Конспект урока "Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства"
план-конспект урока по экономике на тему
Методическая разработка урока по «Основам экономической теории» на тему «Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства» составлена в рамках проведения открытого урока.
Методическая разработка урока составлена в рамках требований Федерального государственного стандарта к качеству подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Методическая разработка урока экономики составлена с учетом современных образовательных технологий применяемых на данном уроке: объяснительно - иллюстративная, технология проблемного обучения, развивающего обучения, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационная технология. Применение современных образовательных технологий на уроках экономики позволяет студентам получить знания, необходимые для качественного усвоения экономики и смежных общеобразовательных и специальных дисциплин.
Методическая разработка рассмотрена на заседании ПЦК спец. дисциплин, и рекомендована к применению в колледже и распространению по зональной и региональной сети начального и среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_ponyatiya_svyazannye_s_bankovskoy_deyatelnostyu._monetarnaya_politika_gosudarstva.docx | 272.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГБОУ СПО «МОКИТЭУ» МО
Автор разработки:
Петрова Ольга Николаевна
– преподаватель общепрофессиональных дисциплин
ГБОУ СПО «МОКИТЭУ» МО
Тема: «Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства».
Методическая разработка урока по дисциплине: «Основы экономической теории»
Ликино-Дулево
2014г.
Методическая разработка урока теоретического обучения по дисциплине «Основы экономической теории».
Разработал: О.Н. Петрова, преподаватель экономических дисциплин ГБОУ СПО «МОКИТЭУ» МО/
Методическое сопровождение: Л.В. Лопаткина, методист колледжа, 2014г.
Методическая разработка урока по «Основам экономической теории» на тему «Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства» составлена в рамках проведения открытого урока.
Методическая разработка урока составлена в рамках требований Федерального государственного стандарта к качеству подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Методическая разработка урока экономики составлена с учетом современных образовательных технологий применяемых на данном уроке: объяснительно - иллюстративная, технология проблемного обучения, развивающего обучения, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационная технология. Применение современных образовательных технологий на уроках экономики позволяет студентам получить знания, необходимые для качественного усвоения экономики и смежных общеобразовательных и специальных дисциплин.
Методическая разработка рассмотрена на заседании ПЦК спец. дисциплин, и рекомендована к применению в колледже и распространению по зональной и региональной сети начального и среднего профессионального образования.
Составлена__________________20____г.
Расмотрена на заседании ПЦК
Протокол № ______ от _______20_____г.
Председатель ПЦК____________________
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УРОКЕ
Дисциплина Основы экономики
Дата: 26.04.2014г.
Группа: 413 «в» курс 3
Специальность: Банковское дело
Преподаватель: Петрова Ольга Николаевна
Тема урока: «Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства»
Цели урока:
Образовательная : - определить основные функции Центрального банка;
- выяснить функции коммерческих банков;
- рассказать о способах привлечения денег в банки;
- объяснить, что такое текущий счёт, срочный вклад;
- показать, что плата за кредит зависит от множества факторов (от суммы займа, срока, рисковости вложений и др.);
- рассмотреть, что такое банковские резервы, для чего они нужны, как они влияют на способность банков делать деньги;
- выяснить, что такое мультипликатор депозитного расширения, то есть каким образом банки могут увеличить количество денег в экономике.
Развивающая: - уметь анализировать информацию;
- уметь ранжировать информацию по степени значимости;
- обучать навыкам аргументации выводов;
- в игровых моментах обучать коммуникативным навыкам.
Воспитательная: - развивать навык аналитической работы;
- воспитывать ответственность за собственные решения;
- обучать способам получения экономической информации.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: обобщающий
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Форма обучения: групповая
Используемые средства обучения: компьютер и мультимедиапроектор для показа презентации
Раздаточный материал: материалы для каждого ученика (тесты) и текст задачи, таблички с терминами.
№ п/п | Функции занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
I | ХОД ЗАНЯТИЯ | ||
Организационный момент | Учитель приветствует учащихся и знакомит их с задачами и планом урока (слайд 1,2 и 4). | Слушают. Осмысливают | |
Актуализация знаний обучающихся | Повторение изученного материала | Устные ответы на вопросы, выполнение тестирования | |
Комбинированная форма организации учебной деятельности – изучение нового материала | Объяснение преподавателя с использованием презентации, подведение итогов | Слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателя | |
II | ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА | ||
Преподаватель задаёт вопросы и предлагает решить задачу | Отвечают на вопросы, знакомятся с условиями задачи, решают её. | ||
III | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА | ||
1 Оценка знаний обучающихся, комментирование. 2.Выдача задания на дом, ответы на вопросы студентов. | На экране презентации. |
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и знакомит их с задачами и планом урока (слайд 1, 2 и 4).
II. Повторение изученного материала.
Для повторения предлагается два варианта на выбор.
Первый вариант состоит из двух блоков.
1 блок: вопросы классу:
- что такое деньги?
- назовите функции денег;
- что такое денежная масса, какова её структура?
- какое количество денег нужно стране?
2 блок: работа с тестами (приложение 2).
Второй вариант – игра “Пасека” (описание игры в приложении 3), (слайд 3).
III. Изучение нового материала по плану (слайд 4).
1. Денежное сердце рынка.
2. Центральный банк и его функции.
3. Коммерческие банки и его функции.;
4. Трать сегодня – плати завтра.
5. Как банки создают деньги.
Эпиграф к уроку (слайд 5):
“С начала времён человечество сделало три великих открытия: огонь, колесо и центральная банковская система”.
Уилл Роджерс (1879-1935 гг.)
Вводное слово учителя. Банковскую систему сравнивают с кровеносной системой организма человека. Настолько она важна для экономики государства. Действительно, в современной экономике банкам принадлежит ключевая роль. Добиться этого они смогли благодаря тому, что научились ... создавать деньги !!! Нет, речь не идет о печатании бумажных денег и чеканке металлических монет. В этом как раз и нет ничего сложного. Мы поведем речь о том, что кажется людям незнакомым с экономикой, волшебством или мошенничеством. Разговор пойдет о том, как банкам удается законным образом, не печатая денег, увеличивать денежную массу и на этой основе регулировать всю экономическую жизнь.
1. Денежное сердце рынка. Банки являются финансовыми посредниками, поскольку, с одной стороны, они принимают вклады (депозиты), привлекая деньги вкладчиков, а с другой, предоставляют их под определенный процент различным экономическим агентам (фирмам, домохозяйствам и др.), т.е. выдают кредиты. Таким образом, банки – это посредники в кредите. Поэтому банковская система является частью кредитной системы (слайд 6).
До 1989 года существовала трехуровневая банковская система. Первый уровень – Госбанк СССР, второй – Специализированные банки (Промстройбанк, Агробанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк), третий – филиалы специализированных банков, около 6000 (слайд 7).
Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень – это Центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков (слайд 8).
2. Центральный банк и его функции (слайд 9). Центральный банк – это главный банк страны. Центральный банк выполняет следующие функции, являясь:
- эмиссионным центром страны (обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги Центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в Центральном банке);
- банкиром правительства (обслуживает финансовые операции правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование государства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в Центральном банке в виде депозитов, а, в свою очередь, Центральный банк отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы);
- банком банков (коммерческие банки являются клиентами центрального банка, который хранит их обязательные резервы, что позволяет контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг);
- межбанковским расчетным центром;
- хранителем золотовалютных резервов страны (обслуживает международные финансовые операции страны и контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках);
- Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную (монетарную) политику.
3. Виды коммерческих банков и их функции. Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Различают: 1) универсальные коммерческие банки; 2) специализированные коммерческие банки. Банки могут специализироваться: 1) по целям: инвестиционные (кредитующие инвестиционные проекты), инновационные (выдающие кредиты под развитие научно-технического прогресса), ипотечные (осуществляющие кредитование под залог недвижимости); 2) по отраслям: строительный, сельскохозяйственный, внешнеэкономический; 3) по клиентам: обслуживающие только фирмы, обслуживающие только население и др. (слайд 10).
Современные банки выполняют важнейшие функции (слайд 11):
- приём и хранение любых видов финансовых активов;
- осуществление кредитных операций;
- создание денег;
- организация расчётов;
- осуществление купли и продажи ценных бумаг.
Коммерческие банки являются частными организациями, которые имеют законное право привлекать свободные денежные средства и выдавать кредиты с целью получения прибыли. Операции, выполняемые банками, делятся на активные и пассивные. Активные – это операции по прибыльному размещению средств (банк даёт ссуды, покупает ценные бумаги и прочее). Пассивные – это операции по привлечению на свои счета средств клиентов (открывает депозиты, принимает вклады и т.д.). Всё, чем располагает банк для своей деятельности, - это активы, а источники банковских средств (займы) – это пассивы (слайд 12).
Основную часть дохода коммерческого банка составляет разница между процентами по кредитам и процентами по депозитам (вкладам), которая называется МАРЖА (слайд 13). Часть дохода идет на оплату издержек банка, которые включают в себя заработную плату работников банка, затраты на оборудование, на использование компьютеров, кассовых аппаратов, на аренду помещения и т.п. Оставшаяся после этих выплат сумма является прибылью банка, с нее начисляются дивиденды держателям акций банка и определенная часть может идти на расширение деятельности банка.
4. Трать сегодня – плати завтра. Людям всегда не хватает денег. Можно считать это аксиомой. Поэтому банки кроме хранения денег и обслуживания расчетов, занимаются еще и кредитованием. Кредитование - предоставление лицу, нуждающемуся в деньгах, права осуществлять свои расходы за счет банка при условии гарантированного возмещения банку израсходованных сумм и внесения платы за пользование банковскими средствами (слайд 14).
Банк является собственником лишь той небольшой части имеющихся у него денег, которые были вложены в его создание учредителями (владельцами). Эти деньги являются уставным капиталом (фондом) банка, который нужен лишь для организации работы банка и обеспечения его обязательств перед вкладчиками.
Например, если я завтра захочу открыть свой банк мне потребуется не менее 180 млн рублей, которые должны стать основой уставного фонда. Также на осуществление банковской деятельности необходимо получить в Центральном банке соответствующую лицензию.
Если банк планирует работать со вкладами от населения, то он должен стать участником обязательной системы страхования, гарантирующей возвращение клиентам банка до 700 тыс. рублей. Эти механизмы являются гарантией надёжности финансовой структуры.
Итак, источником основных ресурсов банка являются собственные средства, вклады населения, счета юридических лиц и займы из Центробанка, выдаваемые по ставке рефинансирования под 7,75 % годовых.
Вопрос: Что может произойти, если все вкладчики придут одновременно в банк с требованием вернуть им деньги? - Подобная ситуация, называемая “набеги вкладчиков” представляет большую опасность для банков, так как ставит под сомнение платёжеспособность банка. Банки всегда должны быть готовы выплатить деньги вкладчику, который этого потребует. Поэтому банки выдают в кредит не все деньги, а сохраняют часть в качестве резервов.
Центральный банк устанавливает определенный минимальный процент от величины определенных категорий депозитов, который фиксирует размер денежных средств, обязательных для хранения каждым коммерческим банком в форме обязательных резервных вкладов в Центральном банке. Обязательные резервы представляют собой часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны сохранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Обязательные резервные требования используются ЦБ для страхования вкладов, для осуществления межбанковских расчётов и для регулирования деятельности кредитно-банковской системы. Изменяя норму обязательных резервов, ЦБ может изменять величину предложения денег в экономике. Чем выше ЦБ устанавливает норму обязательных резервов, тем меньше доля денежных средств может быть использована коммерческими банками для кредитных операций. Увеличение норму обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведёт к сокращению денежной массы.
Как отмечалось выше, основная функция банка — выдача кредитов. Процентные ставки различных банков колеблются от 10 до 50 % годовых. Теперь догадываетесь откуда деньги у банка?
Рассмотрим пример. Некий банк привлёк 1 млн руб. со вкладов от населения под 6 % годовых и взял 1 млн руб. у Центробанка под 7,75%. Таким образом, ему через 1 год нужно вернуть 1,06 млн руб. населению и 1,0775 млн руб. Центробанку. Затем это учреждение даёт эти 2 млн руб. на различные кредиты под 25% годовых. Через год получает 2,5 млн руб., из которых отдаём 1,06 населению, а 1,0775 млн руб. в Центробанк. Итого банк имеет чистый доход равный 362500 руб. А теперь эту сумму умножайте в сотни или тысячи раз — вот и получится доход среднего банка.
Между тем, банки зарабатывают не только на выдаче кредитов, но и получают процент за обслуживание счетов и пластиковых карт, обмен валюты, денежные переводы, инкассацию (перевоз денег) и т.д. Всё это приносит банкирам огромные деньги. Именно по этому банковская система в России развивается семимильными шагами и сегодня в нашей стране насчитывается около тысячи банков.
Памятка о выборе банка (приложение 5, слайд 15).
Итак, банк привлекает средства, которые он получает от вкладчиков и именно их использует для кредитования. Вкладчики дают деньги банку в пользование не навсегда, а на время. Поэтому каждым рублём своих депозитов банк вправе распоряжаться только определенное число месяцев или лет. Депозиты - это все виды денежных средств, переданные их владельцами на временное хранение в банк с предоставлением ему права использовать эти деньги для кредитования.
Различают депозиты до востребования - это текущие счета, по которым вкладчик может изъять деньги в любой момент, и срочные депозиты – это срочные счета, с которых вкладчик обязуется не брать деньги до истечения определенного срока. Соответственно и банк может вкладывать полученные им в распоряжение деньги тоже на некоторый срок - не больший, чем ему разрешил пользоваться этими деньгами вкладчик. Поэтому кредиты всегда выдаются на строго определенный срок. Если должник не возвращает деньги к установленной в кредитном договоре дате, то банк либо взыскивает с него деньги через суд, либо начинает брать штраф за просрочку погашения кредита. Кредитный договор - это соглашение между банком и тем, кто одалживает у него деньги (заемщиком), определяющее обязанности и права каждой из сторон и, прежде всего, срок предоставления кредита, плату за пользование им и гарантии возврата денег банку.
Как правило, чем на более длительный срок заемщик одалживает деньги у банка, тем более высокую плату с него берут. Причина простая – для долгосрочных ссуд банку приходится использовать долгосрочные депозиты. Для их получения банк должен пообещать вкладчикам более высокий доход на их вложения, потому что вкладчик в этом случае отказывается от права распоряжения деньгами на более длительный срок.
Вообще же, на процент по кредиту влияет еще множество факторов, и, прежде всего, это кредитный риск. Кредитный риск - это степень опасности того, что заемщик не сумеет вовремя вернуть основную сумму займа и выплатить проценты за пользование им. Общий принцип банкиров всего мира очень прост: чем выше риск по кредиту, тем выше плата за него. Иными словами, взвешивая риск, банкиры бросают на другую чашу “весов” тот доход, который они получат от такого кредита. Именно поэтому старые надежные клиенты получают в банках кредиты под минимальные проценты, а с новичков (если соглашаются предоставить им деньги) плату берут по максимуму.
Кроме того, такому заемщику порой дают кредит с предварительным взысканием процентов. Чтобы понять смысл такой формы кредитования, разберем пример. Допустим, что банк выделил одному из клиентов банка кредит на 100 тыс. рублей на год под 10 % на условиях немедленного взыскания процентов. В этом случае нашему заемщику реально выдадут лишь 90 тыс. рублей. Но считаться будет, что его долг перед банком будет равен 100 тыс. рублей. Именно эту сумму клиент должен вернуть в банк через год. Нетрудно подсчитать, что реально заемщик получил у банка деньги в долг не под 10 % годовых, а по более высокой ставке, равной 11 %, поскольку 10 тыс. рублей он заплатил за пользование всего лишь 90 тыс. рублей.
Вообще, принцип кредитования несложен: кредит предоставляется в пользование на определенный срок и должен быть возвращен вовремя. Но для самого банка соблюдение этого принципа предполагает проведение очень кропотливой работы по оценке кредитоспособности заемщиков. Кредитоспособность - это наличие у заемщика возможности вовремя выполнить свои обязательства по кредитному договору. Чтобы оценить кредитоспособность заемщиков, банки проводят специальный анализ экономической информации об их материальном положении или коммерческих операциях.
Банки отдают в долг преимущественно чужие деньги, доверенные им вкладчиками. Чтобы защитить эти деньги от потерь, банки наряду с анализом кредитоспособности заемщика издавна начали применять и другой способ подстраховки: требовать с заемщика обеспечения ссуды (залога) или даже предоставления им залога в прямое распоряжение (заклада). Обеспечение ссуды (залог) - это собственность заемщика, которая может быть изъята у него банком и продана, чтобы покрыть его долги, которые он не в состоянии вернуть. Например, заёмщик берет в банке ипотечный кредит, чтобы купить квартиру. В этом случае квартира будет оформлена как залог по кредиту. И если заёмщик не сможет вовремя погасить долг, то банк заберет квартиру и самостоятельно продаст её, чтобы покрыть свои потери (слайд 16).
5. Как банки создают деньги.
Задание учащимся. В повседневной речи мы часто слышим такие фразы, как “Деньги делают деньги” или “Деньги идут к деньгам” (слайд 17). Попробуйте объяснить эти фразы. В этих выражениях заложен глубокий экономический смысл, и об этом мы сейчас поговорим.
Банки обладают способностью создавать деньги, то есть увеличивать предложение денег. В основе способностей банков создавать деньги лежат их избыточные резервы и принцип депозитного мультипликатора.
Банкиры во всем мире давно поняли, что по теории вероятности, число клиентов, желающих снять деньги со счета, равно количеству клиентов, вкладывающих деньги.
Норма обязательных банковских резервов представляет собой выраженную в процентах долю от общей суммы депозитов, которую коммерческие банки не имеют права выдавать в кредит, и которую они хранят в Центральном банке в виде беспроцентных вкладов. Для того, чтобы определить величину обязательных резервов банка, нужно величину депозитов умножить на норму резервных требований: R об. = D x rr , где R об. – величина обязательных резервов, D – величина депозитов, rr – норма резервных требований (обязательный резерв). Если из общей величины депозитов вычесть величину обязательных резервов, то мы получим величину кредитных возможностей или избыточные резервы (сверх обязательных) (слайд 18):
К = Rизб. = D - Rоб. = D – D х rr = D (1 – rr)
где К – кредитные возможности банка, а R изб. – избыточные (сверх обязательных) резервы. Именно из этих средств банк предоставляет кредиты. Если банк выдает в кредит все свои избыточные резервы, то это означает, что он использует свои кредитные возможности полностью. В этом случае К = R изб.
Процесс создания денег называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Он начинается в том случае, если в банковскую сферу попадают деньги и увеличиваются депозиты коммерческого банка, т.е. если наличные деньги превращаются в безналичные. Если величина депозитов уменьшается, т.е. клиент снимает деньги со своего счета, то произойдет противоположный процесс – кредитное сжатие.
Предположим, что в банк I попадает депозит, равный 1000 рублей, а норма резервных требований составляет 20 %. В этом случае банк должен отчислить 200 рублей в обязательные резервы (R обяз. = D x rr = 1000 х 0.2 = 200), и его кредитные возможности составят 800 рублей (К = D x (1 – rr) = 1000 х (1 – 0.2) = 800) и их можно пускать в оборот, чтобы они зарабатывали
деньги и банку, и вкладчикам. Так банкир и поступает, а в этот момент происходит денежный “фокус”. Деньги начинают размножаться, то есть начинается кредитная эмиссия. Кредитная эмиссия - это увеличение банком денежной массы страны путём создания новых счетов для тех клиентов, которые получили от него кредиты.
Суть кредитной эмиссии в том, что банки одалживают деньги у будущего. По сути дела, банк берет на себя риск и дает клиенту право расплачиваться деньгами, которые еще “не заработаны страной”, т.е. за ними нет реальных товаров, чью стоимость они должны обращать на себя, ценностей в виде благородных металлов или товаров.
Покупательная способность кредитных денег гарантирована только репутацией банковской системы страны. Если банк правильно оценил надежность своего нового должника, такой риск не станет причиной банковских неприятностей.
Вопрос: Почему при увеличении числа безналичных денег, полученных при выдаче кредита, в стране не наступает инфляция?
Банки всегда выдают кредиты не просто так, а под определенные нужды и проекты.
Предположим, в стране есть какое-то количество товаров, и его уравновешивает необходимое количество денег. Банк дает своему новому клиенту мебельщику кредит из той части денег, что лежит в банке без движения на расчетных счетах других клиентов. Несмотря на то, что кредит мебельщику выдан фактически из денег других клиентов, на расчетных счетах этих клиентов уменьшение не производится. Возникает ситуация, при которой одни и те же деньги числятся и на счете мебельщика, и на счетах других клиентов. Значит, денежная масса в банке увеличилась на суммы выданного кредита. После такого увеличения денежной массы в банке общая денежная масса в стране превысила общую товарную массу на сумму выданного кредита.
Однако мебельщик, взяв “лишние” деньги, производит на них мебель. Вновь созданная мебель является новым товаром, который уравновешивает лишнюю денежную массу страны. При этом произошло вот еще что: кредит мебельщику был выдан в размере 100 тысяч рублей. А новая мебель, изготовленная на эти деньги, стоит 150 тысяч рублей.
Почему выросла стоимость? Стоимость равносильна энергии. Энергия новой мебели сложилась из энергии денег (100 тысяч рублей) и энергии мебельщика (50 тысяч рублей), который своими руками изготовил новую мебель. 100 тысяч рублей стоимости стенки уравновешивают 100 тысяч кредитных рублей. А 50 тысяч оказываются лишними, и товарная масса в стране становится больше денежной массы страны на 50 тысяч рублей.
Вот и получилось, что деньги породили товар, а потом и новые деньги. Таким образом, с помощью банков “деньги делают деньги”, увеличивая тем самым богатство людей и страны.
Учащимся в качестве закрепления этого сложного понятия предлагается игра-имитация “Как банки создают деньги” (приложение 6).
Это и есть процесс депозитного расширения (слайд 19). Если деньги не будут покидать банковскую сферы и оседать у экономических агентов в виде наличных денег, а банки будут полностью использовать свои кредитные возможности, то общая сумма денег (общая сумма депозитов банка 1, 2, 3, 4, 5 и т.д.), созданная коммерческими банками, составит:
М = D I + D П + D Ш + D IV + D V + … = 1000 + 800 + 640 + 512 + 409.6 + 327.68 + …
Таким образом, мы получили сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии с основанием (1 – rr), т.е. величины меньше 1. В общем виде эта сумма будет равна
М = D x 1/(1 – (1 – rr)) = D x 1/rr; В нашем случае: М = 1000 х 1/0.2 = 1000 х 5 = 5000
Величина 1/rr носит название банковского (или кредитного, или депозитного) мультипликатора. Еще одно его название – мультипликатор депозитного расширения. Все эти термины означают одно и то же, а именно: если увеличиваются депозиты коммерческих банков, то денежная масса увеличивается в большей степени. Мультипликатор депозитного расширения показывает во сколько раз банки могут увеличить денежную массу по сравнению с суммой наличных денег. Определяется делением 100 на ставку резервных требований, установленную ЦБ страны. Например, при ставке 20 % мультипликатор будет равен 100:20=5, то есть денежная масса может увеличиться в 5 раз без угрозы для ликвидности всех банков страны.
С помощью банковского мультипликатора можно подсчитать не только величину денежной массы (М), но и ее изменение ( M). Денежная масса в результате процесса депозитного расширения увеличилась на 4000 рублей ( М = 5000 – 1000 = 4000), т.е. коммерческие банки создали денег именно на эту сумму. Это явилось результатом выдачи ими в кредит своих избыточных резервов. Можно это рассчитать по формуле (слайд 20):
М = 800 х (1/0.2) = 800 х 5 = 4000
Таким образом, изменение предложения денег зависит от двух факторов:
1) величины резервов коммерческих банков, выданных в кредит,
2) величины банковского (депозитного) мультипликатора.
Воздействуя на один из этих факторов или на оба фактора, Центральный банк может изменять величину предложения денег, проводя монетарную (кредитно-денежную) политику.
Мультипликатор действует в обе стороны. Денежная масса увеличивается, если деньги попадают в банковскую систему (увеличивается сумма депозитов), и сокращается, если деньги уходят из банковской системы (т.е. их снимают с депозитов). А поскольку, как правило, в экономике деньги одновременно и вкладывают в банки, и снимают со счетов, то денежная масса существенно измениться не может. Такое изменение может произойти только в том случае, если Центральный банк изменит норму обязательных резервов, что повлияет на кредитные возможности банков и величину банковского мультипликатора. Не случайно это есть один из важных инструментов монетарной политики (политики по регулированию денежной массы) Центрального банка.
Следует чётко различать мультипликатор депозитного расширения (1:R) и денежный мультипликатор. Понимание этого различия связано с понятием денежной массы. Для определения денежной массы мы должны знать, что такое денежная база и что такое денежный мультипликатор. Денежная база – сумма банковских резервов и наличности на руках у населения. Это объём фондов, которые могут быть использованы банковской системой для расширения денежной массы. А денежный мультипликатор – степень расширения денежной массы в сравнении с денежной базой. Когда нам известны денежная база и денежный мультипликатор, мы можем измерить денежную массу. Денежная база включает всю наличность, выпущенную ЦБ. Часть наличности использует население, часть держится в банках. Но ещё одна часть наличности возвращается в ЦБ в форме резервных счетов коммерческих банков.
Отношение между объёмом денежной массы и денежной базы называется денежным мультипликатором. Если ЦБ известна величина денежного мультипликатора, то он легко прогнозирует объём изменения денежной массы в случае произвольных изменений в денежной базе. Денежный мультипликатор определяет, как решения ЦБ подействуют на денежную массу.
Итоги изучения темы (слайды 21 и 22).
1. Банки осуществляют деловые операции и зарабатывают прибыль. Они обеспечивают вкладчикам сохранность их денег, чековое обслуживание их вкладов. Банки предоставляют кредиты и гарантируют стабильность системы платежей. Они минимизируют затраты на поиск кредитов, берут на себя риск денежных операций и предлагают клиентам высоколиквидные средства для инвестиций.
2. Коммерческие банки обязаны держать резервы как часть их депозитов на случай значительного изъятия вкладов. Коммерческие банки для осуществления контроля за своими операциями используют балансовые отчеты, в которых дается информация о движении активов, пассивов и собственного капитала банка.
3. Важнейшее звено банковской системы — Центральный банк. Он является банком правительства. Главная функция Центрального банка — обеспечение трех основных макроэкономических задач: устойчивого экономического роста, высокой занятости и, особенно, стабильного уровня цен. Центральный банк устанавливает обязательную норму резервов, контролирует деятельность коммерческих банков и других финансовых посредников, осуществляет эмиссию декретных денег.
4. Центральный банк, как правило, обладает значительной степенью независимости. Факты говорят о том, что, чем выше независимость Центрального банка, тем ниже уровень инфляции в данной стране.
5. Действуя совместно, коммерческие банки осуществляют кредитные операции, используя избыточные резервы. Кредитная экспансия банков зависит от величины мультипликатора депозитного расширения. На величину мультипликатора влияют норма резервов, обращение части чекового оборота в наличность и стремление многих банков держать объем резервов выше обязательной нормы.
Закрепление (сайд 23).
I. 1. Почему выгоднее свои сбережения вложить в банк, нежели держать их дома?
2. Какие существуют виды вкладов?
3. Каковы основные принципы кредитования?
II. Решите задачу (слайды 24 и 25):
Рассчитайте, как изменится величина ссудного процента по кредиту в 120 тысяч рублей, если ставка процента возросла с 12 до 14 %.
Домашнее задание: задание на дом даются учащимся двух уровней на выбор (слайд 26):
1 уровень (на “4”):
- учебник Липсица И.В. “Экономика”, часть 2, параграф 27, с. 193-201;
- домашний тест.
2 уровень (на “5”): дополнительно к заданиям 1 уровня составить кроссворд по терминам темы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Основные понятия:
- банк – это учреждение, которое собирает, хранит и накапливает денежные
средства; производит взаиморасчёты с клиентами; предоставляет кредиты; выпускают ценные бумаги
и деньги;
- депозит – сумма денег, переданная их владельцем на временное хранение в банк с предоставлением
ему права использовать эти деньги для кредитования;
- кредит (от лат. сreditum – ссуда, долг) – предоставление денег во временное пользование на условиях
возвратности, срочности и платности;
- кредитор – субъект кредитного отношения, предоставляющий средства во временное пользование;
- заёмщик – субъект кредитного отношения, получающий кредит;
- кредитный договор - это соглашение между банком и тем, кто одалживает у него деньги (заемщиком),
определяющее обязанности и права каждой из сторон и, прежде всего, срок предоставления кредита,
плату за пользование им и гарантии возврата денег банку;
- ставка рефинансирования - процентная ставка, под которую ЦБ предоставляет кредиты
коммерческим банкам ;
- пассивные операции банков – операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для
проведения кредитных операций;
- активные операции банков – операции по размещению банками имеющихся в их распоряжении
ресурсов;
- маржа – доход банка, определяемый как разница между процентами, полученными от продажи
кредитных ресурсов, и процентами, уплаченными за привлечённые средства;
- вклад до востребования – вклад с очень низким процентом, с которого клиент может снять деньги
в любое время;
- срочный вклад – вклад, который владелец обязуется не забирать в течение определённого срока, иначе
он теряет причитающийся ему процент;
- кредитная эмиссия – увеличение банком денежной массы страны за счёт создания новых текущих
счетов для тех клиентов, которые получили от него ссуды и не берут их наличными;
- обязательный резерв – это устанавливаемая ЦБ обязательная пропорция резервирования части средств
банка, которая остаётся его собственностью, но в распоряжении ЦБ;
- депозитный мультипликатор – показатель масштаба предельно допустимого увеличения величины
банковских депозитов при росте избыточных резервов на 1 рубль;
- мультипликатор депозитного расширения – показатель, определяющий во сколько раз банки могут
увеличить денежную массу по сравнению с суммой наличных денег, внесенной вкладчиками.
Определяется делением 100 на ставку резервных требований, установленную ЦБ страны.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ТЕСТ ДЛЯ РАБОТЫ В КЛАССЕ.
1. Увеличение скорости обращения денег при тех же денежной и товарной массах приводит к
А) увеличению покупательной способности денег; В) росту цен;
Б) снижению цен; Г) экономическому росту.
2. Скорость обращения денег равняется …
А) сумме выданных банковских кредитов, делённой на их количество;
Б) индексу цен, скорректированному с учётом реального Валового Внутреннего Продукта;
В) среднему количеству платежей, в которых участвует каждая денежная единица в течение года;
Г) среднему числу переводов безналичных денег, приходящемуся в год на один коммерческий банк.
3. Деньги служат в качестве …
А) единицы счёта; Б) средства платежа; В) средства накопления; Г) всё верно.
4. Прямой обмен товара на товар без использования денег в экономике носит название:
А) бартер; Б) безналичный расчёт; В) свободная торговля; Г) несостоятельность рынка.
5. Отличие наличных денег от других активов в том, что …
А) номинальная стоимость наличных денег уменьшается в результате инфляции;
Б) наличные деньги наиболее ликвидны;
В) номинальная стоимость наличных денег увеличивается в результате инфляции;
Г) наличные деньги лучше других активов выполняют функцию сохранения ценности.
Ответы: 1) В; 2) В; 3) Г; 4) А; 5) Б.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ «ПЧЁЛЫ».
На пасеке живут пчёлы. Если мы понаблюдаем за пчёлами, то заметим, что пчелка садится на цветок и, не задерживаясь, перелетает на другой, как будто ищет свой цветок. Когда находит, то сидит на нём долго, собирая с него нектар. Первая группа учащихся – «пчёлы» – получает карточки с терминами. Вторая группа – «цветы» – получает карточки с определениями этих терминов. Задача «пчёл» найти свой «цветок».
Деньги – особый вид товара, на который можно обменять любой товар или услугу.
Денежная масса – это сумма символических и банковских денег, которые находятся у населения.
Банковские деньги – средство обмена в форме чеков, счетов, выданных банками.
Денежная база – это сумма банковских резервов и наличности на руках у населения.
Символические деньги – средство платежа, чья стоимость или покупная способность в разы
превосходит издержки производства;
Центральный банк – учреждаемая властями страны организация, которая отвечает за контроль
над денежным обращением и условиями кредитования, контроль над финансовой
системой, которая является банком банков, принимающая вклады от коммерческих
банков, а также банкиром государства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Банки должны обеспечить свою платежеспособность и ликвидность. Если же он выдает деньги вкладчиков в кредит, то он получает прибыль, но возникает проблема с платежеспособностью и ликвидностью. Платежеспособность банка означает, что величина его активов по меньшей мере должна равняться его задолженности. К активам банка относятся имеющиеся у них банкноты и все финансовые средства (облигации и долговые обязательства), которые он покупает у других лиц или учреждений. Облигации и долговые обязательства служат источником доходов банка. Задолженность банка – его пассив – это размещенные в нем суммы депозитов, которые он обязан вернуть по первому требованию клиента. Если банк желает иметь 100%-ную платежеспособность, то он не должен давать в кредит ничего из размещенных в нем средств. Таким образом устраняется высокий риск, но банк не получает никакой прибыли в виде процентов на предоставленную в кредит сумму и не имеет возможности оплатить свои издержки. Чтобы существовать, банк должен рисковать и давать кредиты. Чем больше величина выданных кредитов, тем выше и прибыль, и риск. Кроме платежеспособности, банк должен обладать еще одним свойством – свойством ликвидности, т.е. способностью в любой момент выдать любому количеству вкладчиков часть вклада или весь вклад наличными деньгами. Если банк хранит все депозиты в виде денежных купюр, то обладает абсолютной ликвидностью. Но хранение денег, в отличие от, например, облигаций не дает никакого дохода. Поэтому чем выше ликвидность банка, тем ниже его доход.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
ПАМЯТКА О ВЫБОРЕ БАНКА:
1. Прежде чем доверить свои сбережения банку, наведите о нём справки. Постарайтесь выбрать надёжный банк. Давно существующий банк лучше защищён от банкротства, чем новый.
2. Срочные вклады лучше делать на самые короткие сроки.
3. Крупные суммы денег рискованно помещать в один банк.
4. Если банк снизил процентную ставку по вкладу, то есть в одностороннем порядке изменил условия договора с вкладчиком, то банк нарушил права клиента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ИГРА-ИМИТАЦИЯ «КАК БАНКИ СОЗДАЮТ ДЕНЬГИ».
Для простоты представим, что денежная масса является суммой наличности и чековых депозитов, что банки передают в ссуды все избыточные резервы и что население вкладывает все полученные займы опять в банковскую систему. То есть клиент, получивший ссуду в одном банке, полностью тратит эти деньги на покупку товаров, оплачивая их чеком. Продавец, получив деньги за товары, полностью кладёт их на свой счёт в другом банке.
Если банк 1 использует избыточные резервы полностью, то его клиент получит в кредит 800 рублей. Эти средства клиент использует на покупку необходимых ему товаров и услуг (фирма – инвестиционных, а домохозяйство – потребительских или покупку жилья), создав продавцу доход (выручку), который попадет на его (продавца) расчетный счет в другом банке (например, банке 2). Банк 2, получив депозит, равный 800 рублей, отчислит в обязательные резервы 160 рублей (800 х 0.2 = 160), и его кредитные возможности составят 640 рублей (800 х (1 – 0.2) = 640), выдав которые в кредит банк даст возможность своему клиенту оплатить сделку (покупку) на эту сумму, т.е. обеспечат выручку продавцу, и 640 рублей в виде депозита попадут на расчетный счет этого продавца в банке 3. Обязательные резервы банка 3 составят 128 рублей, а кредитные возможности 512 рублей. Предоставив кредит на эту сумму, банк 3 создаcт предпосылку для увеличения кредитных возможностей банка 4 на 409.6 рублей, банка 5 на 327.68 рублей и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
ДОМАШНИЙ ТЕСТ.
1. Учётная ставка (ставка рефинансирования) …
А) – это ставка, по которой коммерческие банки выдают повторные кредиты своим наиболее надёжным клиентам;
Б) выше для коммерческих банков, чем для физических;
В) устанавливается ЦБ для каждого конкретного коммерческого банка прямо пропорционально величине активов этого банка;
Г) – это ставка, по которой Центральный банк выдаёт кредиты коммерческим банкам.
2. Если Центральный банк увеличит норму банковского резерва, то, при прочих равных условиях…
А) средний банковский процент по кредитам снизится;
Б) денежная масса в стране увеличится;
В) кредитные ресурсы банков увеличатся;
Г) увеличение нормы банковского резерва не приводит ни к чему из перечисленного выше.
3. Банк начисляет процент по вкладу как на первоначально внесённую сумму, так и на сумму
ранее начисленных процентов. Такая схема начисления процентов называется …
А) простым процентом;
Б) сложным процентом;
В) процентом по кредиту;
Г) выгодным процентом.
4. В большинстве развитых стран Европы банковская система имеет два уровня. Эти уровни:
А) Центральный банк и коммерческие банки;
Б) сберегательные банки и банки, выдающие кредиты;
В) Центральный банк и сберегательные банки;
Г) банки и страховые агенты.
5. На величину ставки банковского процента влияет …
А) учётная ставка (ставка рефинансирования) Центрального банка;
Б) уровень инфляционных ожидания населения;
В) общее повышение цен на фондовом рынке;
Г) всё вышеперечисленное.
6. Если Центральный банк России выпустит на открытый рынок доллары из своих резервов, то
непосредственным результатом этого будет …
А) повышение предложения долларов и падение курса доллара по отношению к рублю;
Б) повышение спроса на доллары и падение курса доллара по отношению к рублю;
В) повышение учётной ставки Центрального банка;
Г) повышение резервных требований Центрального Банка.
Ответы: 1) Г; 2) Г; 3) Б; 4) А; 5) Г; 6) А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Таблица. Как банки создают деньги | ||||
Банки | 1. Обязательства | 2. Обязательные резервы (при норме обязательных резервов в 20%) | 3. Избыточные резервы (прирост кредитных ресурсов (1.-2) | 4. Деньги, которые могут быть отданы в ссуду (=3) |
1 | 1000 | 200 | 800 | 800 |
2 | 800 | 160 | 640 | 640 |
3 | 640 | 128 | 512 | 512 |
4 | 512 | 102,4 | 409,6 | 409,6 |
5 | 409,6 | 81,92 | 327,68 | 327,68 |
6 | 327,68 | 65,54 | 262,14 | 262,14 |
7 | 262,14 | 52,43 | 209,72 | 209,72 |
8 | 209,72 | 41,94 | 167,77 | 167,77 |
9 | 167,77 | 33,55 | 134,22 | 134,22 |
10 | 134,22 | 26,84 | 107,37 | 107,37 |
11 | 107,37 | 21,48 | 85,90 | 85,90 |
12 | 85,90 | 17,18 | 68,72 | 68,72 |
13 | 68,72 | 13,74 | 54,98 | 54,98 |
14 | 54,98 | 11,00 | 43,98 | 43,98 |
15 | 43,98 | 8,80 | 35,18 | 35,18 |
16 | 35,18 | 7,04 | 28,15 | 28,15 |
17 | 28,15 | 5,63 | 22,52 | 22,52 |
18 | 22,52 | 4,50 | 18,01 | 18,01 |
19 | 18,01 | 3,60 | 14,41 | 14,41 |
20 | 14,41 | 2,88 | 11,53 | 11,53 |
21 | 11,53 | 2,31 | 9,22 | 9,22 |
22 | 9,22 | 1,85 | 7,38 | 7,38 |
23 | 7,38 | 1,48 | 5,90 | 5,90 |
24 | 5,90 | 1,18 | 4,72 | 4,72 |
25 | 4,72 | 0,95 | 3,78 | 3,78 |
26 | 3,78 | 0,76 | 3,02 | 3,02 |
27 | 3,02 | 0,60 | 2,42 | 2,42 |
28 | 2,42 | 0,48 | 1,93 | 1,93 |
29 | 1,93 | 0,39 | 1,55 | 1,55 |
30 | 1,55 | 0,31 | 1,23 | 1,23 |
31 | 1,23 | 0,25 | 0,99 | 0,99 |
32 | 0,99 | 0,20 | 0,79 | 0,79 |
33 | 0,79 | 0,16 | 0,63 | 0,63 |
34 | 0,63 | 0,13 | 0,51 | 0,51 |
35 | 0,51 | 0,10 | 0,41 | 0,41 |
36 | 0,41 | 0,08 | 0,32 | 0,32 |
37 | 0,32 | 0,05 | 0,26 | 0,26 |
38 | 0,26 | 0,04 | 0,21 | 0,21 |
39 | 0,21 | 0,03 | 0,17 | 0,17 |
40 | 0,17 | 0,03 | 0,13 | 0,13 |
41 | 0,13 | 0,02 | 0,11 | 0,11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты по экономике: "Экономическая политика государства"
Материалы можно использовать для подготовки к ЕГЭ по обществознанию...
к уроку обществознания "Монетарная политика."
определение и основное содержание метарной политики....
Успешность школы в рамках современной образовательной политики государства
Выступление на педсовете...
Урок обществознания "Экономическая политика государства"
Тема урока представлена с опорой на краткие схемы, что позволяет лучше усвоить данный материал....
Презентация по экономике 11 класс (профильный уровень). "Фискальная политика государства"
Презентация может использоваться на уроках экономики (профильный уровень) в 11 классе. Глава: "Экономика и государство", тема: "Бюджетно-финансовая политика государства"...
Презентация к уроку "Экономическая политика государства"
Презентация к уроку "Экономическая политика государства" урок экономики в 11 классе....
Экономическая политика государства
Презентация для интерактивной доски по теме "Экономическая политика государства". По учебнику И.В. Липсица, 10-11 класс, базовый уровень...