Трудные вопросы русской орфографии
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему
Элективный курс по русскому языку для обучающихся 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_trudnye_voprosy_orfografii.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хиславичская СШ»
Рассмотрено на заседании РМО учителей русского языка и литературы «___» _________ 2015 г. Рук. РМО ________ /Сафонова Т.В. | Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол № 1 от 27.08.2015 г. | Утверждаю директор МБОУ «Хиславичская СШ» ________/ Е.И. Адашан приказ № 67 от 28.08.2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Трудные вопросы орфографии»
в 7 «Б» классе
Составитель: учитель русского языка и литературы Адашан Е.И.
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственный образовательный стандарт предполагает получение учащимися разной возрастной категории устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии. Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической «зоркости».
Известно, что усвоение школьниками программного материла по русскому языку в 7 классе вызывает наибольшие трудности. Школьникам трудна орфография причастий, деепричастий, наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц и т.д. Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии». призвана решить проблему постоянно возникающей необходимости возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков.
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Цель изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»:
обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на метапредметной основе.
Задачи организации учебной деятельности:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной базы орфографических навыков;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
развитие коммуникативных навыков;
развитие ассоциативного мышления учащихся.
Основные учебные цели:
углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся, планомерное формирование опыта организации исследовательской деятельности по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета:
Данный элективный курс предлагает решить проблему орфографической грамотности через систему морфемико-словообразовательных упражнений. Изучение словообразования является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса – не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.
Методика изучения словообразования как основы формирования орфографических навыков и развития мышления предполагает знакомство со словообразовательными гнездами и лексическим значением входящих в них слов, знакомство с морфемами и их морфами: корнем, суффиксом, приставкой, изучение фонемо-буквенного состава морфемы, наблюдение над возможным позиционными и непозиционными чередованиями при словоизменении и словообразовании.
В рамках данного курса целесообразно обратиться к вопросу систематизации морфем (смыслообразующих и формообразующих). Особый раздел курса, конечно же, должен быть посвящен окончанию и правописанию окончаний различных частей речи.
Работа по созданию «банка морфем» помогает решить проблему усовершенствования орфографических навыков учащихся. В практике учителей возможна следующая система работы по созданию «банка морфем».
Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» в 7 классе Б МБОУ «Лицей №1» составлена на основе государственного стандарта основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 7 классов.
Общий объём часов на изучение данного курса,
предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Данная рабочая программа предназначена для реализации в 7 классе Б, т.к. качество знаний учащихся данного класса требует систематической работы по формированию орфографической зоркости.
Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» является дополнением к основному курсу русского языка в 7 классе.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
В результате изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
учащиеся должны
знать:
орфографические нормы написаний;
нормы употребления слитных, раздельных и дефисных написаний, которые регулируются правилами и соответствующим орфографическим минимумом;
уметь:
аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
отличать служебные части речи от самостоятельных;
опознавать орфограммы в соответствии с изученными правилами;
правильно применять орфографические правила;
исправлять орфографические ошибки.
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), и др.
Метапредметные связи в ходе изучения элективного курса
«Трудные вопросы орфографии»:
- русский язык и литература, 2. русский язык и история
Содержание учебной дисциплины
№ п/п | Раздел программы | Содержание дисциплины, основные понятия | Знания и умения учащихся | Виды самостоятельной работы |
1 | Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах | Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. | Учащиеся должны знать, что такое смыслообразующие формообразующие морфемы. Учащиеся должны уметь правильно определять смыслообразующие формообразующие морфемы. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
2 | Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем | Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). Правописание корней с сомнительными согласными. Оглушение согласных. Ассимиляция согласных. Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов. | Учащиеся должны знать, что такое корень как основная морфема слова, правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением, правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением. Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила; исправлять орфографические ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
3 | Правописание приставок. Классификация приставок | Правописание приставок. Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Приставки с традиционным написанием. Приставки с позиционным написанием. Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок. | Учащиеся должны знать, что такое приставка как морфема классификацию приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила; исправлять орфографические ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
4 | Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов | Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи). Правописание суффиксов существительных. Правописание суффиксов прилагательных. Правописание суффиксов глаголов. Правописание суффиксов причастий. Правописание суффиксов деепричастий и наречий. | Учащиеся должны знать, что такое суффикс как морфема классификацию суффиксов (смыслообразующие и формообразующие; суффиксы различных частей речи. Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила; исправлять орфографические ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
5 | Понятие об окончании | Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание окончаний глаголов. | Учащиеся должны знать, что такое приставка как морфема, правописание окончаний имен существительных, имен прилагательных и причастий, правописание окончаний глаголов. Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила; исправлять орфографические ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
6 | Заключение | Повторение и систематизация изученного в 7 классе. Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. Правописание приставок. Классификация приставок. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов. Понятие об окончании. Правописание окончаний. | Учащиеся должны знать изученное в 7 классе. Учащиеся должны уметь правильно применять орфографические правила; исправлять орфографические ошибки. | Самостоятельная работа с учебником, комплексный анализ текста, упражнения по аналогии, исследования речевые и орфографические практикумы в течение урока, развитие коммуникативных навыков. |
Календарно-тематическое планирование
программного материала элективного курса по русскому языку в 7 классе
Всего уроков Теоретическая часть Практическая часть Проекты | 34 10 20 4 | |||||||||||
п/п | Раздел программы | Тип урока | Количество часов | Из них | Дата проведения | |||||||
теоретическая часть | практическая часть | проекты | планируемая | фактическая | ||||||||
I | Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах | 3 | 1 | 2 | - | |||||||
1 | 1.1 | Понятие о смыслообразующих и формообразующих морфемах. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
2 | 1.2 | Смыслообразующие морфемы. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
3 | 1.3 | Формообразующие морфемы. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
II | Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем | 9 | 2 | 8 | 1 | |||||||
4 | 2.1 | Корень как основная морфема слова. Классификация корневых морфем. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
5 | 2.2 | Правописание корней с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
6 | 2.3 | Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
7 | 2.4 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
8 | 2.5 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных (-лаг-, -раст-, -скоч-). | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
9 | 2.6 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
10 | 2.7 | Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
11 | 2.8 | Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
12 | 2.9 | Закрепление по теме «Правописание корней». | Проект | |||||||||
III | Правописание приставок. Классификация приставок | 8 | 3 | 4 | 1 | |||||||
13 | 3.1 | Приставка как словообразующая морфема. Классификация приставок. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
14 | 3.2 | Приставки с традиционным написанием. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
15 | 3.3 | Приставки с позиционным написанием. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
16 | 3.4 | Правописание приставок пре, при-. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
17 | 3.5 | Правописание приставок раз/с-, роз/с-. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
18 | 3.6 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
19 | 3.7 | Правописание Ы и И после приставок. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
20 | 3.8 | Закрепление по теме «Правописание приставок». | проект | 1 | ||||||||
IV | Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов | 8 | 1 | 6 | 1 | |||||||
21 | 4.1 | Суффикс как словообразующая морфема. Классификация суффиксов. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
22 | 4.2 | Правописание суффиксов существительных. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
23 | 4.3 | Правописание суффиксов прилагательных. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
24 | 4.4 | Правописание суффиксов глаголов. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
25 | 4.5 | Правописание суффиксов причастий. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
26 | 4.6 | Правописание суффиксов деепричастий. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
27 | 4.7 | Правописание суффиксов наречий. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
28 | 4.8 | Закрепление по теме «Правописание суффиксов». | проект | 1 | ||||||||
V | Понятие об окончании. | 5 | 1 | 3 | 1 | |||||||
29 | 5.1 | Понятие об окончании. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
30 | 5.2 | Правописание окончаний имен существительных | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
31 | 5.3 | Правописание окончаний имен прилагательных и причастий. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
32 | 5.4 | Правописание окончаний глаголов. | Систематизация знаний | 1 | ||||||||
33 | 5.5 | Закрепление по теме «Правописание окончаний». | проект | 1 | ||||||||
VI | Заключение | 1 | 1 | - | - | |||||||
34 | Как решать трудные вопросы орфографии. | Систематизация знаний | 1 |
Учебно- методическое обеспечение
- Русский язык. Учебник для 7 класса. Под редакцией М. Разумовской, П. Леканта, М., «Просвещение», 2015
- Методическое пособие к учебнику «Русский язык» под редакцией . М. Разумовской, П. Леканта, М., «Просвещение», 2015
- Комплект интерактивных тестов. 7 класс, ООО «ВАКО», 2015
- Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк, руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. (Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
- Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
- Рабочие программы. Русский язык, 5-9 классы. Сост. Е. И. Харитонова.- М.: Дрофа,2015
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Иллюстрации (плакаты) | ||
ноутбук | 1 | |
проектор | 1 | |
экран | 1 |
МБОУ «Лицей №1» Республики Мордовия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритмы по трудным вопросам русской орфографии
Подборка материалов для проведения уроков русского языка в 5-11 классах...
Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии" (для учащихся 9 класса)
Данный элективный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к у...
Трудные вопросы русской орфографии 10-11 класс
Трудные вопросы русской орфографии 10-11 класс...
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс....
Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии" 9 класс
Элективный курс "Трудные вопросы русской орфографии" для 9 класса расчитан на 1 час в неделю...
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс.
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 10 класс....
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс.
Элективный курс . Рабочая программа «Трудные вопросы русской орфографии» 11 класс....