Уроки ФГОС по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Буквы и-ы после ц- (5 кл.)
Тип урока: ОНЗ.
Цели:
-формирование:
а) представления о правильном написании букв Ы-И после Ц
б) способности к написанию после ц :
1.буквы и после ц в корнях слов и в словах на –ция;
2.буквы ы-и в окончаниях и суффиксах и в корнях слов-исключений;
- развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Раздаточный материал: диагностическая карта,
необходимое оборудование: учебник.
Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания ы-и после ц; эталоны для самопроверки.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.
-Посмотрите друг на друга,
Улыбнитесь на досуге,
И, пожав друг другу руки,
«Здравствуй»,- скажем мы без скуки.
- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфемика)
- Как называются части слова? (Морфемы).
- Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
-Посмотрите на слайд (Слайд №1). Что необычного вы видите? (Нет приставок)
корень
суффикс окончание
- Как вы думаете, почему эта морфема осталась в стороне? (Может, она нам не пригодится… Может, новая орфограмма не коснется приставок).
- Я очень рада, что вы готовы получать новые знания. Действительно, вы правы, сегодня на уроке мы не будем говорить о правописании приставок. О правописании каких морфем мы будем говорить, вы мне подскажете после выполнения задания.
1.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Задание 1.(Слайд 2)
Ш…рох, ч..рный, ш..пот, крыж..вник, ц..пленок, ш..колад,ш..лк, лекц..я, ц..рк, ж..лтый, ш..в, улиц.. , сестриц..н.
- Выпишите слова в два столбика (дети должны самостоятельно определить, по каким правилам слова распределяются в два столбика)
- В словах второго столбика обозначьте морфемы, подчеркните букву, которой нет в словах первого столбика (ц).
- Ребята, может кто-то из вас догадается, о какой теме идет речь. (Написание гласных после Ц)
111. Выявление места и причины затруднения.
- Как называются орфограмма? (Правописание букв и-ы после ц).
-Какова же проблема? (Когда пишется буква и, а когда-ы.)
1V. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину выбора буквы: когда пишется и, а когда -ы).
- Как сформулируем тему нашего урока? (Правописание букв и-ы после ц).
- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).
V. Реализация построения проекта.
- Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Цинк На цыпочках
Цилиндр Цыкнуть
Цитата Цыган
Лекция Синицын
Акация Курицы
- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется И, в правом –Ы).
-А в какой морфеме находится данная орфограмма? (В корне, в окончании и в суффиксе)
- От чего же зависит написание И,Ы? Можно сделать вывод? (Это зависит от морфемы: в корне пишутся И, Ы, в суффиксе и в окончании-Ы).
-Ребята, по правилам грамматики в именах существительных после ц пишется и:
1. В словах на –ция
2.-в корнях слов.
Случаи написания ы после ц:
- в окончаниях слов
- в суффиксе –ын
-А почему же слово цыпленок пишется через ы? прочитаем в учебнике (стр. 39)
Организует и сопровождает совместную учебную деятельность
Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, это правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм.
Правописание Ы-И после Ц
Слышится ( цы)
Слово на -ция корень суффикс окончание
пишем И пишем И пишем Ы пишем Ы
Слова-исключения
Пишем Ы
Цыган на цыпочках
цыкнул цыпленку: «Цыц!»
V1. Первичное закрепление во внешней речи.
(1) Работа в парах с проговаривание во внешней речи правильное правописание букв и –ы после Ц.
- Как вы думаете, чем нам необходимо заняться сейчас?
(Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Соглашусь с вами: повторенье –мать ученья. Выполним упражнение № 462 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
1вариант. Цинга (в корне пишется И, не является словом - исключением).
2 вариант. У гостиницы ( в окончании пишем Ы).
- Продолжаем самостоятельно.
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
-Ребята, вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как мы можем это проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
- Задание для всех: вставить пропущенные буквы и -ы и обозначить условия выбора изученной на уроке орфограммы в первых пяти словосочетаниях из упр. №463. Кто закончит раньше, составят простые и сложные предложения с этими словосочетаниями продолжит эту же работу с остальными предложениями (с. 6-10)
Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон:
Ы И на ЦИЯ
ИСКЛ: ЦЫПЛЕНОК, ЦЫГАН, ЦЫКНУТЬ, НА ЦЫПОЧКАХ
1. На уроке природоведения пятиклассники изучали «Акации как вид кустарниковых» .2. По тексту учебника «Природоведение 5 класс» можно написать интересное изложение (4-5 предложений) с использованием слов на правило «Буквы И-Ы после Ц».
Взаимопроверка
- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок
V111. Включение в систему знаний и повторение.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить, какая буква Ы или И пишется после буквы Ц).
- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).
- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).
- Тогда работаем над следующим заданием:
Игра «Лови ошибку»
Профессору Синицину!
Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.
(взаимопроверка, проверка по эталону)
Тест по теме
1.Подчеркните ряд, в котором в каждом слове пишется И
А) ц..рковой, ц..ферблат, ц..кады
Б) ц..тата, дисц..плина, ц..кнуть
2.Укажите слово, в котором допущена ошибка
А) конституция Б)на ципочках в) нумерация г) циклон
3) Напишите слово
А) Призыв на военную службу ____
Б) Номер, с которым выступают в цирке ____
В) лекарство для прививок______
Г) Основной закон государства _____
Слова для справок: конституция, цирковой, мобилизация, вакцина
1Х. Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
-Когда мы нуждаемся в правописании буквы И после Ц?
-Когда будем утверждать, что после Ц пишется Ы?
-Какие затруднения мы испытали? (Слова- исключения нужно знать наизусть?
-Как мы преодолеем трудности? (Выучим орфограмму наизусть)
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?
Научился проверять гласные И-Ы после Ц, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!
Научился проверять гласные И-Ы после Ц, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! !
Научился проверять гласные И-Ы после Ц - и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился применять орфограмму №15 стр.39, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 464 из параграфа 87.
2. Кто научился определять правописание и-ы после ц в любой части слова, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с «и» и корни слов - исключений, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 465.
3. Кто научился применять орфограмму 15 и может объяснить тему товарищу, скажи себе: «Молодец!» и придумай 5-6 предложений по теме « В цирке».
4. Задания для умников и умниц!
По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово цитата. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 цитат из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.
-Оцените учебную деятельность класса.
-Спасибо,
Группа учителей:
1.Гисматуллина Г.М. –МБОУ «Лицей-интернат «Школа для одаренных детей» г. Буинска РТ»
2.Юсупова А.Р. - МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов « г .Буинска РТ
3. Рыбакова Н.Н. – МБОУ «СОШ им. академика Р.З. Сагдеева» г. Буинска РТ
4. Зиннатуллина М.М. – МБОУ «Гимназия им. М.М. Вахитова» г. Буинска РТ
5. Сунгатуллина А.Ф. - МБОУ «Гимназия им. М.М. Вахитова» г. Буинска РТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку УМК Рыбченковой (5 класс) "Морфемика, Словообразование, Орфография"
Технологическая карта урока ФГОС по русскому языку на тему "Морфемика, Словообразование. Орфография". К УМК Рыбченковой 5 класс. Тип урока: повторение и закрепление нового материал...
Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 классе
Рабочая программа по русскому языку ФГОС по русскому языку в 5 класссе по учебнику Ладыженской...