Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Голикова Елена Станиславовна

Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_po_skazkam_a.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

«Что за прелесть эти сказки…»

1. Вступительное слово учителя.

2. Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка из сказочной поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый…»

3. Форма урока – игра по командам. Объяснение правил игры. Деление на команды.

4. Задание № 1 «Узнай сказку по зачину» (2 балла)

Участвуют по 1 представителю от команды.

А) Жил старик со своею старухой…

Б) Жил-был поп…

В) Негде, в тридевятом царстве,

     В тридесятом государстве,

     Жил-был славный царь..

5. Задание № 2 «Узнай героя»(2 балла)

Участвуют по 1 представителю от команды.

А) Днем свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает,

    Месяц под косой блестит,

    А во лбу звезда горит.

    А сама-то величава,

    Выплывает, будто пава.

    А как речь-то говорит,

    Словно реченька журчит.

Б) Спит себе на соломе,

     Ест за четверых,

     Работает за семерых,

     Досветла все у него пляшет,

     Лошадь запряжет, полосу вспашет,

     Печь затопит, все заготовит, закупит…

В) В дорогой собольей душегрейке,

     Парчевая на маковке кичка,

     Жемчуги огрузили шею,

     На руках золотые перстни,

     На ногах красные сапожки.

6. Задание № 3  «Вопросы по сказкам для внимательных читателей» (по 2 балла за вопрос)

Участвуют по 2 представителя от команды.

А) Какое письмо содержало такие слова: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а неведому  зверюшку».

Б) Назвать первую строку песни белочки из «Сказки о царе Салтане…»

В) В кого три раза обращала царевна-лебедь князя Гвидона?

Г) Каких волшебных птиц вы знаете из сказок Пушкина?

Д) Какая сказка Пушкина имеет такую концовку: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок»?

Е) В каких сказках Пушкина появляется море?

Примечание: Если представители команд затрудняются с ответом, то им помогает команда. Снижается один балл.

7. Задание № 4 «Собери героев» (по 1 баллу за каждого героя, всего 4 балла)

Участвует вся команда.

Команда получает конверт с 8 карточками, на которых написаны герои сказок. Надо найти 4 карточки с героями из одной сказки Пушкина. Назвать сказку.

1 конверт: чернавка, комар, белка, леший, работник, заяц, кобыла, бесенок.

2 конверт:  шамаханская царица, волк, русалка, Солнце, Елисей, звездочет, Дадон, петушок.

3 конверт: пес, дядька Черномор, царевна-лебедь, кот, старуха, рыбка, старик, бояре да дворяне.

8. Задание № 5 «Кроссворд» (за правильное выполнение 5 баллов,  команда, первая выполнившая задание,  получает 2 дополнительных балла, вторая – 1)

Вопросы к кроссворду:

1) Что у царевны Лебеди блестело под косой: колье, месяц, рубин?

2) Что у царевны Лебеди горело во лбу: жемчуг, звезда, сапфир?

3) Предмет, который царь Салтан держал на палубе: венец, кубок, труба?

4) Обитель тридцати трех богатырей: пруд, море, река?

5) Предмет, в котором плыли по морю царица и Гвидон: бочка, ведро, лодка?

6) Враг царевны Лебеди: гадюка, коршун, ястреб?

7) Что пили гости на веселом пире: грог, квас, пиво?

Выделенное слово: предмет торговли корабельщиков?

8. Подведение итогов. Выставление отметок победившей команде.

Ответы:

Задание № 1.

А)«Сказка о золотой рыбке» Б) «Сказка о попе и работнике его Балде» В)  «Сказка о золотом петушке».

Задание № 2.

А) Царевна-Лебедь Б) Балда В) старуха.

Задание № 3.

А) Письмо, которое подменили гонцу в «Сказке о царе Салтане…».

Б) Во саду ли, в огороде…

В) Комар, муха, шмель.

Г) Лебедь, коршун, петушок.

Д) «Сказка о золотом петушке».

Е) «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде».

Задание № 4.

1 конверт: работник, заяц, кобыла, бесенок («Сказка о попе…»).

2 конверт:  шамаханская царица, звездочет, Дадон, петушок («Сказка о золотом петушке»).

3 конверт: старуха, рыбка, старик, бояре да дворяне («Сказка о золотой рыбке»).

Задание № 5.

1. Месяц 2. Звезда 3. Труба 4. Море 5. Бочка 6. Коршун 7. Пиво

Выделенное слово: серебро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах"

Урок внеклассного чтения  по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах" разработан с использованием  приемов  технологии критического мышления.Может быть проведен  в  классах...

Опыт использования технологии "Перевёрнутый класс" (flipped-classroom) в проведении урока литературы . Урок внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель", 8 класс.

Автор делится практическим опытом использования технологии "Перевёрнутого класса" или "Перевёрнутого обучения" (flipped-classroom) при изучении повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" в 8 классе....

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик

1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...

Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).

Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....