Рабочая программа (5-9 кл) +КТП Русский язык (5 кл)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Карлыханово
муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР Директор
Дунаева Т.Ф. Токарева В.П.
_______________201_ г. приказ от 31 августа 2016г. № 220
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
основного общего образования
5-9 классы
(2016 – 2021 год)
Цыпышевой Валентины Викторовны,
учителя русского языка и литературы
высшей категории
Рассмотрено на заседании
школьного МО
от
Карлыханово, 2016
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык» в 5-9 классах
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Содержание учебного предмета «Русский язык» 5-9 классы
5 КЛАСС
О языке
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
Речь
Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).
Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:
а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;
в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.
Композиционные формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению.
Закрепление и углубление изученного в начальных классах
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -тьсяв глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА
Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. .Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
Язык. Правописание (систематический курс)
Синтаксис и пунктуация
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании .Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночными). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Лексика. Словообразование. Правописание
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении (^оватый, ^ательница и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- — -раст-(-ращ~). Буквы о—епосле шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Морфология. Орфография
Классификация частей речи русского языка (повторение)
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).
Возвратные глаголы. Правописание -тьсяи –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир-—-мер-; -тир- — -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
Основные способы образования имей существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик(-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.
Повторение
Резервные часы
6 КЛАСС
О языке
Слово как основная единица языка.
Закрепление и углубление изученногов 5 классе
ГРАММАТИКА
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
ПРАВОПИСАНИЕ
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.
Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, ннвименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.
Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
Причастие и деепричастие
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.
Местоимение
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.
Повторение
Резервные часы
7 КЛАСС
О языке
Язык как развивающееся явление.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.
Закрепление и углубление изученного в 6 классе
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
Язык. Правописание. Культура речи.
Морфология. Орфография
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о(-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Предикативные слова (знакомство). Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
СОЮЗ
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ (10ч)
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
Повторение
Резервные часы
8 КЛАСС
О языке
Русский язык в семье славянских языков.
Речь
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы:
высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, походе); высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке).
Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО)(11ч)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Словосочетание и предложение
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой иобратный порядок слов. Логическое ударение.
Синтаксис простого предложения
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.
ОДНОСОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие о неполных предложениях.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ
Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Прямая и косвенная речь
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.
Резервные часы
9 КЛАСС
О языке
Русский язык среди языков мира.
Речь
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.
Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей,
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Резервные часы
Календарно - тематическое планирование 5 класс. (6 часов в неделю =204 часа).
Дата по плану | Дата факт. | № урока (кол-во часов) | Тема урока |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (3 +1*)[1] | |||
1. (1ч.) | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | ||
2. (1ч.) | Язык и человек. | ||
3. (1ч.) | Общение устное и письменное. | ||
4. (1ч.) | Р. Р. Стили речи. | ||
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (19 + 4*) | |||
5. (1ч.) | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | ||
6. (1ч.) | Орфограмма. | ||
7. (1ч.) | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | ||
8. (1ч.) | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||
9. (1ч.) | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
10. (1ч.) | Буквы и, у, а после шипящих. | ||
11. (1ч.) | Разделительные ъ и ь. | ||
12. (1ч.) | Раздельное написание предлогов с другими словами. Словарный диктант. | ||
13. (1ч.) | Входной контроль (диктант) | ||
14 (1ч) | Р. Р. Что мы знаем о тексте. | ||
15 (1ч.) | Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | ||
16. (1ч.) | Части речи. | ||
17. (1ч.) | Глагол. | ||
18. (1ч.) | -Тся и –ться в глаголах | ||
19. (1ч.) | Р. Р. Тема текста. | ||
20 (1ч) | Личные окончания глаголов. | ||
21. (1ч.) | Не с глаголами. | ||
22. (1ч.) | Имя существительное. | ||
23. (1ч.) | Имя прилагательное. | ||
24. (1ч.) | Местоимение. | ||
25. (1ч.) | Р. Р. Основная мысль текста. | ||
26 (1ч) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | ||
27 (1ч) | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28+ 7*) | |||
28. (1ч.) | Синтаксис и пунктуация. | ||
29. (1ч.) | Словосочетание. | ||
30. (1ч.) | Разбор словосочетаний. | ||
31. (1ч.) | Предложение. | ||
32 (1ч) | Р. Р. Готовимся к сжатому изложению | ||
33(1ч.) | Р.Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. | ||
34. (1ч.) | Виды предложений по цели высказывания. | ||
35. (1ч.) | Восклицательные предложения. | ||
36 (2) | Р. Р. Сочинение на свободную тему. | ||
37 | Р. Р. Сочинение на свободную тему. | ||
38. (1ч.) | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | ||
39. (1ч.) | Сказуемое. | ||
40. (1ч.) | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
41. (1ч.) | Нераспространенные и распространенные предложения. | ||
42. (1ч.) | Второстепенные члены предложения. | ||
43. (1ч.) | Дополнение. | ||
44. (1ч.) | Определение. | ||
45. (1ч.) | Обстоятельство. | ||
46 (1ч) | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. | ||
47 (1ч) | Обобщающие слова при однородных членах. | ||
48 (1ч) | Пунктуация при однородных членах и обобщающих словах | ||
49. (1ч.) | Предложения с обращениями | ||
50. (1ч.) | Р. Р. Письмо. | ||
51. (1ч.) | Синтаксический разбор простого предложения. | ||
52. (2ч) | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | ||
53 | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | ||
54. (1ч.) | Пунктуационный разбор простого предложения. | ||
55. (1ч.) | Простые и сложные предложения. | ||
56 (1ч) | Синтаксический разбор сложного предложения. | ||
57 (1ч) | Сложное предложение и пунктуация при нем | ||
58. (1ч.) | Предложения с прямой речью. | ||
59. (1ч.) | Диалог. | ||
60. (1ч.) | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | ||
61 (1ч) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | ||
62 (1ч.) | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (13 + 5*) | |||
63. (1ч.) | Фонетика. Гласные звуки. | ||
64. (1ч.) | Согласные звуки. | ||
65. (1ч.) | Изменение звуков в потоке речи. | ||
66. (1ч.) | Согласные твердые и мягкие. | ||
67. (1ч.) | Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | ||
68. (1ч.) | Согласные звонкие и глухие. | ||
69. (1ч.) | Графика. | ||
70. (1ч.) | Алфавит. | ||
71 (1ч) | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. | ||
72 (1ч.) | Сочинение-описание предмета. | ||
73. (1ч.) | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | ||
74. (1ч.) | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | ||
75. (1ч.) | Орфоэпия. | ||
76. (1ч.) | Фонетический разбор слова. | ||
77. (1ч.) | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | ||
78. (1ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | ||
79 (1ч) | Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине | ||
80 (1ч.) | Сочинение по картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птицы» | ||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 + 4*) | |||
81. (1ч.) | Слово и его лексическое значение. | ||
82. (1ч.) | Однозначные и многозначные слова. | ||
83. (1ч.) | Прямое и переносное значение слов. | ||
84. (1ч.) | Омонимы. | ||
85. (1ч.) | Синонимы. | ||
86 (2ч.) | Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь»). | ||
87 | Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь»). | ||
88. (1ч.) | Антонимы. | ||
89 (1ч.) | Повторение изученного в разделе «Лексика». | ||
90 (1ч) | Тест по разделу «Лексика» | ||
91 (2ч) | Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | ||
92 | Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | ||
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (21 + 6*) | |||
93. (1ч.) | Морфема - наименьшая значимая часть слова. | ||
94. (1ч.) | Изменение и образование слов. | ||
95. (1ч.) | Окончание. | ||
96 (1ч.) | Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям. | ||
97. (1ч.) | Основа слова. | ||
98. (1ч.) | Корень слова. Контрольный словарный диктант. | ||
99 (1ч) | Р. Р. Рассуждение. | ||
100 (1ч.) | Р.Р. Сочинение – рассуждение. | ||
101. (1ч.) | Суффикс. | ||
102. (1ч.) | Приставка. | ||
103. (1ч.) | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. | ||
104 (1ч) | Чередование звуков. | ||
105. (1ч.) | Беглые гласные. | ||
106 (1ч) | Варианты морфем. | ||
107. (1ч.) | Морфемный разбор. | ||
108. (1ч.) | Правописание гласных и согласных в приставках. | ||
109. (1ч.) | Буквы З и С на конце приставок. | ||
110. (1ч.) | Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. | ||
111. (1ч.) | Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-. | ||
112. (1ч.) | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | ||
113. (1ч.) | Буквы И – Ы после Ц. | ||
114 (1ч) | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | ||
115 (1ч.) | Тест по разделу «Морфемика. Орфография» | ||
116 (1ч) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | ||
117 (1ч.) | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||
118 (1ч) | Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине | ||
119 (1ч.) | Р.Р. Сочинение по картине П. П. Кончаловского. «Сирень в корзине» | ||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | |||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (18+ 6*) | |||
120. (1ч.) | Имя существительное как часть речи. | ||
121. (1ч.) | Р. Р. Доказательства в рассуждении. | ||
122. (1ч.) | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | ||
123. (1ч.) | Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. | ||
124. (1ч.) | Род имен существительных. | ||
125. (1ч.) | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | ||
126 (1ч) | Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. | ||
127 (1ч.) | Сжатое изложение (Е. Пермяк.«Перо и чернильница»). | ||
128. (1ч.) | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | ||
129. (1ч.) | Три склонения имен существительных. | ||
130(1ч) | Падежи имен существительных. | ||
131 (1ч.) | Склонение существительных по падежам | ||
132 (1ч) | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | ||
133 (1ч.) | Гласные в окончаниях существительных | ||
134 91ч) | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | ||
135. (1ч.) | Р.Р. Подробное изложение от другого лица | ||
136. (1ч.) | Множественное число имен существительных. | ||
137. (1ч.) | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | ||
138. (1ч.) | Морфологический разбор имени существительного. | ||
139 (1ч) | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | ||
140 (1ч.) | Тест по теме «Имя существительное» | ||
141. (1ч.) | Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | ||
142 (1ч) | Диктант с грамматическим заданием. | ||
143 (1ч.) | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (11 +5*) | |||
144(1ч) | Имя прилагательное как часть речи. | ||
145 (1ч) | Имя прилагательное | ||
146 (1ч) | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | ||
147(1ч) | Гласные в окончаниях прилагательных | ||
148. (1ч.) | Р. Р. Описание животного. | ||
149 (1ч) | Прилагательные полные и краткие. | ||
150 (1ч.) | Краткие и полные формы имен прилагательных | ||
151 (1ч). | Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. | ||
152 (1ч.) | Сочинение по картине (А. Н. Комаров.«Наводнение»). | ||
153. (1ч.) | Морфологический разбор имени прилагательного. | ||
154 (1ч) | Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного | ||
155 (1ч) | Отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму» | ||
156(1ч) | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | ||
157 (1ч) | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | ||
158 (1ч.) 159 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||
ГЛАГОЛ (29 +7*) | |||
160. (1ч.) | Глагол как часть речи. | ||
161. (1ч.) | Не с глаголами. | ||
162. (1ч.) | Р. Р. Рассказ. | ||
163 (1ч) | Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. | ||
164 (1ч) | Начальная форма глагола | ||
165. (1ч.) | Правописание -ться и –тся в глаголах. | ||
166 91ч) | Виды глагола. | ||
167 (1ч.) | Несовершенные и совершенные глаголы | ||
168 (1ч) | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | ||
169. (1ч.) | Гласные е-и в корнях слов | ||
170. (1ч.) | Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | ||
171. (1ч.) | Время глагола. | ||
172 (1ч) | Прошедшее время глагола. | ||
-173. (1ч.) | Глагол в прошедшем времени | ||
174 (1ч) | Настоящее время глагола. | ||
-175. (1ч.) | Глагол в настоящем времени | ||
176 (1ч) | Будущее время глаголов. | ||
-177. (1ч.) | Глагол в будущем времени | ||
178. (1ч.) | Спряжение глаголов. | ||
179 (1ч) | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | ||
180 (1ч) | Окончания глаголов в безударном положении | ||
1181. (1ч.) | Глагольные окончания, их особенности правописания | ||
182. (1ч.) | Морфологический разбор глагола. | ||
183 (1ч) | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица | ||
184. (1ч.) | Р.Р. Сжатое изложение от другого лица | ||
185 (1ч) | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | ||
186. (1ч.) | Окончания глаголов –ешь, -ишь | ||
187. (1ч.) | Употребление времен. | ||
188. (1ч.) | Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | ||
189 (1ч) | Повторение изученного по теме «Глагол». | ||
190 (1ч.) | Практические упражнения в формате ЕГЭ по теме «Глагол» | ||
191 (1ч) | Тест по теме «Глагол» | ||
192 (1ч) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | ||
193. (1ч.) | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||
194 (1ч) | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку | ||
195. (1ч.) | О. Попович. «Не взяли на рыбалку» | ||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (7 + 2*) | |||
196. (1ч.) | Разделы науки о языке. | ||
197 (2ч) | Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | ||
198 | Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | ||
199 (1ч) 200. (1ч.) | Орфограммы в приставках Орфограммы в корнях слов | ||
201. (1ч.) | Орфограммы в окончаниях слов. | ||
202. (1ч.) | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | ||
203. (1ч.) | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | ||
204. (1ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
[1] * Часы на развитие связной речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 5 класса по русскому языку с нерусским (родным) языком обучения.
Рабочая программа для использования в работе учителей русского языка 5 класса...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Русский язык и литература. Русский язык для специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, ре...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Рабочая программа курсак по выбору по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ»
Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...
Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык» 5 класс к учебнику Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и другие. Русский язык (в 2 частях), 5 класс/ ООО «ДРОФА»; АО «Издательство Просвещение»
Программа создана на основе конструктора "Единого содержания общего образования" https://edsoo.ru/...
Рабочая программа по платным образовательным услугам Русский язык в 9 классе «Сложные вопросы русского языка»
Данная рабочая программа создана для помощи учителю в преподавании платных образовательных услуг в 9 классе по русскому языку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...