Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции
статья
Статья раскрывает приемы формирования коммуникативной компетенции, как одной из приоритетных, ведь язык -это средство общения, социализации и адаптации обучающихся в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_doklada.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Татаренкова Наталья Викторовна (natatarenkova@list.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение Быковская средняя общеобразовательная школа Кошкинского района Самарской области
Аннотация
В объяснительной записке к программам по русскому языку сказано, что целью обучения предмету является формирование у учащихся следующих компетенций: языковой (правописной), лингвистической (предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры; обеспечивает развитие логического мышления, памяти, самоанализа) и коммуникативной, которая формируется на базе первых двух.
Модернизация содержания образования в современной школе приводит к тому, что «по русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетенции».
В наше время востребована личность, обладающая креативностью, умеющая творчески решать задачи, с которыми сталкивается в жизни. Для этого требуется овладение коммуникативной компетентностью, потому что многие задачи решаются только в процессе общения.
Я обратилась к приёмам формирования коммуникативной компетенции, т.к. она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.
Как в век повсеместной компьютеризации помочь новому поколению освоить законы языка и особенно языка художественного? Каждый учитель – словесник, как и я, сталкивается со многими проблемами:
- учащимся сложно выбрать основную мысль из прочитанного текста;
- немногие могут выделить и сформулировать позицию автора в тексте и затронутые проблемы;
- у некоторых учеников прослеживается примитивность в высказываниях при составлении текста-рассуждения;
- беден лексический запас учащихся;
- не сформировано умение оперировать лексикой предмета (при написании сочинения - рассуждения на лингвистическую тему);
- неумение грамотно оформить монологический ответ и другие.
Всё это подтолкнуло меня к поиску таких форм обучения, которые позволяют учащимся овладеть основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения, опыта ведения анализа текста, навыка построения диалога, приобщения к творческой деятельности.
Как одно из направлений деятельности по формированию коммуникативной компетентности я выбрала работу с текстом, поскольку это способствует обогащению лексического и культурного багажа, развивает творческие способности, совершенствует нравственно. Только системная, целенаправленная и осознанная работа с текстом на каждом уроке в основной и старшей школе позволит сформировать у учащихся коммуникативную компетентность.
Работа с текстом позволяет решать такие речевые задачи:
- учить видеть, слышать и чувствовать текст;
- пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;
- формировать эстетический вкус;
- развивать образное мышление, создать условия для творчества;
- учить общению, формировать коммуникативную личность.
Все эти задачи нельзя решить за один урок, за одну четверть, даже за один год. Это постепенный и трудный путь, который нужно проходить от простого к сложному.
Способы формирования коммуникативной компетентности
На уроках русского языка и литературы в основной и старшей школе учу детей работать с текстом: понять авторский замысел, увидеть красоту, образность, своеобразие речи писателя, научиться использовать в своей речи знания, полученные при изучении различных разделов лингвистики. Необходимо показать детям, что кропотливое изучение законов русского языка поможет им лучше понимать не только язык писателя, но и общаться с окружающими. Понимание достигается в результате применения читателем следующих приемов, перечень которых и составил мою программу обучения осмысленному чтению в школе:
- постановка читателем вопросов к тексту: до чтения, в момент чтения и после него (различные по содержанию виды анализа текста);
- составление плана;
- построение «линии смыслового развертывания текста»;
- составление синквейна по тексту;
- передача содержания текста в форме опорного конспекта;
- подробный пересказ текста;
- компрессия текста (сжатый пересказ, конспектирование);
- аналитическое связное (письменное или устное) высказывание читателя о тексте.
Эффективны индивидуальные задания, учитывающие уровень читательской грамотности. Так, при изучении повести И.С. Тургенева «Ася» в 8 классе для «сильных» учащихся целесообразно дать индивидуальное задание проблемного характера: «Почему отношения Аси и Н.Н. обречены на трагический финал?» Для «слабых» же необходимо задание, для выполнения которого будет нужен текст, например: «Отметьте в повести внутренние монологи Н.Н., прочитайте их и подумайте, честен ли Н.Н. перед самим собой?»
В старших классах при изучении обзорных тем возможна лекционно-семинарская форма обучения, когда после часовой (или двухчасовой) лекции учителя проводится семинар, на котором рассматриваются произведения или творчество авторов, только упомянутых учителем в лекции и прочитанных школьниками самостоятельно.
Система творческих заданий
Средства обучения и контроля
Для достижения поставленных задач не менее важен выбор средств обучения. В условиях современной школы, где есть выход в Интернет, использую его ресурсы. В подготовке к уроку часто применяю учебные компакт-диски, полученные в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В настоящее время школьный курс литературы обеспечивают и различного рода электронные издания, например, электронные копии первоисточников, фонохрестоматии. Эта группа электронных изданий мультимедиа CD-ROM решает задачу расширения учебного пространства в курсе литературы. Учащиеся имеют возможность пользоваться электронной библиотекой (на компакт – дисках и в компьютере), в качестве индивидуальных заданий готовят компьютерные презентации в формате Мicrosoft Power Point.
Интеграция урочной и внеклассной деятельности
Традиционным в нашей школе стало проведение литературных праздников, посвященных писателям – юбилярам, деятелям отечественной литературы. Тематические недели, включающие проведение открытых уроков чтения, читательские конференции, выставки рисунков – иллюстраций к художественным произведениям, конкурсы сочинений, литературные экскурсии, в том числе и виртуальные по сети Интернет, литературные викторины и игры по произведениям любимых писателей, повышают учебную и читательскую мотивацию школьников.
Особое место в системе литературного образования занимает участие учеников в конкурсах районного и окружного уровней.
О результативности работы по формированию коммуникативной компетентности учащихся за последние несколько лет свидетельствует следующее:
- 2007 год – два медалиста: Зайцева Д. имеет по результатам ЕГЭ 88 баллов.
Участие учащихся в конкурсах
Название конкурса | Уровень | ФИ ученика | Дата | Результат |
В гостях у сказки | Районный | Коллектив 7-10 кл. | 28.01.2009 г. | Первое место |
VI областной конкурс творческих работ «Война глазами детей» | Областной | Татаренкова А. Сергеев М. | Апрель 2009 г. | Первое место Второе место /СЗУ/ |
Окружной конкурс творческих работ на тему «Материнская любовь» | Окружной | Митрюков А. | 30.11.2009 г. | Второе место |
Окружной конкурс творческих работ «Наркотики – путь в никуда» | Окружной | Павлов Д. Тямусева Е. Татаренкова А. | 14.01.2010 г. | Лауреаты |
Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» номинация «Я знаю русский язык» | Всероссийский | Татаренкова А. | 03.03.2010 г. | Лауреат |
Окружной конкурс журналистских работ, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне | Окружной | Свергун Д. | 01.05.2010 г. | Второе место |
Литература
- Ерёменко М.И. «Развитие ключевых компетенций старшеклассников» / М., «Глобус», Волгоград. «Панорама», 2008 г.
- Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании./ Управление современной школой. Завуч. № 1, 2008 г.
- Печенева Т. А. «Коммуникативная стратегия обучения русскому языку». «Педагогика» № 4, 2003.
- Попова Е. А. «Художественный текст в процессе литературной коммуникации». «Русский язык в школе» № 1.2001.
- Мурина Л.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции школьников // Русский язык и литература. - 2001. - № 1. - С. 10 -14.
- Комплексный проект модернизации системы образования в Самарской области на 2007 – 2009 уч. годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"
Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития компетенций учащихся.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта...
«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
laquo;Работа с текстом на уроках русского языка и литературы, как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»...
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся...
«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»
Отчёт по теме самообразования учителя русского языка и литературы высшей категории на РМО ...
Педагогический проект «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития коммуникативной компетенции»
Нет ничего могущественней слова&helli...