Рабочая программа по русскому языку по УМК Львовой С. И.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 136 часов (4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_.7_kl.rus_.yazyk_.docx | 33.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
города Железногорска Курской области
«Рассмотрена» «Принята» «Утверждена»
Заседание МО Педагогический совет Приказ от «01» сентября
учителей русского языка протокол №1 № 1-230
и литературы «29» августа 2011 г. Директор МОУ «СОШ № 4»
протокол №1
от «28» августа 2011 г. ________/С. А. Тубольцев/
Рабочая программа
Русский язык
К УМК « Русский язык»
авторов С. И. Львовой, В. В. Львова
для 7 классов
общеобразовательных учреждений
Составила учитель русского языка и литературы
Коротченкова Татьяна Николаевна
г. Железногорск
2011
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 136 часов (4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Цели курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся;
- овладение ими речевой деятельностью.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка;
- умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами;
- интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.
Программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Язык как развивающееся явление – 1 ч
- Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах) -38 + 4 ч
Морфология:
- Наречие - 30 + 3 ч
- Служебные части речи - 34 + 7 ч
- Предлог -11 + 1 ч
- Союз - 13 + 2 ч
- Частица - 10 + 4 ч
- Междометие и звукоподражательные слова - 4 ч
Повторение изученного - 4 ч
Введение регионального компонента направлено на то, чтобы, формируя языковую личность, рассматривая язык как культурно-историческую среду, изучая местную специфику речи способствовать формированию у обучающихся представления о языке как о живом, развивающемся явлении.
Планирование содержания регионального компонента по русскому языку:
Содержание раздела | Содержание регионального компонента | Кол-во часов |
Язык как развивающееся явление | Ведущая роль диалектов в образовании большинства литературных языков мира. | 1 |
Повторение изученного в 5-6 классах | Особенности звучащей речи жителей нашей местности, ее отличие от общерусской литературной нормы. Топонимика Курской области. | 1 |
Повторение изученного в 7 классе | Диалектная лексика как отражение истории русского народа, его духовной культуры | 1 |
Развитие речи | Использование лингвистического краеведения при анализе текстов | 1 |
Итого: | 4 час. |
Главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;
- осмысление его основных закономерностей;
- усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа;
- развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений,
- навыков самостоятельной учебной деятельности;
- самообразование, речевое самосовершенствование;
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Центральной единицей обучения является текст как речевое произведение. Таким образом каждый урок русского языка является уроком развития речи. Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся умений:
- осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово;
- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.
Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала;
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей;
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии.
Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам;
- идею дифференцированного подхода к обучению (это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы);
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе не только теми дидактическими единицами, которые отражают устройство языка, но и теми, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностно- системного подхода к изучению русского языка в школе, то есть синтез формирования системы лингвистических знаний, умений и навыков и процесса совершенствования речевой деятельности обучающихся.
Для решения практических задач курса, формирования устойчивых навыков владения языком, для углубления знаний о языке и речи, совершенствования навыков языкового анализа предусмотрено повторение соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики, а также речевых умений и навыков, связанных с анализом и созданием текстов разных стилей.
Программа предусматривает использование активных форм проведения занятий: практикумы, собеседования, семинары, а также различные формы контроля: самостоятельные работы, контрольные словарные диктанты, тесты, зачеты, контрольные диктанты, изложения, сочинения.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – 15 часов и текстоведение – 10 часов:
№ п/п | Текстоведение | Развитие речи |
1 | Основные признаки текста (повторение). Этапы работы над сочинением. | Обучающее подробное изложение по упр.127 «Крестьянская изба» |
2 | Точность и логичность речи. Композиция текста . | Подготовка к домашнему обучающему сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам К.Ф. Юона, И.И.Шишкина) |
3 | Виды связи предложений в тексте . | Обучающее подробное изложение с элементами сочинения(Упр. 284) 2ч |
4 | Языковые средства выразительности. | Обучающее сжатое изложение «Как Костя над собой подшутил» (Упр. 587) |
5 | Фонетические и словообразовательные средства выразительности. | Обучающее сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. (Упр. 521) |
6 | Лексические средства выразительности. | Обучающее сочинение по тексту «Где живет совесть?» (Упр.577) |
7 | Морфологические средства выразительности. | Контрольное сжатое изложение «Иван-чай» 2ч |
8 | Синтаксические средства выразительности. | Обучающее подробное изложение «Воробей» (Упр. 695) |
9 | Рассуждение как тип речи. | Контрольное сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» 2 ч |
10 | Сочетание разных типов речи в тексте. | Контрольное сочинение – рассуждение «Глаза – зеркало души» |
11 | Устное высказывание на лингвистическую тему. | |
12 | Контрольное сжатое изложение (Упр. 811) |
Требования к подготовке учащихся
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
- особенности ударения в русском языке;
- основные правила орфоэпии;
- основные способы образования слов;
- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
- правила русской орфографии;
- морфологические признаки частей речи;
- нормы употребления в речи языковых единиц;
- виды словосочетаний;
- виды предложений;
- основные группы пунктуационных правил;
- признаки текста.
Уметь:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для учителя:
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
- Роговик Т.Н. Русский язык. 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004
Для учащихся:
- Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львов В.В. Тетрадь оценки качества знаний по русскому языку. 7 класс /В.В.Львов. –М.: Дрофа, 2009
- Львова С.И. Практикум по русскому языку. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009
- Страхова Л.Л. Словарные диктанты. 5-7 классы - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.
- Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс: К учебнику М.Т.Баранова. «Русский язык. 7 класс» / И.В.Текучева. –М.: Издательство «Экзамен», 2004
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе
на 2011 - 2012 учебный год
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс / Автор-составитель С.И.Львова. – М.: Мнемозина, 2009.
Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
Всего: 136ч
Текстоведение: 10ч
Развитие речи: 15 ч
Контрольных диктантов – 6
Контрольных изложений – 2
Контрольных сочинений - 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. Львов, Львова.
В работе представлены пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, виды контроля, нормы оценивания работ....
рабочая программа по русскому языку С. И. Львова 6 класс
Данная программа второго вида, так как количество часов по программе не совпадает с количеством часов по учебному плану....
рабочая программа по русскому языку 7 класс, Львовы
Вариант программы к учебнику Львовых, 7 класс, русский язык, 136 часов...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Львов (надомное обучение)
Рабочая программа составлена на основе авторской Львова для обучения на дому и ориентирована на 3 часа обучения в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Львов (надомное обучение)
Рабочая программа составлена на основе авторской Львова для обучения на дому и ориентирована на 3 часа обучения в неделю...
Рабочая программа по русскому языку для учебника Львова 9 класса ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для учебника Баранова 6 класса. Содержит пояснительную записку, а также развернутое тематическое планирование.Пункты планирования:Тема урокаТип урокаПланируемые рез...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...