ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья

Ходкова Татьяна Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татьяна Александровна Ходкова, учитель русского языка и литературы,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 4» г.Меленки Владимирской области, Россия

Khtaty@yandex.ru 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: в статье детально описана технология «Педагогическая мастерская» на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе, рассматриваются вопросы воспитания духовно-нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы как важной составляющей личностной компетенции современного человека.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности; ценностное отношение к предмету; технология «Педагогическая мастерская»; концепт; концептуальный

Мы должны заботиться, в первую очередь, о воспитании человеческой души.

В.А. Сухомлинский

Новая образовательная парадигма ориентирована на новые цели образования: развитие личности выпускника, формирование духовно-нравственных качеств обучающихся, воспитание и социализацию школьников. Всё это требует новых подходов к обучению, корректировки традиционно существующих и разработки новых дидактических принципов образования, создание адекватных новым целям инновационных педагогических технологий.

Современное образование рассматривается как единство воспитания и обучения. И главная роль отводится воспитанию свойств личности, которых требует знаниевое общество, воспитанию через образовательные процессы. Ребёнка надо научить идентифицировать себя со своим народом, осознавать себя гражданином своей страны, быть толерантным в современном многонациональном и поликультурном обществе, быть социально активным и при этом осознавать ответственность за свои поступки.

Сегодня особенно актуально встают вопросы нравственного воспитания учащихся. Школа, как островок понимания, добра, любви, милосердия, становится центром формирования личности. Важно так построить преподавание, чтобы дети не только систематически получали нравственные знания и представления, но и эмоционально переживали полученные знания, а значит, осознавали и закрепляли их. Это приведёт к нравственной устойчивости, на основе которой формируется духовный мир личности. Осознанно выбранные нравственные идеалы, которыми человек руководствуется в своих оценках, поступках, действиях, решениях, именуются ценностями. Выделяются базовые ценности: Истина, Добро, Красота, которые относятся к внутреннему миру человека. Именно эти ценности формируют достойного человека, так как ценности – это то, чем человек дорожит. Духовно-нравственные ценности усваиваются через формирование ценностного отношения к предмету, и современный педагог не просто имеет возможность удовлетворить эту потребность – он должен это сделать. Извлечение личностного смысла из учебного материала базируется на ценностной нагрузке предмета. Необходимо оказывать помощь учащимся в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала. В контексте философского урока ученик должен получить ответ на вопросы: «Зачем я это изучаю?», «Для чего мне это надо знать, уметь?». Такую работу делать нужно ещё и потому, что личностный смысл приводит к возникновению мотива учёбы, то есть к желанию учиться, а это едва ли не главная гарантия успеха и ученика, и учителя.

Предметы «Русский язык» и «Литература» как никакие другие предметы предполагают работу с духовно-нравственными ценностями. И здесь важно применение образовательной технологии, в наибольшей степени способствующей формированию ценностного отношения к предмету. Уже несколько лет я использую технологию «Педагогическая мастерская», которая вобрала в себя всё самое эффективное, что есть в других технологиях: обучение в сотрудничестве; стратегии смыслового чтения; игровые методы обучения; технологию исследовательской деятельности; проблемное обучение. Кроме того, применение данной технологии повышает уровень текстовой деятельности учащихся, что позволяет школьнику раскрыть для себя личностный смысл изучаемого на уроке материала.

Педагогическая технология «мастерская» создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности, дарит радость сотворчества. Мастерская — это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. Здесь обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, культуру, открывает новое. Главное условие мастерской — свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества. Особенности:

  • Получение знаний в мастерской — поиск-исследование, поиск-открытие, путешествие со своими открытиями индивидуально и в коллективе.
  • Творческие задания мастерской решаются сначала одним, и от них каждый обучаемый не может уйти.CORN634
  • Позиция мастера — консультанта, советчика, помогающего осмыслить учебную работу, передать не информацию, а способы деятельности (исследования, анализа, общения, создания творческой работы).
  • Важен не только и не столько результат, сколько сам процесс, в котором реализуются законы проблемного обучения.

Суть технологии: система заданий, которые направляют работу в нужное русло, но внутри каждого задания участники мастерской абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор: выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д.

Главное - превратить обучаемого из пассивного объекта в развивающийся субъект деятельности, который исходя из своей внутренней активности сам организует свою учебную деятельность. Участники мастерских на основе самостоятельной познавательной деятельности, взаимообогащения, изучаемой методической и специальной литературы разрабатывают основы собственных педагогических действий для реализации проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Разнообразные формы работы с участниками мастерских позволят создать благоприятную обстановку для творческой деятельности, где формируется ценностное отношение к предмету. Участники мастерских работают индивидуально и коллективно, что позволит обогатить опыт каждого, подвергая свои идеи оценке-экспертизе своих коллег. Мастерская - это особая форма организации учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания. Принципы организации мастерской:

  • равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;
  • ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
  • создание личностной мотивации;
  • отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
  • чередование индивидуальной и коллективной работы;
  • важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
  • свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решения проблемы, а на второй - общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.

Такая форма работы позволяет формировать рефлексивное отношение к собственным способам действий. Коллективное взаимодействие должно осуществляться не только как коммуникация, но и как столкновение противоположных позиций. В противном случае движения в освоении темы не будет: мастерская сведется к высказыванию точек зрения, вопросам и ответам и не будет взаимопонимания и рефлексии. В мастерской предоставляется ученику, сверяя свои старые знания по какой-либо проблеме с новыми знаниями, которые он выстроил сам, испытать разрыв (внутреннее осознание неполноты своего старого знания новому).

Как же сконструировать учебное занятие в технологии «Педагогическая мастерская» с учётом ценностной нагрузки предмета? Какая бы ни была тема мастерской, процесс идет по определенному плану: «индуктор», «самоконструкция», «социоконструкция», «социализация», «афиширование», «разрыв», «рефлексия». Хочется обратить внимание, что все последующие должны строиться по той же схеме, в которой устранить какое-либо звено не представляется возможным. Мною разработаны и опубликованы уроки-мастерские и по русскому языку, и по литературе, например: «Пока не стало поздно!..» (К.Г. Паустовский «Телеграмма»), 8 класс; "Главное слово на свете – "любовь" (А.Платонов "Неизвестный цветок"), 6-й класс; "А счастье было так возможно, так близко…" Онегин и Татьяна, 9 класс; «Тема грозы в произведениях Л.Н. Толстого, В.В. Набокова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева», 6 класс; "В сем справедливость от вас нимало не пострадала". Постников – герой-праведник (Н.С. Лесков "Человек на часах"), 7 класс; «М.Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов или «Нет, неразгаданный поэт – М.Ю. Лермонтов», 5 класс. На данных уроках исследуются концепты, обозначающие взаимоотношения человека с миром и обществом. Концептуальный анализ слова начинается с подбора учащимися слов - ассоциаций к понятиям, затем - работа со словарной статьёй (слова в различных лингвистических словарях), визуализация словесных образов (рисование символов). Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» помогает маленьким читателям приоткрыть завесу отношений «свои – чужие». Пятиклассников не оставляет равнодушными дружба татарской девочки Дины и русского пленного офицера Жилина, его уважительное отношение обычаем горцев. Тему взаимоуважения разных народов продолжаем на уроках по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», глава «Бела». Интерпретационный анализ поможет открыть учащимся уважение рассказчика, русского офицера Максима Максимыча, а значит и автора, к традициям горцев, их обычаям, укладу жизни. Уроки по произведениям Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», А.С. Пушкина, «Дубровский», «Капитанская дочка» затрагивают темы войны, борьбы, бунта; рассуждения о проблеме выбора человека помогают выработать личностное отношение к понятиям жестокость, нравственный и безнравственный поступок, увидеть «бессмысленность и беспощадность» русского бунта. Мастерская помогает  прийти к мысли, что выбор всегда зависит не от обстоятельств, а от человека. Проблему нравственного и безнравственного выбора продолжает рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Работа мастерской начинается с подбора словесных и цветовых ассоциаций к слову «война», создания метафорического портрета понятия. В процессе анализа эпизодов учащиеся приходят к выводу, что в любой, даже безвыходной на первый взгляд ситуации, Андрей Соколов делает нравственный выбор. И в итоге переживший все тяготы войны и потерявший всё, герой не ожесточился, а подарил счастье другому обездоленному и несчастному человеку, мальчику Ване. Современному читателю рассказ М.Шолохова напоминает, что нравственный выбор – это протест против войны, насилия, обрекающих миллионы людей на несчастные судьбы.

Представленная система работы, на мой взгляд, помогает ребятам «осмыслить», «пережить» культурную тему в языке, присвоить культуру рефлексивно, событийно, через формирование ценностных ориентаций и их отражение в речи. Педмастерская даёт возможность заглянуть внутрь себя, свой внутренний мир и задуматься над добрым и вечным, что мы должны заронить в души юного поколения.

Таким образом, во избежание трагических заблуждений и тупиков на жизненном пути у детей должно формироваться представление о внутренней иерархии жизненных целей и ценностей, без чего невозможно духовное совершенствование человека. Учитель, стремящийся помочь ученикам уяснить суть содержания изучаемого предмета не только для получения конкретно-практических знаний и навыков, но и ради обретения смысла и цели собственной жизни, способствует духовно-нравственному становлению личности. Ведь, как говорил знаменитый русский писатель Валентин Распутин, «…духовность есть определяющее, светоносное значение человека, главенствующая его сущность, источник, где он сообщается с собой – каким ему быть».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Львов М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности (опыт моделирования) // РЯШ.– 2001. – №4.

2. Мишатина Н.Л. Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи), Учебно-методическое пособие.– СПб: Изд-во «САГА», «Наука», 2004. – 256 с.

3. Муллагалиева Л.К., Л.Г.Саяхова. Русский язык в диалоге культур: Методическое руководство для учителя. М.Ладомир, 2006. – 198 с.

4.Черчель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы». Вып. 7, 1998. – М.: Сентябрь, 1998.

5. Шанский Н.М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения. XXI классы. // Русский язык в школе. 2001, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных потребностей у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Роль учителя-словесника в воспитании речевой ответственности у учащихся, формировании языкового чутья, коммуникативной потребности чрезвычайно велика. Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, к...

Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы

Является важным то, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что...

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Методическая работа на тему "Формирование универсальных действий познавательного характера на уроках русского языка и литературы"

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных уни...

Формирование речевых и лингвистических компетенций на уроках русского языка и литературы

В данной статье я на примере работы учителей- словесников нашей школы хотела показать систему работы по формированию речевых и лингвистических компетенций как на уроках, так и во внеурочной деятельнос...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ (выступление на педагогическом совете)

Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, в...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ русского языка и ЛИТЕРАТУРЫ

        Мы стремимся к развитию и воспитанию всесторонней, гармоничной личности с высоким уровнем интеллекта, но немаловажное, а может быть, и первостепенное значение имеет ...