Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку 5 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russkomu_yazyku_5_klass_fgos_2016-2017.docx | 88.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
Рузаевского муниципального района
Рассмотрена и одобрена на Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании методического заседании научно- образовательного учреждения
объединения учителей методического совета _________________________
филологических дисциплин Руководитель НМС _________ /Сарайкина О.В./
Руководитель МО ________ /Сарайкина О.В./ «____» ____________ 20___г.
/ Зимина С.Ш. / «_____» ____________ 20___ г.
«_____» __________20___г.
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
в 5 «Б» классе
Составитель: Габдуллина Н. Г.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
2016-2017 гг.
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования и обеспечена переработанным в соответствии с требованиями ФГОС УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцовой и др.
Общий объём часов в 5 классе на изучение курса «Русский язык» составляет 175 часов (5 часов в неделю, 35 учебных недель).
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума по русскому языку, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к русскому языку.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографий и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Регулятивные:
Учащийся научится:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- оценивать результаты выполненного задания по учебнику (раздел “Советы помощника”);
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;
- сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека;
- волевой саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;
- составлению плана и последовательности действий.
Познавательные:
Учащийся научится:
- давать определение понятиям;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;
- работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове;
- развивать умения классифицировать явления;
- самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
- умению структурировать знания;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
- формулировать собственное мнение;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- строить фразы с использованием лингвистических терминов;
- составлять таблицы, карточки;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Наименование раздела | Виды учебной деятельности | |
Введение (1 ч.) | ||
Вводный урок. Язык – важнейшее средство общения. | Учащиеся должны знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка. Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме. | |
Язык и общение (3 ч.) | ||
Язык и человек. Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. Р/Р Стили речи. | Учащиеся должны знать, какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем отличается письменное общение от устного. Уметь: читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме; различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; уметь определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации. Знать: какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка. Уметь: читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме. Знать: общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике. Уметь: определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания. | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (28 ч.) | ||
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Входная контрольная работа (диктант). Анализ входной контрольной работы. Работа над ошибками. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Р/Р Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение по тексту упражнения 70. Р/Р Обучающее изложение по тексту упражнения 70. Части речи. Глагол. – Тся и – ться в глаголах. Р/Р Тема текста. Личные окончания глаголов. Имя существительное. Склонение существительных. -Е и –и в окончаниях существительных. Имя прилагательное. Местоимение. Р/Р Основная мысль текста. Сочинение на тему «Летние радости» (упр. 118) или Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». Повторение изученного по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Контрольный диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Уметь выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; разбирать слова фонетически. Уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами, пользоваться орфографическим словарём. Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; о непроверяемых безударных гласных в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарем. Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне (с изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или согласная л,м,н,р); пользоваться орфографическим словарем; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний. Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова; способ проверки непроизносимых согласных в корне слова. Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом поверки непроизносимых согласных в корне. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. Знать правило написания букв и, у, а после шипящих и слова-исключения. Уметь правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. Знать правило употребления разделительных ъ и ь. Уметь находить в словах разделительные ъ и ь; разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего, правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь; графически обозначать условия их выбора. Знать о совпадении по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок; знать, что предлог – слово, приставка – часть слова; правило раздельного написания предлогов со словами; знать правило дефисного написания предлогов из-за, из-под; знать. падеж, с которым употребляются указанные предлоги. Уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму – слитное и орфограмму – раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельного написания; уметь писать через дефис предлоги из-за, из-под и и обозначать олрфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи. Знать о теме и основной мысли текста; о способах раскрытия основной мысли текста. Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли; писать сочинение повествовательного характера на заданную тему. Знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте). Уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план. Знать на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные глаголы. Уметь определять части речи, их морфологические признаки. Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола. Уметь находить глаголы в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; различать по вопросу личную и неопределенную форму глагола. Знать опознавательный признак орфограммы – ь: [ца] на конце глагола; способ определения написания –тся или –ться; личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании не с глаголами. Уметь находить орфограмму –тся и –ться в глаголах; пользоваться способом определения написания –тся или –ться; правильно писать –тся или –ться; выделять личные окончания глаголов; писать е или и в личных окончаниях глаголов; писать раздельно не с глаголами; разбирать глаголы по образцу. Знать о теме и основной мысли текста; о способах раскрытия основной мысли текста. Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, в которых выражена основная мысль; редактировать предлагаемую заметку повествовательного характера с точки зрения раскрытия в ней основной мысли; писать сочинение повествовательного характера на заданную тему. Знать об употреблении на письме ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени. Уметь определять морфологические признаки глагола (время, лицо); уметь употреблять ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени. Знать на какие вопросы отвечает имя существительное; знать морфологические признаки существительного (род, число, падеж, типы склонения); об употреблении и неупотреблении на письме ь после шипящих на конце слова у существительных; об употреблении е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе. Уметь ставить вопросы к существительным; определять число, род, падеж, тип склонения существительного; правильно употреблять ь после шипящих на конце слова у существительных; выбирать написание е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разбирать имена существительные по образцу. Знать на какие вопросы отвечает имя прилагательное; об изменении прилагательных по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательных с существительными; способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного (по вопросу). Уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными; разбирать имена прилагательные по образцу; пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний. Знать о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3-го лица после предлогов. Уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов. Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине. Уметь описывать изображенное на жанровой картине. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (33 ч.) | ||
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания. Предложение. Грамматическая основа предложения. Р/Р Сжатое изложение (по тексту В.П. Катаева, упр. 144). Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные предложения). Р/Р Устный анализ тем сочинений (упр. 156, 158). Сочинение на свободную тему (упр. 157). Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями. Р/Р Письмо. Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения. Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Прямая речь. Диалог. Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Р/Р Сжатое изложение (по тексту Е. Мурашовой, упр. 261). | Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать роли знаков препинания в понимании смысла предложения; названия и функции знаков препинания. Уметь связывать слова в предложении по смыслу; верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; разграничивать знаки препинания по их функции. Знать чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании. Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; использовать для выражения одинакового смысла словосочетания и уметь составлять словосочетания по образцу; выделять словосочетания из предложений. Знать порядок разбора словосочетания. Уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме. Знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения); знаки завершения; понимать роль интонации в точной передаче смысла речи говорящего. Уметь по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения; находить грамматическую основу, состоящую из одного главного члена (подлежащего или сказуемого); соотносить указанные предложения с определенными схемами. Знать способы сжатия текста. Уметь формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст. Знать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений. Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания; опираться на вопросительные слова при составлении вопросительных предложений; использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации. Знать виды предложений по интонации; о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений. Уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять. Знать о теме сочинения (широкой и узкой), о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения (разговорный: рассказ о памятном дне в школе). Уметь распознавать широкую и узкую тему сочинения; уметь определять свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определённую тему. Знать, что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего (существительным, местоимением, сочетанием слов); о смысловой и грамматической связи подлежащего и сказуемого. Уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов. Знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); чем определяется выбор способа выражения сказуемого. Уметь находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации. Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительные в именительном падеже); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; знать схему данной конструкции. Уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему. Знать определение распространенных и нераспространенных предложений; общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены; их названия). Уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами. Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения; о возможности смешения подлежащего и дополнения, выраженного существительным в винительном падеже без предлога. Уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; верно, обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями. Знать определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественно- го описания. Уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания. Знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; о зависимости обстоятельств от глаголов-сказуемых; роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания. Уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания; различать второстепенные члены предложения; уметь составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам. Знать определение однородных членов предложения; об интонации перечисления в предложениях с однородными членами; предложения с однородными членами, связанные только интонацией перечисления (без союзов). Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления. Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация при бессоюзии, союз при союзной связи); функцию запятой между однородными членами – знака разделения; знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; знать схемы предложений с однородными членами. Уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; уметь составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами. Уметь находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами (двоеточие). Знать определение обращения; знать об интонации, с которой произносится обращение; опознавательный признак выделения обращения на письме – звательная интонация; функцию знаков препинания в предложении с обращением – знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением; возможности смешения подлежащего и обращения. Уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. Знать о том, какими могут быть письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи. Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме. Знать порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; уметь определять стиль речи, к которому относится устный разбор. Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения. Уметь производить пунктуационный разбор (устный и письменный) простого предложения. Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать опознавательный признак постановки запятой между простыми предложениями в сложном – наличие двух и более грамматических основ, союза между простыми предложениями; функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного – знака разделения; знать правило постановки запятой в сложном предложении; схемы сложных предложений; знать о возможности смешения сложных предложений и предложений с однородными членами с союзами а, и. Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного; обосновывать постановку запятой в сложном предложении; составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами а, и. Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения; уметь составлять план сообщения на лингвистическую тему. Знать, что такое прямая речь и слова автора; знать об интонации при произнесении слов автора после прямой речи и перед ней; знать опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи; знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, стоящей после слов автора и перед словами автора; схемы предложений с прямой речью. Уметь разграничивать прямую речь и слова автора; правильно произносить предложения с прямой речью, стоящей после слов автора и перед ними; с опорой на опознавательный признак находить места употребления знаков препинания; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью; употреблять слово «пожалуйста» в предложениях с прямой речью, выделяя его запятыми на письме. Знать, что такое диалог, реплика; знать правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога. Уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог. Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, основные союзные слова (без термина). Уметь различать сложное и простое предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. Знать способы сжатия текста. Уметь формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст. | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (18 ч.) | ||
Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. Изменение звуков в потоке речи. Р/Р Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка», упр. 282, 283). Согласные звонкие и глухие. Графика. Алфавит. Р/Р Описание предмета. Сочинение-описание или сочинение с элементами описания (по упр. 301, 302). Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия». Графика. Орфография. Культура речи». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Р/Р Сочинение-описание предметов, изображённых на картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (по упр. 323). | Знать предмет изучения фонетики; на какие группы и подгруппы делятся звуки речи в русском языке; различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслораличительной роли звуков. Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции. Знать об образовании согласных звуков; перечень согласных звуков; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; знакомство с элементами транскрипции ([']). Уметь различать согласные звуки по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; использовать скороговорки для овладения правильным произношением некоторых звуков. Знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; знать, что позиционные чередования гласных на письме не отражаются; знать правило произношения согласных на месте буквосочетаний чн, чт в словах типа «что», «конечно». Уметь объяснять правило проверки безударной гласной в корне слова с точки зрения позиционного чередования гласных; уметь правильно произносить указанные слова. Знать структуру текста типа «повествование»; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование. Уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст. Знать об участии голоса и шума в образовании глухих и звонких согласных; знать перечень пар согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков; о звукописи; о позиционных чередованиях звонких и глухих согласных (оглушение и озвончение). Уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные; уметь различать в словах глухие и звонкие согласные; различать позиционные чередования согласных в словах. Знать чем отличается устная речь от письменной; о различии между звуками и буквами; предмет изучения графики и каллиграфии; русский алфавит и его назначение. Уметь отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; определять сходство в начертании букв; правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов; уметь находить и исправлять ошибки в названиях букв. Знать понятие «описание»; особенности описания в научном и разговорном стиле. Уметь различать описание предмета в научном и разговорном стиле; уметь редактировать текст (сочинение-описание) ученика; описывать предмет в разговорном стиле письменно. Знать о роли ь для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных. Уметь находить в словах мягкий согласный; уметь употреблять ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарем; уметь разграничивать слова с ь для обозначения мягкости согласного, с ь в неопределенной форме глагола, с разделительным ь. Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях. Уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях» объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих. Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях. Уметь правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки. Знать порядок фонетического разбора слова. Уметь производить фонетический разбор (устный и письменный) слов. Знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки. Уметь производить фонетический разбор слов с непроизносимыми согласными, появление [й'] в словах типа «соловьи». Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. Уметь устно описывать предметы, изображённые на картине. | |
Лексика. Культура речи (10 ч.) | ||
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Р/Р Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Антонимы. Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи». Р/Р Подробное изложение (по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег», упр. 375). | Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные приемы толкования лексического значения слова; знать понятие грамматическое значение слова». Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова. Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова; знать об общем сходстве между разными значениями многозначного слова. Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова; находить и исправлять ошибки в употреблении многозначных слов. Знать о прямом и переносном значении слов; об отражении в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях. Уметь находить слова с переносным значением в тексте; в толковом словаре; определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением; находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением. Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; об отражении омонимов в толковом словаре; о роли использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров). Уметь находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи. Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов). Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов. Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов. Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи. Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам, используя «Школьный словарь антонимов» М.Р. Львова; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи. Уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарём. Знать о роли деталей в художественном описании предмета. Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного. | |
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч.) | ||
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. Корень слова. Однокоренные слова. Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение на тему «Дни недели рассказывают о себе» (по упр. 397) или Сочинение-рассуждение по упр. 402. Суффикс – значимая часть слова. Приставка. Их словообразующая роль. Р/Р Выборочное изложение текста с изменением лица (по упр. 420). Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Буквы о – а в корне –лаг- - -лож-. Буквы о – а в корне –раст- - -ращ-, - -рос(л)-. Буквы ё – о после шипящих в корне. Буквы и – ы после ц. Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Р/Р Сочинение-описание изображённого на картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (по упр. 470). | Знать понятие «морфема»; предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы – значимые части слова; уметь отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова. Знать определение окончания слова; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании и его грамматическом значении; способ обозначения нулевого окончания; определение основы слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение. Уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний существительных, прилагательных, глаголов; понимать грамматическое значение нулевого окончания существительных; соотносить окончание с его грамматическим значением; выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах. Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов; что однокоренные слова могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи. Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи; уметь разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различные по лексическому значению корни; уметь находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов к указанным словам. Знать о рассуждении как о типе текста; о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование). Уметь находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; использовать структуру рассуждения при создании текста-повествования; создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера. Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса. Уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами; группировать слова по значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффиксов. Знать определение приставки, смысловое значение приставки. Уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; определять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем. Знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящихся в разных частях исходного текста). Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика. Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных о и е с нулем звука в одной и той же морфеме. Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными о и е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам. Знать понятие «варианты морфем». Уметь различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам. Знать порядок морфемного разбора слова. Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова. Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок пре- и при- и приставок на з- (с-); способ проверки гласных и согласных в приставках по сильной позиции. Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки гласных и согласных в приставках; пользоваться орфографическим словарем. Знать правило написания букв з и с на конце приставок; знать о единообразном написании приставки с-; словарные слова. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями. Знать правило написания букв о – а в корнях –лаг-, -лож-. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. Знать правило написания букв о – а в корнях –раст- - -ращ-, - -рос(л)-; знать слова-исключения; знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. Знать правило написания букв после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении. Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении. Знать правило написания буквы и – ы после ц в корнях, в словах на –ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы е после ц в корне, проверяемой ударением, и букв и – ы после ц в разных частях слова. Знать виды морфем; корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания; запомнить: для слов с чередующимися гласными нельзя использовать правило проверки безударных гласных. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. Знать о роли деталей в художественном описании; понятие «натюрморта». Уметь описывать малопредметные натюрморты; создавать текст-описание. | |
Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч.) Имя существительное (18 ч.) | ||
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи. Р/Р Доказательства в рассуждении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Р/Р Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.А. Пермяк «Перо и чернильница», по упр. 513). Род имен существительных. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Множественное число имен существительных. Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор имени существительного. Повторение изученного по теме «Имя существительное». Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Р/Р Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (по упр. 563). | Знать предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; три группы частей речи; знать о месте причастия, деепричастия и категории состояния в системе частей речи; знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении. Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам; осознавать важность грамматического анализа слов для правописания; уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных. Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении. Уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры (находить основной тезис, аргументы, выводы); уметь составлять рассуждение самостоятельного характера. Знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными. Уметь распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные. Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т.п. Уметь распознавать имена собственные и нарицательные; правильно писать собственные имена; заглавия книг, газет и т.п. писать с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний. Знать структуру рассуждения, повествования. Уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста. Знать о грамматической категории рода существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных. Уметь определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных. Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа. Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только множественного числа; уметь точно, уместно использовать указанные существительные в речи. Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа. Уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой; уметь правильно произносить имена существительные, имеющие форму только единственного числа; разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют форму только множественного или единственного числа; уметь точно, уместно использовать существительные, имеющие форму только единственного числа, в речи. Знать о склонении имен существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного. Уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные. Знать названия значение, порядок их следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы. Уметь определять падеж существительного; уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении. Знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе; знать порядок рассуждения для применения правила. Уметь найти существительные с изучаемой орфограммой; уметь правильно писать гласные е, и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у существительных на –ия, -ий, -ие); графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять существительные с изучаемой орфограммой в речи. Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах; об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на –и, -ы, -а, -я; об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, валенки, места и т.д.; о правописании существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа. Уметь правильно склонять существительные во множественном числе; правильно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т.д.) и родительного (ботинок, мест и т.д.) падежей множественного числа; правильно писать существительные с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа (рощ, груш, луж и т.д.); графически обозначать условия выбора правильных написаний. Знать правило правописания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Уметь правильно писать о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь находить орфограммы-буквы о-е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами. Знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного. Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении. Уметь рассказать об имени существительном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. Знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому. Уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине; составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников. | |
Имя прилагательное (10 ч.) | ||
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Р/Р Описание животного. Р/Р Изложение (А.И. Куприн «Ю – ю», по упр. 585). Прилагательные полные и краткие. Р/Р Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи. Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи. Знать правило правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать ход рассуждения, помогающий определить, какое окончание пишется у прилагательного; знать правило написания букв о-е в окончаниях прилагательных после шипящих. Уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания (кроме слов на –ый, -ий, -ой в форме мужского рода); уметь правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных (в том числе после шипящих); графически обозначать условия выбора правильных написаний. Знать структуру текста типа «описание»; описание животного в художественном стиле; задачи художественного описания животного; об использовании образно-выразительных средств в художественном описании. Уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания. Знать о полной и краткой форме прилагательных; о грамматических особенностях кратких форм прилагательных; об их синтаксической роли; знать правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящую. Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания. Знать об общем в разных видах описания; о специфике описания животного, изображенного на картине; описание в разговорном стиле. Уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле. Знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного. Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать о роли употребления прилагательных в речи. Уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. | |
Глагол (22 ч.) | ||
Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Виды глагола. Видовые пары. Буквы е – и в корнях с чередованием. Р/Р Невыдуманный рассказ (о себе). Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Морфологический разбор глагола. Р/Р Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф. Савчук«Шоколадный торт», по упр. 688). Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Употребление времён. Р/Р Устный рассказ по рисункам (по упр. 696, 697). Повторение изученного по теме «Глагол». Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Р/Р Сочинение-рассказ по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку» (по упр. 701). | Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки глагола. Знать правило написания не с глаголами; знать нормы правильного ударения в указанных глаголах с частицей не. Уметь правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с не в речи; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах с частицей не. Знать, что неопределенная форма глагола – это начальная форма; знать окончание неопределенной формы; правило употребления ь после ч в неопределенной форме; о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи. Уметь правильно писать в неопределенной форме ь после ч; графически обозначать условия выбора написания; правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме; уметь правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; уметь рассказать о неопределенной форме глагола в форме научного описания. Знать условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; знать о произношении[ца] на месте –тся и –ться. Уметь правильно произносить глаголы на –тся и –ться; уметь правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать –тся или –ться в глаголах; графически обозначать условия выбора правильного написания; уметь употреблять в речи глаголы на –тся и –ться. Знать о видах глагола, об их значениях; о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида. Уметь пользоваться приемом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; уметь определять видовые пары; образовывать глаголы другого вида от указанных; уметь правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи. Знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв е-и в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением. Уметь правильно писать слова с чередованием е-и в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. Знать, что главное в рассказе – развертывающееся в определенной последовательности действие; знать о роли жестов, выражения лица рассказчика в устном рассказе. Уметь составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его; составлять собственный текст по указанному плану, включать в повествовательный текст разговорного стиля элементы описания животного. Вспомнить сведения о трех временах глагола. Уметь определять времена глаголов. Знать об изменении глаголов в прошедшем времени; знать правило написания безударной гласной перед суффиксом –л- в прошедшем времени; знать о правильном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал, понял, поняла и др.). Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам; правильно писать безударную гласную перед суффиксом –л- в прошедшем времени; графически объяснять условия выбора правильных написаний; соблюдать правильное ударение в глаголах в прошедшем времени (понимал, понял, поняла и др.). Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; знать о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.). Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи. Знать формы (простую и сложную) будущего времени; знать об образовании форм будущего времени. Уметь образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи. Знать, что такое спряжение глагола; знать личные окончания глаголов I и II спряжения. Уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам. Знать способ определения верного написания безударного личного окончания глагола. Уметь применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов (в том числе в глагол ах с чередованием согласных); графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь использовать глаголы в связном высказывании по сюжетным картинкам, в диалоге; употреблять глаголы-синонимы в речи. Знать порядок морфологического разбора глагола. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола. Уметь производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица. Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Уметь находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания. Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом. Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого. Уметь составлять рассказ по данному началу с использованием рисунков; уметь употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления повествования. Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Уметь рассказать о глаголе в форме научного описания; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; уметь определять морфологические признаки глагола. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. Знать о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции рассказа. Уметь составлять рассказ на основе изображенного (по воображению). | |
Повторение и систематизация изученного (9 ч.) | ||
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. Итоговый контрольный диктант. Анализ итогового контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Знать назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; систематизация изученного по фонетике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации. Уметь рассказывать о назначении русского языка, о разделах науки о языке и единицах русского языка в форме научного описания; устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; уметь классифицировать звуки русского языка по известным характеристикам; уметь определять признаки, по которым группируются слова в части речи; определять, какие из самостоятельных частей речи склоняются, спрягаются, не изменяются; уметь классифицировать члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях. Знать о связи орфографии со всеми разделами науки о языке, о буквенных и небуквенных орфограммах, об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать. Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении. Уметь группировать слова с изученными орфограммами в окончаниях по основному условию выбора и графически их обозначать. Знать о различных функциях буквы ь, об условиях выбора буквы ь, букв ъ и ь разделительных; о выборе раздельных написаний предлогов, частицы не с глаголами; о выборе больших букв в именах собственных и употреблении кавычек в названиях книг и др.; о графическом обозначении орфограмм. Уметь группировать слова с буквой ь в разных функциях; верно писать слова с разделительными ъ и ь, орфограммой – раздельным написанием и орфограммой – написанием большой буквы в именах собственных; графически обозначать условия выбора верных написаний. Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях. Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии. |
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
- Программа предусматривает проведение традиционных уроков и нетрадиционных (урок-игра, урок-путешествие, защита проектов и т.д.), обобщающих уроков.
- Используется коллективная, фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах.
Календарно-тематическое планирование
175 часов (5 часов в неделю)
(по программе Т.А. Ладыженской «Русский язык» 5 класс)
Контрольных работ – 9
№ урока | Тема | Дата планируемая | Дата фактическая |
I четверть (45 часов) | |||
Введение (1 ч.) | |||
1. | Вводный урок. Язык – важнейшее средство общения. | ||
Язык и общение (3 ч.) | |||
2. | Язык и человек. Общение устное и письменное. | ||
3. | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | ||
4. | Р/Р Стили речи. | ||
Вспоминаем, повторяем, изучаем (28 ч.) | |||
5. | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | ||
6. | Орфограмма. | ||
7. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
8. | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
9. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||
10. | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. | ||
11. | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
12. | Входная контрольная работа (диктант). | ||
13. | Анализ входной контрольной работы. Работа над ошибками. | ||
14. | Буквы и, у, а после шипящих. | ||
15. | Разделительные Ъ и Ь. | ||
16. | Раздельное написание предлогов с другими словами. | ||
17. | Р/Р Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение по тексту упражнения 70. | ||
18. | Р/Р Обучающее изложение по тексту упражнения 70. | ||
19. | Части речи. | ||
20. | Глагол. | ||
21. | – Тся и – ться в глаголах. | ||
22. | Р/Р Тема текста. | ||
23. | Личные окончания глаголов. | ||
24. | Имя существительное. Склонение существительных. | ||
25. | -Е и –и в окончаниях существительных. | ||
26. | Имя прилагательное. | ||
27. | Имя прилагательное (продолжение). | ||
28. | Местоимение. | ||
29. | Р/Р Основная мысль текста. Сочинение на тему «Летние радости» (упр. 118) или Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». | ||
30. | Повторение изученного по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем». | ||
31. | Контрольный диктант по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем. | ||
32. | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (33 ч.) | |||
33. | Синтаксис. | ||
34. | Пунктуация. | ||
35. | Словосочетание. | ||
36. | Разбор словосочетания. | ||
37. | Предложение. Грамматическая основа предложения. | ||
38. | Р/Р Сжатое изложение (по тексту В.П. Катаева, упр. 144). | ||
39. | Р/Р Сжатое изложение (по тексту В.П. Катаева, упр. 144). | ||
40. | Виды предложений по цели высказывания. | ||
41. | Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные предложения). | ||
42. | Р/Р Устный анализ тем сочинений (упр. 156, 158). Сочинение на свободную тему (упр. 157). | ||
43. | Члены предложения. | ||
44. | Главные члены предложения. Подлежащее. | ||
45. | Сказуемое. | ||
II четверть (35 часов) | |||
46. | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
47. | Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения. | ||
48. | Дополнение. | ||
49. | Определение. | ||
50. | Обстоятельство. | ||
51. | Предложения с однородными членами. | ||
52. | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
53. | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
54. | Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями. | ||
55. | Р/Р Письмо. | ||
56. | Синтаксический разбор простого предложения. | ||
57. | Пунктуационный разбор простого предложения. | ||
58. | Простые и сложные предложения. | ||
59. | Синтаксический разбор сложного предложения. | ||
60. | Прямая речь. | ||
61. | Диалог. | ||
62. | Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | ||
63. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | ||
64. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | ||
65. | Р/Р Сжатое изложение (по тексту Е. Мурашовой, упр. 261). | ||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (18 ч.) | |||
66. | Фонетика. Гласные звуки. | ||
67. | Согласные звуки. | ||
68. | Согласные твёрдые и мягкие. | ||
69. | Изменение звуков в потоке речи. | ||
70. | Р/Р Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка», упр. 282, 283). | ||
71. | Р/Р Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка», упр. 282, 283). | ||
72. | Согласные звонкие и глухие. | ||
73. | Графика. | ||
74. | Алфавит. | ||
75. | Р/Р Описание предмета. Сочинение-описание или сочинение с элементами описания (по упр. 301, 302). | ||
76. | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | ||
77. | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | ||
78. | Орфоэпия. | ||
79. | Фонетический разбор слова. | ||
80. | Повторение изученного по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». | ||
III четверть (50 часов) | |||
81. | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия». Графика. Орфография. Культура речи». | ||
82. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | ||
83. | Р/Р Сочинение-описание предметов, изображённых на картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (по упр. 323). | ||
Лексика. Культура речи (10 ч.) | |||
84. | Слово и его лексическое значение. | ||
85. | Однозначные и многозначные слова. | ||
86. | Прямое и переносное значение слов. | ||
87. | Омонимы. | ||
88. | Синонимы. | ||
89. | Р/Р Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | ||
90. | Антонимы. | ||
91. | Повторение изученного по теме «Лексика. Культура речи». | ||
92. | Р/Р Подробное изложение (по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег», упр. 375). | ||
93. | Р/Р Подробное изложение (по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег», упр. 375). | ||
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч.) | |||
94. | Морфема – наименьшая значимая часть слова. | ||
95. | Изменение и образование слов. | ||
96. | Окончание. | ||
97. | Основа слова. | ||
98. | Корень слова. Однокоренные слова. | ||
99. | Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение на тему «Дни недели рассказывают о себе» (по упр. 397) или Сочинение-рассуждение по упр. 402. | ||
100. | Суффикс – значимая часть слова. | ||
101. | Приставка. Их словообразующая роль. | ||
102. | Р/Р Выборочное изложение текста с изменением лица (по упр. 420). | ||
103. | Чередование звуков. | ||
104. | Беглые гласные. | ||
105. | Варианты морфем. | ||
106. | Морфемный разбор слова. | ||
107. | Правописание гласных и согласных в приставках. | ||
108. | Буквы з и с на конце приставок. | ||
109. | Буквы о – а в корне –лаг- - -лож-. | ||
110. | Буквы о – а в корне –раст- - -ращ-, - -рос(л)-. | ||
111. | Буквы ё – о после шипящих в корне. | ||
112. | Буквы и – ы после ц. | ||
113. | Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | ||
114. | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | ||
115. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | ||
116. | Р/Р Сочинение-описание изображённого на картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (по упр. 470). | ||
Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч.) | |||
Имя существительное (18 ч.) | |||
117. | Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи. | ||
118. | Р/Р Доказательства в рассуждении. | ||
119. | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | ||
120. | Имена существительные собственные и нарицательные. | ||
121. | Р/Р Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.А. Пермяк «Перо и чернильница», по упр. 513). | ||
122. | Род имен существительных. | ||
123. | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | ||
124. | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | ||
125. | Три склонения имен существительных. | ||
126. | Падеж имен существительных. | ||
127. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | ||
128. | Множественное число имен существительных. | ||
129. | Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | ||
130. | Морфологический разбор имени существительного. | ||
IV четверть (45 часов) | |||
131. | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | ||
132. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | ||
133. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | ||
134. | Р/Р Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (по упр. 563). | ||
Имя прилагательное (10 ч.) | |||
135. | Имя прилагательное как часть речи. | ||
136. | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | ||
137. | Р/Р Описание животного. | ||
138. | Р/Р Изложение (А.И. Куприн «Ю – ю», по упр. 585). | ||
139. | Прилагательные полные и краткие. | ||
140. | Р/Р Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине А.Н. Комарова «Наводнение». | ||
141. | Морфологический разбор имени прилагательного. | ||
142. | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | ||
143. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | ||
144. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | ||
Глагол (22 ч.) | |||
145. | Глагол как часть речи. | ||
146. | Не с глаголами. | ||
147. | Неопределённая форма глагола. | ||
148. | Правописание –тся и –ться в глаголах. | ||
149. | Виды глагола. Видовые пары. | ||
150. | Буквы е – и в корнях с чередованием. | ||
151. | Р/Р Невыдуманный рассказ (о себе). | ||
152. | Время глагола. | ||
153. | Прошедшее время. | ||
154. | Настоящее время. | ||
155. | Будущее время. | ||
156. | Спряжение глаголов. | ||
157. | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | ||
158. | Морфологический разбор глагола. | ||
159. | Р/Р Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф. Савчук«Шоколадный торт», по упр. 688). | ||
160. | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | ||
161. | Употребление времён. | ||
162. | Р/Р Устный рассказ по рисункам (по упр. 696, 697). | ||
163. | Повторение изученного по теме «Глагол». | ||
164. | Контрольный диктант по теме «Глагол». | ||
165. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | ||
166. | Р/Р Сочинение-рассказ по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку» (по упр. 701). | ||
Повторение и систематизация изученного (9 ч.) | |||
167. | Разделы науки о языке. | ||
168. | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | ||
169. | Орфограммы в окончаниях слов. | ||
170. | Употребление букв ъ и ь. | ||
171. | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. | ||
172. | Итоговый контрольный диктант. | ||
173. | Анализ итогового контрольного диктанта. Работа над ошибками. | ||
174. | Резервный урок. | ||
175. | Резервный урок. | ||
Итого: 175 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.
Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс
Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса
Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....
Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс
Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс
Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)...