Урок развития речи "Зима"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема урока: «Подробное изложение текста-повествования»
Цели урока:
1. Формирование личностных результатов (воспитание нравственного чувства, умения чувствовать красоту окружающего мира; развитие чувства красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей; осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию).
2. Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; воспроизведение прослушанного и прочитанного текста).
3. Формирование предметных результатов (овладение навыками комплексного анализа текста и подробного изложения содержания текста в устной и письменной форме).
Оборудование урока: толковый словарь, компьютер, проектор, распечатанные тексты, изображение ели с грамматическими заданиями под шишками, шаблоны подарков различных цветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnyy_plan_uroka_razvitiya_rechi_zima.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарный план урока русского языка в 5 классе
Учитель Чекалёва Кристина Андреевна
Дата – 14. 12. 2013 г.
Место проведения – МБОУ «СОШ №20 им. А.А. Хмелевского» г. Курска
Тема урока: «Подробное изложение текста-повествования»
Цели урока:
- Формирование личностных результатов (воспитание нравственного чувства, умения чувствовать красоту окружающего мира; развитие чувства красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей; осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию).
- Формирование метапредметных результатов (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; воспроизведение прослушанного и прочитанного текста).
- Формирование предметных результатов (овладение навыками комплексного анализа текста и подробного изложения содержания текста в устной и письменной форме).
Оборудование урока: толковый словарь, компьютер, проектор, распечатанные тексты, изображение ели с грамматическими заданиями под шишками, шаблоны подарков различных цветов.
Ход урока
Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.
(А.С. Пушкин)
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись даты в тетради. | |
| На доске записаны слова излагать, изложение, изложить. - Что их объединяет? (однокоренные слова с чередованием гласных в корне -лаг- – -лож-). Рядом учитель пишет слова повествование, текст. Эти слова будут ключевыми на уроке. - Сформулировать цель урока. (Писать изложение текста-повествования.) На экран выводится тема урока и эпиграф. Запись темы в тетради. | Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока и его последующее содержание; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
| Звучит песня С.Никитина «Снег идет» на стихи Б.Пастернака. На экране – слайды с изображением зимних улиц. - Зима – это ожившая сказка, радость для взрослых и детворы: снеговики, коньки, санки. Уснувшая природа пробуждает романтические чувства, и жажда жизни бушует во всю свою мощь. И только зимой голову могут посетить светлые мысли – такие же светлые, как снег, что лежит на земле. На экран вновь выводится тема урока и эпиграф. Прочтение эпиграфа. Ученики вспоминают автора стихотворения. - Ребята, может, кто-нибудь из вас помнит наизусть другие стихотворения великих русских поэтов о зиме? (Чтение стихов наизусть.) Задание: выписать в столбик глаголы из текста. | Познавательные УУД: определять грамматические признаки глагола прошедшего времени как основы текста-повествования. Личностные результаты: воспитывать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. |
| - К какому типу речи относится текст эпиграфа? (Повествование.) - Как вы думаете, почему мы выписали именно глаголы? (Текст-повествование содержит сообщение о развитии событий, последовательной смене действий). - Давайте вспомним план текста-повествования. 1) Вступление (начало). 2) Основная часть (развитие действия). 3) Кульминация. 4) Концовка. (После ответов учащихся слайд с планом выводится на экран.) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Лес»: встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться; движение рук влево и вправо – «деревья» шумят ветвями на ветру. Изображаем кустики – присели вниз. Снова деревья. Повторить три раза. | Познавательные УУД: разграничивать типы речи по основным признакам; составлять опорный план текста-повествования. |
| Чтение учащимися текста изложения вслух (по абзацам), комментирование орфограмм. Определение темы текста. Озаглавливание. Составление плана (записывается учителем на доске, учащимися - в тетради. На крыле доски выписываются ключевые слова-глаголы, выбранные детьми.) - А теперь обратите внимание на ёлочку, которую мы должны украсить к новогодним праздникам. Под шишками скрываются задания для вас. Вместо каждого выполненного задания мы будем вешать на нашу ёлочку подарок, и так к концу урока нарядим её. Первое задание: работа со словарем над незнакомым словом «пенаты». Учащийся находит в словаре и зачитывает значение. Оно выводится на экране. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: разминка для глаз. Далее грамматические задания (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический разборы) выполняются по мере снятия «шишек» каждым отвечающим обучающимся. Самооценка работы каждым обучающимся проводится так: вместо снятой «шишки» учащийся вешает на ёлку «подарок»: зеленый, если оценивает свою работу на «5», желтый – на «4», красный – на «3».
Пересказ текста по плану. Учитель собирает печатные листы. Читает весь текст ещё раз. | Коммуникативные УУД: выделять в процессе обсуждения значимые части текста; создавать вторичный текст. Регулятивные УУД: оценивать результат, соотносить результат с целью. Познавательные УУД: владеть приемами осмысленного чтения; использовать различные виды разборов; подробно излагать содержание текста в устной и письменной форме. |
| Учащиеся пишут изложения на черновик. Редактируют и переписывают в тетрадь на втором уроке. | Коммуникативные УУД: соблюдать нормы построения текста; редактировать письменное высказывание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»
«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...
Методические рекомендации по развитию кратковременной слуховой памяти на уроках развития речи у детей с сондромом Дауна
Практическая значимость методических рекомендаций заключается в оказании помощи, в первую очередь родителям, имеющих детей с синдромом Дауна, а также педагогам, работающим с данными детьми....
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед
Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений ...
Конспект урока развития психомоторики и сенсорных процессов по теме "Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков"
Цели урока: Коррекционно-развивающие: · Развивать мелкую и крупную моторику· Развивать тактильные ощущ...