Уроки ФГОС по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Автор УМК | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова |
Тема урока | Буквы Ы-И после Ц |
Тип | ОНЗ |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных. -Посмотрите друг на друга, Улыбнитесь на досуге, И, пожав друг другу руки, «Здравствуй»,- скажем мы без скуки. - Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? - Как называются части слова? . - Какие морфемы вы знаете? -Посмотрите на слайд (Слайд №1). Что необычного вы видите? корень
- Как вы думаете, почему эта морфема осталась в стороне? - Я очень рада, что вы готовы получать новые знания. Действительно, вы правы, сегодня на уроке мы не будем говорить о правописании приставок. О правописании каких морфем мы будем говорить, вы мне подскажете после выполнения задания. | Отвечают на вопросы учителя, приветствуют учителя Морфемика Морфемы (Приставка, корень, суффикс, окончание) (Нет приставок) (Может, она нам не пригодится… Может, новая орфограмма не коснется приставок). | Учатся проводить наблюдения под руководством учителя | Понимают познавательную задачу | Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме | Слушать и слышать собеседника | Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задачи | Планируют необходимые действия |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Задание 1.(Слайд 2) Ш…рох, ч..рный, ш..пот, крыж..вник, ц..пленок, ш..колад,ш..лк, лекц..я, ц..рк, ж..лтый, ш..в, улиц.. , сестриц..н. - Выпишите слова в два столбика) (проверка по эталону) - В словах второго столбика обозначьте морфемы, подчеркните букву, которой нет в словах первого столбика (ц). - Ребята, может кто-то из вас догадается, о какой теме идет речь. | дети должны самостоятельно определить, по каким правилам слова распределяются в два столбика Написание гласных после Ц) | Осуществляют поиск информации | Дают определение понятиям, устанавливают причинно-следственные связи | Аргументируют свою точку зрения, отстаивают свою позицию | Понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы | Осуществляют пошаговый контроль результатов | Планируют пути достижения целей |
3.Выявление места и причины затруднения | - Как называются орфограмма? -Какова же проблема? | (Правописание букв и-ы после ц). (Когда пишется буква и, а когда-ы.) | Осуществляют логическую операцию установления родовидовых отношений | Выдвигают гипотезы о связях и закономерностях процессов | Формулируют собственное мнение и позицию | Учитывают разные мнения и интересы и обосновывают собственную позицию | Принимают решение в проблемной ситуации | Осуществляют познавательную рефлексию по решению учебных и познавательных задач |
4.Построение проекта выхода из затруднения | - Какова же цель нашей дальнейшей работы? - Как сформулируем тему нашего урока? - Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? - Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»). | Определить причину выбора буквы: когда пишется и, а когда -ы. (Правописание букв и-ы после ц). (Обычно мы использовали метод наблюдения). | Создавать и преобразовывать модели и схемы для решений задач. | Дети слушают учителя. | Подводят детей к определению темы и понятий. | Аргументируют свою точку зрения, спорят. Отстаивают свою позицию. | Самостоятельно ставят учебные цели и задачи. | Устанавливают целевые приоритеты. |
5.реализация построения проекта | - Обратите внимание на слова, записанные на доске. Цинк На цыпочках Цилиндр Цыкнуть Цитата Цыган Лекция Синицын Акация Курицы - Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется И, в правом –Ы). -А в какой морфеме находится данная орфограмма? (В корне, в окончании и в суффиксе) - От чего же зависит написание И,Ы? Можно сделать вывод? (Это зависит от морфемы: в корне пишутся И, Ы, в суффиксе и в окончании-Ы). -Ребята, по правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и: 1. В словах на –ция 2.-в корнях слов. Случаи написания ы после ц: 1. в окончаниях слов 2. в суффиксе –ын -А почему же слово цыпленок пишется через ы? прочитаем в учебнике (стр. 39) Организует и сопровождает совместную учебную деятельность Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм. Правописание Ы-И после Ц Слышится ( цы)
Слово на -ция корень суффикс окончание пишем И пишем И пишем Ы пишем Ы Слова-исключения Пишем Ы Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц!» | В левом столбике в корне пишется И, в правом –Ы В корне, в окончании и в суффиксе В корне, в окончании и в суффиксе Это зависит от морфемы: в корне пишутся И, Ы, в суффиксе и в окончании-Ы. | Осуществляют взаимный контроль. | Распознают объекты анализа | Само и взаимоконтроль | Слушать и слышать собеседника. | Самоконтроль выполнения действия. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
6. Первичное закрепление во вешней речи | 1) Работа в парах с проговаривание во внешней речи правильное правописание букв и –ы после Ц. - Как вы думаете, чем нам необходимо заняться сейчас?
-Соглашусь с вами: повторенье –мать ученья. Выполним упражнение № 462 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца 1вариант. Цинга (в корне пишется И, не является словом - исключением). 2 вариант. У гостиницы ( в окончании пишем Ы). - Продолжаем самостоятельно. -Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились). | (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике). | Строят логические рассуждения | Делают умозаключения и выводы на основе аргументации | Взаимодействуют в группе для решения заданий | Устанавливают и сравнивают разные точки зрения | Само и взаимоконтроль выполнения задания | Самостоятельно контролируют свое время |
7.Самсоконтроль с самопроверкой по эталону | -Ребята, вы уверены в своих умениях? (Да). -Как мы можем это проверить? - Задание для всех: вставить пропущенные буквы и -ы и обозначить условия выбора изученной на уроке орфограммы в первых пяти словосочетаниях из упр. №463. Кто закончит раньше, составят простые и сложные предложения с этими словосочетаниями продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10) Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону). Эталон: Ы И на ЦИЯ ИСКЛ: ЦЫПЛЕНОК, ЦЫГАН, ЦЫКНУТЬ, НА ЦЫПОЧКАХ 1. На уроке природоведения пятиклассники изучали «Акации как вид кустарниковых» .2. По тексту учебника «Природоведение 5 класс» можно написать интересное изложение (4-5 предложений) с использованием слов на правило «Буквы И-Ы после Ц». Взаимопроверка - Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном). - Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок | ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). | Строят логические рассуждения | Делают умозаключения и выводы на основе аргументации | Взаимодействуют в группе для решения заданий | Устанавливают и сравнивают разные точки зрения | Само и взаимоконтроль выполнения задания | Самостоятельно контролируют свое время |
8.Включение в систему знаний и повторения. | - Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? - Достаточно ли мы закрепили новое правило? - Почему? (- Тогда работаем над следующим заданием: Игра «Лови ошибку» Профессору Синицину! Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе. (взаимопроверка, проверка по эталону) Тест по теме 1.Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется И А) ц..рковой, ц..ферблат, ц..кады Б) ц..тата, дисц..плина, ц..кнуть 2.Укажите слово, в котором допущена ошибка А) конституция Б)на ципочках в) нумерация г) циклон 3) Напишите слово А) Призыв на военную службу ____ Б) Номер, с которым выступают в цирке ____ В) лекарство для прививок______ Г) Основной закон государства _____ Слова для справок: конституция, цирковой, мобилизация, вакцина | (Можем определить, какая буква Ы или И пишется после буквы Ц). (Нет). Мал объем практического применения нового знания). | Строят логические рассуждения | Делают умозаключения и выводы на основе аргументации | Взаимодействуют в группе для решения заданий | Устанавливают и сравнивают разные точки зрения | Само и взаимоконтроль выполнения задания | Самостоятельно контролируют свое время |
9. Рефлексия учебной деятельности | - Что нового вы узнали на уроке? -Когда мы нуждаемся в правописании буквы И после Ц? -Когда будем утверждать, что после Ц пишется Ы? -Какие затруднения мы испытали? -Как мы преодолеем трудности? (Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. ? Научился проверять гласные И-Ы после Ц, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. ! Научился проверять гласные И-Ы после Ц, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!» ! ! ! Научился проверять гласные И-Ы после Ц - и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» - Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: 1. Кто научился применять орфограмму №15 стр.39, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 464 из параграфа 87. 2. Кто научился определять правописание и-ы после ц в любой части слова, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с «и» и корни слов - исключений, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 465. 3. Кто научился применять орфограмму 15 и может объяснить тему товарищу, скажи себе: «Молодец!» и придумай 5-6 предложений по теме « В цирке». 4. Задания для умников и умниц! По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово цитата. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 цитат из программного произведения, которое изучаете в настоящее время. -Оцените учебную деятельность класса. -Спасибо, | (Слова- исключения нужно знать наизусть? Выучим орфограмму наизусть) | Обобщают понятия, осуществляют сравнения | Учатся основам рефлексии | Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Осуществляют коммуникативную рефлексию как осознание оснований | Осуществляют пошаговый контроль результатов | Осуществляют познавательную рефлексию в отношении действий по решению задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 класссе по учебнику Ладыженской...
Уроки ФГОС по русскому языку
Технологические карты...
Уроки ФГОС по русскому языку
Технологические карты...
Уроки ФГОС по русскому языку
Технологические карты...
Уроки ФГОС по русскому языку
Технологические карты...
Уроки ФГОС по русскому языку
Технологические карты...