Курс по выбору
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа курса по выбору "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_9_kl.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса по выбору
«Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста»
9 класс
Учителя русского языка и литературы:
Трикоз Елены Фёдоровны
г. Когалым
Пояснительная записка
Обоснование актуальности, новизны и значимости программы
Программа курса по выбору для 9 класса «Сочинение - рассуждение на основе прочитанного текста» составлена на основе авторской программы Кобзаревой Л.А. « Теория и практика сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста» и учебно–методических пособий Сениной Н.А. и Нарушевич А.Г., Егораевой Г.Т., Симаковой Е.С. и др. В ходе учебных занятий работа по формированию умений и навыков ведётся по учебно-методическому пособию Сениной Н.А. и Нарушевич А.Г..
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Актуальность программы – научить ребенка писать сочинение сложнейшая задача учителя русского языка. Задание части С вызывает объяснимую тревогу учителей. Этот вид работы еще не вполне привычен и для учителей, и для учащихся. Годы эксперимента, когда ученики сдавали ОГЭ по русскому языку, показали, что часть С- самая сложная, хотя учащимся дается на выбор два варианта: сочинение на лингвистическую тему и сочинение на нравственную проблему. Далеко не всем удается проанализировать текст с точки зрения проблем, которые поднимает автор, выразить свою позицию и аргументировать ее; привести примеры выразительных средств языка, показать их роль в тексте. Немногие способны изложить свои размышления оригинально, правильным, богатым и образным языком. На современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умению грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.
Представленный курс поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ОГЭ в 9 классе. Важным является то, что такая форма экзамена в 9 классе новая, методических пособий для учителя недостаточно.
Новизна программы - в предоставлении большего количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор текстов осуществлен с точки зрения нравственного и этического воспитания. Акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов.
Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладение культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитии. Устной и письменной монологической речи.
Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельными занятиями и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.
С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.
Разработанный материал можно использовать для проведения курса по выбору в 9 классах.
Цели данной программы:
- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
- подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;
- оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;
- способствовать интеллектуальному развитию ученика;
- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Задачи курса по выбору:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на экзамене;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Реализация целей и задач курса предполагает использование различных методов, форм и средств обучения:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Основной метод обучения - исследовательский, что предполагает активное вовлечение учащихся в самостоятельную деятельность и способствует успешному приобретению ими знаний.
Виды деятельности и формы работы с учащимися на элективном курсе разнообразные: лекция с элементами беседы, коллективная аналитическая работа, комплексный анализ текста. На практических занятиях учащиеся выполняют задания развивающего характера, которые требуют от них лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений.
Методы стимулирования и мотивации ученика
Разновидность метода | Приемы |
Эмоциональный | Поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор успеха. |
Познавательный | Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку. |
Волевой | Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности. |
Социальный | Демонстрация заинтересованности результатами своей работы |
Методы контроля и самоконтроля
Разновидность метода | Приемы |
Устный опрос. | Индивидуальный опрос, «тихий опрос». |
Письменная работа. | Сочинение. |
Самоконтроль | Самоконтроль по образцу |
Итоговая форма отчетности – написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательно читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки и укреплять полученные лингвистические знания.
Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Система оценивания
Оценка достижений планируемых результатов осуществляется в ходе выполнения учащимися практических работ и защиты итоговой работы на последнем занятии.
За I полугодие: зачёт – н/зачёт
Зачёт ставится при выполнении не менее 70% выполнения учебного плана;
По итогам изучения курса ставится отметка.
Теоретической основой данного курса являются:
-лингвистический, стилистический анализ текста;
-система языковых понятий и функционирование;
-различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.
Принципы, на которых базируется программа:
-учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
-комплексный подход при разработке занятий;
-вариативность содержания и форм проведения занятий;
-научность, связь теории и практики;
-преемственность;
-наглядность;
-систематичность и последовательность;
-прочность полученных знаний;
-активность и сознательность обучения.
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности учащихся;
- технология проблемного обучения;
-информационные технологии.
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:
-овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
-способен работать над разнообразной информацией;
-может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
-способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.
Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения
Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией. Риторикой.
При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.
Учебная программа данного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» сочетается с внеучебной деятельностью: элективными курсами по риторике, стилистике, словесности, культуре речи, «Обучение сочинению в жанре эссе», факультативным курсом «Теория и практика сочинений различных жанров» (7-8 классы), а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов, олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями.
Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки «Критерии оценивания задания с 2.1.», памятки, тексты, задания, подсказки.
Учебный план
№ п\п | Перечень разделов | Всего часов | Кол-во лекционных занятий | Кол-во практических часов | Формы контроля |
1 | Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе | 2 | 2 | ||
2 | Основные аспекты анализа текста. Композиция сочинения | 14 | 6 | 9 | |
3 | Обучающее сочинение по тексту | 3 | 3 | Творческая работа | |
4 | Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля | 4 | 4 | Самостоятельная работа | |
5 | Структура сочинения на лингвистическую тему | 6 | 1 | 5 | Групповая работа |
6 | Обучение сочинению на лингвистическую тему | 4 | 4 | Творческая работа | |
7 | Подведение итогов. Рефлексия. | 1 | 2 | Анализ | |
Итого | 34 | 7 | 25 |
Календарно – тематический план
№п\п | Тема занятия | Вид занятия | Дата проведения |
1-2 | Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе | Лекция | |
3 | Композиция сочинения-рассуждения. Вступление. Виды. | Лекция | |
4-5 | Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? Виды зачина | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | |
6-7 | Тема и проблема текста. Как определить проблему? Корректное изложение собственного мнения по проблеме. | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | |
8-9 | Аргументы. Оформление работы. Анализ текста художественного стиля. Работа с текстом по разным проблемам. Как прокомментировать проблему? Виды комментария. | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | |
10-11 | Как прокомментировать проблему? Виды комментария. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | |
12-13 | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. | Практикум | |
14-15 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. Что такое аргумент? Типы аргументирования. | Лекция с элементами практической и исследовательской деятельности | |
16-17 | Рецензирование, редактирование собственной творческой работы. Способы ввода аргументов(2 примера). | Практикум | |
18-19 | Аргументы из художественной литературы ( по тексту ОГЭ). Критерии и нормы оценивания. | Практикум | |
20-21 | Финал сочинения. Заключение. Его виды. Критерии и нормы оценивания. | Комплексное применение знаний | |
22-23 | Обучающее сочинение по тексту нравственного характера (художественный стиль). Проблема. Комментарии к проблеме. | Комплексное применение знаний | |
24-25 | Структура сочинения на лингвистическую тему. Работа с цитатами из текста. | Комплексное применение знаний | |
26-27 | Тезис. Комментарий к цитате(теория). Аргументы (лексические и грамматические явления). | Лекция Комплексное применение знаний | |
28-29 | Заключение и её виды. Речевые клише на лингвистическую тему. Сочинение – рассуждение по цитате Валгиной. | Комплексное применение знаний | |
30-31 | Самостоятельная творческая работа по цитатам (по выбору учителя) | Самостоятельная работа | |
32-33 | Рецензирование творческих работ. Индивидуальные консультации. | Рецензирование, экспертная оценка | |
34 | Итоговое занятие. Рефлексия. | Презентация |
Содержание программы курса по выбору
Курс рассчитан на 34 часа. 1 час в неделю, в том числе 26 часов практических занятий.
Тема 1-2. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2 часа)
Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста. Критерии и нормативы оценки творческой работы.
Тема 3. Композиция сочинения-рассуждения (1 час).
Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.
Тема 4-5. Зачин сочинения-рассуждения. Как начать? (2 часа)
Виды зачина. Практическая работа над тезисом.
Тема 6-7 Тема и проблема текста. Как определить проблему? (2 часа)
Тема текста. Проблема. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление темы.
Тема 8-9. Аргументы. Оформление работы.(2 часа).
Анализ текста художественного стиля. Работа с текстом по разным проблемам.
Тема 10-11. Как прокомментировать проблему?(2 часа).
Виды комментария. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
Тема 12-13. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля.(2 часа).
Рецензирование, редактирование собственной творческой работы .Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме .
Тема 14-15. Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов (2 часа).
Аргументы из художественной литературы. Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 16-17. Способы ввода аргументов (2 часа).
Способы ввода аргументов(2 примера). Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.
Тема 18-19. Обучающее сочинение по тексту (2часа).
Аргументы из художественной литературы (по тексту ОГЭ). Критерии и нормативы оценки задания.
Тема 20-21. Финал сочинения (2 часа).
Заключение. Его виды. Критерии и нормы оценивания. Оформление работы.
Тема 22-23. Обучающее сочинение по тексту нравственного характера (художественный стиль) (2 часа)
Проблема. Комментарии к проблеме. Как написать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.
Тема 24-29. Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (6 часов).
Структура сочинения на лингвистическую тему. Работа с цитатами из текста. Тезис. Комментарий к цитате (теория). Аргументы (лексические и грамматические явления). Заключение и её виды. Речевые клише на лингвистическую тему. Сочинение – рассуждение по цитате.
Тема 30--33. Творческая работа по цитатам (по выбору учителя)(4 часа).
Рецензирование творческих работ. Индивидуальные консультации. Типы ошибок. Исправление недочётов.
Тема 34. Итоговые занятия. Рефлексия (1 час)
Планируемый результат:
В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен
иметь представление:
- о коммуникативной функции языка;
- о литературном языке как основе художественной литературы;
- о языковых нормах и их признаках;
знать:
- смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
- стили речи и их признаки;
- особенности жанра рассуждения;
- признаки текста и его функционально смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка;
- основные нормы речевого этикета;
уметь:
- различать стили речи;
- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
- определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности
- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
- осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
Условия реализации программы
Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического и дидактического материала:
1.Авторская программа курса по выбору «Теория и практика сочинения-рассуждния на основе прочитанного текста».
2.Методическое пособие к авторской программе курса по выбору «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста».
3.Демонстрационные варианты тестов ОГЭ.
Рекомендации
Курс по выбору «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» предназначен для учащихся 9 класса. Данная программа обеспечивает умению грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Курс по выбору эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать способности работы над разнообразной информацией, умение аргументировано доказать собственную точку зрения.
Курс по выбору можно изучать в 10 – 11 классах, скорректировав представленный учебный материал.
Литература
Учебные, методические пособия:
Литература для учителя
1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М: Издательство «Экзамен», 2009
2.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. 3.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. М., «Творческий центр» 2007.
4.Павлова Т.И. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Ростов – на - Дону. «Легион» 2009.
5. Цыбулько И. П., Степанова Л.С. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме. М., 2009.
6. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. М. 1995.
7. Владовская Е. А. Русский язык. Экспериментальная экзаменационная работа. Методическое пособие для подготовки. Контрольные измерительные материалы, 9 класс.- Москва: «Экзамен», 2006.
Литература для ученика
1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. – М: Издательство «Экзамен».
2.Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.
3. Цыбулько И. П, Степанова Л.С. ГИА – 2009: Экзамен в новой форме. М., 2009.
4. Розенталь Д.Э. Русский язык для школьников 5 – 9 классов. М. 1995.
Дополнительная литература
1.Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002.
2.Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997.
3.Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
4.Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977.
5.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
6.Никитина Е.И. Русская речь. М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
программы элективных курсов ,курса по выбору и факультатива
1-Курс по выбору .Избранные вопросы математики,9 класс2-Элективный курс. Подводные рифы при подговке к ЕГЭ для учащихся 11 классов3-Элективный курс. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств...
Курс по выбору "Практический курс работы с тестами"
Курс по выбору "Практический курс работы с тестами" для 8 класса...
Особенности преподавания математики через курсы по выбору и элективные курсы
Прилагательное «элективный» в переводе с латинского языка означает избранный, отобранный. Отсюда следует, что курс, названный «элективным» должен выбираться.Выбор и посещение элективного курса по мате...
Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"
Приказ Управления образования "О результатах муниципальной экспертизы программ курсов по выбору и элективных курсов в 2013-2014 учебном году"...