Элективный курс практика написания сочинений
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Уланкова Наджеда Юрьевна

Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл практика написания сочинений33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов части С ЕГЭ предыдущих лет. Введение элективного курса, как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения, обусловлено тем, что часть 3 (С) ЕГЭ составляет примерно 1/3 от общего количества баллов, набранных учеником на экзамене, и существенно влияет на общее количество баллов, необходимое для поступления в вуз. Главные принципы, на которых строится курс,- научность, системность, доступность. Это позволит учащихся максимально успешно овладеть ключевыми языковыми и речевыми компетенциями. Актуальность курса заключается в расширении знаний по русскому языку с целью успешной сдачи ЕГЭ.

Используется в качестве программно-методического сопровождения:

Учебник «Русский язык» в 10-11 классах А. И. Власенкова. Разделы «Текст и его строение», «Стили речи».

Г. Т. Егораева. «Русский язык», выполнение задания части С.

Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

Программа элективного  курса состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

пояснительную записку;

содержание программы;

технологию организации учебного процесса;

формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

требования к результатам освоения ЕГЭ;

основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;

список литературы для учащихся.

Цели элективного курса:

1. Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.

2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.

3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.

4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.

5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.

6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи элективного курса:

Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

Способствовать развитию письменной речи.

Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

виды текста;

определение понятий «вступление» и «заключение»;

что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

        Обучающиеся должны уметь:

указывать средства связи между частями текста;

определить тему и основную мысль текста;

определить тип и стиль речи;

использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах     языка при анализе текста;

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

 анализировать форму исходного текста;

 находить характерные для исходного текста языковые средства;

 создавать связное высказывание;

 излагать последовательно собственные мысли;

 использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

 оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.

Технология организации учебного процесса

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;

- уроки применения знаний на практике;

- уроки навыков (тренировочные);

- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);

- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);

- работа в группах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

промежуточный (проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);

итоговый (в конце курса) проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;

Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

Практика написания сочинения - рассуждения. (34 час)

Содержание программы

Тема 1. Основные   компоненты текста.  Композиция  сочинения. (9 часов)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тренировочные сочинения.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (7 часов)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции

Тема 3. Стилистический анализ текста. (10 часов)

Стили речи. Типы речи.  Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, художественного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, художественного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 4. Языковое  оформление сочинения. (8 часов) 

Типология речевых и грамматических ошибок. Исправление ошибок.

Тренировочные сочинения. (6 часов)

Практические работы:

написание сочинений-рассуждений;

редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно

выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Календарно-тематическое планирование

п/п

                         Тема урока

     Вид контроля

Материально- техническое обеспечение

Дата по плану

Дата факт

Тема 1. Основные   компоненты текста.  Композиция  сочинения (9 часов)

1

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

2

Выделение микротем и ключевых слов в тексте

Тренировочный

Текст для каждого уч

3

Проблема текста. Как сформулировать проблему Комментарий по проблеме.

Практическая работа

Карточки с текстом

4

Средства связи между частями текста. Способы связи предложений в тексте

Лекция

Презентация

5

Лексические, морфологические и синтаксические средства организации текста        

Практическая работа

Таблица «Стили речи»

6

Как строить сочинение-рассуждение

Лекция

Презентация

7

Позиция  автора. Изложение собственного мнения.

        

Тренировочный

Текст каждому на парту

8

Практическое занятие по формулировке проблемы, комментированию и определению позиции автора. Критерии оценивания.

Тренировочный

Презентация

9

Р/р  Сочинение по тексту

Сочинение

Текст для каждого уч

Тема 2. Лингвистический анализ текста (7часов)

10

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм

Фронтальный опрос

Текст кажлдому на парту

11

Синонимы. Антонимы. Контекстные синонимы  и антонимы

Тестирование

12-13

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы

Сочинение

Презентация

14

Стилистические фигуры, синтаксические конструкции

Письменная работа

Текст для каждого уч

15

Комплексный анализ текста        

Анализ  текста

Презентация

16

Практическое занятие по составлению сочинения-рассуждения

Письменная работа

Текст для каждого уч

Тема 3. Стилистический анализ текста. (10 часов)

17

Стили и типы речи        

Тренировочный

Таблица «Стили речи»

18

Работа с текстом публицистического стиля. Проблематика. Средства языка.

Тренировочный

Таблица «Стили речи»

19

Работа с текстом научно - популярного стиля. Проблематика. Средства языка.

Тренировочный

Презентация

20

Практическое занятие по составлению сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

Практическая работа

Текст каждому на парту

21-22

Работа над текстом художественного стиля. Проблема, комментирование, авторская позиция

Практическая работа

Таблица «Стили речи»

23

Тестирование

Тестирование

Тесты ЕГЭ

24

Практическое занятие по составлению сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля.

Практическая работа

Презентация

25

Сочинение -рассуждение по тексту художественного стиля.

Сочинение

Текст для каждого уч

26

Анализ ученических работ. Исправление речевых и грамматических ошибок.

Тренировочный

Тема 4. Языковое  оформление сочинения. (6 часов)

27

 Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция

Тренировочный

28

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения

Практическая работа

Текст для каждого

29

Типология речевых и грамматических ошибок. Исправление ошибок.

Тренировочный

30

Редактирование текста.

Тренировочный

Презентация

31-32

Аргументация сочинения. Практикум

Практическая работа

Текст для каждого

33

Итоговое сочинение - рассуждение

Сочинение

Текст из ЕГЭ

34

Анализ ученических работ. Исправление речевых и грамматических ошибок.

Тестирование

Презентация

Литература для учителя

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.

Долинина  Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене. – М.: Айрис -  пресс, 2007.

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. – 41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.

Словарь литературоведческих терминов. М.,1987.

Цыбулько И.П. и др. Русский язык: методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом. Ч 1. М.: Издательство РУДН, 2005.

Литература для учащихся:

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие. – 7-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Мамона Т.И. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.- 117с.

Бисеров А.Ю. ЕГЭ - 2010. Русский язык: тематические тренировочные задания",- М.: Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет-ресурсы

Материалы сайтов:

http://www.ege.edu.ru

http://rustest.ru

wwwfipi.ru

http://www.prosa.ru

http://www.pritchi.nm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс

Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...

Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...

Программа элективного курса "Обучение написанию сочинения-рассуждения"

  Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные выск...

Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»

Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...

Программа элективного курса «Совершенствование написания сочинения» 10-11 кл.

Научить учащихся  создавать  устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного  текста; подготовить учащихся к успешному  написанию  итоговог...

Элективный курс Технология написания сочинений

Написание сочинения-рассуждения (часть 2 ЕГЭ) и сочинения на литературную тему в структуре Государственной итоговой аттестации – одни из сложных заданий для современных школьников. Именно они по...