Стратегия вопросов на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных учебных действий.
статья по русскому языку на тему

Шпигарь Елена Николаевна

Из опыта работы по использованию технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shpigar_e.n.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегия вопросов на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных учебных действий.

       Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Алисон Кинг

Развитие умения задавать вопросы представляется крайне актуальным. Вопрос способствует тому, чтобы определить,  сформулировать проблему. А с этим мы встречаемся при подготовке к сочинению в рамках ЕГЭ.

Стратегия “Вопросительные слова”.

Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример.

К уроку систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол»

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение?

Глагол

Спряжение

Личное окончание

Предложение

Инфинитив

Морфологические признаки

Прошедшее время глагола

Формообразующие суффиксы глагола

Приём  «Хочу спросить»

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.

Формирует:

  • умение задавать вопросы;
  • умение выражать свое эмоциональное отношение к ответу.

Ученик задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»

Пример.

«Хочу спросить. В каких случаях в личных окончаниях глаголов пишется буква –е, а в каких- и ?» После ответа. «Я удовлетворен, так как понял, что для правильного выбора гласной нужно знать, к какому спряжению относится глагол».

Приём "Толстый и тонкий вопрос

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

«Тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

«Толстый» вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример.

По теме урока " Творчество А.С. Пушкина " можно предложить детям задать «толстый» и «тонкий». вопрос.

Тонкий вопрос. Где находился Царскосельский Лицей?

Толстый вопрос. Какую роль в жизни А.С. Пушкина сыграла Арина Родионовна?

Приём  "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.


Пример.

  • Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
  • Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза.
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
  • Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

Вот пример использования ромашки Блума на уроке литературы в 6 классе при изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский»:

  1. С кем из героев мы знакомимся в 1 главе произведения? Что мы узнаѐм об их жизни?
  2. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давало ему власть?
  3.  Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?
  4.  Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским.
  5.  Как характеризует Дубровского случай на псарне?
  6. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции

Статья раскрывает приемы формирования коммуникативной компетенции, как одной из приоритетных, ведь язык -это средство общения, социализации и адаптации обучающихся в современном мире....

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...