Урок развития речи. Обучение приема сжатия текста.
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)

Предлагаю материал, который поможет учителям-словесникам организовать работу по подготовке к сжатию текста на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_priyomam_szhatiya_teksta.pptx88.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение приёмам Сжатия текста. Л. Вертель «ПЛЕННИК»

Слайд 2

Определите стиль речи Какой тип речи преобладает? Если тип речи – повествование, нам нужно выделить главные события. Назовите их. 1. Рассказчик вновь оказался в лесном доме. 2.Засыпая, он услышал посторонний звук. 3. Он нашёл картонную коробку из-под сметаны, в которую забрался мышонок. 4. Рассказчик помог пленнику выбраться из неё.

Слайд 3

1.Прошло две недели. 2.Мы с Беней снова были в лесном доме и снова готовились коротать долгую осеннюю ночь. 1.Прошло две недели. 2.Мы с Беней снова были в лесном доме и снова готовились коротать долгую осеннюю ночь. 1. Какая информация в первом абзаце будет главной, а какая – второстепенной? Что можно исключить? 2.Как объединить два предложения в одно? 1. Через две недели мы с Беней были в лесном доме и готовились к ночёвке.

Слайд 4

3.В последние дни сильно дождило, а тут, как по заказу, выдался редкий для этой поры тихий лунный вечер. 4.Рябину птицы давно уже всю склевали, ветви облегченно приподнялись, и незатененные окна были залиты слегка голубоватым, как обезжиренное молоко, призрачным светом. 5.От этой странной подсветки, появлялось ощущение, что мы вовсе и не в своем, таком привычном, с натопленной печкой доме, а в какой-то сказочной избушке, где живут добрые гномики в деревянных туфельках. Какая информация нам необходима для дальнейшего повествования ? Выделите то, без чего непонятно будет продолжение рассказа.

Слайд 5

3.В последние дни сильно дождило, а тут, как по заказу, выдался редкий для этой поры тихий лунный вечер. 4.Рябину птицы давно уже всю склевали, ветви облегченно приподнялись, и незатененные окна были залиты слегка голубоватым, как обезжиренное молоко, призрачным светом . 5.От этой странной подсветки, появлялось ощущение, что мы вовсе и не в своем, таком привычном, с натопленной печкой доме, а в какой-то сказочной избушке , где живут добрые гномики в деревянных туфельках. Как объединить простые предложения в одно сложное? Какие специальные слова нужны для этого? В лунный вечер окна были залиты призрачным светом, и от этой подсветки казалось, что мы в сказочной избушке .

Слайд 6

Выделите то, без чего непонятно будет продолжение рассказа. Какие предложения можно исключить? 6 . После ужина, вооружившись налобным светильником, лежа на кровати поверх одеяла, я не спеша, дочитывал интересную новеллу. 7 . Огарок свечи на столе уже почти догорел, оставалась самая малость. 8.Наконец свеча погасла, можно было отходить ко сну. 9 . Я повернулся к стене, чтобы не мешал лунный свет, и был уже на пороге сновидений, как вдруг ухо различило в дальнем углу какой-то посторонний звук. 6 . После ужина, вооружившись налобным светильником, лежа на кровати поверх одеяла, я не спеша, дочитывал интересную новеллу. 7 . Огарок свечи на столе уже почти догорел, оставалась самая малость. 8.Наконец свеча погасла , можно было отходить ко сну. 9 . Я повернулся к стене, чтобы не мешал лунный свет, и был уже на пороге сновидений, как вдруг ухо различило в дальнем углу какой-то посторонний звук.

Слайд 7

8.Наконец свеча погасла, можно было отходить ко сну. 9 . Я повернулся к стене, чтобы не мешал лунный свет, и был уже на пороге сновидений, как вдруг ухо различило в дальнем углу какой-то посторонний звук. Когда свеча погасла, я услышал посторонний звук. Используйте союз «когда», чтобы обеспечить логическую связь между предложениями. Запишите получившееся предложение.

Слайд 8

Исключите второстепенную информацию. Выделите главные события. 10. Стряхнув с себя дрему, прислушался. 11.Ну, конечно же, это мышка, дождавшись своего часа, вышла на промысел. 12.Судя по всему, мышка забралась в какую-то картонную коробку под столом, где лежали продукты, и чего-то там усердно грызла. 13.«Ну-ка, брысь»: крикнул я, не поднимая головы. 14.Но шебаршение в коробке не прекратилось. 15.Дотянувшись до книги, я пару раз стукнул ею по столу, но и это не помогло. 16.Пришлось вставать. 17. У меня крепло подозрение — здесь что-то не так. 18.Нацепив на голову фонарик, я начал обследовать угол, из которого, как мне казалось, раздавались подозрительные звуки. 19.Под столом, куда я забрался на четвереньках, был целый склад всякой всячины.

Слайд 9

10 . Стряхнув с себя дрему, прислушался . 11.Ну, конечно же, это мышка , дождавшись своего часа, вышла на промысел. 12.Судя по всему, мышка забралась в какую-то картонную коробку под столом, где лежали продукты, и чего-то там усердно грызла. 13 .«Ну-ка, брысь»: крикнул я , не поднимая головы. 14.Но шебаршение в коробке не прекратилось. 15.Дотянувшись до книги, я пару раз стукнул ею по столу, но и это не помогло . 16.Пришлось вставать. 17 . У меня крепло подозрение — здесь что-то не так. 18.Нацепив на голову фонарик, я начал обследовать угол, из которого, как мне казалось, раздавались подозрительные звуки. 19.Под столом, куда я забрался на четвереньках, был целый склад всякой всячины. Какие предложения следует исключить? (11, 14, 16 - 19). 2. Объедините предложения № 10, 11, 12,13, заменив их сложным предложением с однородными сказуемыми. 3. Замените предложение с прямой речью сложноподчинённым.

Слайд 10

Проверим Прислушался и понял, что это мышка забралась в картонную коробку. Я попробовал криком напугать её, но это не помогло.

Слайд 11

Исключив второстепенную информацию, объедините два предложение в одно. Какое средство связи следует использовать? Используйте местоимения вместо повторяющегося слова «мышка». 20.Наугад , поднеся к уху небольшую, уже распечатанную коробку сметаны, сразу понял – тут она, голубушка. 21.Объяснялось всё просто: учуяв лакомство, мышка кое-как протиснулась в распечатанную картонную коробку, а вот обратно выскочить, бултыхаясь в сметане, уже не смогла. Поднес к уху распечатанную коробку сметаны и сразу понял, что мышка протиснулась в неё, а вот обратно выскочить уже не смогла.

Слайд 12

Подчеркните главное. Какой приём для сокращения текста вы используете? Объедините предложения № 24 и 25, используя в роли средства связи относительное местоимение. 22.Я положил коробку на бок и приготовился стать свидетелем её позорного бегства. 23 . Прошло и пять, и десять секунд, а мышь всё еще не решалась дать драпака . 24 . И, когда я уже собирался вытряхнуть её насильно, вдруг из коробки медленно начал выползать комок сметаны. 25 . Я смотрел и не верил своим глазам: в живом белом комке угадывался мышиный хвостик! Я положил коробку на бок и стал ждать. И вот из сметаны начал выползать комок , в котором угадывался мышиный хвостик!

Слайд 13

Какие предложения можно исключить? (№29-31) 26.И тут до меня окончательно дошло: да это же маленький мышонок, совершенно выбившийся из сил. 27.Он прополз еще сантиметров десять и в изнеможении замер. 28.Наконец мышонок пополз дальше. 29.Я, как заправский болельщик, мысленно подбадривал его: «Ну давай же, малыш, давай! Самое страшное уже позади! Печка уже рядом Родичи встретят тебя, как героя!». 30.С великим трудом страдалец наконец-то добрался до своего подполья. 31.Драма со счастливым концом закончилась. Это же мышонок! С великим трудом страдалец добрался до своего подполья.

Слайд 14

Сжатый текст Через две недели мы с Беней были в лесном доме и готовились к ночёвке. Когда свеча погасла, я услышал посторонний звук. Прислушался и понял, что это мышка забралась в картонную коробку. Я попробовал криком напугать её, но это не помогло. Поднес к уху распечатанную коробку сметаны и сразу понял, что мышка протиснулась в неё, а вот обратно выскочить уже не смогла. Я положил коробку на бок и стал ждать. И вот из сметаны начал выползать комок , в котором угадывался мышиный хвостик! Это же мышонок! С великим трудом страдалец добрался до своего подполья. (93 слова).

Слайд 15

Используя получившийся текст, сократите его д о 60-70 слов Окончательный вариант Мы с Беней были в лесном доме. Когда свеча погасла, я услышал посторонний звук и понял, что это мышка забралась в картонную коробку. Я поднес её к уху, и сразу стало ясно, что мышка протиснулась внутрь, а вот обратно выскочить уже не смогла. Положил коробку на бок и стал ждать. И вот начал выползать комок сметаны , в котором угадывался мышиный хвостик! С трудом страдалец добрался до своего подполья. ( 69 слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Обучение приемам сжатия текста (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Данная методическая разработка позволяет готовить детей к ГИА с 8 класса. Помогает это сделать теоретический и раздаточный материал, где используются различные приемы сжатия текста....

Урок развития речи Работа с художественным текстом. 5 класс.

Урок построен в соответствии с ФГОС. Организована работа в группах сменного состава по индивидуальным рабочим листам....

Урок развития речи. Связь предложений в тексте

Цели урока: Ознакомление с видами связи предложений в тексте; Развитие речевой культуры и словарного запаса обучающихся. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Краткое опи...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен...

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева «Старый пень» 5 класс

Урок нацелен на формирование у учащихся умения сжато передавать информацию, применяя приёмы сжатия....