Стратегия вопросов на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных учебных действий.
статья по русскому языку на тему
Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpigar_e.n.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия вопросов на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных учебных действий.
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
Алисон Кинг
Развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным. Вопрос способствует тому, чтобы определить, сформулировать проблему. А с этим мы встречаемся при подготовке к сочинению в рамках ЕГЭ.
Стратегия “Вопросительные слова”.
Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.
Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
Пример.
К уроку систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол»
Вопросительные слова | Основные понятия темы |
Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? | Глагол Спряжение Личное окончание Предложение Инфинитив Морфологические признаки Прошедшее время глагола Формообразующие суффиксы глагола |
Приём «Хочу спросить»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.
Формирует:
- умение задавать вопросы;
- умение выражать свое эмоциональное отношение к ответу.
Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»
Пример.
«Хочу спросить. В каких случаях в личных окончаниях глаголов пишется буква –е, а в каких- и ?» После ответа. «Я удовлетворен, так как понял, что для правильного выбора гласной нужно знать, к какому спряжению относится глагол».
Приём "Толстый и тонкий вопрос
Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
- умение формулировать вопросы;
- умение соотносить понятия.
«Тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
«Толстый» вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Пример.
По теме урока " Творчество А.С. Пушкина " можно предложить детям задать «толстый» и «тонкий». вопрос.
Тонкий вопрос. Где находился Царскосельский Лицей?
Толстый вопрос. Какую роль в жизни А.С. Пушкина сыграла Арина Родионовна?
Приём "Ромашка" Блума
Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Пример.
- Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
- Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза.
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
- Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
Вот пример использования ромашки Блума на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский»:
- С кем из героев мы знакомимся в 1 главе произведения? Что мы узнаѐм об их жизни?
- Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?
- Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?
- Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским.
- Как характеризует Дубровского случай на псарне?
- Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"
Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....
«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»
Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции
Статья раскрывает приемы формирования коммуникативной компетенции, как одной из приоритетных, ведь язык -это средство общения, социализации и адаптации обучающихся в современном мире....
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...
«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...
Педагогический проект«Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».
Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...