Конспект урока "Основные положения МКТ"
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Электронный плакат в учебном процессе.
(Интерактивные плакаты «Молекулярная физика» автор: Кудрявцев А.А.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.zip | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока.
Электронный плакат в учебном процессе.
(Интерактивные плакаты «Молекулярная физика» автор: Кудрявцев А.А.)
Учитель физики: Бибкова И. Н. МАОУ СОШ №11гКалининграда
Современная жизнь ставит человека в чрезвычайно изменчивые условия, требует от него решения все новых и новых задач. Эффективное решение этих задач невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуации в уме, прогнозированию последствий тех или иных действий, проведению анализа результатов, поиску новых подходов. Данный урок построен на необходимость в сведениях о молекулярном строении вещества с использованием компьютерных учебных программ. Главная задача– напомнить учащимся основные постулаты МКТ, показать их место в современной системе научных знаний.
Целесообразно рассмотреть историю развития атомно-молекулярных представлений о строении вещества, особое внимание следует уделить философскому аспекту качественных изменений в поведении сложных систем, связанных с большим количеством частиц, из которых они состоят. Компьютерные учебники, уроки, репетиторы, тренажеры, контролирующие программы, справочники, энциклопедии, электронные библиотеки - их назначение дать новую учебную информацию; закрепить усвоенное; проконтролировать результаты изучения. Компьютер оптимально решает такие проблемы, как:
мультимедийность;
адаптивность;
многотерминальность;
интерактивность;
подконтрольность индивидуальной работы учащихся.
Электронный плакат может быть использован в качестве:
1 наглядного пособия на уроке при объяснении нового материала; основы для закрепления пройденного материала;
2 иллюстративного материала, сопровождающего ответы учащихся при опросе.
3 иллюстративного материала к сообщениям или докладам;
4 наглядного пособия для самообразования по предмету.
Электронный плакат содержит множество разнообразных медиобъектов, благодаря которым значительно расширяются возможности его использования в различных видах учебной деятельности.
1Электронные плакаты обеспечивают учителя всем необходимыми качественными материалами и дают возможность работать с ними в рамках технологии проблемного обучения.
2С помощью плакатов можно организовывать тренинг по решению задач.
3 Содержание плаката способствует гуманизации преподавания физики.
5 Материалы плаката можно использовать в проектной деятельности.
6 Содержание и функционал плакатов позволяет широко применять пособие при организации дифференцированного подхода в обучении.
7 Конспект плаката можно распечатать и использовать в качестве раздаточного материала.
8 Электронный плакат - современное средство обучения, которое позволяет значительно сократить использование классической или маркерной доски для формирования визуального сопровождения при работе с учебным материалом.
Конспект урока
Тема урока: «Основные положения МКТ».
Тип урока: комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ.
Цель урока: Рассмотреть, изучить основные положения молекулярно – кинетической теории строение вещества.
Задачи урока:
- Раскрыть сущность основных положений МКТ.
- Сформулировать основные положения МКТ.
- Сформировать устойчивые знания.
- Развивать умения объяснения физических явлений на основе полученных знаний.
Оборудование:
- Компьютер, интерактивная доска, цифровой проектор.
- Интерактивный плакат «Молекулярная физика. Часть 2»
Домашнее задание:
План урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление.
4. Домашнее задание.
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Использование плаката "Основные положения мкт" | Прогнозируемый результат |
Организационный | Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок | Проверяют самостоятельно готовность к уроку, настраиваются на урок | Создание рабочего настроя на урок | |
Изучение нового материала | Постановка цели и задач урока Изучение нового материала. 1 История развития взглядов о строении вещества(Демокрит Ломоносов) 2 Все вещества состоят из мельчайших частиц: молекул и атомов. 3 Частицы двигаются непрерывно и хаотично. 4 Молекулы взаимодействуют между собой силами притяжения и отталкивания. | Осознают цели и задачи урока Отвечают на вопросы, вспоминают ранее пройденный материал, просматривают предложенные модели и на основе рассказа учителя и приводимых примеров приходят к осознанию правильности молекулярно - кинетической теории строение вещества. В беседе по новому материалу приводят свои примеры доказательства МКТ. | 1Биографии 2 3Д молекулы; фотографии; оценка масс молекул; оценка размеров молекул ; опыт с каплей; формулы. 3 диффузия; броуновское движение; биография Броуна; движение молекул. 4 анализ графика 5Остальные биографии. | Понимание цели и задач урока. Вспоминают и сопоставляют ранее изученный материал, умеют приводить примеры по данным физическим явлениям и правильно их объяснять. |
Закрепление | Предлагается ответить на ряд вопросов на закрепления пройденного материала, с обоснованием данных ответов. | Отвечает на поставленные вопросы, работает с тетрадью | Работа с задачником | Правильно отвечают на вопросы, обосновывая ответ. |
Домашнее задание | Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Подводит итог урока. Благодарит за урок. | Записывает домашнее задание. | Уходит с урока с осознанием пройденного материала. |
Приложение.1
Основные положения МКТ
Фундаментом молекулярно-кинетической теории (МКТ) является гипотеза, что все тела в природе состоят из мельчайших структурных единиц - атомов и молекул (комбинаций атомов). Атомистическая гипотеза зародилась 2500 лет назад в Древней Греции (Левкипп и Демокрит из Абдеры) и была окончательно сформулирована в трудах европейских ученых XIX в. За сто лет до этого выдающийся русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов рассматривал тепловые явления как результат движения частиц, образующих тела.
Основные положения МКТ
Вещество состоит из атомов (молекул). Размеры атомов (молекул) равны 10-10 - 10-9 м. Число атомов (молекул) в единице объема вещества (твердого тела или жидкости) порядка 1022 частиц в 1 см3.
Атомы (молекулы) вещества находятся в непрерывном хаотическом тепловом движении. Наиболее яркое доказательство - броуновское движение (Р. Броун, 1827 г.) мелких частиц, взвешенных в жидкости, происходящее из-за непрерывных беспорядочных соударений этих частиц с молекулами жидкости. Другой простой экспериментальный факт, доказывающий тепловое движение атомов вещества, - диффузия.
Между атомами (молекулами) вещества действуют силы притяжения и отталкивания, зависящие от расстояния между частицами. На далеких расстояниях (превышающих несколько радиусов молекулы) взаимодействие слабо и носит характер притяжения, быстро убывающего с ростом расстояния (сила притяжения меняется как r-7 ). Физически это слабое притяжение обусловлено наличием электрического дипольного момента у электронейтральной в целом молекулы. С уменьшением расстояния это притяжение сначала несколько возрастает, а затем стремится к нулю. В момент соприкосновения электронных оболочек молекул возникают быстро растущие с уменьшением расстояния силы электростатического отталкивания.
Характер теплового движения молекул зависит от того, в каком агрегатном состоянии (твердом, жидком или газообразном) находится вещество. Расстояние между отдельными молекулами (атомами) в газах очень велико по сравнению с размерами самих молекул. Поэтому силы притяжения между молекулами в газе пренебрежимо малы. Следовательно, газы могут неограниченно расширяться, занимая любой предоставленный им объем. Молекулы в жидкости расположены достаточно близко друг к другу, так что при попытке сжатия жидкости возникают большие силы отталкивания. Отсюда малая сжимаемость жидкостей. С другой стороны, всякая внешняя сила заставляет молекулы жидкости перемещаться, что объясняет текучесть жидкости. В твердом теле атомы или молекулы могут лишь колебаться вокруг определенных положений равновесия. Поэтому твердые тела сохраняют и форму, и объем. У кристаллических твердых тел центры атомов (молекул) образуют пространственную решетку, в узлах которой находятся атомы вещества. Аморфные твердые тела не обладают жесткой структурой и скорее напоминают застывшие жидкости (в частности, под действием определенной силы аморфное тело может течь как жидкость).
Характеристики числа и массы атомов (молекул)
Массы атомов (молекул) весьма малы в привычных единицах (порядка 10-26 кг), поэтому для их описания используют относительные единицы. По определению массу молекулы (атома) любого вещества m0 относят к 1/12 массы атома углерода m0C и называют относительной атомной массой Mотн: .
Теперь введем понятие количества вещества. Если измерять его числом атомов (молекул), то получающиеся цифры настолько велики, что ими неудобно оперировать. Поэтому вводят единицу количества вещества - моль. По определению один моль равен количеству вещества, в котором содержится столько же атомов, сколько их содержится в 0,012 кг чистого углерода. Таким образом, число атомов в одном моле всех веществ одинаково. Оно называется числом Авогадро: . Количество вещества равно отношению числа атомов (молекул) этого вещества к числу Авогадро: .
Размерность: [n] = моль.
Молярная масса M равна массе вещества, взятого в количестве одного моля. [M] = кг/моль. Из предыдущих определений следует, что молярная масса углерода равна ровно 0,012 кг. Молярная масса равна , где где m0 - масса отдельного атома (молекулы). Масса m любого количества вещества, содержащего N молекул, равна откуда количество вещества (в молях) равно .
Приложение 2 (ответы к вопросам)
1 Ломоносов, Резерфорд,Эйнштейн, Перрен.
2-3 20 30
3-125 21 35
4-13 22 36
5-1 23
9-1 24
10-4 25
11-3 26
12-3 27
14-13 28
15-3 29
Литература:
1 Методическое пособие под редакцией Кудрявцева А.А.
2 Электронно-образовательные ресурсы http://ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Географическое положение Африки"
Групповая работа учащихся по инструкционным и информационным картам...
конспект урока по геогрфии по теме"Общая характеристика Африки. Географическое положение материка"
Урок-исследование с использованием презентации по особенностям природы материка,выполнению индивидуальных заданий опережающего характера,составлению графического конспекта на контурных картах....
Конспект урока для 7 класса по теме "Физико-географическое положение материка Африка"
Цель урока: 1. Сформировать у учащихся умения определять физико-географическое положение материка. Задачи урока: Развивать умение школьников пользоваться типовыми планами. Развивать мыш...
Конспект открытого урока по физической культуры для 6-го класса.Раздел: Гимнастика. Тема:"Мост" из положения стоя (с помощью).
Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 6-го класса. ( Учитель физической культуры БГОУ СОШ № 347 Бушумова И.В.) Раздел: Гимнастика.Тема: «Мост» из положения стоя ...
Конспект урокаДекор и положение человека в обществе. Декоративное искусство Древней Греции. Древнегреческая вазопись.
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.Формирование представления об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов....
Конспект открытого урока в 6 классе. Тема: "Закрепление комплекса ОРУ без предметов. Совершенствование 2 – 3 кувырка назад (слитно). Совершенствование "мост" из положения, лежа (мальчики), стоя (девочки). Контроль: 2 – 3 кувырка вперед (слитно).
Открытый урок по гимнастике в 6 классе....
Положение о студенческом самоуправлении в общежитии и Положение о студенческом самоуправлении в общежитии, Положение о смотре-конкурсе на лучшую жилую комнату Положение о студенческом самоуправлении в общежитии
1.1. Высшим органом студенческого самоуправления является Общее собрание проживающих в общежитии.1.2. Совет общежития является органом самоуправления, представляющим интересы обучающихся, ...
Комментарии
Инновации на уроках
Какое интересное наступило время! Если бы в своё время я была на таких уроках, какие проводит Ирина Николаевна, у меня была совсем другая жизнь?! Ведь в своё школьное время я физику (простите Ирина Николаевна!!!!) мягко сказать ненавидела, а всё потому, что не понимала, хотя была не самой плохой ученицей. А если бы меня так могли заинтересовать, увлечь , да ещё и продемонстрировать опыты, законы, то и я бы смогла стать счастливой женщиной - физиком! Спасибо, Ирина Николаевна! Творческих успехов Вам и творите дальше!