Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции
статья

Татаренкова Наталья Викторовна

Статья раскрывает приемы формирования коммуникативной компетенции, как одной из приоритетных, ведь язык -это средство общения, социализации и адаптации обучающихся в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_doklada.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Татаренкова Наталья Викторовна  (natatarenkova@list.ru)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Быковская средняя общеобразовательная школа Кошкинского района Самарской области

Аннотация

  В объяснительной записке к программам по русскому языку сказано, что целью обучения предмету является формирование у учащихся следующих компетенций: языковой (правописной), лингвистической (предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры; обеспечивает развитие логического мышления, памяти, самоанализа) и коммуникативной, которая формируется на базе первых двух.

     Модернизация содержания образования в современной школе приводит к тому, что «по русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции».

     В наше время востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Для этого требуется овладение коммуникативной компетентностью, потому что многие задачи решаются только в процессе общения.

    Я обратилась к приёмам формирования коммуникативной компетенции, т.к. она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.

      Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Каждый учитель – словесник, как и я, сталкивается со многими проблемами:

  • учащимся сложно выбрать основную мысль из прочитанного текста;
  • немногие могут выделить и сформулировать позицию автора в тексте и затронутые проблемы;
  • у некоторых учеников прослеживается примитивность в высказываниях при составлении текста-рассуждения;
  • беден лексический запас учащихся;
  • не сформировано умение оперировать лексикой предмета (при написании сочинения - рассуждения на лингвистическую тему);
  • неумение грамотно оформить монологический ответ и другие.

     Всё это подтолкнуло меня к поиску таких форм обучения, которые позволяют учащимся овладеть основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения, опыта ведения анализа текста, навыка построения диалога, приобщения к творческой деятельности.

      Как одно из направлений деятельности по формированию коммуникативной компетентности я выбрала работу с текстом, поскольку это способствует обогащению лексического и культурного багажа, развивает творческие способности, совершенствует нравственно. Только системная, целенаправленная и осознанная работа с текстом на каждом уроке в основной и старшей школе позволит сформировать у учащихся коммуникативную компетентность.

Работа с текстом позволяет решать такие речевые задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать образное мышление, создать условия для творчества;
  • учить общению, формировать коммуникативную личность.

 Все эти задачи нельзя решить за один урок, за одну четверть, даже за один год. Это постепенный и трудный путь, который нужно проходить от простого к сложному.

Способы формирования коммуникативной компетентности

   На уроках русского языка и литературы в основной и старшей школе учу детей работать с текстом: понять авторский замысел, увидеть красоту, образность, своеобразие речи писателя, научиться использовать в своей речи знания, полученные при изучении различных разделов лингвистики. Необходимо показать детям, что кропотливое изучение законов русского языка поможет им лучше понимать не только язык писателя, но и общаться с окружающими. Понимание достигается в результате применения читателем следующих приемов, перечень которых и составил мою программу обучения осмысленному чтению в школе:

  • постановка читателем вопросов к тексту: до чтения, в момент чтения и после него (различные по содержанию виды анализа текста);
  • составление плана;
  • построение «линии смыслового развертывания текста»;
  • составление синквейна по тексту;
  • передача содержания текста в форме опорного конспекта;
  • подробный пересказ текста;
  • компрессия текста (сжатый пересказ, конспектирование);
  • аналитическое связное (письменное или устное) высказывание читателя о тексте.

      Эффективны индивидуальные задания, учитывающие уровень читательской грамотности. Так, при изучении повести И.С. Тургенева «Ася» в 8 классе для «сильных» учащихся целесообразно дать индивидуальное задание проблемного характера: «Почему отношения Аси и Н.Н. обречены на трагический финал?» Для «слабых» же необходимо задание, для выполнения которого будет нужен текст, например: «Отметьте в повести внутренние монологи Н.Н., прочитайте их и подумайте, честен ли Н.Н. перед самим собой?»

      В старших классах при изучении обзорных тем возможна   лекционно-семинарская форма обучения, когда после часовой (или двухчасовой) лекции учителя проводится семинар, на котором  рассматриваются произведения или творчество авторов, только упомянутых учителем в лекции и прочитанных школьниками самостоятельно.

Система творческих заданий

        

Средства обучения и контроля

     Для достижения поставленных задач не менее важен выбор средств обучения. В условиях современной школы, где есть выход в Интернет, использую его ресурсы. В подготовке к уроку часто применяю учебные компакт-диски, полученные в рамках реализации приоритетного национального  проекта  «Образование».  В настоящее  время  школьный курс литературы обеспечивают и различного рода электронные издания, например, электронные   копии   первоисточников, фонохрестоматии.  Эта   группа  электронных   изданий мультимедиа  CD-ROM  решает  задачу  расширения учебного пространства в курсе литературы. Учащиеся имеют возможность пользоваться электронной библиотекой  (на компакт – дисках и в компьютере), в качестве  индивидуальных заданий готовят компьютерные презентации в формате Мicrosoft Power Point.

Интеграция урочной и внеклассной деятельности

     Традиционным в нашей школе стало проведение литературных праздников, посвященных  писателям – юбилярам,  деятелям  отечественной  литературы. Тематические недели, включающие проведение открытых уроков чтения, читательские   конференции, выставки рисунков – иллюстраций к    художественным    произведениям,   конкурсы   сочинений, литературные экскурсии, в том числе и виртуальные по сети Интернет, литературные викторины и игры по произведениям любимых писателей, повышают учебную и читательскую мотивацию школьников.

    Особое место в системе литературного образования занимает участие учеников в конкурсах районного и окружного уровней.           

     О результативности работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся за последние несколько лет свидетельствует следующее:

  • 2007 год – два медалиста: Зайцева Д. имеет по результатам ЕГЭ 88 баллов.

Участие учащихся в конкурсах

Название конкурса

Уровень

ФИ ученика

Дата

Результат

В гостях у сказки

Районный

Коллектив

7-10 кл.

28.01.2009 г.

Первое место

VI областной конкурс творческих работ

«Война глазами детей»

Областной

Татаренкова А.

Сергеев М.

Апрель

2009 г.

Первое место

Второе место

/СЗУ/

Окружной конкурс творческих работ на тему

«Материнская любовь»

Окружной

Митрюков А.

30.11.2009 г.

Второе место

Окружной конкурс творческих работ «Наркотики –

путь в никуда»

Окружной

Павлов Д.

Тямусева Е.

Татаренкова А.

14.01.2010 г.

Лауреаты

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» номинация

«Я знаю русский язык»

Всероссийский

Татаренкова А.

03.03.2010 г.

Лауреат

Окружной конкурс журналистских работ, посвященный

 65-летию Победы в Великой Отечественной войне

Окружной

Свергун Д.

01.05.2010 г.

Второе место

Литература

  1. Ерёменко М.И. «Развитие ключевых компетенций старшеклассников» / М., «Глобус», Волгоград. «Панорама», 2008 г.
  2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании./ Управление современной школой. Завуч. № 1, 2008 г.
  3. Печенева Т. А. «Коммуникативная стратегия обучения русскому языку». «Педагогика» № 4, 2003.
  4. Попова Е. А. «Художественный текст в процессе литературной коммуникации». «Русский язык в школе» № 1.2001.
  5. Мурина Л.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции школьников // Русский язык и литература. - 2001. - № 1. - С. 10 -14.
  6. Комплексный  проект модернизации системы образования в Самарской области на 2007 – 2009 уч. годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся...

«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»

Отчёт по теме самообразования   учителя русского языка и литературы высшей категории на РМО  ...