Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Правописание корней с чередованием гласных о-а. Повторение.»
Цель: закрепить правила написания чередующихся гласных о-а в корне слова.
Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий; воспитывать чувство патриотизма на примере миниатюр о родном городе, чуткое отношение к родному слову.
Оборудование: раздаточный материал ,изображение древа познания, проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационно-психологический момент. (5 мин.)
Звенит звонок веселый
Зовет нас на урок.
Такой порядок в школе
Не забывай, дружок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись
Тихо сели за свой стол
Начинаем разговор.
- Добрый день, ребята. Меня зовут Нурлися Фирдусовна, и этот урок мы проведем вместе.
II. Вступление в урок. Интрига.
Взгляните на этот красивый цветок. Все знают, из каких частей он состоит: цветы, листья, стебель и корень.
- Без какой из этих частей цветок и никакое другое растение на земле существовать не могут? (Без корня).
- Так и человек без «корней», то есть семьи, родовой памяти, не выживет в мире, будучи совершенно одиноким.
Слова как люди. В словах также главной частью является именно корень.
-Почему?
( Он содержит в себе главное, что есть в слове, – его лексическое значение, а также может рассказать историю слова, историю его «семьи» и многое другое).
- На доске записаны слова:
Излагать, коснуться, коса, росток.
- Прочитайте их, выделите корни, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.
- Попытайтесь сформулировать тему урока. (Запишем число, тему урока в тетрадь)
- А какова цель урока?
- А что мы должны уметь в конце урока?
III. Работа по теме. Обобщение и повторение материала.
1. Работа с обобщающей таблицей. (4 мин.)
- Вначале нам необходимо обобщить теоретический материал.
Перед вами подсказка, своеобразный алгоритм.
– Скажите, от каких условий зависит выбор О-А в корнях с чередованием?
Работаем по рядам: 1 ряд – Касатики: сформулируйте правило, когда гласная зависит от суффикса после корня, приведите примеры.
2 ряд - Росточки: сформулируйте правило, когда гласная зависит от согласной в корне, приведите примеры.
3 ряд – Зореньки: сформулируйте правило, когда гласная зависит от ударения, приведите примеры.
1 ряд Касатики | 2 ряд Росточки | 3 ряд Зореньки |
1) -лага-, -лож- (прилагательное, положить) Искл. полог 2) -каса-, -кос- (касательная, коснуться) | 1) –раст-, -ращ-, -рос- (растение, выросли, выращенный) Искл. росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, выросток, отрасль | 1) –гар-, -гор- (загар, гореть) Искл. выгарки, изгарь, пригарь 2) –клан-, -клон- (наклониться) Без ударения - О 4) -зор-, -зар- (зори, заря) Искл. зоревать Без ударения - А |
- Молодцы. Я убедилась, что вы знаете правила чередования О-А в корне слова.
2. Продолжаем работу со схемой. Отгадайте слово с чередующейся гласной в корне по его толкованию, запишите в одну из 3-х колонок таблицы, объясните орфограмму. (2 мин.)
- Часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное)
- Маленький отросток (росток)
- Птичка, поющая на зорьке (зарянка)
3. Индивидуальные задания у доски. (На карточках)
4. Игра. Кто больше?
Касатики придумают и запишут слова с корнями рос-раст-ращ
Росточки – с корнями гор-гар
Зарянки – кос-кас
(Дается 1 мин.) На проверку ( 1 мин.)
!!! Проверка индивидуальных заданий. ( 1 мин.)
1). Составь слово.
Предутренний- взять приставку;
Поговорить- взять приставку;
Слагаемое- взять корень;
Решать- взять первый суффикс;
Писал- формообразующий суффикс;
Говорила- окончание.
Предполагала.
-Выдели морфемы в образованном слове.
2). Закрепление правописания.
Проверь правописание слов, графически выделив орфограмму.
Прилагательное Гарение Прикасновение Сложение Подростать Возлажить
5. Выборочный диктант с последующей взаимопроверкой. (8 мин.)
- Мы поработали со словами, в которых есть орфограмма чередующиеся гласные в корне слова, теперь перейдем к тексту.
Перед вами панорама нашего любимого города, это наша родина, наши исторические корни.
Я читаю текст, вы внимательно его слушаете и выписываете только слова с чередующими гласными в корне слова. (Звучит красивая музыка)
Над Нижним разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко блистая, прикоснулись к золотым куполам церкви. Белый туман еще клубился в зарослях кустарника, когда подрастающие тополя поклонились солнцу. Красные башни Кремля, торжественно расположившиеся на откосе великой реки, загорелись теплым светом. Город, озаренный солнцем, представлял собой удивительное сочетание красок.
- О чем этот текст? (О красоте Нижнего Новгорода)
6. (5 мин.) Лингвистический эксперимент.
-Перед вами текст с пропущенными словами, восстановите его, вставив подходящие по смыслу слова с чередующимися О-А в корне слов и пропущенные знаки препинания. (Можно пользоваться словами для справок)
Выразительно его прочитайте.
Наслаждаешься просторами земли Нижегородской и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству.
Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.
( Ученик читает свой вариант, объясняя пунктуацию при однородных членах предложения, ответ оценивается)
Наслаждаешься просторами земли Нижегородской и преклоняешься перед величием и красотой родного края. Душа озаряется добром, теплом, светом. В сердце загорается искра нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству.
- Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (Патриотизм)
(На экране словарная статья из словаря С.И. Ожегова)
- А как называют человека, который любит Родину искренней любовью?
7. Творческая работа. (5 мин.)
Составьте отдельные предложения или связный текст (3-5 предложений) по фотографии, включая слова с чередующимися гласными о-а в корне.
IV. Домашнее задание ( 1 мин.)
На выбор:
1. Написать миниатюру «Моя малая родина», включая слова с изученными корнями, или придумать отдельные предложения по данной теме.
2. Придумать рифмовки по данной орфограмме.
V. Итог урока. Рефлексия.(2 мин.)
- Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали?
- Чему научились?
- Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке сами, приклеивая на древо познания нужного цвета кружок.
-Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам, в том числе и к школьникам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.
Если научиться быть верным самому себе, быть совестливым, быть верным своим корням, то станешь настоящим человеком.
Ведь
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожжённою солнце достать
И подарить его людям.
- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.
- Спасибо вам сегодня за работу на уроке. Урок окончен.
Познание безгранично и прекрасно, как небо, и мысль человека должна парить в нем легко и
свободно...
(?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах"
Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах" разработан с использованием приемов технологии критического мышления.Может быть проведен в классах...
Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса...
Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.
Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....
Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
Урок по сказкам А.С.Пушкина...
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...
Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).
Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....