Безличные предложения
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему
Формирование лингвистической компетенции учащихся, усиление практической направленности обучения русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Безличные предложения | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 8А классе
Тема: «Безличные предложения».
Уланкова Надежда Юрьевна, учитель муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 имени А.И.Трофимова города Чебоксары»
Цель: Формирование лингвистической компетенции учащихся, усиление практической направленности обучения русскому языку.
Задачи:
1) Дать понятие о безличных предложениях.
2) Научить находить безличные предложения.
3) Показать выразительные особенности предложений подобного типа.
4) Проверить умение определять вид односоставных предложений.
5)Развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова.
Ожидаемые результаты:
Личностные – у учащихся будут сформированы основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, за свой родной город;
Метапредметые – регулятивные: ученики будут учиться контролировать и оценивать свои действия; познавательные: учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие ее компоненты – тексты, развивать представление о прекрасном в языке и речи; коммуникативные: ученики приобретут умение учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; будут осведомлены в особенностях функционирования родного языка в письменной форме;
Предметные – у учащихся будут сформированы прочные пунктуационные умения и навыки в области темы «Безличные предложения»; умение определять основную мысль и находить в тексте микротемы.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки для презентации; раздаточный материал (карточки с заданием по вариантам для зачёта).
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, садитесь. Тема нашего занятия − « Безличные предложения».
Сегодня мы с вами на нашем уроке познакомимся с безличными предложениями.
Вначале давайте запишем предложение для синтаксического разбора.
При чтении любимой книги попадаешь в другой мир.
На доске – работа по орфографии.
Ягоды раздавле(н, нн)ы, застеклё(н, нн)ая веранда, смотрел испуга(н, нн)о, тушё(н, нн)ый в духовке, земля(н, нн)ой пол, соломе(н, нн)ая шляпка, серебря(н, нн)ые часы, думал сосредоточе(н, нн)о, ветре(н, нн)ая погода, беше(н, нн)ые скачки, стекля(н, нн)ый стакан, бойцы мужестве(н, нн)ы, нежда(н, нн)ый гость, сгущё(н, нн)ое молоко.
2. Устный опрос.
Чем схожи односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения?
3. Новая тема.
Давайте понаблюдаем за предложениями, записанными на доске.
Светает. Мне холодно. Хочется спать. В избе жарко натоплено.
Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?
(Запись темы урока в тетради – Безличные предложения)
На что указывает приставка БЕЗ - ? (на отсутствие чего-либо)
Задачи (закрыты на доске, постепенно открываются)
- значение безличных предложений
- особенности сказуемого в безличных предложениях
- роль в речи безличных предложений
Учитель: Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствуете, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.
4. Работа по тексту. Выпишем из текста только односоставные предложения, определим их вид.
Какое сырое утро!
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать.
Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Встать!
Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт силос.
Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
5. Наблюдение за способами выражения сказуемого в безличных предложениях (написано на доске). Обращение к слайду
1. Личный глаголом в значении безличного. Каплет с черёмух.
2. Категорией состояния (окружающей среды или человека). За окном мутно.
3. Возвратным глаголом в безличном значении. Мне не хочется работать.
4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно, нельзя). Надо вставать. Встать.
Чем ещё может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Обратитесь вновь к тексту.
5. Безличным глаголом. Светает.
6. Словом нет
7. Краткой формой причастия (страдательное, ср. рода с суф. – н -, - ен, - т -) (опережающее задание в учебнике, если останется время.)
Задание: Составьте предложения, чтобы сказуемое в них было бы выражено отрицательным словом, кратким причастием, безличным глаголом.
6. Дайте характеристику предложениям по наличию грамматических основ (по слайду).
7. Работа по тексту «Осень». Найдите грамматическую основу, определите вид простого предложения по характеру грамматической основы (по слайду).
8. Односоставные предложения в лирике С. Есенина. Обращение к слайду. Определение видов односоставных предложений.
9. Самостоятельная работа по карточкам. Найдите грамматическую основу, определите вид простого предложения по характеру грамматической основы.
10. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима» с употреблением односоставных предложений (не менее 7 односоставных предложений!)
Раздаточный материал (8 вариантов)
1.Уже совсем рассвело. 2.Очень уж шумят у нас в классах. 3. Цыплят по осени считают.
Не спится, няня. 4. Нигде жилья не видно на просторе. 5. Первые соловьи. 6. Спешу к вам на помощь. 7. Арестуйте любого подозрительного. 8. Как мало пройдено дорог.
9. Переведу часы. 10. Как делают бумагу?
1.Пахнет сеном над лугами. 2. По улицам слона водили. 3. Перевели его в другую губернию. 4. Голыми руками ежа не ухватишь. 5. Скоро увидимся. 6.Герасима уже не было на дворе. 7. Ледоход. 8. Не очень-то нынче старших уважают. 9. Садитесь в кресло поудобнее. 10. Мело весь месяц в феврале.
1.Подобной стужи не было давно. 2. По улицам слона водили. 3.Хочу пожелать вам добра. 4. Затем зелень мелко-мелко рубят. 5. После драки кулаками не машут. 6. Сегодня нет от тебя письма. 7. Птицам трудно отыскивать под снегом зернышко, гусеницу или жука. 8. Голубая речка. 9. Скоро откроют новый универмаг. 10. Наивные мечты.
1. Дни поздней осени бранят обыкновенно. 2. Густые туманы. 3. Бумагу для обложки берут прочную.4. Умей вовремя смолчать. 5. Посоветуюсь с вами. 6. Клин клином вышибают. 7. Быть оттепели. 8. Его везли из крепости, из Бреста. 9. Давайте говорить откровенно. 10. Вам холодно немножко.
1.Надо перестраивать всю жизнь. 2. Огонь маслом не заливают. 3.Буду с вами откровенным. 4. Первый подснежник. 5. Составьте график дежурства. 6. Нам пора ехать. 7. Ждут только приезда Василия. 8. Как здесь свежо под липою густою…9. . На всех не угодишь. 10. Мечтам и годам нет возврата.
Как мало пройдено дорог! 2. Часто звонили в церкви за рекой. 3. Не гляди же с тоской на дорогу. 4. Такой зимы давно не выдавалось. 5. Люблю дымок спалённой жнивы. 6. После драки кулаками не машут. 7. Про него давно говорят много хорошего. 8. Чудесная картина! 9. Но суждено нам разлучиться. 10. Спешу к вам на помощь.
Береги эту книгу. 2. Такой зимы давно не выдавалось. 3. На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки. 4. Ей-ей, не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой. 5. Люблю дымок спалённой жнивы. 6. Огонь маслом не заливают. 7. На свечку дуло из угла. 8. Синее-синее небо. 9. Скоро увидимся. 10. На этой реке нет мостов.
А на дворе уж побелело. 2.Клин клином вышибают.3. Здесь рыбу не ловят. 4 Ломаные линии. 5.Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. 6. Друг далёкий, вспомни обо мне. 7. Что посеешь, то и пожнёшь. 8. За опоздание будете наказаны. 9. Вам не видать таких сражений. 10. Подмораживает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Безличное предложение"
Конспект вторго урока по теме "Безличное предложение" и рабочие материалы....
Безличные предложения
Способы выражения сказуемого в безличном предложении, соответствия с личным предложением. Презентацию можно использовать как на этапе освоения нового материала, так и при обобщении и повторении....
Конспект урока по немецкому языку "Безличные предложения" 5 класс
Конспект урока по теме "Безличные предложения"...
Безличные предложения. Тренировнчное упражнение.
Дидактический материал по теме "Безличные предложения"...
Урок русского языка с элементами здоровьесбережения по теме: «Безличные предложения»
8 класс. Русский язык. Третий урок в теме "Односоставные предложения". Урок построен с позиции здоровьесбережения....
Практическая работа (анализ текста) по теме "Безличные предложения"
Реализация дифференцированного подхода...
конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Безличное предложение" (по учебнику Тростенцовой Л.А.)
Первый урок по теме "безличные предложения" формирует умение определять безличное предложение и характеризовать его, совершенствуются орфографические, речевые и пунктуационные навыки учащихся. На урок...