трудные вопросы русского языка
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Назарова Мария Михайловна

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt.kurs_sekrty_russkoy_orfografii_i_punktuatsii.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»

10 класс

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа элективного курса «трудные вопросы русского языка» рассчитана на 34 часа для учащихся 10-х классов средних общеобразовательных школ.

Цель курса:

  • обобщить полученные знания по орфографии и пунктуации за курс 5-9 классов,
  • закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи,
  • преодолеть психологические трудности по отношению к языку.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл), пунктуации (8-9 кл.).

Часы на изучение русского языка к 10 классе резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией и пунктуацией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к выпускным экзаменам недостаточно подготовленными .

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса «Трудные вопросы русского языка" предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2. тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса обучаемый должен знать:

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  • условия, от которых зависит написание;
  • норму, действующую при данных условиях;
  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
  • приёмы разграничения схожих написаний;
  • правила постановки знаков препинания.

уметь:

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах прилагательных;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • правильно писать не с разными частями речи;
  • правильно писать не и ни с местоимениями и наречиями;
  • отличать предлоги от приставок, наречий и существительных;
  • согласовывать в числе сказуемое с подлежащим;
  • расставлять знаки препинания.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

по плану

фактически

1

Введение. Основные факторы современного русского письма.

1 ч

2

Проверь свои знания. (Вступительный тест)

1 ч

4

Правописание о-е  после шипящих и Ц. ы-и после Ц

1 ч

5

Правописание чередующихся корней ( суффикс –а-)

1 ч

6

Орфограммы на стыке приставки и корня

1 ч

7

Правописание чередующихся корней (ударение)

1 ч

8

Правописание н , нн в прилагательных и причастиях

1 ч

9

Правописание н, нн в существительных и наречиях

1 ч

10

Безударные окончания глаголов

1 ч

11

Окончания существительных

1 ч

12

Дефисное написание (частиц, наречий, корней пол- полу, сложных прилагательных)

1 ч

13

Правописание чередующихся корней ( состав корня)

1 ч

14

Правописание приставок (пре-, при-,  раз-. рас- и др.)

1 ч

15

Правописание производных предлогов. Правописание наречий

1 ч

16

Правописание гласной в суффиксах глагольных форм прошедшего времени и деепричастиях.  Правописание чередующихся корней (лексическое значение корня)

1 ч

17

Правописание частицы не со всеми частями речи

1 ч

18

Различие частицы не и глагольной частицы недо-

1 ч

19

Правописание не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях.

1 ч

20

Правописание суффиксов существительных, прилагательных и глаголов.

1 ч

21

НЕ с различными частями речи

1 ч

22

Обособление причастного оборота (согласованные определения)

1 ч

23

Обособление деепричастного оборота

1 ч

24

Вводные слова. Обособление сравнительного оборота

1 ч

25

Сложносочинённое предложение и однородные члены предложения

1 ч

26

Правописание союзов в сложносочинённом предложении.

1 ч

27

Тире между подлежащим и сказуемым

1 ч

28

Тире в неполном предложении

1 ч

29

СПП . Правописание союза. Правописание союзов чтобы, оттого что

1 ч

30

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

1 ч

31

Тире в бессоюзном сложном предложении

1 ч

32

Уточняющие члены предложения

1 ч

33

Знаки препинания при прямой речи.

1 ч

34

Контрольный тест.

1 ч

Литература:

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1993

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,

Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. – М., 1998.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.

Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). – М., 1991.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М., 2001.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 1991.

Скобликова Д.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.

Успенский Л.В. «Слово о словах. Ты и твое имя». – М., 1962

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М., 2001

Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/Д, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы по трудным вопросам русской орфографии

Подборка материалов для проведения уроков русского языка в 5-11 классах...

Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии" (для учащихся 9 класса)

Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к у...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Трудные вопросы русской орфографии

Элективный курс по русскому языку для обучающихся 7 класса...

Рабочая программа дополнительного образования " Трудные вопросы русского языка".

В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также дет...

Рабочая программа дополнительного образования " Трудные вопросы русского языка".

Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой социально-гуманитарной направленности. Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потреб...