Субъект-субъектные отношения на уроках русского языка и литературы.
методическая разработка по русскому языку на тему
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы субъект-субъектных отношений в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС, применения современных педагогических технологий.
Abstract: This article deals with the subject-subject relations in the educational process in the conditions of the implementation of the GEF, the use of modern educational technologies.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Субъект-субъектные отношения на уроках русского языка и литературы. | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Субъект-субъектные отношения на уроках русского языка и литературы.
Учитель высшей категории
МБОУ СОШ № 4 г.о. Лосино-Петровский
Шишкова Марина Александровна
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы субъект-субъектных отношений в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС, применения современных педагогических технологий.
Abstract: This article deals with the subject-subject relations in the educational process in the conditions of the implementation of the GEF, the use of modern educational technologies.
Ключевые слова: субъект-субъектные отношения, педагогическая технология, личностно-ориентированное обучение, технология развития критического мышления (ТРКМ).
Tags: subject-subject relations, educational technology, student-centered learning, critical thinking development technology (TRKM)
Начать я хочу со слов одного мудреца: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни Вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время».
Изменяющиеся социально-экономические условия развития общества определили характер парадигмы современной педагогической системы, особенностью которой является самостоятельность в осмыслении и в создании педагогического опыта, ориентация субъектов деятельности на творческий поиск. В создавшихся условиях принципиально новый тип отношений на субъект-субъектной основе предполагает, что каждый из участников учебно-воспитательного процесса воспринимается как неповторимая индивидуальность, которой свойственны свои интересы, жизненные цели, собственная система ценностных ориентиров.
Субъект-субъектные отношения предполагают партнёрство учителя и ученика.
В условиях реализации ФГОС сегодня плотно вошли такие понятия как «гуманный подход», «личностно-ориентированное обучение», «субъект – субъектные отношения», «педагогика сотрудничества». Личностно-ориентированное образование - образование, направленное на развитие личности через создание ситуации востребованности, прочности ее сил саморазвития, через создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
Каким же образом можно построить обучение, чтобы личность развивалась, чтобы процесс познания был интересным и значимым как для учителя, так и для ученика? Сегодня большое внимание в современной педагогике уделяется педагогическим технологиям. Существует несколько определений технологий, среди которых, на мой взгляд, более точно соответствует современным требованиям определение В. Н. Монахова: «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Сейчас существует множество педагогических технологий. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно – коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология французских мастерских
- Кейс – технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
Преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, требуют человека активного, инициативного, готового к саморазвитию.
Но основа всего – это общение учителя и ученика.
Быть учителем, значит отдавать себя детям, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них индивидуален и неповторим. Я глубоко убеждена в том, что учитель должен верить в то, что все дети способны и успешны. Каждый ребенок способен мыслить, творить, создавать. Но чтобы ребенок раскрыл в себе все эти качества, необходим творческий подход к каждому методу и приему.
Учитель должен уметь на каждом уроке увлечь ребенка, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое и решить поставленную перед ним проблему. Очень важно, чтобы глаза ребенка «горели», чтобы он чувствовал в себе уверенность и желание творить. Именно поэтому на своих уроках я использую методы и приемы развивающего обучения, которые вовлекают ребенка в познавательную деятельность, заставляют его мыслить, анализировать, делать самостоятельные осознанные выводы. Я считаю, что каждый ребенок должен стать творцом своей деятельности.
Основная задача учителя – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, в раскрытии его творческих способностей, в развитии его индивидуальности, а не в навязывании общепринятых правил и канонов. Надо уметь каждую минуту проживать процесс обучения с детьми и самому учиться с ними. Ведь «учитель должен быть больше чем учитель».
Словесность – это такой предмет, как мне кажется, который позволяет наиболее глубоко раскрыть души и сердца детей, наполнить их любовью к людям, миру и жизни. А любовь к окружающему не возможна без любви к родному языку. На своих уроках мне хочется не только научить детей грамотно писать и правильно говорить, но и научить их творить, видеть прекрасное в каждой обыденной вещи, развить в них индивидуальность.
Ключевой идеей любой школы является идея развития ученика и учителя.
Понимая, что технология обучения должна обеспечить реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью, я овладела технологией проектной деятельности и в течение нескольких лет на уроках с обучающимися активно внедряю ее в учебно-воспитательный процесс.
Выполняя проекты, школьники освоили алгоритмы проектно-преобразовательной деятельности, научились самостоятельно искать и анализировать информацию, применять полученные ранее знания по предмету, формировать и развивать умение планировать и принимать решение.
Важным результатом выполнения обучающимися проектов является их качество и оценка на уровне школы и города. Проектная деятельность оказала влияние на выработку самостоятельных исследовательских умений.
Технология развития критического мышления (ТРКМ), реализующая через систему учебных занятий является одной из наиболее эффективных технологий применяемых в учебном процессе.
Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому моя задача состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
По существу, в технологии критического мышления заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставь перед собой и перед теми, кого ты учишь, реальные цели.
Я на своих уроках успешно применяю ТРКМ через фазы:
фаза вызова;
фаза реализации смысла;
фаза рефлексии.
Работая на стадии вызова, использую приемы:
«знаю – хочу узнать – узнал»;
«продвинутая лекция»;
«зигзаг»;
«ключевые слова».
Используя метод «ключевые слова», по которым дети придумывают рассказ, дает возможность самостоятельно развивать мышление обучающихся, их активность, сообразительность.
На стадии «осмысления» дети ищут подтверждения своим высказываниям, тем самым, расширяя информацию по заданной теме. В этой работе проявляется высокая заинтересованность детей, т.к. их деятельность не только оценивается учителем, но и поощряется.
Практически на каждом уроке использую прием «верные и неверные утверждения». Вначале урока обучающиеся выбирают верные утверждения из предложенных мною, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку) по какому-либо произведению. Далее обучающихся самостоятельно определяют – верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. Обучающимся нужно согласиться или не согласиться с утверждениями, поставить «+» или «-» в таблице. Затем учащиеся работают с текстом учебника, выясняют, что написано в эпизоде. Выполняя эту работу, они проверяют, в чем оказались правы, выдвигая предположения, а в чем ошиблись. Обучающиеся учатся вдумчиво читать, активно воспринимать и критически осмысливать информацию, с целью включения ее в свой собственный контекст.
При закреплении материала на своих уроках интересно проходит работа с «кластерами». Для слабых обучающихся дается тема с упрощенным вариантом составления кластера, для определения уровня понимания ими темы.
Таблицу «толстых и тонких вопросов» я успешно использует на всех трех фазах урока: на стадии «вызова» – это вопросы до изучения темы; на стадии «осмысления» – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания или размышления; на стадии «рефлексии» после изучения текста учащимся дается задание, составить 3-4 «толстых и тонких» вопроса, занести их в таблицу. Затем, обучающиеся с этими вопросами работают парами, и выбирают наиболее интересные, нестандартные, которые задают классу.
«Тонкие и толстые» вопросы оформляют обучающиеся в виде таблицы. Эти таблицы в дальнейшем используются на уроках, как основа для обмена мнениями, как эссе, для исследований и дискуссий.
Таким образом, можно сделать вывод, что технология развития критического мышления способствует, в первую очередь, повышению заинтересованности обучающихся к работе на уроках, возможности получить оценку за активную деятельность, а работа в парах дает уверенность и поддержку слабоуспевающим в выражении своих знаний.
ТРКМ способствует развитию творческого мышления, развитию умения давать оценку, прогноз в любой ситуации, решать проблемы. Четко прослеживаются основные составляющие современного урока, влияющие на качество обучения обучающихся, повышается мотивация педагогов, и четко прослеживаются субъект-субъектные отношения на уроках. Использование этой технологии способствует повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся на уроке.
Овладев приемами ТРКМ, дети заинтересованно участвуют в приобретении новых знаний. Такая работа отразилась в 100% успешности завершения обучения, качество знаний в среднем увеличилось на 15 %.
Господствующая форма обучения основывается на субъект-объектных отношениях, опирающихся на приоритет учителя в процессе образования. Современные подходы, не всегда, к сожалению, реализующиеся, основаны на субъект-субъектных отношениях, предполагающих равноправное взаимодействие учителя и ученика в процессе достижения образовательных целей. Без такого взаимодействия решение многих проблем, в том числе и средствами образования, представляется маловероятным.
Такой подход в обучении позволяет решать следующие образовательные задачи: повышение мотивации к обучению; активизация процесса обучения; активизация мышления; выстраивание субъект-субъектных отношений в системе человек — природа; разрушение барьеров между учеником и преподавателем; установление диалогических отношений; содействие проявлению личностных качеств, творческих способностей, стремлению к сотрудничеству и социальной активности.
Субъект-субъектное взаимодействие в образовательном процессе как условие организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, основанное на гуманизме, предусматривает отношения сотрудничества и взаимного доверия, широкий обмен новой информацией между участниками учебно - исследовательской деятельности, соучастие в разрешении проблемных вопросов и познавательных задач, сопереживание в радости познания, стремление прийти друг к другу на помощь при затруднениях. Гуманные отношения формируют чувство собственного достоинства учащегося, способствуют проявлению его активности и самостоятельности в решении исследовательских задач. При гуманных субъект - субъектных отношениях учебно-исследовательская деятельность приобретает для учащегося личную значимость, окрашивается яркими переживаниями: удивлением перед собственными открытиями, радостью самостоятельного продвижения, удовлетворением своими результатами.
Список использованных источников
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательной. - М., 1989.
- Белух ин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М. - Воронеж, 1996.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ, 1982.
- Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. М.: Рос. гуманист. о-во, 2002. 350 с.
- Кан-Калик В.А. учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- 3Маслоу А. Х. Мотивация и личность. 3-е изд.: пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. С. 313
- Палецкий С. В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности: учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 72 с
- Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М., 2001.
- Скрипкина Т.П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопросы психологии. 1999. - №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...
Доклад на тему" Психологический комфорт на уроках русского языка и литературы - качественная сторона межличностных отношений
Выступление на педсовете...
Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью на уроках русского языка и литературы.
образовательные технологии, которые адекватны возрасту, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье наших детей....
Формирование у учащихся положительного отношения к своему здоровью на уроках русского языка и литературы.
Как формировать здоровье на уроках?...