План-конспект урока по русскому языку в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Описание внешности человека. Сочинение по картине Г.Рокчинского "Бабушка с внуком"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_vneshnosti.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Алцынхутинская средняя общеобразовательная школа»
Кетченеровский район, Республика Калмыкия
«Описание внешности человека»
Урок в 7 классе
Тема: Описание внешности на основе жизненного опыта и наблюдений.
Сочинение по картине Г.О.Рокчинского «Бабушка с внуком».
Цель: систематизировать знания учащихся об описании внешности; развить умение пользоваться портретной лексикой; познакомить с творчеством народного художника России Г.О.Рокчинского; научить писать сочинение по картине.
Задачи:
Образовательная: дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.
Развивающая: развивать исследовательские и творческие навыки.
Воспитательная: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор
Наглядность: презентация Microsoft PowerPoint
План
На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами готовимся к сочинению-описанию внешности человека. Наша задача заключается в том, чтобы на основе художественных текстов, картин, рецензирования работ товарищей по классу научиться через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.
Сначала вспомним, что такое портрет? (ученик читает в словаре Ожегова)
Изображение какого-нибудь человека на картине или фотографии.
Литературный портрет – художественное описание кого-нибудь. Описание внешности человека, так же как другие виды описания, может быть деловым, научным, художественным. Деловое описание используется, например, при розыске пропавших детей, в судебной практике. Главное в нем — указать особые приметы описываемого лица (упр. 81). Ученик читает описание внешности В.Дубровского (с.37 учебника) Чем остался недоволен Троекуров? Каким должно быть описание? (деловым, отметить самое яркое, индивидуальное, выражение глаз, улыбка, как ходит, сидит).
Описание внешности представителя определенной этнической группы, расы, национальности (например, портрет славянина, негра, папуаса в энциклопедии) есть не что иное, как научное описание. Описание внешности литературного героя является примером художественного описания .
А сейчас прослушайте другое описание. «Это был мальчик лет 10, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. («Дети подземелья» Валек).
-Что мы узнали о мальчике? (цвет глаз, волос, одежда)
-По описанию внешности можно узнать что-нибудь о его жизни? (бедный, обездоленный, без материнского ухода)
-Как автор относится к герою? (слова с уменьшительно-ласкательным суфф. Говорят о сочувствии автора к герою)
Вывод: портрет мальчика помогает увидеть не только внешность героя, но и понять переживания (задумчивые глаза), представить его жизнь, увидеть отношение автора к герою.
-Какое это описание? Какое описание выберем мы с вами? В художественном тексте портрет является средством характеристики героя. Он органично включается в текст произведения и составляет с ним единое цел. . Цель – раскрыть внутренние качества (доброта, ласку, хозяйственность).
Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый,затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
Учитель:Назовите автора и произведение? (“Кладовая солнца” М.М.Пришвин) Какова задача этого описания? (Раскрыть внутренние качества)
Сегодня мы с вами познакомились с описанием портретов в литературе, но и в изобразительном искусстве немало мастеров портретного жанра.
Презентация по творчеству Г.О.Рокчинского. просмотр.
Прежде чем обратиться к описанию картины «Бабушка с внуком» познакомимся с творчеством Г.О.Рокчинского.
Народный художник России родился в 1923г в урочище Алцынхута. В 1938г окончил среднюю школу в Элисте. Покинул Калмыкию и вернулся спустя 24года – художником. Окончил художественное училище в Алма-Ате. Первое крупное произведение, созданное в Калмыкии, историческое полотно «Герой Отечественной войны 1812 года Цо-Манджи» 1963г по заказу республиканского музея им.Н.Пальмова – о героическом прошлом народа, о любви к Родине.
1964 «Мать-земля родная»
1969 «Джангарчи Овла Эляев»
Все значительные произведения Рокчинского – портреты. Темы: история калмыцкого народа-прошлое и настоящее.
В произведениях живописи мы тоже видим отношение автора к героям. Все, кого пишет Г.О.Рокчинский, дороги ему.
Портрет «Бабушка» написан в 1970г (маслом).
Запись на доске:
1 Кого именно я буду описывать?
2 Какую задачу ставлю? (поделиться впечатлением, сообщить об отличительных признаках, «нарисовать» внешность).
3 Что главное о героине я скажу? (образ привлекателен)
4 Мое впечатление от картины (гармоническое сочетание красок – колорит (лат. Color-цвет). Какие краски преобладают?
Выборка портретной лексики: (запись в тетрадях)
Лицо - форма, цвет, выражение (спокойное, умиротворенное, со следами прожитой жизни, доброе, мудрое)
Глаза - взгляд, взор (дружеский, ласковый, пристальный)
Брови – короткие, черные
Улыбка – чуть заметная
Лоб – открытый
Волосы – седые, длинные прямые заплетены в косы, уложены в черные ленты-шиврлг
Осанка, фигура статная, величавая, в ушах серьги-цаган монгн сиике
Одежда, поза – сидит прямо, длинное красное калмыцкое платье-берз, с большим вырезом вместо ворота. Снизу белая рубашка – дотр киилг.
Руки на пальце бильцык-кольцо, натруженные, рабочие.
-Можно определить ее национальность?
Национальное своеобразие должно преломляться в личности художника.
-какова основная мысль картины?
Картина жизнеутверждающая, говорит о вечности жизни, жизнь бабушки продолжается в ее внуках.
Женщина-хранительница очага, культуры, традиций, на ней было воспитание детей. Как все женщины ее поколения, она прошла Сибирь, не только сама выжила, но и детей спасла, сберегла.
Стихотворение Д.Н.Кугультинова как раз об этих людях
Случалось мне старцев-калмыков
Не раз и не два изучать,
Но тщетно на бронзе их ликов
Искал я былого печать.
Ничто не пробилось наружу,
Молчат письмена их морщин…
Что видели – спрятали в душу
С достоинством истых мужчин.
Сквозь муки, сквозь голод и жажду
Прошли и не кляли судьбы.
В сражениях были отважны,
Не зная пустой похвальбы.
Награды свои и невзгоды
Они принимали равно,
Характер степного народа
Надежно хранить им дано.
Мне кажется, что эти строки в равной степени относятся и к женщинам-калмычкам, и, конечно, к героине картины Г.О.Рокчинского «Бабушка с внуком». Такие, как она, надежно «хранили характер степного народа».
-Понравилась ли вам эта картина? При описании выразите свое отношение к ней. Составление плана сочинения-описания.
I. Введение
II. Основная часть. Образ бабушки с внуком в картине Рокчинского.
Внешний облик:
а) черты лица;
б) поза;
в) одежда;
г) фон картины.
III. Мое отношение к картине.
Устное описание картины 2-3 учащимися. Письменное описание в черновиках и в тетрадях по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План - конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему "О-Е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных"
Урок построен в форме путешествия, где отражена разноуровневая работа с детьми....
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".
Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....