Урок развития речи "Зима"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чекалева Кристина Андреевна

Тема урока: «Подробное изложение текста-повествования»

Цели урока:

1.     Формирование личностных результатов (воспитание нравственного чувства, умения чувствовать красоту окружающего мира; развитие чувства красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей; осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию).

2.     Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; воспроизведение прослушанного и прочитанного текста).

3.     Формирование предметных результатов (овладение навыками комплексного анализа текста и подробного изложения содержания текста в устной и письменной форме).

 

Оборудование урока: толковый словарь, компьютер, проектор, распечатанные тексты, изображение ели с грамматическими заданиями под шишками, шаблоны подарков различных цветов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_plan_uroka_razvitiya_rechi_zima.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план урока русского языка в 5 классе

Учитель Чекалёва Кристина Андреевна

Дата – 14. 12. 2013 г.

Место проведения – МБОУ «СОШ №20 им. А.А. Хмелевского» г. Курска

Тема урока: «Подробное изложение текста-повествования»

Цели урока:

  1. Формирование личностных результатов (воспитание нравственного чувства, умения чувствовать красоту окружающего мира; развитие чувства красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей; осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию).
  2. Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; воспроизведение прослушанного и прочитанного текста).
  3. Формирование предметных результатов (овладение навыками комплексного анализа текста и подробного изложения содержания текста в устной и письменной форме).

Оборудование урока: толковый словарь, компьютер, проектор, распечатанные тексты, изображение ели с грамматическими заданиями под шишками, шаблоны подарков различных цветов.

Ход урока

Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов

 Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;

 Брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.

(А.С. Пушкин)

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись даты в тетради.

  1. Формулирование темы и целей урока.

На доске записаны слова излагать, изложение, изложить.

- Что их объединяет? (однокоренные слова с чередованием гласных в корне  -лаг- – -лож-).

Рядом учитель пишет слова повествование, текст.

Эти слова будут ключевыми на уроке.

- Сформулировать цель урока. (Писать изложение текста-повествования.)

На экран выводится тема урока и эпиграф.

Запись темы в тетради.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока и его последующее содержание; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  1. Создание тематического настроения. Работа с эпиграфом.

Звучит песня С.Никитина «Снег идет» на стихи Б.Пастернака. На экране – слайды с изображением зимних улиц.

- Зима – это ожившая сказка, радость для взрослых и детворы: снеговики, коньки, санки. Уснувшая природа пробуждает романтические чувства, и жажда жизни бушует во всю свою мощь. И только зимой голову могут посетить светлые мысли – такие же светлые, как снег, что лежит на земле.

На экран вновь выводится тема урока и эпиграф. Прочтение эпиграфа. Ученики вспоминают автора стихотворения.

- Ребята, может, кто-нибудь из вас помнит наизусть другие стихотворения великих русских поэтов о зиме? (Чтение стихов наизусть.)

Задание: выписать в столбик глаголы из текста.

Познавательные УУД: определять грамматические признаки глагола прошедшего времени как основы текста-повествования.

Личностные результаты:

воспитывать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

  1. Повторение особенностей текста-повествования.

- К какому типу речи относится текст эпиграфа? (Повествование.)

- Как вы думаете, почему мы выписали именно глаголы? (Текст-повествование содержит сообщение о развитии событий, последовательной смене действий).

- Давайте вспомним план текста-повествования.

1) Вступление (начало).

2) Основная часть (развитие действия).

3) Кульминация.

4) Концовка.

(После ответов учащихся слайд с планом выводится на экран.)

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Лес»: встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться; движение рук влево и вправо – «деревья» шумят ветвями на ветру. Изображаем кустики – присели вниз. Снова деревья. Повторить три раза.

Познавательные УУД: разграничивать типы речи по основным признакам; составлять опорный план текста-повествования.

  1. Подготовка к написанию изложения, работа с текстом.

Чтение учащимися текста изложения вслух (по абзацам), комментирование орфограмм.

Определение темы текста. Озаглавливание.

Составление плана (записывается учителем на доске, учащимися -  в тетради. На крыле доски выписываются ключевые слова-глаголы, выбранные детьми.)

- А теперь обратите внимание на ёлочку, которую мы должны украсить к новогодним праздникам. Под шишками скрываются задания для вас. Вместо каждого выполненного задания мы будем вешать на нашу ёлочку подарок, и так к концу урока нарядим её.

Первое задание: работа со словарем над незнакомым словом «пенаты». Учащийся находит в словаре и зачитывает значение. Оно выводится на экране.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:  

разминка для глаз.

Далее грамматические задания (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический разборы) выполняются по мере снятия «шишек» каждым отвечающим обучающимся.

Самооценка работы каждым обучающимся проводится так: вместо снятой «шишки» учащийся вешает на ёлку «подарок»: зеленый, если оценивает свою работу на «5», желтый – на «4», красный – на «3».

   

Пересказ текста по плану.

Учитель собирает печатные листы. Читает весь текст ещё раз.

Коммуникативные УУД: выделять в процессе обсуждения значимые части текста; создавать вторичный текст.

Регулятивные УУД: оценивать результат, соотносить результат с целью.

Познавательные УУД: владеть приемами осмысленного чтения; использовать различные виды разборов; подробно излагать содержание текста в устной и письменной форме.

  1. Написание изложения.

Учащиеся пишут изложения на черновик. Редактируют и переписывают в тетрадь на втором уроке.

Коммуникативные УУД: соблюдать нормы построения текста; редактировать письменное высказывание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Методические рекомендации по развитию кратковременной слуховой памяти на уроках развития речи у детей с сондромом Дауна

Практическая значимость методических рекомендаций заключается в оказании помощи, в первую очередь родителям, имеющих детей с синдромом Дауна, а также педагогам, работающим с данными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Конспект урока развития психомоторики и сенсорных процессов по теме "Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков"

Цели урока: Коррекционно-развивающие: ·        Развивать мелкую и крупную моторику·        Развивать тактильные ощущ...