Практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ (15.3)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Как вы понимаете, что такое КРАСОТА? Выполнение задания 15.3 на ОГЭ (написание сочинения-рассуждения), как правило, вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Предлагается подробная разработка урока-практикума с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc98.5 КБ
Microsoft Office document icon tekst_dlya_analiza.doc41 КБ
Office presentation icon oge_9y_klass.ppt350.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  

на ОГЭ по русскому языку

(задание 15.3)

Цель занятия: сформировать у школьников навыки написания сочинения-                                     рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).

Задачи:

образовательные:  

- расширение и углубление знаний по культуре речи;

-повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка;

развивающие: 

- развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                               композиционно-содержательный анализ исходного текста и отбирать материал для собственного текста публицистического  характера;

воспитывающие: 

- формирование нравственных качеств учащихся.

Методы обучения:

проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

I.Организационный момент (1 мин)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим подготовку к итоговой аттестации.

СЛАЙД №1.

- Каковы же цели нашего занятия?

Ученики: Поработать над некоторыми заданиями части А, Б и составлением сочинения-рассуждения.

СЛАЙД №2

II.Отработка навыков сжатия

- Напомните, пожалуйста, структуру КИМа по русскому языку.

Ученики:  Сжатое изложение, тестовая часть, сочинение-рассуждение.

- Сегодняшний практикум построим в соответствии с этими тремя частями экзамена.

Итак, какова ваша задача при выполнении первого задания?

Ученики:  Суметь сократить текст, используя разные способы сжатия, или компрессии.

- Какие приёмы сжатия вы знаете?

У: Исключение, обобщение, замена. СЛАЙД №3

- Мы с вами не раз выполняли упражнение на применение различных способов компрессии, писали сжатое изложение, а сегодня попробуем сократить текст абзаца, устно передав его основное содержание.

Включаем аудиозапись. (1 мин)

У: Пересказ. Применили исключение, замену, обобщение.

- В чем испытывали затруднения?

- Задача на будущее?

- Следующий этап работы - выполнение тестовой части. Предлагаю вам три задания, которые также связаны с анализом текста. 

III. Тренинг по задания А3, А6, А7 из тестовой части

- Итак, выполняем работы на карточках (они пронумерованы). Задания также выведены на слайд.

1) Задание А3 (карт. №1)  

     А) - Какие знания проверяет? СЛАЙД№4

    - Насколько важно знание этой темы? Где и когда пригодится.

    - При анализе произведений на уроках литературы, ЕГЭ.

    Б) Самостоятельная индивидуальная работа. СЛАЙД№5

    В) Самопроверка  СЛАЙД№6. Важно для рефлЕксии в конце урока.

   - В определении какова тропа или стилистической фигуры затруднялись?

2) Задание А6? (карт. №2)

  А) - Что проверяет это задание?

      - Умение заменять стилистически окрашенную лексику на нейтральную и наоборот.     СЛАЙД №7 с заданием

Б) Выполнение группой.

В) Проверка вслух.

 СЛАЙД №8.

3) Задание А7? (карт.№3)

А) - Какие умения и знания проверяет? 

- Умения преобразовать словосочетания, знания типов подчинительной связи.

- Какие виды связи слов в словосочетании вам известны?    

- Согласование, управление, примыкание.                                                                                          

Б) Выполнение. Задание. СЛАЙД №9

В) Сверка ответов. СЛАЙД №10

- Промежуточный итог: Над чем необходимо поработать?

- Ответы

Переход к заданию 15.3

- Какая часть экзамена вызывает у вас наибольшие затруднения?

- Написание сочинения.

СЛАЙД №11

- Исходя из задания, определим цели нашего практикума.

- Повторить композицию сочинения-размышления,

- попрактиковаться в подборе аргументов из предложенного текста и личного опыта;

- научиться делать вывод в сочинении-рассуждении.

- Работаем в группах, в ходе урока делаем все необходимые пометки. Они пригодятся вам для написания сочинения-рассуждения дома.

IV.Чтение текста П.Васильева «Уродина»

Задание 1: Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов: 1, 2, 5.
1) Дом был старый и предназначался под снос, поэтому его не телефонизировали.
2) У Полины Ивановны случился приступ аппендицита.
3) Вызвать неотложку оказалось делом сложным.
4) Внучка Полины Ивановны была редкой красоты.
5) Полина Ивановна умерла утром следующего дня.

Задание 2: Определите

а) стиль текста (художественный),

б) тип речи (повествование с элементами описания),

в) тему текста (что такое красота).

V. Групповая работа (по 6 человек). Обсуждение результатов групповой работы (дополнения др. групп)

- Какова композиция сочинения-рассуждения? Сколько частей (абзацев) будет в вашем сочинении? Что будет являться тезисом?

- Вступление, основная часть, вывод. 4 (5) части. Определение понятия.

- Организация работы: 5 групп

1 - работает над определением (дать разными способами)

2 - готовит аргументы из текста

3 - находит пример из жизненного опыта

4 группа - готовит вывод (заключение). Своё мнение, которое входит в вывод-заключение.

5 группа - эксперты.

Задача: 1) оценивать работу каждой группы  

2) вносить свои дополнения

3) отредактировать текст сочинения

1 группа. Дайте определение понятия КРАСОТА и комментарий к нему.  

- Чтение определения. Комментарий.

- А как у нас и у Ожегова (зачитать). Делаем пометки. СЛАЙД №13

Мне кажется, красота – это особые свойства предмета, природы или человека, которые доставляют удовольствие, радость при их созерцании. Это всё прекрасное, что нас окружает. СЛАЙД №14. Правда, не всякую красоту увидишь глазами. К примеру, часто человека делают прекрасным не внешность, а внутренняя гармония, чистая совесть, стремление делать добро людям.

Эксперты

- Исходя из данного определения и комментария к нему, скажите, о какой красоте идёт речь?

2 группа. Подберите аргумент из данного текста. Сформулируйте, запишите.

Переход к рассуждению СЛАЙД №15

- Пересказ фрагмента коротко – 1-2 предложения.

- Комментарий (ваше отношение)

 Эксперты.

СЛАЙД №16 (Включение примеров)

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Внучка Полины Ивановны, обладая редкой красотой (предложения 10,11), оказалась бездушной и чёрствой. Девушка даже не заметила, что её бабушка очень больна. Внешнее очарование героини не соответствует её нравственным качествам.

… занятая только своими делами, она не хочет ждать своей очереди  к телефону-автомату, ведет себя бесцеремонно (предл. 28).

….Рассказчик-подросток, вероятнее всего, не был наделен внешней привлекательностью (33-34). Но у него доброе и отзывчивое сердце, он торопится вызвать неотложку для больной пожилой женщины. И слово «уродина», брошенное ему красавицей, характеризует совсем не его. Оно относится к самой девушке.

3 группа. Подберите второй аргумент из жизненного опыта СЛАЙД №17

- Не забываем о переходе (словах-связках). Комментарии.  

1.Размышляя над прочитанным, вспомнила повесть В.Железникова «Чучело». Её героиня Лена Бессольцева, не обладая особой внешней привлекательностью, оказывается искренним, честным и преданным человеком. Своими душевными качествами она покоряет своих бессердечных одноклассников, и на прощанье они напишут: «Прости нас, Чучело!».

2. В связи с темой сочинения хотелось бы привести слова из стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»:

              …что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?(
Добавляем свой комментарий).

3.Второй аргумент возьму из рассказа Юрия Яковлева «Игра в красавицу». Меня очень тронули переживания Нинка, которую ребята во время игры всегда выбирали красавицей. Почему? Потому что она была «стоящей девчонкой». И вдруг Нина обнаружила, что она совсем не красавица. Сказал ей об этом новенький, переехавший в их двор. «Зеркало», созданное мнением, оценкой ребят, вдруг «разбилось». Они  были убеждены, что красивый -  это значит хороший человек. Я искренне считаю, что дети были правы, ведь внешняя красота без души остаётся просто привлекательной картинкой. Она не может долго радовать.

Эксперты

4 группа: Сделайте вывод на основании приведённых аргументов. СЛАЙД №18

Переход (слова-связки).

Вывод (Заключение).

Своё мнение СЛАЙД №19 Пример заключения.

Таким образом, имеющий внешнюю привлекательность человек, оказывается пустышкой, куклой, если при этом он не обладает красотой души.  

5 группа: эксперты

Оценивают работу всех групп

Вносят дополнения

Отмечают недочёты в сочинении. СЛАЙД №20

     

     Я думаю, красота - это люди, природа, произведения искуства. Вокруг нас много красивых вещей. В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а ее внучка даже не заметела, что бабушка больна.

    В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметел, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это был некрасивый поступок.

    Таким образом автор призывает нас быть внемательным к людям.(Николай Н.)

Недочёты

- Нет определения понятия;

- нарушено абзацное членение;

- нет комментария к первому аргументу;

- второй аргумент повторяет первый, правда, ученик выразил своё мнение (Это был  некрасивый поступок);

- вывод не соответствует теме сочинения (нарушена логика рассуждения).

 

VI .  Подведение итогов. Рефлексия. СЛАЙД №21 (1 мин)

Какое задание сегодня вам легче удалось выполнить и почему?

На каком этапе урока вы чувствовали себя более уверенно?

Над чем необходимо поработать дополнительно?

VII. Домашнее задание. СЛАЙД №22

 Написать сочинение-размышление на данную тему ИЛИ  подготовить второй аргумент для сочинения «Что такое ВЫБОР».

На партах:

  1. Тексты «Уродина» П.Васильева
  2. Конкретные задания для групп
  3. Листы «Проверка задания 15.3»
  4. Задания А3
  5. Задания А6
  6. Задания А7

Карточка 1

  1. Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении  
  2. Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту
  3. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части и т.д.
  4. Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства.
  5. Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.  
  6. Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства  в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.  
  7. Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется  описательным оборотом с указанием наиболее характерных для него признаков.
  1. Эпитет  
  2. Метафора
  3. Синекдоха
  4. Антитеза
  5. Литота
  6. Перифраз(а)
  7. Градация

Карточка 2

1.Замените просторечное слово приваживает стилистически нейтральным синонимом.

2.Замените разговорное слово шлёпаешь стилистически нейтральным синонимом.

3.Замените разговорное слово дурачиться стилистически нейтральным синонимом.

4. Замените разговорный фразеологизм как свои пять пальцев стилистически нейтральным словом-синонимом.

5.Замените разговорное слово поворотил стилистически нейтральным синонимом. 6.Замените разговорный фразеологизм уноси ноги стилистически нейтральным синонимом.

7.Замените слово поговорить на стилистически окрашенное.

8.Замените разговорное слово пробурчал стилистически нейтральным синонимом.

Карточка 3

1.Замените словосочетание неторопливо повесила синонимичным со связью управление;

2. замените словосочетание сказала с возмущением синонимичным со связью примыкание;

3.замените словосочетание дар природы синонимичным со связью согласование;

4. замените словосочетание картофельное поле синонимичным со связью управление;

5.замените словосочетание в деревенском клубе синонимичным, построенным на основе управления;

6.замените словосочетание горное село синонимичным, построенным на связи управление;

7.замените словосочетание голос отца синонимичным, построенным ом на связи согласование;

8.замените словосочетание яростно хлестали синонимичным, построенным на связи управление.



Предварительный просмотр:

Как вы понимаете значение слова красота? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из

вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Уродина

(1) Я живу на новостройке. (2) Наш дом еще не телефонизировали. (3) Поэтому возле него установлена будка телефона-автомата.

(5) Однажды моей соседке, Полине Ивановне, сделалось плохо с сердцем. (6) Возле будки телефона-автомата скопилось много народа, я объяснил, в чем дело, и меня пропустили вне очереди. (7) Однако оказалось, что вызвать неотложку не так-то просто. (8) То абонент оказывался занят, то почему-то не снимали трубку.

(9) И вдруг дверца кабины распахнулась, и через мое плечо нажали на рычаг. (10) Передо мной стояла девушка лет двадцати. (11) Очень красивая. (12) Той редкой, бросающейся в глаза красотой, о которой поэт говорил: (13) «Слепой лишь ее не заметит…». (14) Подобная красота столь же редкий дар природы для человека, как талант или даже гениальность.

(15) -Мне надо позвонить, - сказала девушка. (16) «Мне надо!» - для нее это уже значило все. (17) - Я спешу! (18) Вы понимаете это?! - добавила она с тем раздражением в голосе, что, мол, мне некогда, а тут некоторые, - она выразительно посмотрела на меня…

(19) - Не мешайте гражданину! - возмущенно раздалось из очереди.

(20) Я приготовил другую монету, но она выскользнула у меня из рук и покатилась по тротуару.

(21) Пока мне помогали ее поднять, девушка впорхнула в будку и набрала нужный ей номер.

(21) -Что же вы ее пропустили? - укоризненно сказал я мужчине, стоящему перед дверью первым.

(22) - Себе дороже будет! – усмехнулся он.

(23) Девушка разговаривала в будке громко, не обращая на посторонних внимания.

(24) - Сережа! - кричала она. (25) - Как договорились, жду на условленном месте. (26) Видимо, абонент что-то пробурчал недовольно, сделал ей какое-то замечание, девушка оглянулась на нас: (27) - Да тут всякие…

(28) Она неторопливо повесила трубку и величаво прошла мимо нас, а возле меня приостановилась и шепнула так, чтоб не слышно было другим: (29) - Уродина!..

(30) Во второй раз я дозвонился быстро, продиктовал адрес и поспешил к лифту, помня, что Полина Ивановна в квартире осталась одна.

(31) Дверь в квартиру к Полине Ивановне оказалась незапертой. (32) Полина Ивановна лежала на кровати, прикрыв глаза.

(33) - Сейчас приедет неотложка.

(34) - Спасибо.

(35) - Как вы себя чувствуете?

(36) - Лучше.

(37) Неожиданно в комнату вошла знакомая мне девушка, которую я видел у телефонной будки. (38) Дверь в квартиру оставалась незапертой, и поэтому девушка вошла неслышно.

(39) - Вы здесь?! - взглянув на меня, сказала она с нескрываемым возмущением.

(40) - Моя внучка, - светлея лицом, прошептала Полина Ивановна.

(41) - Так вы не для себя звонили, так старались? - спросила девушка, с любопытством рассматривая меня.

(42) - Бабусик, я пойду, - обратилась она к Полине Ивановне. (43) - Один парень взял на меня билет в кино на «Покаяние». (44) Что у кинотеатра делается! (45) А ты побеседуй с этим джентльменом. (46) Приятная компания. (47) Ну, помчалась. (48) Целую!

(49) Неотложка пришла через несколько минут. (50) Возможно, девушка встретилась с врачом у лифта. (51) Полину Ивановну осмотрели и сказали, что необходимо срочно отправить ее в больницу. (52) Положили на носилки, закрыли одеялом до подбородка и унесли. (53) Я смотрел в окно и удивлялся, почему машина так долго стоит у нашей парадной. (54) А на другой день я узнал, что еще в лифте Полина Ивановна умерла. (По П.Васильеву)Васильев Павел Александрович (1929–1990) - русский писатель-прозаик. Основная тема его произведений - война. Наиболее известные книги: «Парень в кепке», «Весной, после снега», «Выбор», «Судома-гора» и др.

Задание 1: Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Дом был старый и предназначался под снос, поэтому его не телефонизировали.
2) У Полины Ивановны случился приступ аппендицита.
3) Вызвать неотложку оказалось делом сложным.
4) Внучка Полины Ивановны была редкой красоты.
5) Полина Ивановна умерла утром следующего дня.

Задание 2: Определите

а) стиль текста,

б) тип речи,

в) тема текста.

Карточка 1 

1.Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении

2. Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту

3. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части и т.д.

4. Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства.

 5. Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.

6. Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства  в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости

7. Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется  описательным оборотом с указанием наиболее характерных для него признаков.

А. Эпитет

Б. Антитеза

В. Метафора

Г. Градация

Д. Синекдоха

Е. Перифраз (а)

Ж. Литота

Карточка 2

- Что включает в себя задание А6? 

1.Замените просторечное слово приваживает стилистически нейтральным синонимом.

2.Замените разговорное слово шлёпаешь стилистически нейтральным синонимом.

3.Замените разговорное слово дурачиться стилистически нейтральным синонимом.

4. Замените разговорный фразеологизм как свои пять пальцев стилистически нейтральным   словом-синонимом.

5.Замените разговорное слово поворотил стилистически нейтральным синонимом.

6.Замените разговорный фразеологизм уноси ноги стилистически нейтральным синонимом.

7.Замените слово поговорить на стилистически окрашенное.

8.Замените разговорное слово пробурчал стилистически нейтральным синонимом.

Карточка 3

 - Какие умения проверяет задание А7? 

1.  замените словосочетание неторопливо повесила синонимичным со связью управление 

2. замените словосочетание сказала с возмущением синонимичным со связью примыкание

3. замените словосочетание дар природы синонимичным со связью согласование

4. замените словосочетание картофельное поле синонимичным со связью управление

5. замените словосочетание в деревенском клубе синонимичным, построенным на основе управления

6. замените словосочетание бесконечная равнина синонимичным, построенным на связи управление

7. замените словосочетание горное село синонимичным, построенным на связи управление

8. замените словосочетание голос отца синонимичным, построенным на связи согласование


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык. 9 класс Практикум по подготовке к написанию сочинения- рассуждения на ОГЭ (15.3) Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №3 г. Учалы РБ ИЛЬЯСОВА Татьяна Романовна

Слайд 2

Цели: - расширение и углубление знаний об изобразительно-выразительных средствах языка; - формирование умений проводить анализ исходного текста и подбирать материал для собственного сочинения-рассуждения на заданную тему; - воспитание нравственных качеств обучающихся .

Слайд 3

Способы и приемы сжатия текста (задание С1 в ГИА) 1 . Исключение (вводные слова, однородные ЧП, повторы, цитаты, описания). 2.Обобщение (ряды предложений, связанных одной мыслью; части СП, парцелляции). 3. Замена (однородные члены - обобщающим словом, сложное предложение - простым, прямую речь - косвенной, часть предложения - местоимением и т.д).

Слайд 4

Задание А3 Проверяет знание изобразительно-выразительных средств русского языка - Соотнесите левую и правую колонки

Слайд 5

Толкование Понятие Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении А. Эпитет 2. Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту Б. Антитеза 3. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части и т.д. В. Метафора 4. Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства. Г. Градация 5. Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Д. Синекдоха 6. Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости Е. Перифраз(а) 7. Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется описательным оборотом с указанием наиболее характерных для него признаков. Ж. Литота

Слайд 6

Толкование Понятие Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении Ж. Литота 2. Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту В. Метафора 3. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части и т.д. Д. Синекдоха 4. Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства. А. Эпитет 5. Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Б. Антитеза 6. Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости Г. Градация 7. Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется описательным оборотом с указанием наиболее характерных для него признаков. Е. Перифраз(а)

Слайд 7

Задание А6 1.Замените разговорное (просторечное) слово стилистически нейтральным синонимом: а) приваживает б) шлёпаешь в)дурачишься г) поворотил д) пробурчал 2. Замените разговорный фразеологизм стилистически нейтральным словом -синонимом: а) уноси ноги б) как свои пять пальцев 3. Замените слово поговорить на стилистически окрашенное .

Слайд 8

Задание А6 (ответы) а) привлекает б) идёшь в)балуешься г) повернул д) проговорил 2. а) уходи б) хорошо (отлично) 3. поболтать

Слайд 9

Задание А7 Замените словосочетание синонимичным: 1. неторопливо повесила на словосочетание с управлением; 2. сказала с возмущением на словосочетание с примыканием; 3. дар природы синонимичным на словосочетание с согласованием; 4. картофельное поле на словосочетание с управлением; 5. в деревенском клубе на словосочетание с управлением; 6. горное село на словосочетание с управлением 7. голос отца синонимичным, построенным ом на связи согласование; 8. яростно хлестали на словосочетание с управлением.

Слайд 10

Задание А7 (ответы) 1. повесила с неторопливостью 2. возмущённо сказала 3. природный дар 4. поле картофеля 5. клуб в деревне 6. село в горах 7. отцовский голос 8. хлестали с яростью

Слайд 11

Формулировка задания 15.3 Как Вы понимаете значение слова ( понятие ). Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «( Что такое… )», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой ответ, приведите два примера аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

Слайд 12

Композиция сочинения-рассуждения 1. Вступление. Тезис. Формулировка определения и комментарий к нему. 2. Основная часть. Доказательства. Два примера-аргумента. 3. Заключение. Вывод.

Слайд 13

Вступление. Тезис В качестве тезиса берём сформулированное определение. Мне кажется, красота – это особые свойства предмета, природы или человека, которые доставляют удовольствие, радость при их созерцании. Это всё прекрасное, что нас окружает. Красота - всё красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Слайд 14

Комментарий Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность данного понятия. Например: Правда, не всякую красоту увидишь глазами. К примеру, часто человека делают прекрасным не внешность, а внутренняя гармония, чистая совесть, стремление делать добро людям.

Слайд 15

Переход к рассуждению Связываем вступление с основной частью Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор) Попробуем объяснить данное определение. Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор). Это определение можно доказать на таком примере. Примеры (понятие) можно встретить в жизни. В подтверждение приведу также пример из жизни .

Слайд 16

Включение примеров 1) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту П.Васильева. Внучка Полины Ивановны, обладая редкой красотой (предложение 10, 11), оказалась бездушной и чёрствой. Занятая только своими делами, девушка не хочет ждать очереди у к телефону-автомату, ведёт себя бесцеремонно (предложение 28). Она даже не заметила, что её бабушка больна, и «помчАлась» в кино. Внешнее очарование героини не соответствует её душевным качествам. 2) Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста П.Васильева. Рассказчик-подросток, вероятнее всего, не был наделён внешней привлекательностью (33-34). Но у него доброе и отзывчивое сердце, он торопится вызвать неотложку для пожилой соседки. А определение «уродина», сказанное ему красавицей, характеризует не его. Оно относится к самой девушке. Только добрые дела говорят о подлинной красоте.

Слайд 17

Второй аргумент - результаты личных наблюдений (частный случай); - пример из прочитанного произведения; - высказывание известного философа, учёного, писателя; - пословица (

Слайд 18

Заключение. Вывод Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или : мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Слайд 19

Пример заключения 1). Таким образом, красота человека – это не столько яркая внешность, сколько добрая душа, человечные поступки. Именно они вызывают у нас восхищение. 2). На основании приведённых примеров можно утверждать, что внешне красивый человек может оказаться холодным и эгоистичным, если при этом он не обладает красотой души.

Слайд 20

Сочинение (отметить недочёты в работе) Я думаю, красота − это люди, природа, произведения искуства. Вокруг нас много красивых вещей. В тексте П.Васильева описывается случай с мальчиком, который хотел помочь больной бабушке, а ее внучка даже не заметела, что бабушка больна. В моей жизни тоже был такой случай: один мой знакомый очень спешил на футбол и даже не заметел, что его дедушке требуется помощь, поэтому его увезли в больницу. Это был некрасивый поступок. Таким образом автор призывает нас быть внемательным к людям. (Николай Н.)

Слайд 21

Сочинение 2 (начало) Я думаю, красота - это свойство природы, произведений искусства, которые доставляют нам эстетическое удовольствие. Конечно, красивым может быть и человек, но гораздо важнее обладать красотой души, нежели внешней привлекательностью. В тексте П.Васильева описывается случай, когда красавица-внучка даже не заметила, что её бабушка больна. Обладая редкой внешней красотой (предложение 11,12 ), девушка оказывается душено глухой, чёрствой. Это именно её характеризует слово «уродина», вынесенное в заглавие текста.

Слайд 22

Сочинение 2 (продолжение) В качестве второго аргумента приведу пример из повести В.Железникова «Чучело». Её героиня Лена Бессольцева, не обладая особой внешней привлекательностью, оказывается искренним, честным и преданным человеком. Своими душевными качествами она покоряет своих бессердечных одноклассников, и на прощанье они напишут: «Прости нас, Чучело!». Таким образом, имеющий внешнюю привлекательность человек, оказывается «уродиной», если не обладает красотой души.

Слайд 23

Рефлексия: Какое задание сегодня вам легче удалось выполнить и почему? На каком этапе урока вы чувствовали себя более уверенно? Над чем необходимо поработать дополнительно?

Слайд 24

Домашнее задание: 1.Написать сочинение-рассуждение «Как я понимаю, что такое красота». ИЛИ 2.Подобрать литературный материал (второй аргумент) к сочинению-рассуждению: «Как я понимаю, что такое выбор»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе

Предложенный  урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)  позволяет  в по...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...