Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему: «Из истории русской пунктуации»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Познакомиться с историей появления знаков препинания.Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.
Отработать навыки постановки знаков препинания на практике.Сделать вывод о роли знаков препинания, о значении постановки знака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_iz_istorii_russkoy_punktuatsii.docx | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему: «Из истории русской пунктуации»
Основная роль пунктуации –
обозначение тех смысловых отношений,
которые … не могут быть выражены лексическими и
синтаксическими средствами.
А.Б.Шапиро.
Цель: Создать условия для усвоения знаний об истории русской пунктуации, для отработки навыка постановки знаков препинания.
Задачи:
- Познакомиться с историей появления знаков препинания.
- Узнать, какие знаки появились раньше, какие – позже.
- Узнать, отличаются ли современные названия знаков от старинных.
- Отработать навыки постановки знаков препинания на практике.
- Сделать вывод о роли знаков препинания, о значении постановки знака.
Оборудование: компьютер, проектор (мероприятие сопровождается презентацией по теме).
Ход мероприятия
1. Рассказ учителя о появлении знаков препинания в русском языке:
Исторически пунктуация сложилась позднее, чем алфавитное письмо. Ее появление связывают с именами итальянских гуманистов братьев Мануциев, развивших широкую издательскую деятельность в конце 14-го в.
В середине 15-го века они изобрели пунктуацию для европейской письменности, она была принята в основных своих чертах большинством народов Европы и существует до настоящего времени.
Известно, что до конца 15-го века текст писался либо совсем без промежутков между словами, либо делился на нерасчлененные отрезки. Между нерасчлененными отрезками текста делался интервал, в котором на уровне середины или нижней линии буквы ставили точки. Вот пример из рукописи I половины 15-го века:
тоеосеникнязьсеменъдмитриевнъсуздальский
приндератьюкновъгородунижнему
аснимъцаревичентякстысячьютатаръ людитезатворилисьявъгороде .
“В ту осень князь Семен Дмитриевич Суздальский пришел с войском к Новгороду Нижнему. А с ним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе”.
Далее отмечается, что первые знаки препинания показывали паузы. Раньше всех была введена точка (конец I четверти 15-го века), затем запятая (16 век). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой. Появление и упорядочение знаков препинания связывают с развитием книгопечатания. Так, в книгах I пол. 16 века уже использовались такие знаки: запятая, точка, точка с запятой, вопросительный знак. Несколько позднее появился восклицательный знак. В “Грамматике словенской” Мелетия Смотрицкого был использован новый знак – скобки, который в ту пору называли “вместным” знаком.
– Как вы думаете, почему этот знак имел такое название? (Так как внутри скобок было что-то написано, он как бы вмещал в себе какую-то
информацию.)
Тире первоначально называли “молчанкой”.
– Как вы думаете, почему?
Вот, что говорит об этом М.В.Ломоносов: “Молчанка начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время, либо для приготовления читателя к какому-либо важному слову или действию”.
И другие знаки препинания раньше имели иные наименования. Так, точку с запятой в 16 веке называли “подстолия”, а в 17 веке – “полуточие”. Восклицательный знак именовался удивным (удивительным).
– Кто сможет объяснить такое название восклицательного знака?
Знак переноса вначале относили к пунктуационным знакам и называли “единитным”
– Почему? (Так как он соединяет части слова воедино.)
Отсутствие знаков препинания в тексте не только затрудняет чтение и понимание его, но и ведет к ошибочному или двоякому толкованию. Так, если бессоюзное сложное предложение: Кричат ребята громко вторит эхо им – лишить запятой, расчленяющей его части, то читающему трудно установить, к какой части предложения относится слово “громко”
– Давайте прочитаем это предложение в двух вариантах.
Знак, поставленный не на свое место, иногда делает предложение противоположным по смыслу. Известен такой исторический факт: один преступник, осужденный на смертную казнь, подал своему королю прошение о помиловании. Великодушный король положил на прошение резолюцию: “Помиловать, не следует казнить!” Но секретарь по ошибке переставил запятую и резолюция получилась в таком виде: “Помиловать не следует, казнить!” Шутка это, или факт, взятый из жизни, трудно установить. Важно то, что автор обращает внимание на пунктуационную небрежность и показывает, как маленькая запятая, поставленная не на свое место, может даже лишить человека жизни.
– Ребята, а в каком художественном произведении описывается подобный случай. (В сказке С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”.)
2. Веселая викторина, посвященная вопросам пунктуации.
Задание № 1.
Учащимся предлагается указать, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах, всего двадцать.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Ольга сидела на скамейке и ждала подругу, которая находилась в сквере.
– Все ли здесь?
– Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя еще не пришли.
Задание № 2.
Расставить в предложении запятые как можно большим количеством способов (6 способов).
- Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
- Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
- Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
- Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
- Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.
- Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.
- Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.
Предлагается задание понаблюдать, как всякий раз с изменением пунктуации предложения изменяются его интонация, грамматическая структура, смысл высказывания.
Ребята проверяют, читают свои предложения, анализируют их. Подводится итог: тот, кто составил больше всех предложений – победитель.
Задание № 3.
В современном русском языке 10 знаков препинания. В “Грамматике” М.Смотрицкого тоже 10. Вот они: черта |, запятая, двоеточие :, точка ., удивная !, разъятная V , единитная –, вопросная ;, вместная [ ], отложная ().
– Какие из них дошли до нас без изменения, а какие изменили свое название.
Задание № 4.
Учитель читает отрывок из “Российской грамматики” М.В.Ломоносова.
(1775)
Кроме букв, в российском языке употребительных, ставят при них разные знаки, в строках и над строками: и для того первые называются строчными, другие надстрочными знаками. Строчные – запятая, точка, две точки :, точка с запятой, вопросительный знак, удивительный знак, единительный знак =, вместительный ().
Надстрочных знаков 2: черта для показания разной силы на подобных речениях: потом и потом, полон и полон: скобка над й кратким для различения от и простого: мой, мои (сюда же относятся и две точки над ё)
– Каких знаков препинания, употребленных в настоящее время, нет в “Рос. грамматике” М.В.Ломоносова?(Тире, многоточие, кавычки, скобки.)
Как понять деление знаков на строчные и надстрочные?
Употребляются ли сейчас надстрочные знаки, как они называются?
Что это за знак “единительный”? (Это знак переноса – соединяет части слова воедино.)
Задание № 5.
Установите, в каких случаях ставят многоточие в начале предложения:
.. .Чиста душа моя и честь,
А человек – не в этом ли он весь?
(М.Джамиль)
(Цитата приводится не полностью, пропущенная часть обозначается многоточием.)
3. В мире интересного (рассказ учителя об интересных фактах из знаний о пунктуации).
Знаете ли вы:
– что знаки препинания по начертанию делятся на 2 группы: основные и составные. К I группе относятся точка, запятая, тире. Ко II группе – точка с запятой, двоеточие, восклицательный и вопросительные знаки, многоточие, скобки и кавычки;
– что греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой;
– что испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце предложения, но и в начале их в перевернутом виде ;
– что армяне повествовательное предложение начинают двоеточием.
4. Рефлексия. Подведение итогов мероприятия.
– Ребята, давайте сделаем вывод, для чего же нужны нам знаки препинания?
(Их отсутствие затрудняет чтение и понимание текста, допускает двоякое, ошибочное толкование.)
Закончить наше занятие мне хотелось бы словами известного А.Б.Шапиро:
«... писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но в равной мере для врача, инженера, агронома. Нарушение общепринятых норм употребления знаков препинания в большинстве случаев опаснее, нежели орфографически неправильное написание слова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку по теме "Достопримечательности Лондона"
В этом документе представлен конспект внеклассного мероприятия по английскому языку на тему Достопримечательности Лондона". предназначено для учащихся 5 класса...
Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку по теме "Путешествие в сказку",6 класс
Внеклассное мероприятие по английскому языку, разработанное для проведения в неделю мотивации....
Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку на тему "Treasure Hunt" (6 класс)
Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку на тему "Treasure Hunt" (6 класс)...
Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку на тему "Naughts and Crosses" (2 класс)
В игре содержатся задания на темы: "Алфавит", "Числа", "Цвета", "Животные", "Действия"....
Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"
Материалы презентации будут полезны при закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах....
План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку на тему: “Russian Cinema”
Участники: учащиеся 9 «А» класса.Цели мероприятия: 1. Расширить знания обучающихся в сфере русского кинематографа.2. Развивать т...
План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку на тему «Путешествие в страну английского языка» для учащихся 5-8 классов, 2023 год
План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку на тему «Путешествие в страну английского языка» для учащихся 5-8 классов, 2023 год...