Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по русскому языку и на основе Основной Общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «Городищенская СОШ».
Программа по русскому языку опирается на УМК для 5 класса .Предметная линия Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. – М.:Просвещение, 2012 г.ФГОС.
УМК: 1) Учебник.Русский язык. 5 класс. (под ред. Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, Л.Т.Григорян) – М., «Просвещение», 2012 год.
В год 175 часов(5 ч в нед). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Городищенская СОШ». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации по новым федеральным стандартам предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 175 часов. Данная рабочая программа предусматривает изучение русского языка в V классе 175 ч.( 5 ч. в неделю, 35 уч. недели).
Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык»
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных раммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения. Они конкретизированы по классам в специальном разделе «Основные результаты обучения», в котором выделено две части: «Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения» и «Предметные результаты обучения».
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения: 1) языком науки и в связи с этим формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему; 2) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т.п.; 3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности; 4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, Интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Язык и общение. | 3 | ||
Повторение изученного в начальных классах. | 25 | 2 | 5 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 33 | 3 | 4 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография | 15 | 2 | 3 |
Лексика. Культура речи. | 11 | 2 | 2 |
Морфемика. Орфография.Культура речи. | 22 | 3 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. | 53 20 11 23 | 3 1 3 | 4 3 3 |
Повторение и систематизация изученного. | 12 | ||
ИТОГО | 175 | 19 | 28 |
Содержание тем учебного курса.
Язык и общение (3ч)
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.
Повторение изученного в начальных классах (25ч)
Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. ( 33 ч)
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение.Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и пунктационный разбор предложения. Простые и сложные предложения. Прямая реяь. Диалог.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (15 ч)
Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.
Лексика. Культура речи. (11 ч)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омоним, синонимы, антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (22 ч)
Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (20 ч)
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных.
Имя прилагательное (11ч)
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Глагол (23 ч)
Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.
Повторение и систематизация пройденного (12 ч)
Разделы науки о языке. Орфограммы. Пунктуация.
Календарно-тематическое планирование
П.п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Язык – важнейшее средство общения. (2+1) | 0209 | |||
1 | Язык и человек. Язык и речь. | 05.09 | ||
2 | Язык и его единицы | 06.09 | ||
3 | Стили речи | 07.09 | ||
Повторение изученного в начальных классах (21+3ч) | ||||
4 | Орфограмма. Части слова. | 08.09 | ||
5-6 | Безударные гласные в корне. | 09.09-12.09 | ||
7-8 | Правописание согласных в корне. Непроизносимые согласные | 13.09-14.09 | ||
9 | Гласные И,У,А после шипящих | 15.09 | ||
10 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 16.09 | ||
11 | Разделительные Ъ и Ь. | 19.09 | ||
12 | Разделительные Ъ и Ь. | 20.09 | ||
13 | Анализ диктанта | 21.09 | ||
14 | Части речи. Самостоятельные и служебные | 24.09 | ||
15 | Имя существительное | 25.09 | ||
16-17 | Подробное изложение «Хитрый заяц» | 26.09-27.09 | ||
18 | Имя прилагательное. | 28.09 | ||
19 | сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова «Летом». | 03.10 | ||
20 | Местоимение. Раздельное написание местоимений с предлогами. | 04.10 | ||
21 | Глагол. Спряжение глагола, личные окончания глаголов | 05.10 | ||
22 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 06.10 | ||
23 | НЕ с глаголами; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | 07.10 | ||
24 | Основная мысль текста | 17.10 | ||
25 | Служебные части речи. Предлоги и союзы. | 18.10 | ||
26-27 | Контрольный диктант и его анализ. | 19.10-20.10 | ||
Синтаксис. Пунктуация, Культура речи. 29 | 21.10 | |||
28 | Синтаксис и пунктуация. Понятие о типах словосочетания | 24.10 | ||
29 | Строение словосочетания. Разбор словосочетаний. | 25.10 | ||
30 | Понятие предложения | 26.10 | ||
31-32 | Сжатое изложение. (упр 144) | 27.10-28.10 | ||
33 | Виды предложений по цели высказывания | 31.10 | ||
34=35 | Виды предложений по интонации | 01.11.02.11 | ||
36 | Главные члены предложения. Подлежащее | 03.11 | ||
37 | Сказуемое. Способы выражения сказуемого. | 04.11 | ||
38 | Тире между подлежащим и сказуемым | 07.11 | ||
39-40 | Нераспространенные и распространенные предложения | 08.11-09.11 | ||
41 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 10.11 | ||
42 | Определение | 11.11 | ||
43 | Обстоятельство | 14.11 | ||
44 | Предложения с однородными членами | 15.11 | ||
45-46 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 16.11-17.11 | ||
48 | Письмо | 18.11 | ||
49 | Синтаксический разбор простого предложения | 28.11 | ||
50 | Заголовок и основная мысль текста. | 29.11 | ||
51 | Пунктуационный разбор простого предложения | 30.11 | ||
52 | Простые и сложные предложения. | 01.12 | ||
53 | Синтаксический разбор сложного предложения | 02.12 | ||
54-55 | Контрольное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» | 05.12-06.12 | ||
56-57 | Контрольный диктант и его анализ. | 08.12-07.12 | ||
59-60 | Прямая речь | 09-12.12 | ||
61 | Диалог | 13.12 | ||
62-63 | Контрольный диктант и его анализ. | 14-15.12 | ||
ФОНЕТИКА.. ОРФОЭПИЯ, ОРФОГРАФИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ (14+ 3) | ||||
64 | Гласные звуки | 16.12 | ||
65 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | 19.12 | ||
66-67 | Позиционные чередования гласных и согласных. | 20-21.12 | ||
68 | Устное повествование с элементами описания. (К.Г. Паустовский «Шкатулка) | 22.12 | ||
69 | Согласные звонкие и глухие | 23.12 | ||
70 | Графика, Алфавит | 26.12 | ||
71-72 | Сочинение по картине И.И. Машкова «Натюрморт с маками и василькам» | 27-28.12 | ||
73 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 29.12 | ||
74 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 30.12 | ||
75 | Орфэпия | 10.01 | ||
76 | Фонетический разбор слова | 11.01 | ||
77 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | 12.01 | ||
78-79 | Контрольный диктант и его анализ. | 13-16.01 | ||
ЛЕКСИКА.КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||
80 | Слово и его лексическое значение | 17.01 | ||
81 | Однозначные и многозначные слова | 18.01 | ||
82 | Прямое и переносное значение слов | 19.01 | ||
83 | Омонимы | 20.01 | ||
84 | Синонимы | 23.01 | ||
85 | Антонимы | 24.01 | ||
86 | Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 25.01 | ||
87 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи | 26.01 | ||
88 | Подробное изложение | 27.01 | ||
МОРФЕМИКА,ОРФОГРАФИЯ,КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||
89 | Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 30.01 | ||
90 | Окончание и основа слова. | 31.01 | ||
91 | Рассуждение | 01.02 | ||
92 | Корень | 02.02 | ||
93 | Правописание безударных гласных в корне слова | 03.02 | ||
94 | Суффикс | 06.02 | ||
95 | Приставка | 07.02 | ||
96-97 | Чередование звуков, Беглые гласные | 08-09.02 | ||
98 | Варианты морфем | 10.02 | ||
99 | Морфемный анализ слова | 13.02 | ||
100 | Правописание гласных и согласных в приставках | 14.02 | ||
101-102 | Буквы з и сна конце приставок | 15-16.02 | ||
103 | Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож- | 17.02 | ||
104-105 | Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос- | 27-28.02 | ||
106 | правописания гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением; Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос- | 01.03 | ||
107 | Буквы и — ы после ц | 02.03 | ||
108 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 03.03 | ||
109-110 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и его анализ | 06-07.03 | ||
111 | Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине | 08..03 | ||
МОРФОЛОГИЯ | ||||
112 | Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи | 09.03 | ||
113 | Доказательство в рассуждении | 10.03 | ||
114 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 13.03 | ||
115 | Имена существительные собственные и нарицательные | 14.03 | ||
116 | Морфологический разбор имени существительного | 15.03 | ||
117 | Род имен существительных | 16.03 | ||
118 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 17.03 | ||
119 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 20.03 | ||
120 | Три склонения имен существительных | 21.03 | ||
121 | Падеж имен существительных | 22.03 | ||
122 | Правописание падежных окончаний существительных | 23.03 | ||
123-124 | Изложение с изменением лица. | 24-27.03 | ||
125 | Множественное число существительных | 28.-03 | ||
126 | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 29.03 | ||
127 | Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном | 30.03 | ||
128-129 | Контрольный диктант и его анализ | 31.03-03.04 | ||
130-131 | Имя прилагательное как часть речи (9+ 2 | 04-05.04 | ||
132-133 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 06-07.04 | ||
134 | Рр Описание животного. Изложение. ( упр 585) | 17.04 | ||
135 | Прилагательные полные и краткие | 18.04 | ||
136 | Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном | 19.04 | ||
137 | Рр Рассказ. | 20.04 | ||
138-139 | Контрольный диктант и его анализ. | 21-24.04 | ||
140 | Глагол как часть речи. | 25.04 | ||
141 | Не с глаголами | 26.04 | ||
142-143 | Неопределенная форма глагола | 27-28.04 | ||
144 | . Правописание -тсяи -тьсяв глаголах | 01.05 | ||
145 | Виды глагола | 02.05 | ||
146-147 | Буквы е — и в корнях с чередованием | 03-04.05 | ||
148 | Время глагола | 05.05 | ||
149 | Невыдуманный рассказ о себе «Как я испугался…» | 08.05 | ||
150 | Время глагола | 10.05 | ||
151 | Прошедшее время | 11.05 | ||
152 | Настоящее время | 12.05 | ||
153 | Будущее время | 15.05 | ||
154 | Спряжение глаголов | 16.05 | ||
155 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 17.05 | ||
156 | Морфологический разбор глагола | 18.05 | ||
157-158 | Р р Сжатое изложение с изменением формы (упр 688) | 19.05 | ||
159 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 22.05 | ||
160 | Употребление времен | 23.05 | ||
161 | Повторение и обобщение изученного материала о глаголе | 24.05 | ||
162-163 | Контрольный диктант и его анализ | 25.05 | ||
164-165 | Р р Сочинение –рассказ по рисункам (О Попович. «Не взяли на рыбалку» | 26-27.05 | ||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ( 10 ч ) | ||||
166 | Разделы науки о языке | 28.05 | ||
167-168 | Орфограммы в приставках и корнях и окончаниях слов | 29.05 | ||
169-170 | Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания | 30-31.05 | ||
171-172-173 | Синтаксис. Пунктуация | 01.06 | ||
174-175 | Итоговое тестирование за курс 5 класса. | 02.06 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...