тех пор, пока будет жить русский язык, значит всегда.»
- Согласны ли вы с тем, что анализируемое стихотворение можно считать
гимном русскому языку. Далее можно провести анализ средств речевой выразительности. Учащиеся находят метафоры (поддержка и опора) и делают вывод, что с их помощью автор выражает свое глубокое личное отношение к родному языку. Легко обнаруживаются эпитеты, есть лексические повторы, дается толкование слову СОВЕРШАЕТСЯ ( оно заимствовано из старославянского языка, на что указывает приставка СО- , образовано от ВЕРШИТЬ,а оно - от »верх.»). Далее следует анализ синтаксиса и пунктуации. Последняя фраза стихотворения вносит в текст полемичноть и выражает обоснованную позицию автора. Подобный дидактический материал помогает учащимся увидеть связь языка и культуры, осознать, что уважительное отношение к родному языку - соотнести свое представление об уникальности родного языка с мнением мастера слова. Используя на уроках по разным темам тексты и отдельные фрагменты, содержащие наблюдения над фактами языка и речи, размышления о языке, учитель не только формирует знания, умения и навыки, но и реализует культуроведческую направленность в преподавании русского языка.
Возьмем, к примеру, рассказ Ф.Абрамова «По ребячьему крику соскучилась». Анализ текста предполагает не только глубокое осмысление содержания, понимание авторского замысла, но и возможность насладиться ювелирной работой автора над языком.
Что значит для деревни» звоном звенеть от ребячьего крика». - Это значит- продолжение жизни, традиций, рода. При работе с текстом дети приходят к выводу, что с гибелью деревни из нашей жизни исчезают такие понятия , как преемственность традиций, честь рода, душевная доброта и чистота. Включение в работу таких текстов позволяет учащимся убедиться в том, что судьба деревни волнует писателей, что деревня - корни России и вот сейчас эти корни слабеют, а кое – где отмирают.
Язык в известном смысле - это наш Дом, наше « духовное жилище.» Что означает, например, слово СПАСИБО. Изначально- спаси Бог! В быстрой разговорной речи словосочетание сначала срослось в одно слово, а потом потеряло конечный согласный. У каждого человека своя судьба. А как объяснить значение слова ЧЕЛОВЕК. А.С.Шишков возводит его этимологию непосредственно к понятию «слово»: СЛОВО - СЛОВЕК,-ЦЛОВЕК- ЧЛОВЕК- ЧЕЛОВЕК. А слово судьба образовано от глагола СУДИТЬ. Первоначально употреблялось в значении «приговор», потом появилось значение «Божий суд», потом «ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, УЧАСТЬ». Порой мы не осознаем, как высок подлинный смысл слова. К примеру, обыкновенное слово ПОЛ, которое возводит нас к Священному Писанию, к истории сотворения человека. В отличие от других языков, где понятия МУЖЧИНА И ЧЕЛОВЕК выражены одним словом, в русском языке слово пол означает половина. Две половины, мужчина и женщина , по замыслу Божию о человеке становятся единым целым. В нашей речи часто присутствуют библейские фразеологизмы, привнося в нее высокую духовность и поучительный оттенок. Многие высказывания и цитаты из Библии стали крылатыми выражениями. Например, «талант зарыть», «зарыть талант в землю». Существует притча, которая описана в Евангелие. Один богатый человек, уезжая из дома в дальние края, раздал свои деньги работникам, чтобы они сохранили их. Один работник получил - 5 талантов, другой - 2 таланта, а третий-1.( В Древней Греции талантом называлась денежная единица )Вернувшись, он спросил, как они поступили с талантами. Оказалось, что два работника вложили таланты в разные дела и получили прибыль, а третий зарыл свой талант в землю, сохранив без пользы. Двух первых работников хозяин похвалил, а третий вызвал у него осуждение.
Как известно, средства массовой информации оказывают сильное влияние на речь слушателей и читателей, в том числе на распространение иноязычной лексики. Обидно и прескорбно, что терпимость в наше время обернулась толерантностью, разномыслие - плюрализмом. Русскому человеку предписывают отныне испытывать не кураж или азарт, а драйв. А что представляют собой рекламные щиты. Не поймешь, на каком тарабарском языке там написано. Отдельного разговора заслуживает агрессивное вторжение в нашу речь компьютерной лексики. Дрожь пробирает, когда слышишь из уст молодого человека о том, что ему надо АПГРЕЙДИТЬ машину или дачу (усовершенствовать). Сленг, в котором родные корни отсутствуют, перекочевал в повседневную речь молодежи, потеснив слова родного языка. Косноязычие стало болезнью.
Сквернословие также проникло в наши жилище и дворы, школы и улицы. Сквернословят стар и мал: отцы семейства и будущие матери. Причем слабая половина нашего общества ныне дает фору мужской. Русская женщина утрачивает свою воспетую в веках святость, на что более рассчитывать. В азербайджанском языке слово мат означает состояние остолбенения, шока. И как было бы здорово, если бы все мы и в самом деле испытывали шок, услышав матерную ругань. А что преподносят нам передачи телевидения. Мы ужасаемся тому, какое огромное количество ошибок ежедневно обрушивается на нас с экранов телевидения. Надо, наверное, анализировать эти ошибки. Учить детей «от противного» - как не надо говорить и писать. На уроках русского языка больше внимания уделять развитию монологической речи учащихся, ведь школьникам приходится выступать с похвальным словом на выпускном вечере, школьном празднике. В последнее время часто можно прочитать объявления какого – либо учреждения или фирмы о найме , подборе сотрудников. В одних объявлениях указан телефон, в других- адрес для корреспонденции. Значит, необходимо направить по нему резюме – вид деловой бумаги, в которой кратко излагаются необходимые для нанимателя сведения о том, кто претендует на предложенную работу. Перед учителем русского языка стоит задача совершенствования экологии языка и культуры в нашем обществе.
Учитель – словесник должен быть образцом для подражания в речевой деятельности, образцом в морально- этическом, нравственном, патриотическом и духовном плане. Он воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Он должен видеть в ребенке личность, проявлять к нему гуманность.
Российский язык в полной силе и богатстве утвердится, переменам и упадку неподвержен, коль долго церковь Российская славословием Божиим на словенском языке украшаться будет.
Спешите в храмы Божии!
Русь Святая зовет!
Звон плывет как встарь,
Русь Святая живет!
….Там стройно клирное
Несется пение… на церковном, на нашем, на славянском языке, тайно образующем священные одежды русского языка и культуры, колыбель, щит и защиту народа русского и государства Российского…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль: «Язык есть исповедь народа…»
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку....
фестиваль русского языка "Язык есть исповедь народа"
Положениео проведении районного фестиваля русского языка« Язык есть исповедь народа…»Общие положения:Настоящее Положение определяет статус, цели, задачи, категорию участников и порядок организац...
Презентация к внеклассному мероприятию "Язык есть исповедь народа"
Данная презентация разработана к внеклассному мероприятию, посвященному Дню родного языка (21 февраля)...
Фестиваль русского языка "Язык есть исповедь народа"
Положение о проведении районного фестиваля русского языка « Язык есть исповедь народа…» определяет статус, цели, задачи, категорию участников и порядок организации и проведе...
Язык есть исповедь народа...
В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населя...
Историко-культурное наследие родного края:Есть такой народ – кряшены
Историко-культурное наследие родного края:Есть такой народ – кряшены...
Конспект урока «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова)
Урок русского языка в 6 классе «Язык есть исповедь народа» (Этимология как наука о сокровенном слова )построен в соответствии с принципами построения современного урока урока новых знаний в свете треб...