Курс по выбору "Практический курс работы с тестами"
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему
Курс по выбору "Практический курс работы с тестами" для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spets.kurs_8kl._14-15_god.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Тисовская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано на «Утверждаю»
педагогическом совете директор МОУ «Тисовская средняя
протокол № __ от ________ общеобразовательная школа»
__________/___________________ /
Приказ №_____ от________ 2014 г.
Рабочая программа
спецкурса по русскому языку
«Практический курс работы с тестами»
для 8 класса
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Зиятова Рузиля Фаатовна
2014/2015 учебный год
Пояснительная записка
Анализ результатов экзамена выявил серьезные проблемы в обучении русскому литературному языку. Во-первых, это значительный разрыв между освоением теоретической базы и формированием практических навыков учащихся. Во-вторых, это недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие систематической практики в анализе языковых явлений речевого произведения. Во многих работах выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
Данный спецкурс представляет практическую работу с тестами.
Курс ориентирован на учеников 8 класса и рассчитан на 17 учебных часов.
В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2014 года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;
- подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
- овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;
- овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Содержание курса
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Микротемы. Абзацное членение.
Функционально-смысловые типы речи, их признаки.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Извлечение информации из различных источников.
Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Лексический анализ слова.
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова.
Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. Употребление ъ и ь. Слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная буква.
Грамматика. Синтаксис.
Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение.
Правописание. Пунктуация.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Учащиеся должны знать:
- алгоритм работы с тестовыми заданиями;
- основные признаки текста;
- особенности основных функционально-смысловых типов речи;
- основные признаки стилей речи;
- основные изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты;
- основные понятия и термины лексики и фразеологии;
- названия и особенности основных морфем русского языка;
- основные способы образования слов в русском языке;
- предмет изучения орфографии и алгоритм применения орфографических правил;
- синтаксические правила и пунктуационные нормы.
Учащиеся должны уметь:
- решать тестовые задания открытого и закрытого типа;
- определять функционально-смысловые типы речи;
- определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать собственное мнение;
- находить в тексте изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в создании художественного образа;
- находить в предложенных текстах лексические понятия и определять их роль;
- находить значимые части слова и выполнять морфологический разбор;
- определять способ словообразования и выполнять словообразовательный разбор;
- узнавать и осознавать в слове орфограмму, определять условия выбора верного написания и правильно писать слово;
- объяснять общие случаи постановки знаков препинания;
- анализировать строение и значение словосочетаний, выполнять разбор словосочетаний;
- характеризовать предложение.
Основные термины по разделу:
Текст. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, комбинированный текст.
Стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Изобразительно-выразительные средства языка (тропы): метафора, олицетворение, эпитет, фразеологизм, сравнение, гипербола, лексический повтор.
Слово. Лексическое значение. Прямое и переносное значение. Многозначность. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика исконно русская и заимствованная. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы.
Фразеология.
Морфемика. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Основные способы словообразования. Формообразование.
Орфография. Орфограммы.
Синтаксис. Словосочетание.
Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Типы предложений по количеству грамматических основ. Предложения распространенные и нераспространенные. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания: разделительные, выделительные и соединительные.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Содержание | Дата план | Дата факт | |
Текст как речевое произведение. | Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста | |||
Выразительные средства лексики и фразеологии. | Анализ средств выразительности. | |||
Правописание приставок. | Слитное, дефисное, раздельное написание. | |||
Правописание суффиксов различных частей речи. | Правописание суффиксов различных частей речи Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. | |||
Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | |||
Лексика и фразеология. | Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | |||
Словосочетание. | Согласование, управление, примыкание.. Замена словосочетаний синонимичными. | |||
Предложение. | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | |||
Осложнённое простое предложение. | Виды осложнения простого предложения; обособленные члены предложения; причастные и деепричастные обороты. | |||
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. | Вводные слова и конструкции, обращения, вставные конструкции. | |||
Синтаксический анализ сложного предложения. | Грамматическая основа; количество грамматических основ. | |||
Знаки препинания в конце предложений. | Знаки препинания в конце предложений. | |||
| Решение тестовых заданий | |||
| Итоговая работа: сжатое изложение и комплексный анализ текста | |||
Анализ работ | ||||
Итого |
Литература:
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс / Сост.Н.В.Егорова. -2-е издание, переработанное-М.:ВАКО, 2013.
- Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык,2014
- Козулина М.В. Подготовка к экзамену по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2012
- Назарова Т.Н. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В.-М.: Изд. «Экзамен», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 5 класса (тесты)
Материал охватывает курс всего 5 класса....
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 7 класса (тесты)
Материал охватывает курс всего 7 класса....
Итоговая контрольная работа по литературе за курс 8 класса (тесты)
Материал охватывает курс всего 8 класса....
Тест по курсу географии материков и океанов обобщающий тест по теме Южная Америка
Тест ипользуется мною в 7 классе при изучении темы "Южная Америка". В двух вариантах с ответами....
Программа курса по выбору "Работа с тестами по русскому языку"
Программа курса по выбору "Работа с тестами по русскому языку" позволит начать подготовку учащихся к сдаче ОГЭ...
Информатика, 1 курс, Сестринское дело, Контрольная работа в форме теста
Тест для студентов "Медицинского колледжа № 1" (г. Москва) специальности 34.02.01 Сестринское дело.Дисциплина "Информатика", 1 курс, 1 семестр.Контрольная работа в форме теста.Тест...
Итоговая контрольная работа за курс 7 класса (тест)
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса проводится с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса "Русский язык" в соответствии с требовани...