Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"
учебно-методическое пособие по русскому языку (10 класс) на тему
Материалы презентации будут полезны при закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реформы орфографии в истории русского языка (презентация) | 379.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык, как выражение нравственной жизни народа, подлежит законам высокой нравственности, ибо составляется не случайной прихотью изобретателя, а устами целого народа как орудия творческой силы Ф.И. Буслаев
Каждая реформа оставляет заведомо непоследовательные правила, …ни одна из них не смогла опереться на общую теорию письма.
863 г. Создание Глаголицы, первой славянской азбуки, святыми Кириллом и Мефодием
988 г. В основу восточнославянской письменности положена Кириллица, созданная на основе греческого алфавита для перевода Библии на славянский язык * Русское письмо той поры было в основном фонетическим /«аканье» - произношение <а> на месте <о> появилось лишь в 14 веке/
1619 г. МЕЛЕНТИЙ СМОТРИЦКИЙ (1577-1633), публицист, ученый-филолог, церковный и общественный деятель создаёт первую подробную «Грамматику церковнославянского языка»
1708 г. Петр I издал «Указ о замене церковно-славянского шрифта русской гражданской азбукой» начертание букв стало упрощенным и более округлым устранены буквы церковной кириллицы : - омега, - юсы
Первая страница гражданской азбуки с собственноручными пометками Петра I
1755 г.- «Российская грамматика» М. Ломоносова М. Ломоносов рассуждает о морфологическом принципе правописания, требующего одинакового написания одних и тех же морфем: например, ранее писали и произносили < съказъка > , т.к. редуцированные гласные звуки, следующие за согласными, не позволяли звонким согласным оглушаться, а глухим озвончаться; в 12 веке редуцированные гласные «ъ» и «ь» исчезли в безударном положении (в сильной позиции перешли в < о > , < е > ), а написание согласных сохранилось. несмотря на изменения в произношении /на основе морфологического принципа/.
1860 год - Совещание преподавателей русского языка и словесности в Петербурге: обсуждение проекта реформы по устранению «Ъ(ять)» и «Ь(ера)» - проект отстранён
1862 г. М.Н. Катков , «Современная летопись Русского вестника» : «Нам кажется, что дело следует начать с отмены «ера» в конце слов, но мы полагаем, что для этого нужно согласие, по крайней мере, нескольких из наиболее распространённых наших журналов. Мы заранее заявляем готовность присоединиться к договору. Сбережение от устранения буквы «Ь(ер)» составило бы примерно 8% на набор, печать и бумагу. Издания, тратящие на эти предметы 100 000 рублей, будут платить за букву примерно 8 000 рублей»
12 апреля 1904 г. Заседание комиссии при Императорской Академии наук по вопросу о русском правописании. Единогласно признано желательным упростить русское правописание и большинством голосов решено исключить буквы Ь(ер) и Ъ(ять), об исключении (ижицы) говорить не приходилось, так как к этому времени она сама собой вышла из употребления. Была избрана подкомиссия, которой было поручено разработать проект упрощений в русском правописании. Впоследствии обнародование решений подкомиссии было надолго задержано событиями общественно-политического порядка.
1912 г. – «Постановление орфографической комиссии» Для обсуждения предлагались нововведения: исключить букву < ять > с последующей заменой её на < е > устранить < ер > как твёрдый знак в конце слов признать излишним написание Ь (ер) в конце слов после шипящих (рож, ходиш, лиш) после шипящих писать под ударением < о > , без ударения < е > (пчолка – пчела) в приставках на < з > перед глухими согласными писать < с > в окончаниях прилагательных, причастий, местоимений мужского и среднего рода писать < – ого > вместо < –аго > , < -яго > .
1917 г. – Декрет «О введении нового правописания» БЫЛО ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ: исключить букву Ъ(ять) с последовательной заменой её на < е > (колено, вера, семя, в избе) исключить букву (фита - греч.) с заменою её на < Ф > (Фома, Афанасий, фимиам, кафедра) исключить букву Ъ(ять)в конце слов и частей сложных слов (хлеб, посол, меч, контр-адмирал) исключить букву с заменою её на < И > (учение, Россия, пиявка, Иоанн) писать приставки на < з > через < с > перед глухими согласными в окончаниях прилагательных, причастий, местоимений мужского и среднего рода писать < – ого > вместо < –аго > , < -яго > . Председатель комиссии по упрощению русского правописания в 1917 г. академик А.А. Шахматов
30 – ее г. ХХ в. – создание Орфографической комиссии, с целью «реформирования правописания», которое «откроет большие возможности для скорейшего повышения культурного уровня трудящихся масс»: установить в качестве отделительного знака только < ь > (сьезд, пью) не писать < ь > после шипящих (доч, стрич) после шипящих по ударением писать < о > (чорт) после шипящих и < ц > вместо < и > писать < ы > (соцыализм, жырный)
15 августа 1932 г Постановление ЦК ВКП (б) «Об учебной программе и режиме в начальных и средних школах» /о необходимости формирования прочных навыков чтения и письма, соблюдении строгой нормы/
1956 г. составлены действующие и в наше время «Правила русской орфографии и пунктуации»
1962 г. Создание Орфографической комиссии под руководством академика В. В. Виноградова с целью упрощения орфографических знаков:
Было предложено: в разделительной функции использовать только < ь > после < ц > везде писать < и > (циган, огурци) после шипящих под ударением писать < о > (щоки) после шипящих на конце не писать < ь > в корнях с чередованием < а – о > безударную гласную писать в соответствии с её написанием под ударением (зоря, зорница. т.к. зори) отменить двойные согласные в иноязычных словах (оставить только в словах сумма, гамма, ванна ) сочетание пол- (половина) с сущ в р.п. или числительным писать всегда через дефис жюри, брошюра, парашют писать через < у > писать < заец > , < заечий > оловянный, деревянный, стеклянный писать с одной < н > и др. Реформа не состоялась
90 – е гг. ХХ в. при Отделении литературы и языка РАН созвана Орфографическая комиссия с целью реформирования языка.
Русская орфография – феномен исключительно противоречивый. Противоречия создают многочисленные объективные и субъективные факторы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"
Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...
Урок русского языка в 6 классе "Богатство русского языка".
Творческая мастерская. Урок русского языка в 6 классе. Тема: Богатство русского языка....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....