Уроки ФГОС по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хасанова Нурлися Фирдусовна

Технологические карты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание безударных гласных в корне слова (5 кл.)

Тип урока: ОНЗ.

- формирование:

а) представления о правильном написании безударных гласных в корне слова;

б) способности к написанию безударных гласных в корне ;

- развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта. Необходимое оборудование: учебник, ноутбук, мультимудийный аппарат.

Демонстративный материал: алгоритм проверки безударных гласных  в корне; эталоны для самопроверки.

                          Ход урока:

I.     Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Что такое орфограмма? (Это та буква, в написании которой мы можем допустить ошибку)

- В каких частях слова может встретиться орфограмма? (В приставке, корне, суффиксе, окончании)

Обратите внимание на слайд. (в(О/А)дяной, тр(О/А)ва). Можем ли мы с уверенностью сказать, какую букву нужно писать в словах и почему? (Нет, потому что эти звуки слышатся нечетко и можно допустить ошибку при их написании)

- Значит, чем являются данные буквы в этих словах? (Орфограммами)

- А в какой части слова они находятся? (В корнях)

- Вы хотите расширить свои знания о правописании корней с орфограммами? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

- И все? (Нет).

- Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? (С повторения, что знаем по теме: «Орфограмма»)

 - Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение практических заданий, упражнений из учебника).

- Предлагаю для актуализации  следующие слова:

 Небеса, роса, весна, часы, листок, дома.

Написать под диктовку, распределить в два столбика.

-По каким признакам разделили на столбики?

Ответы учащихся: В первом столбике – существительные в ед. ч., во втором - во мн. ч.

- Сделайте разбор по составу. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

- В чем заключается трудность написания данных слов? В какой части слова можно допустить ошибку? (В корне)

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Попробуйте объяснить орфограммы в словах небеса и роса. (У нас нет вариантов объяснения).

- Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне этих слов? (Они произносятся нечетко)

- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописании безударных гласных в корнях)

III. Выявление места и причины затруднения.

- В какой позиции находятся данные гласные в словах? (В слабой позиции).

- Какова же проблема? (В слабой позиции гласные звуки слышатся нечетко, поэтому их нужно поставить в сильную позицию)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Выяснить, какая буква должна быть написана на месте орфограммы)

- А как называется данная орфограмма? (Безударная гласная в корне)

- Как сформулируем тему нашего урока? (Правописание безударных гласных в корне слова).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V. Реализация построения проекта.

- Прочитайте стихотворение С. Михалкова.

Чтобы ходики х…дили,

А будильники будили

И всегда любой из нас

Точно знал, который час,

В ч…совой мастерской

Чинят время день-деньской.

- Найдите выделенные слова, укажите в них корень, поставьте ударение. В каком из слов гласная корня слышится четко, а в каком – нет? (Ходики – ударная гласная, ходили – безударная; час – ударная, часовой – безударная гласная).

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В однокоренных словах, как правило, в корне независимо от сильной или слабой позиции гласная пишется одна и та же)

- Как можно проверить правописание безударной гласной в корне? Можно сделать вывод? (Можно поставить данную гласную под ударение).

- Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- Прочитайте стих на слайде:

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно поставь под ударение.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде. Сформулируйте закон правописания безударных гласных в корне слова.

а) Закон должен отражать самое главное. б) Формулировка должна быть краткой.

- Ответы учащихся.

- Кто лучше сформулировал закон? (Оценивают сами учащиеся)

Работа в группах. Для каждой группы подготовлены карточки, нужно определить способ проверки орфограммы.

1 группа. Задания:

толпа - толпы, тропинка – тропы, дерево – деревья, роса – росы, гроза – грозы, сосна – сосны 

2 группа. Задания:

белил – побелка, бежать – побег,, засмолить – смолка 
3 группа. Задания:

трава – травушка, седой – седенький, молодой – молоденький 
4 группа. Задания:

привозил – привозит, уносил – уносит, смотрел – смотрит, копилось – копится, затопила – затопит

- Какими способами вы проверили орфограмму? (Ответы по группам: 1) изменением числа; 2) замена одной части речи другой; 3) прибавлением суффикса; 4) изменением времени)

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор безударной гласной в корне)

 VI. Первичное закрепление во внешней речи. 

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально, в парах или группах.

- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

- Полностью с вами согласна. Выполним упражнения №30 и 31 учебника по вариантам в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все  вместе для образца.

1 вариант. Измените число имен существительных, а глагол поставьте в 3 лице ед. ч. (С…сна – сОсны – мн.ч.)

2 вариант. Подберите однокоренные проверочные слова. (Н…чной – нОчь – однокоренное слово)

- Продолжаем самостоятельно.

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

- Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: выполнить задания на карточках.

 Работа по карточкам: 
Карточка №1.

Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор (в скобках). 
На Урале целые р…ды зарастающих …зер. 
Если посм…треть с х…лма, увидите п…л…су б…регов. 
Зам…чательно то, что образовавшиеся т…рфяники сохр…нили в…дяной уровень – он в д…линах пон…жается. 
Почва колышется под сап…гами, как пол…тно материи, в других м…стах н…га вообще проваливается. 

Карточка №2.

Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания (главное в этом задании – правильно определить лексическое значение данных слов): 

Развевался – развивался, примерять – примирять, поласкать – полоскать, поседел – посидел, слезать – слизать, запевать – запивать, посветить – посвятить. 
Увидать – увядать, спешите – спишите, обежать – обижать, залезать – зализать, отворить – отварить, разредить – разрядить, умолять – умалять. 
Сторожил – старожил, чистота – частота, скрепить - скрипеть. 

- Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону – на парте).

Игра. Найдите “третье лишнее”:

Гореть, угорать, гора

Пара, парный, паровой

Горе, нагорный, горевать

Носильщик, носатый, поднос

Пот, потолок, потливый

Лето, летний, лететь 

Море, морщины, морской

Наводить, подводник, наводчик

Гусь, гусыня, гусеница 

 Водитель, водник, водопой

Примерка, примерочная, вымерло 

 Коснется, прикосновение, косьба  

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Из-за чего вы допустили ошибки? (В этих словах похожие корни, но они не являются однокоренными).

- Значит, на что мы должны обращать внимание при проверке безударных гласных? (На то, чтобы проверочное слово было однокоренным или формой того же слова).

- А как этого добиться? (Определить значение слова).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок

 VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор гласной в безударных корнях).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Да).

- Почему? (Объем практического применения нового знания достаточен).

- А можем ли мы применить данный языковой закон для проверки всех букв в слове? (Нет, мы не можем проверить правописание согласных, потому что они не бывают ударными или безударными)

- Правильно. Правописание согласных в корне мы будем изучать уже на следующем уроке.

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

- Чему был посвящен урок? (Правописанию безударных гласных в корнях).

- В чем суть правописания данных корней? (Безударные гласные проверяются ударением).

- Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

- Что помогло нам их преодолеть? (Определение значения корня).

- Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

?

!

! ! !

Научился проверять безударную гласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять безударную гласную в корне, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить слова с одинаковыми корнями от похожих корней. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился проверять безударную гласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

 

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять безударную гласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 35 (с.21) из  параграфа 8.

2 Кто научился проверять безударную гласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить слова с одинаковыми корнями от похожих корней, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 36, с. 21 из  параграфа 8.

3. Кто научился проверять безударную гласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте словарный диктант из 15 слов на данную тему.

4. Творческое задание.

Сочините сказку про эту орфограмму.

- Оцените учебную деятельность класса.

- Спасибо за урок!

Приложение 1.

Карточка №1. Эталон.

На Урале целые ряды (ряд) зарастающих озер (озеро).

Если посмотреть (смотр) с холма (холм), увидите полосу (полосы, полоска) берегов (берег).

Замечательно то, что образовавшиеся торфяники (торф) сохранили (охрана) водяной (водный) уровень – он в долинах (долы) понижается (ниже).

Почва колышется под сапогами (сапог), как полотно (полотна) материи, в других местах (место) нога (ноги) вообще проваливается.

Карточка №2. Эталон.

Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания (главное в этом задании – правильно определить лексическое значение данных слов):

Развевался флаг – развивался человек, примерять платье – примирять друзей, поласкать кошку – полоскать белье, поседел от горя – посидел на завалинке, слезать с дерева – слизать с тарелки, запевать песню – запивать таблетку, посветить фонариком – посвятить жизнь детям.

Увидать друга – увядать от жары, спешите на помощь – спишите упражнение, обежать вокруг дома – обижать маленьких, залезать на дерево – зализать раны, отворить ворота – отварить картошку, разредить морковь – разрядить ружье, умолять о пощаде – умалять заслуги.

Сторожил сад – опытный старожил, чистота дома – частота пульса, скрепить дружбу – скрипеть дверью.

Приложение 2.

Упражнение 30. Измените число имен существительных, а глаголы поставьте в 3-м лице единственного числа.  

С…сна, тр…па, з…рно, гн…здо, р…са, зв..езда; ст..лбы, д..ма, сн..пы, п..ля; д..жди, гр..за, цв..та, л..сты, з..нты, стр..ла.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..деть, нак..сить, осм..треть.

Эталон для проверки.

Сосна - сосны, тропа - тропы, зерно - зёрна, гнездо - гнёзда, роса - росы, звезда - звёзды; столбы - столб, дома - дом, снопы - сноп, поля - поле; дожди - дождь, гроза - грозы, цвета - цвет, листы - лист, зонты - зонт, стрела - стрелы.

Возить - возит, починить - чинит, бродить - бродит, ходить - ходит, ловить -ловит, схватить - хватка, приносить - носит, посидеть - сидя, накосить - косит, осмотреть - смотрит.

Упражнение 31. Подберите однокоренные проверочные слова.

Н…чной, п..стух, н…бесный, п…левой, х…лмистый, загл…деться, ож…вать, к…рмить, пл…сать, зап…х.

Эталон для проверки.

Ночной - ночь, пастух- пас,  небесный - небо, полевой - поле, холмистый - холм, заглядеться - взгляд, оживать - жить, кормить - корм, плясать - пляска, запах - пахнет.

Приложение 3.

Домашнее задание.

Упражнение 35. К словам с безударными гласными в корне запишите проверочные слова.

Образец. Прожевать пищу – жёваная.

Проживать в городе, прожевать пищу; свила гнёздышко, свела по ступенькам; слезать с крыши, слизать сметану; отворить дверь, отварить картофель; примирить врагов, примерять костюм.

Эталон.  

Проживать в городе  - жить, прожевать пищу - жёваная ; свила  гнёздышко - вить, свела по ступенькам - вёл; слезать с крыши - лезть, слизать сметану - слижет; отворить дверь - затвор, отварить картофель -варит; примирить врагов - мирить, примерять костюм - мерить.

Упражнение 36. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясно их значение, подберите к каждому подходящее по смыслу слово.

Образец. Запевать песню- запивать лекарство.

Сидеть, поласкать, спеши, седеть, спиши, полоскать.

Эталон.

Сидеть   на диване - седеть от горя, поласкать ребёнка - полоскать бельё, спеши домой – спиши текст.

Разработали: учителя русского языка и литературы Апастовского МР

1) МБОУ «Каратунская СОШ» Заббарова А.Г.

2) МБОУ «Мурзинская СОШ» Идиятуллина Г.К.

3) МБОУ «Табар-Черкийская СОШ» Афанасьева Л.И.

4) МБОУ «Бишевская СОШ» Телишева М.А.

5) МБОУ «Кзыл-Тауская СОШ» Гайфуллина А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 классе

Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 класссе по учебнику Ладыженской...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...

Уроки ФГОС по русскому языку

Технологические карты...