Система упражнений при подготовке к ГИА по русскому языку как эффективное средство повышения качества образования
статья по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Система упражнений при подготовке к ГИА
по русскому языку как эффективное средство повышения качества образования
А.К. Созонова, учитель русского языка и литературы, зам. директора по УВР Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» города Чебоксары
Чувашской Республики
Каждый учитель заинтересован в качестве знаний своих учеников и их успешной сдаче экзаменов. К сожалению, в обществе бытует мнение, что сдать ГИА без репетиторов на хорошие баллы невозможно. Как учитель готова поспорить с этим мнением: если начать к экзаменам готовиться с 5 класса, то результат будет: например, мои выпускники сдали ЕГЭ-2015 со средним баллом — 74,65 в обычной школе на окраине города, в то время как в Чувашии он составлял 68, 94. ЕГЭ-2012 сдали со средним баллом – 73,93 при среднем балле по республике – 65,31. Секрет прост: терпение, трудолюбие и система работы.
Я хочу остановиться лишь на некоторых моментах свой деятельности. На мой взгляд, интерактивные методы позволяют повысить активность учеников на уроке и увеличить темп урока. Обычно в методической литературе описываются различные формы интерактива между учениками, группами учеников. Но эта методика может быть применена и в работе учителя с учеником (индивидуально с каждым учеником класса одновременно), т. к. основной принцип приема - обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога — при этом соблюдается. Его можно использовать практически на каждом этапе любого урока. Основной «инструмент», применяемый в работе, — пальцы учеников (можно ручки, карандаши), которые они показывают. Кому-то это может показаться неэстетичным, но он очень удобен. Например, учим или повторяем склонение: 1 палец означает первое склонение, 2 пальца — второе, 4 — разносклоняемые; 1 палец — одну Н, 2 — НН, 1 палец — слитное написание производных предлогов, 2 — раздельное... Существует с учениками и договоренность на определенные правила: например, безударные гласные, проверяемые ударением — 1 палец, непроверяемые — 2, чередующиеся — 3.; безличные предложения — 1, неопределенно-личные — 2. У нас, учителей, одна беда: дети не хотят учиться, а при такой работе «отдыхать» невозможно: работает весь класс, неуверенные в себе дети, дети с тихим голосом работают наравне со всеми, приобретают уверенность. «Чтобы быть умным – надо работать руками, чтобы работать руками – надо работать головой» — эти слова очень хорошо показывают связь между движением и работой головного мозга. Постепенно слабые ученики втягиваются в работу. Конечно же, обязательно пользуемся и сигнальными картами, часто даже совмещая оба способа. Например, при проверке слова «опоздать», ученики показывают 3 пальца, что означает чередование, и карточку с буквой О. В подобной форме проводим и физкультурную разминку. При повторении пунктуации ученики могут показывать схему на карточке или на пальцах указывают номер заранее начерченной на доске схемы. Главное, что такую форму можно использовать при изучении и закреплении любого раздела языкознания.
«Пальчиковый» метод помогает и при проверке домашнего задания, в котором ученики не просто обязаны подчеркнуть пропущенную букву, но должны графически ее объяснить, при этом обязательно выделив морфему. Качество выполнения домашнего задания — серьёзный фактор повышения успеваемости, необходимо учеников с первого же урока приучать графически объяснять все пропущенные буквы и постановку знаков препинания: работа, в которой не выполнено это условие, не может считаться выполненной. Конечно, трудно учеников сразу научить графическому объяснению, поэтому очень важна совместная проверка домашнего задания с проговариванием по цепочке и записью на доске. Но чтобы все ученики были вовлечены в процесс проверки, важно использовать отработанные с классом приемы. В то время, когда весь класс на пальцах показывает объяснение, один ученик (обычно по порядку) комментирует написание, другой записывает слово на доске. Для отработки какой-либо орфограммы использую игру-эстафету. На последней парте каждого варианта лежит перевёрнутый лист с указанием темы, например, Н или НН. По сигналу учителя начинается эстафета, ученик, сидящий на последней парте, записывает слово, графически объясняя орфограмму, и передает лист впереди сидящему. Тот также записывает слово и также передает вперед. При этом впереди сидящие ученики, обнаружив ошибку, должны её исправить. Ученики варианта, которые быстрее справились с заданием и при этом не допустили ошибок, получают отличные оценки, можно поощрить и другие команды за хорошую работу. Подобные игры приучают учеников выделять орфограмму. «Не мытьём так катаньем» результата можно добиться: обычно к концу 5 класса все ученики начинают понимать, что же хочет от них учитель, и графически объясняют орфограмму.
Важным фактором повышения знаний и накопления оценок являются и тестовые технологии. Понимаем все: без систематического контроля результата не будет, а тетради во всех классах ежедневно проверять невозможно. Уровень сформированности и прочность знаний учащихся явно зависят от систематического индивидуального опроса, глубины контроля. Регулярный контроль воспитывает у учащихся привычку к систематическому труду, повышает личную ответственность учащегося за результат своего труда. Тестовые технологии позволяют существенно увеличить объём контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создают предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения. Школьников необходимо приучить к тому, чтобы они умели не только выбирать правильный ответ, но обосновывали свой выбор. Поэтому заключительный этап в организации тестирования — вербализация результатов тестирования – самый важный фактор в данной технологии. Учащиеся желают сразу узнать результаты своей работы, поэтому, прежде чем сдать свои листы, они переписывают свои варианты ответов. Оперативное обсуждение полученных результатов на уроке с комментарием, по цепочке (при этом работу первого варианта комментируют ученики второго и наоборот) считаю эффективным средством корректировки знаний, оказывающим положительное влияние на испытуемых, способствующим их совершенствованию. Таким образом, тестовая технология из средства контроля учащихся превращается и в работу обучающего характера. Отсюда можно сделать вывод, что тесты помогают систематизировать знания учащихся по какому-либо разделу, помогают выявить знания и пробелы, дают возможность работать со всеми, учить всех, подтягивать слабых. Если ученик не доволен результатом, он может создать свой тест по данной теме и защитить его. При большом выборе ответов один из недостатков тестирования - метод тыканья – маловероятен.
Ученикам всегда хочется, чтобы их оценивали, при этом их обычно тяготит ожидание; к тому же они всегда должны быть в тонусе: изучая сегодня какую-то тему, они должны вспоминать ранее изученные. В этой ситуации, на мой взгляд, удобен вариант фронтального опроса — мини тест, состоящий из 10 -15 заданий (в зависимости от класса). Ученики уже знают, какое задание какой теме посвящено: они записывают слова с графическим объяснением. Перед Вами вариант теста для 8 класса.
- Поставьте правильно ударение: красивее
- Объясните правописание приставки: ра..щедриться
- Объясните орфограмму в корне: натв..рить
- Объясните правописание суффикса: красав..ца
- Объясните окончание глагола: стел..тся
- Объясните правописание Н и НН: старин..ый город
- Запишите указательные местоимения.
- Чем осложнено предложение: Паруса уже наполненные ветром и готовые к полету звенели натянутой тетивой.
- Назовите тип словосочетания: стремиться к знаниям
- Какое изобразительное средство использовано: Сладостное мучение испытывал он, вернувшись в Россию.
При проверке задания 1 все показывают, на какой слог падает ударение; при проверке заданий 2-6, 9 показывают сигнальную карту или пальцы. При выполнении задания 8 выписывают осложняющую часть и подчёркивают как член предложения. В 10 задании выписывают художественный элемент и называют его. Когда подобная работа становится системной, ученики справляются с ней за 3-4 минуты, при этом сразу после выполнения видят результат своего труда.
При такой организации познавательной деятельности создаются комфортные условия: все ученики оказываются вовлечёнными в работу. Важно, что на уроке никто не бездельничает, все имеют возможность проверить то, что они знают. Такой подход помогает формировать ключевые компетенции. Учитель сразу видит слабые места учеников, получается своеобразный диалог.
Задача учителя — сделать сложное простым: так объяснить тему, чтобы ученик запомнил ее навсегда, ведь учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Стараюсь применять мнемотехнику, и здесь в ход идет все: «Гнать, держать...» при изучении спряжения глаголов, «Пастух Фока, хочешь щец» при изучении глухих согласных, «Красавица в платьице, красавец в пальтецо» при изучении правописания суффиксов , «Много ели торты, не налезли шорты» при изучении орфоэпических норм, «Один названый брат женился, посаженый отец, конченый человек принёс приданое: жеваные брюки, кованые сапоги, смышлёного кота» при правописании Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий... Например, правило пунктуации при стечении подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с последовательным подчинением мы называем «Правилом 3 элементов»: 1 элемент — первый союз, 2 элемент — второй союз, третий элемент либо запятая, либо продолжение ТО или ТАК. Данным правилом пользуемся и при пунктуации в сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью. Учитель должен давать как можно раньше - как можно больше материала, т.е. в 5 классе знакомить учащихся с темами, которые по программе изучаются в старших классах. Чем раньше дадим ученикам информацию (а затем будем её повторять), тем лучше они её запомнят.
В основе эффективной работы лежит умение сосредотачиваться и не отвлекаться. Необходимо научить ребят концентрировать внимание: нормальный ребенок без проблем сдаст экзамен, если будет на уроке активно работать. Нужно учиться в течение нескольких лет, а не в последние несколько месяцев лихорадочно гонять тесты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование активных и интерактивных методик преподавания предметов гуманитарного цикла как эффективное средство повышения качества современного образования
Презентация об использовании активных и интерактивных методик при изучении предметов гуманитарного цикла...
Эффективность урока иностранного языка как средство повышения качества образования
В статье рассматривается эффективность урока иностранного языка как средства повышения качества образования и мотивации учащихся в современной системе школы. Подчеркивается значение урока как...
СТАТЬЯ "Развитие международных связей как эффективное средство повышения качества образования и мотивации к изучению немецкого языка"
Развитие международных связей....
Доклад "Эффективность урока иностранного языка как средство повышения качества образования"
Выступление на педагогическом совете...
«Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в школе».
laquo;Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в школе»....
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, как одно из эффективных средств повышения качества образования в рамках реализации ФГОС.
В рамках реализации новых идей в образовании важно сохранить степень индивидуализации в подходах к обучению ребенка, правильно оценить степень его готовности воспринимать знани...
Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.
VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...