Памятка для учащихся при подготовке к выполнению задания А 7 ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) по теме
Материал содержит информацию, проиллюстрированную примерами, об основных видах грамматических ошибок. Красным цветом выделены "сигналы" грамматических ошибок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_zadanie_a_7.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ А 7 (5баллов)
Необходимо найти в 9 предложениях 5 типов грамматических ошибок.
Алгоритм
- Найти «сигнал» ошибки.
- Проверить правильность.
- Сделать вывод.
«Сигналы» различных типов грамматических ошибок
1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Предлоги
По (в значении «после») | с предложным падежом |
Благодаря | с дательным падежом «Кому?/Чему?» |
Согласно | |
Вопреки | |
Наперекор |
2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Все, те — местоимения множественного числа, значит, сказуемое во МН.Ч. (Все, кто опоздал, извинился. Соединяем: все извинился, кто опоздал).
- Большинство, меньшинство, ряд, часть, масса, уйма и т.п. (собирательное значение) – ед.ч., если нет управляемых (зависимых слов) или управляемое слово в Р.п. ед.ч. (большинство населения голосовало…)
- Количественно-именное сочетание (счетный оборот):
- Ед.ч. указывает на совместность действия, МН.Ч. – на раздельное совершение действия (Пять солдат ушло(и) в разведку);
- Числ. + обозначение мер веса, пространства - сказуемое в ЕД.Ч.; (…ушло 15 килограммов краски);
- Числ. + лет, месяцев, дней, часов и др. – сказуемое в ЕД.Ч.; (два года вычеркнуто);
- 2,3,4, двое, трое, четверо – сказуемое ставится в форме МН.Ч.;
- МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, НЕМАЛО, СКОЛЬКО, СТОЛЬКО - сказуемое в ЕД.Ч.;
- КТО (вопрос.мест.), НЕКТО, КТО-ТО, НИКТО и др. - сказуемое в ЕД.Ч.
3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
РОД «ВИД» - не склоняется видовое понятие.
«ВИД» - приложение склоняется
В романе «Обломов» представлены типы «лишнего человека» и «положительно-деятельного героя». В «Обломове» представлены типы «лишнего человека» и «положительно-деятельного героя».
4) Ошибка в построении предложения с однородными членами
- объединение двух глаголов одним общим дополнением. Объединять можно только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже. (Он обратился и получил помощь от ведьмака)
- Сочетание в качестве однородных членов разнородных морфологических и синтаксических категорий (н-р, сущ. и инф.: Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) улучшать качество продукции. ИЛИ: …принят в эксплуатацию ряд подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать).
- Расположение и состав частей двойного союза (Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки).
- Расположение частицы НЕ и союза А (Не опасна сама болезнь, а её последствия)
- Несовпадение формы обобщающего слова и однородных членов (Шум, крики, смех – всей этой гаммой звуков была наполнена площадь).
5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Подлежащее будет выполнять и ОСНОВНОЕ, и ДОБАВОЧНОЕ действия. (Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия).
6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- Причастный оборот зависит от определяемого слова. Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос.
(Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов).
- Разбивка причастного оборота. Нарушение позиции причастного оборота по отношению к главному слову.
7) Неправильное построение предложения с косвенной речью
В косвенной речи основные ошибки связаны с неправильным средством связи или неправильным употреблением местоимения.
(Ведьмак напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и потом вытащил тебя за шкирку из воды).
8) Ошибка в построении сложного предложения.
Обычно речь идёт о присоединении придаточных к главному:
- Разнотипность частей сложного предложения:
- В качестве однородных используются придаточное предложение и член простого предложения (В институт поступило много производственников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности).
- Как однородные включаются двусоставное и односоставное назывное предложения (Были выдвинуты два положения: 1) все большее значение приобретает борьба с коррупцией; 2) роль в этом деле правоохранительных органов)
- Различный порядок слов (прямой и инверсированный) в соподчиненных предложениях (К числу достижений следует отнести то, что в гимназии успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены).
- Неправильное употребление союзов и союзных слов.
- Плеоназм союзов / с.с., частицы БЫ, использование УК.мест. (Условия были обозначены, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта не удалось)
- Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным (Практика проходила в одном из цехов завода, который был недавно реконструирован).
9) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным.
Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?).
«Цири обучается искусству ведьмаков и уехала из Каэр Морхена». Тут и вид разный, и время разное.
Источники
- Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст] / Под ред. И.Б. Голуб. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 368 с.
- ЕГЭ: Задание 7. // Alfring [электронный ресурс] URL: http://alfring.ru/ege-russkij-yazyk/ege-zadanie-a5 (Дата обращения: 27.09.2016)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация теоретического материала для выполнения задания А3 ЕГЭ по русскому языку
Теория о морфологических нормах русского языка отдельными "горошинами" рассеяна по всему курсу русского языка 5-9 классов. В данной презентации я собрала и систематизировала данный материал. Он поможе...
Система подготовки к выполнению задания С (ЕГЭ по русскому языку)
Подготовка к выполнению задания С. (русский язык, 11 класс)...
Теория и памятки для подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку.
Данный материал содержит теорию и памятки для подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку. Думаю, он окажется полезным не только учителям, но и учащимся....
"Подготовка учащихся 9 класса к выполнению тестовой части ОГЭ по русскому языку"
В данной разработке вы найдете теоретический минимум и по три-четыре варианта работы, составленной в форме экзаменационных заданий, к каждому из вопросов тестовой части ОГЭ. Без теор...
Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...
Пособие для учителей и учащихся 10-11 классов для подготовки к сочинению (задание 27 ЕГЭ по русскому языку)
Данное пособие поможет учащимся подготовиться к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку. В нём содержится несколько разделов: критерии написания, план, клише, возможные варианты вступления и закл...
Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году
Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году: материал содержит полный список изобразительно-выразительных средств художественной речи: тропы...