Падежные окончания имён существительных
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема урока: «Падежные окончания имён существительных» (5 класс)
Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. М.: 2008.
Цели урока:
1. Формирование личностных результатов (воспитание нравственного чувства, чувства патриотизма; развитие чувства красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей; стремление к речевому самосовершенствованию).
2. Формирование метапредметных результатов (адекватное восприятие текстов на слух и понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному; выборочное воспроизведение материала на определенную тему).
3. Формирование предметных результатов (овладение навыками анализа текста, умением на слух находить орфограмму и применять необходимое правило).
Оборудование урока: аудиоаппаратура, запись песен Булата Окуджавы в исполнении автора, распечатанные тексты стихотворений, учебник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnyy_urok_rya._padezhnye_okonchaniya_imyon_sushchestvitelnyh.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Падежные окончания имён существительных» (5 класс)
Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. М.: 2008.
Цели урока:
- Формирование личностных результатов (воспитание нравственного чувства, чувства патриотизма; развитие чувства красоты и выразительности русского слова, его богатых возможностей; стремление к речевому самосовершенствованию).
- Формирование метапредметных результатов (адекватное восприятие текстов на слух и понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному; выборочное воспроизведение материала на определенную тему).
- Формирование предметных результатов (овладение навыками анализа текста, умением на слух находить орфограмму и применять необходимое правило).
Оборудование урока: аудиоаппаратура, запись песен Булата Окуджавы в исполнении автора, распечатанные тексты стихотворений, учебник.
Ход урока
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запись даты в тетради. | |
| На доске записан эпиграф, который ученики переносят в тетрадь: Не должно проходить дня без того, чтобы каждый из нас не повторял себе: «Ради всего святого, что есть в нас, не надо войны!» (Д.Голсуорси) - Что особенного в построении этого предложения? (используется прямая речь). Постройте схему, объясняющую постановку знаков препинания при прямой речи в данном случае. - Сегодняшний урок мы проводим накануне дня освобождения нашего родного города от немецко-фашистских захватчиков. Давайте вспомним, в каком году произошло это событие? И давайте вспомним и запишем имена тех командиров времен ВОВ, в честь которых названы улицы нашего города. (Учащиеся называют, записывают в тетради, учитель – на доске) Какие морфологические признаки, изученные нами на прошлом уроке, являются общими для всех записанных нами слов? (Это имена существительные собственные, одушевленные. Учащиеся объясняют, почему сделали такой вывод). | Личностные результаты: воспитывать чувство патриотизма. Познавательные УУД: повторить правила использования прямой речи в тексте, морфологические признаки имени существительного; знать историю родного края. |
| - Сейчас вы прослушаете песню на стихи Булата Окуджавы – автора многих произведений на тему военных лет. Звучит песня «Заезжий музыкант» в исполнении автора. После прослушивания учитель обращает внимание на последнюю строчку песни. Учащиеся по памяти воспроизводят её, записывают в тетрадь и на доске: «Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе». - Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? Учитель записывает тему на доске. Учащиеся записывают тему урока на заранее пропущенной после даты строке. | Познавательные УУД: владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального). Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему урока и его последующее содержание; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты: воспитывать эстетическое восприятие. |
| - В выбранной нами строке из стихотворения выделите у каждого слова окончание, подпишите склонение и падеж. - Из курса начальной школы мы помним, что выбор падежного окончания зависит от склонения имени существительного. Давайте вспомним, какие существительные относятся к каждому из склонений? Далее идет работа с таблицей в § 46 по вопросам, данным в учебнике. Затем учащиеся делают вывод, какие окончания свойственны Р., Д. и П. падежам в 1, 2 и 3 склонении. | Познавательные УУД: определять морфологические признаки имени существительного; извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица) и преобразовывать её из одной формы в другую (таблицу в правило). Регулятивные УУД: систематизировать имеющиеся знания о падежах и выборе падежного окончания. |
| Выполняются упр. 417 и 418 в тетради, комментированно: каждый учащийся (по цепочке) ставит в указанные формы по одному слову, объясняет выбор окончания. На крыле доски записаны слова: от радост_, без помощ_, по дорог_, по тропинке, около изгород_, в разведк_, к сирен_. Один из учащихся вставляет недостающие окончания, указывает склонение и падеж, подбирает «опорное» слово. Учащимся предлагается составить 2-3 предложения на военную тематику с данными словами. Затем предложения зачитываются. На столах – распечатки отрывка из стихотворения Окуджавы «Простите пехоте»: Простите пехоте, что так неразумна бывает она. Всегда мы уходим, когда над Землею бушует весна. И шагом неверным, по лестничке шаткой, спасения нет. Лишь белые вербы, как белые сестры, глядят тебе вслед. Не верьте погоде, когда затяжные дожди она льет, Не верьте пехоте, когда она бравые песни поет, Не верьте, не верьте, когда по садам закричат соловьи. У жизни со смертью еще не окончены счеты свои. Выборочное списывание: выписать имена существительные, интересные с точки зрения сегодняшней темы, объяснить свой выбор и написание окончания. | Коммуникативные УУД: строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле; создавать текст по опорным словам на заданную тему. Познавательные УУД: владеть приемами осмысленного чтения и выборочного списывания. |
| Учащиеся формулируют правило, которым пользовались на уроке. Оценивают свою работу на уроке и уровень остаточных знаний: что помнили из начальной школы, что оказалось новым. Записывают Д.З.: упр.419; заполнение словарика терминов и правил. - Сегодня мы не только разобрали новую тему, но и обратились к одной из самых важных тем нашей истории – теме войны. Мне хотелось бы, чтобы вы не забывали о тех испытаниях, через которые пришлось пройти нашим соотечественникам для того, чтобы сегодня вы могли гулять по мирному городу и наслаждаться беззаботным детством. | Регулятивные УУД: оценивать результат; соотносить цели и результаты своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание падежных окончаний имён существительных.
Цель урока: восстановить в памяти учащихся сведения о написании гласных в падежных окончаниях имён существительных и отрабатывать навыки их правильного выбора. Урок интересен разнообразными формами д...
«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЙ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА»
«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-го, 2-го, 3-го СКЛОНЕНИЙ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА»...
9 класс,школа VIII вида, русский язык, тема: "Правописание падежных окончаний имён существительных".
Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида для дифференциации правописания мягкого знака в окончании имен существительных....
Открытый урок по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"
Цели: 1.Учить правильно писать безударные падежные окончания имён существительных способом подстановки проверочных слов. 2.Воспитывать патриотизм, любовь к родине....
Русский язык 4 класс.Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
Конспект урока с технологической картой урока и презентацией....
Конспект урока по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных" (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья)
Данный конспект содержит материал на закрепление умения определять падеж по вопросам и падежным окончаниям; формирование навыка беглого чтения, на развитие орфографической зоркости (при проведении зри...