Курс по выбору "Практический курс работы с тестами"
элективный курс по русскому языку (8 класс) на тему

Курс по выбору "Практический курс работы с тестами" для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spets.kurs_8kl._14-15_god.docx32.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тисовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано на          «Утверждаю»

педагогическом совете        директор МОУ «Тисовская средняя

протокол № __ от ________        общеобразовательная школа»

__________/___________________ /

Приказ №_____ от________ 2014 г.

Рабочая программа    

спецкурса по русскому языку

«Практический курс работы с тестами»

для  8 класса

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Зиятова Рузиля Фаатовна

2014/2015 учебный год

Пояснительная записка

Анализ результатов экзамена выявил серьезные проблемы в обучении русскому литературному языку. Во-первых, это значительный разрыв между освоением теоретической базы и формированием практических навыков учащихся. Во-вторых, это недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие систематической практики в анализе языковых явлений речевого произведения. Во многих работах выпускников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.

Данный спецкурс представляет практическую работу с тестами.

Курс ориентирован на учеников 8 класса и рассчитан на 17 учебных часов.

В основу отбора элементов содержания курса был положен Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по русскому языку; документы, определяющие структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации 2014 года по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант), а также учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ.

Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

  • реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку, формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;
  • подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
  • совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;
  • овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.


Содержание курса

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Приемы компрессии текста. Информация главная и второстепенная. Микротемы. Абзацное членение.

Функционально-смысловые типы речи, их признаки.

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения. Извлечение информации из различных источников.

Выразительность русской речи: выразительные средства фонетики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Лексический анализ слова.

Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Морфологический анализ слова.

Правописание. Орфография. Правописание корней, приставок, суффиксов, окончаний. Употребление ъ и ь. Слитное, раздельное и дефисное написание. Прописная и строчная буква.

Грамматика. Синтаксис.

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение.

Правописание. Пунктуация.

Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

Учащиеся должны знать:

  • алгоритм работы с тестовыми заданиями;
  • основные признаки текста;
  • особенности основных функционально-смысловых типов речи;
  • основные признаки стилей речи;
  • основные изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты;
  • основные понятия и термины лексики и фразеологии;
  • названия и особенности основных морфем русского языка;
  • основные способы образования слов в русском языке;
  • предмет изучения орфографии и алгоритм применения орфографических правил;
  • синтаксические правила и пунктуационные нормы.

Учащиеся должны уметь:

  • решать тестовые задания открытого и закрытого типа;
  • определять функционально-смысловые типы речи;
  • определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать собственное мнение;
  • находить в тексте изобразительно-выразительные средства и объяснять их роль в создании художественного образа;
  • находить в предложенных текстах лексические понятия и определять их роль;
  • находить значимые части слова и выполнять морфологический разбор;
  • определять способ словообразования и выполнять словообразовательный разбор;
  • узнавать и осознавать в слове орфограмму, определять условия выбора верного написания и правильно писать слово;
  • объяснять общие случаи постановки знаков препинания;
  • анализировать строение и значение словосочетаний, выполнять разбор словосочетаний;
  • характеризовать предложение.

Основные термины по разделу:

Текст. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, комбинированный текст.

Стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы): метафора, олицетворение, эпитет, фразеологизм, сравнение, гипербола, лексический повтор.

Слово. Лексическое значение. Прямое и переносное значение. Многозначность. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика исконно русская и заимствованная. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы.

Фразеология.

Морфемика. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, основа. Основные способы словообразования. Формообразование.

Орфография. Орфограммы.

Синтаксис. Словосочетание.

Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Типы предложений по количеству грамматических основ. Предложения распространенные и нераспространенные. Полные и неполные предложения. Простое осложненное предложение. Знаки препинания: разделительные, выделительные и соединительные.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание

Дата

план

Дата

факт

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность

текста. Анализ текста

Выразительные средства лексики и

фразеологии.

Анализ средств выразительности.

Правописание приставок.

Слитное, дефисное, раздельное написание.

Правописание суффиксов различных частей речи.

Правописание суффиксов различных частей

речи

Правописание -Н- и -НН- в различных

частях речи.

Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий

Правописание личных

окончаний глаголов и суффиксов причастий

настоящего времени.

Лексика и фразеология.

Синонимы.

Фразеологические обороты. Группы слов

по происхождению и употреблению.

 Словосочетание.

Согласование, управление, примыкание.. Замена  словосочетаний синонимичными.

Предложение.

Грамматическая (предикативная) основа

предложения.

Подлежащее и сказуемое как

главные члены предложения.

Осложнённое простое предложение.

Виды осложнения простого предложения; обособленные члены предложения; причастные и деепричастные обороты.

Знаки препинания в предложениях со

словами и конструкциями, грамматически

не связанными с членами предложения.

Вводные слова и конструкции, обращения, вставные конструкции.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Грамматическая основа; количество грамматических основ.

Знаки препинания в конце

предложений.

Знаки препинания в конце

предложений.

Решение тестовых заданий

Итоговая работа: сжатое изложение и комплексный анализ текста

Анализ работ

Итого

Литература:

  1. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс / Сост.Н.В.Егорова. -2-е издание, переработанное-М.:ВАКО, 2013.
  2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык,2014
  3. Козулина М.В. Подготовка к экзамену по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2012
  4. Назарова Т.Н. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В.-М.: Изд. «Экзамен», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по курсу географии материков и океанов обобщающий тест по теме Южная Америка

Тест ипользуется мною в 7 классе при изучении темы "Южная Америка". В двух вариантах с ответами....

Программа курса по выбору "Работа с тестами по русскому языку"

Программа курса по выбору "Работа с тестами по русскому языку" позволит начать подготовку учащихся к сдаче ОГЭ...

Информатика, 1 курс, Сестринское дело, Контрольная работа в форме теста

Тест для студентов "Медицинского колледжа № 1" (г. Москва) специальности 34.02.01 Сестринское дело.Дисциплина "Информатика", 1 курс, 1 семестр.Контрольная работа в форме теста.Тест...

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса (тест)

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 7 класса проводится с целью определения уровня освоения учащимися предметного содержания курса "Русский язык" в соответствии с требовани...