Курс по выбору
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Трикоз Елена Федоровна

Рабочая программа курса по выбору "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurs_po_vyboru_9_kl.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

курса по выбору

 «Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста»

 9 класс

 Учителя русского языка и литературы:

                                                                                                                             Трикоз Елены Фёдоровны                                                                          

г. Когалым

 

Пояснительная записка

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы

Программа курса по выбору  для 9 класса «Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста» составлена на основе авторской программы  Кобзаревой Л.А. « Теория и практика сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста»  и учебно–методических пособий Сениной Н.А. и Нарушевич А.Г., Егораевой Г.Т., Симаковой Е.С. и др.   В ходе учебных занятий работа по формированию умений и навыков ведётся по учебно-методическому пособию Сениной Н.А. и Нарушевич А.Г..  

Программа  рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Актуальность программы – научить ребенка писать сочинение сложнейшая задача учителя русского языка. Задание части С вызывает объяснимую тревогу учителей. Этот вид работы еще не вполне привычен и для учителей, и для учащихся. Годы эксперимента, когда ученики сдавали ОГЭ по русскому языку, показали, что часть С- самая сложная, хотя учащимся дается на выбор два варианта: сочинение на лингвистическую тему и сочинение на нравственную проблему. Далеко не всем удается проанализировать текст с точки зрения проблем, которые поднимает автор, выразить свою позицию  и аргументировать ее; привести примеры выразительных средств языка, показать их роль в тексте. Немногие способны изложить свои размышления оригинально, правильным, богатым и образным языком. На современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умению грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Представленный курс поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Важным является то, что такая форма экзамена в 9 классе новая, методических пособий для учителя недостаточно.

          Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.

Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладение культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал  постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитии. Устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельными занятиями и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.

Разработанный материал можно использовать для проведения курса по выбору в 9 классах.

Цели данной программы:

- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

- подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

- оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

- способствовать интеллектуальному развитию ученика;

- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Задачи курса по выбору:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на экзамене;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;

- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

Реализация целей и задач курса предполагает использование различных методов, форм и средств обучения:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Основной метод обучения - исследовательский, что предполагает активное вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность и способствует успешному приобретению ими знаний.

Виды деятельности и формы работы с учащимися на элективном курсе разнообразные: лекция с элементами беседы, коллективная аналитическая работа, комплексный анализ текста. На практических занятиях учащиеся выполняют задания развивающего характера, которые требуют от них лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений.

Методы стимулирования и мотивации ученика

Разновидность метода

Приемы

Эмоциональный

Поощрение, создание ситуации  успеха, свободный выбор успеха.

Познавательный

Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку.

Волевой

Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности.

Социальный

Демонстрация заинтересованности результатами своей работы

Методы контроля и самоконтроля

Разновидность метода

Приемы

Устный опрос.

Индивидуальный опрос, «тихий опрос».

Письменная работа.

Сочинение.

Самоконтроль

Самоконтроль по образцу

Итоговая форма отчетности – написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательно читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки и укреплять полученные лингвистические знания.

Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой  коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

                                             Система оценивания

Оценка достижений планируемых результатов осуществляется в ходе выполнения         учащимися практических работ и защиты итоговой работы на последнем занятии.

За I полугодие: зачёт – н/зачёт

Зачёт ставится при выполнении не менее 70% выполнения учебного плана;

По итогам изучения курса ставится отметка.

Теоретической основой данного курса являются:

-лингвистический, стилистический анализ текста;

-система языковых понятий и функционирование;

-различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

-учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-комплексный подход  при разработке занятий;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;

-научность, связь теории и практики;

-преемственность;

-наглядность;

-систематичность и последовательность;

-прочность полученных знаний;

-активность и сознательность обучения.

 Применяемые технологии:

- технология исследовательской деятельности учащихся;

- технология проблемного обучения;

 -информационные технологии.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

-овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

-способен работать над разнообразной информацией;

-может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

-способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией. Риторикой.

При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.

Учебная программа данного курса  «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» сочетается с внеучебной деятельностью: элективными курсами по риторике, стилистике, словесности, культуре речи, «Обучение сочинению в жанре эссе», факультативным курсом «Теория и практика сочинений различных жанров» (7-8 классы), а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов, олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями.

Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки «Критерии оценивания задания с 2.1.», памятки, тексты, задания, подсказки.

Учебный план

п\п

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекционных занятий

Кол-во практических часов

Формы контроля

1

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе

2

2

2

Основные аспекты анализа текста. Композиция сочинения

14

6

9

3

Обучающее сочинение по тексту

3

3

Творческая работа

4

Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

4

4

Самостоятельная работа

5

Структура сочинения на лингвистическую тему

6

1

5

Групповая работа

6

Обучение сочинению на лингвистическую тему

4

4

Творческая работа

7

Подведение итогов. Рефлексия.

1

2

Анализ

Итого

34

7

25

Календарно – тематический план

№п\п

Тема занятия

Вид занятия

Дата проведения

1-2

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе

Лекция

3

Композиция сочинения-рассуждения. Вступление. Виды.

Лекция

4-5

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?

Виды зачина

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

6-7

Тема и проблема текста. Как определить проблему?

Корректное изложение собственного мнения по проблеме.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

8-9

Аргументы. Оформление работы. Анализ текста художественного стиля.

Работа с текстом по разным проблемам.

Как прокомментировать проблему? Виды комментария.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

10-11

Как прокомментировать проблему? Виды комментария.

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

12-13

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

Практикум

14-15

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

Что такое аргумент? Типы аргументирования.

Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности

16-17

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

Способы ввода аргументов(2 примера).

Практикум

18-19

Аргументы из художественной литературы ( по тексту ОГЭ). Критерии и нормы оценивания.

Практикум

20-21

Финал сочинения. Заключение. Его виды. Критерии и нормы оценивания.

Комплексное применение знаний

22-23

Обучающее сочинение по тексту нравственного характера (художественный стиль). Проблема. Комментарии к проблеме.

Комплексное применение знаний

24-25

Структура сочинения на лингвистическую тему.

Работа с цитатами из текста.

Комплексное применение знаний

26-27

Тезис. Комментарий к цитате(теория).

Аргументы  (лексические и грамматические явления).

Лекция

Комплексное применение знаний

28-29

Заключение и её виды. Речевые клише на лингвистическую тему. Сочинение – рассуждение по цитате Валгиной.

Комплексное применение знаний

30-31

Самостоятельная творческая работа по цитатам (по выбору учителя)

Самостоятельная работа

32-33

Рецензирование творческих работ. Индивидуальные консультации.

Рецензирование, экспертная оценка

34

Итоговое занятие. Рефлексия.

Презентация

Содержание программы курса по выбору

Курс рассчитан на 34 часа. 1 час в неделю, в том числе 26 часов практических занятий.

Тема 1-2. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2 часа)

        Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Тема 3. Композиция сочинения-рассуждения (1 час).

       Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Тема 4-5. Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? (2 часа)

      Виды зачина. Практическая работа над тезисом.

Тема 6-7  Тема и проблема текста. Как определить проблему? (2 часа)

     Тема текста. Проблема. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление темы.

Тема 8-9. Аргументы. Оформление работы.(2 часа).

 Анализ текста художественного стиля. Работа с текстом по разным проблемам.

Тема 10-11. Как прокомментировать проблему?(2 часа).

 Виды комментария. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.

Тема 12-13. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.(2 часа).

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы .Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме .

Тема 14-15.  Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов (2 часа).

      Аргументы из художественной литературы. Критерии и нормативы оценки задания.

Тема 16-17. Способы ввода аргументов (2 часа).

Способы ввода аргументов(2 примера). Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

Тема 18-19. Обучающее сочинение по тексту (2часа).

        Аргументы из художественной литературы (по тексту ОГЭ). Критерии и нормативы оценки задания.

Тема 20-21. Финал сочинения (2 часа).

Заключение. Его виды. Критерии и нормы оценивания.  Оформление работы.  

Тема 22-23. Обучающее сочинение по тексту нравственного характера (художественный стиль) (2 часа)

Проблема. Комментарии к проблеме. Как написать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 24-29. Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (6 часов).

      Структура сочинения на лингвистическую тему. Работа с цитатами из текста. Тезис. Комментарий к цитате (теория). Аргументы (лексические и грамматические явления). Заключение и её виды. Речевые клише на лингвистическую тему. Сочинение – рассуждение по цитате.

Тема 30--33. Творческая работа по цитатам (по выбору учителя)(4 часа).

Рецензирование творческих работ. Индивидуальные консультации. Типы ошибок. Исправление недочётов.

Тема 34. Итоговые занятия. Рефлексия (1 час)

Планируемый результат:

В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен

иметь представление:

- о коммуникативной функции языка;

- о литературном языке как основе художественной литературы;

- о языковых нормах и их признаках;

знать:

- смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

- стили речи и их признаки;

- особенности жанра рассуждения;

- признаки текста и его функционально смысловые типы;

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка;

- основные нормы речевого этикета;

уметь:

- различать стили речи;

- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

- вести спор, соблюдая правила речевого этикета;

- определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности

- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;

- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

- осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;

Условия реализации программы

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического и дидактического материала:

1.Авторская программа курса по выбору «Теория и практика сочинения-рассуждния на основе прочитанного текста».

2.Методическое пособие к авторской программе курса по выбору «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста».

3.Демонстрационные варианты тестов ОГЭ.

Рекомендации

            Курс по выбору «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса. Данная программа обеспечивает умению грамотно выражать свои мысли и создавать собственные  высказывания. Курс по выбору эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать способности работы над разнообразной информацией, умение аргументировано доказать собственную точку зрения.

          Курс по выбору можно изучать в 10 – 11 классах, скорректировав представленный учебный материал.

Литература

Учебные, методические пособия:

Литература для учителя

1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М: Издательство «Экзамен», 2009

2.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. 3.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. М., «Творческий центр» 2007.

4.Павлова Т.И. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Ростов – на - Дону. «Легион» 2009.

5. Цыбулько И. П., Степанова Л.С. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме. М., 2009.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. М. 1995.

7. Владовская Е. А. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Методическое пособие для подготовки. Контрольные измерительные материалы, 9 класс.- Москва: «Экзамен», 2006.

Литература для ученика

1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М: Издательство «Экзамен».

2.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

3. Цыбулько И. П, Степанова Л.С. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме. М., 2009.

4. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. М. 1995.

Дополнительная литература

1.Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.

2.Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.

3.Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.

4.Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.

5.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

6.Никитина Е.И. Русская речь. М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива

1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...

Курс по выбору "Практический курс работы с тестами"

Курс по выбору "Практический курс работы с тестами" для 8 класса...

Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы

Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...

Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"

Приказ Управления образования  "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...