Тема урока | Не с глаголами |
Цель урока | - усвоение всеми обучающимися стандартного минимума знаний по теме
- постановка и решение проблемы, оперирование понятиями, рассуждение по аналогии.
- развитие ряда психологических характеристик личности обучающихся, склонности к сравнению, оценке, работе в группах сменного состава
- воспитание любви к русскому языку и русской национальной литературе.
|
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: согласованность усилий по достижению общей цели; осуществление совместной деятельности; речевые действия, служащие средством коммуникации; коммуникативно-речевые действия, направленные на учёт позиции собеседника. Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов; оценка действий с точки зрения нарушения моральной нормы Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что предстоит усвоить.; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. |
Основные понятия | Глагол как часть речи, частица НЕ, глаголы-исключения |
Межпредметные связи | Литература (устное народное творчество, личность А.С.Пушкина) |
Ресурсы |
|
| Этапы урока |
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Оргмомент |
| Добрый день, ребята! А добрый ли он для вас? Как ваше настроение? Покажите мне ваше настроение с помощью Смайликов, которые лежат на вашем столе. Я рада, что в основном ваше настроение бодрое и работоспособное. Давайте правильно запишем сегодняшнее число (Какая орфограмма встретилась в написании числа? НН) И займёмся русским языком. |
Запись числа в тетрадь. |
Мотивация к учебной деятельности | Учебно-познавательная мотивация (Л) Самоопределение (Л) | Коллективная беседа Как говаривали наши предки: «Без русского языка не сколотишь и сапога», «Русский язык с Богом беседует», «Русский язык велик и могуч» – вот так в пословицах прославляет русский народ свой язык. Ребята! А знаете ли вы, что такое пословица?
Приведите примеры пословиц.
Молодцы! Знаете русские народные пословицы, любите русский язык. |
Это меткие, краткие изречения, заключающие в себе народную мудрость.
Любишь кататься – люби и саночки возить. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. |
Актуализация знаний | Мотивационная основа учебной деятельности (Л) Смыслообразование (Л) Анализ (П) Построение логической цепи рассуждений (П) Полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации (К) Структурирование знаний (П) | Словарный диктант А теперь задание эрудитам – знатокам пословиц. Я диктую слова, которыми пословица заканчивается, вы записывайте слова, а устно вспомните всё изречение, т.е.пословицу. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?
Если вы не знаете, как написать, обратитесь к товарищу или поставь рядом со словом «?»
Не ждут. Не испортишь. Не работает, не ест. Не поймаешь.
Какие трудности при написании вам встретились? Сравните по образцу. Так ли вы написали? Сделайте вывод, какое правило вы использовали?
Формулировка темы урока Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока, посмотрев на данные слова, и поставить задачи. А может быть, вы всё уже знаете по данной теме, и не стоит на ней останавливаться? Как бы нам проверить? Давайте заполним табличку: знаю – не знаю – хочу знать. А вы знаете, ребята, сколько глаголов в русском языке? Перед вами «Большой толковый словарь русских глаголов» Л.Г.Бабенко, в нём собраны 10000 глаголов! Вы точно знаете, что все они с частицей НЕ пишутся раздельно? |
Повторение задания и объяснение
Семеро одного не ждут.
Кашу маслом не испортишь. Кто не работает, тот не ест. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Тема урока - не с глаголами. Задача – вспомнить правило, научиться его применять. Знаю | Не знаю | Хочу знать | Что такое глагол |
|
| Написание частицы не с глаголом | Всегда ли правило действует |
|
Не уверены, не знаем. Заполним графу таблицы |
Постановка учебной задачи | Постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р) Учебно-познавательный интерес (Л) Смыслообразование (Л) Учёт разных мнений в сотрудничестве разных позиций (К) Использование знаково-символических средств (П) | Где будем искать ответ на вопрос: всегда ли действует правило не с глаголами пишется раздельно?
Теперь вы всё знаете? Можно давать контрольный диктант? Продолжим заполнять таблицу.
Какова же наша задача? | В учебнике – по содержанию, с.313. Есть такая тема на с.242 Ответ на поставленный вопрос в правиле №21. Чтение правила.
Нет, мы многого не знаем.
|
| Глаголы, которые являются исключениями |
|
| Как отличить глаголы-исключения от обычных глаголов |
Научиться различать глаголы с частицей не и глаголы-исключения |
Открытие обучающимися нового знания | Самоопределение (Л) Постановка познавательной цели (П) Познавательная инициатива (Р) Построение речевых высказываний (П) Планирование учебного сотрудничества (К) Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) Сравнение и классификация(П) | Попробуем сформулировать задание к упр. 612, чтобы решить задачу нашего урока.
Эту работу мы выполним в парах. Не забывайте высказать другу собственное мнение, выслушать мнение товарища и прийти к общему выводу.
Давайте посмотрим работу этой пары: 1- не слитно, 2- не раздельно. Давайте оценим работу этой пары. Как вы выполняли это задание? Как увидели, что слово без не употребляется?
Открыли новое знание. Спасибо вам! |
Прочитай предложение. В 1 столбик выпиши глаголы с не, которые пишутся раздельно, а во 2 столбик – те, что пишутся слитно. Выполнение упр. 612 в парах
Не будет Не было Не может Не бывает Не любит | Неможется Нездоровится недостаёт |
Убирали не и пробовали прочитать слово. Если получалось по смыслу, то глагол без не употребляется, если смысл нарушался, то слово не употребляется без не.
|
Реализация проекта | Осознание ответственности за общее дело (Л) Выдвижение гипотез и их обоснование (П) Познавательная инициатива (Р) Поиск необходимой информации (П) Выполнение инструкции (П) Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) Учёт разных мнений в сотрудничестве разных позиций (К)
| Как вы думаете, много ли глаголов, которые без не не употребляются?
Можно ли предположить, что мы знаем все глаголы-исключения?
Поработаем в группах с упр.613, по инструкции. | Наверное, немного.
Нет, такие глаголы есть в упр. Учебника – 613 и на полях с.243.
Инструкция - Прочитайте задание к упр.613.
- Помочь заменить выделенные слова должен раздел «Для справок».
- Если вы сомневаетесь, правильно ли поняли значение слова, обратитесь к Толковому словарю на с.301
- Если слова нет в словаре, попробуйте объяснить его значение с помощью однокоренных слов.
|
Первичное закрепление во внешней речи | Контроль (Р) Коррекция (Р) Построение речевых высказываний (П) |
| Представитель группы с места рассказывает о результатах работы, пишет вместе с классом предложение на доске, объясняет написание глагола. |
Включение в систему знаний и повторение | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л) Поиск и выделение необходимой информации (П) Построение речевых высказываний (П) | Однажды А.С.Пушкин пришёл к своему другу поэту Петру Андреевичу Вяземскому и написал в детский альбом его сына вот такие стихи. Выразительное чтение учителем.
Пофантазируйте, что советовал Пушкин не делать своему юному другу? Задание будем выполнять письменно. Какую часть речи вы будете использовать в советах? Итак, игра «Кто больше напишет советов мальчику?» Время истекло. У кого сколько глаголов получилось? Прочитайте. | Душа моя Павел, Держись моих правил: Люби то-то, то-то, Не делай того-то… Кажись, это ясно? Ну вот и прекрасно!
Глаголы с частицей не, отрицающие недостойное поведение. (не лги, не ленись, не заносись, не гордись, не хвастай, не огорчай, не бойся трудностей, не завидуй, не унывай)
Чтение своих глаголов с объяснением их написания.
|
Рефлексия деятельности | Внутренняя позиция школьника (Л) Самооценка на основе критерия успешности (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Формулирование и аргументация собственного мнения (К)
| Давайте вернёмся к таблице, которую мы составили в начале урока. Всё ли нам удалось? В начале урока вы показали смайликами ваше настроение, а теперь ими же оцените нашу работу. Спасибо. |
Знаю | Не знаю | Хочу знать | Что такое глагол |
| Глаголы, которые являются исключениями | Написание частицы не с глаголом | Всегда ли правило действует | Как отличить глаголы-исключения от обычных глаголов |
|