Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
учебно-методический материал на тему
Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся". Информация об опыте, технология опыта, результативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_ovcharenko.doc | 222.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме:
«Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»
учителя русского языка МКОУ «Буняковска СШ»
Овчаренко И.П.
Содержание
I. Информация об опыте ………………………. 2- 4 стр.
II. Технология опыта ……………………5 - 8 стр.
III. Результативность опыта ………………… …. 9 стр.
IV. Библиографический список ………………….. 10 -11 стр.
V. Приложения к опыту …………………………. 12
I. Информация об опыте.
1.1Актуальность и обоснование выбора методической темы.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. 56% учащихся имели первый уровень коммуникативной компетенции, 36% - второй, 8% - третий, четвертым уровнем не владел никто (характеристика уровней компетенции в приложении). В моей педагогической деятельности возникла проблема: противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся , их интеллектуального уровня и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике. Содержание опыта работы по теме «Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» помогает преодолеть вышеназванное противоречие.
Таким образом, актуальность выбранной методической темы не оставляет сомнений. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
1.2 Теоретико - аналитическое обоснование разработки.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?
Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Теоретическая основа опыта «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.
Так через все труды Ф.И.Буслаева проходит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры. /2/.
И.И.Срезневский считал, что цель изучения родного языка – не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна. /26/.
Научные идеи Л.П.Федоренко посвящены изучению роли речевой среды и способов ее формирования на уроках русского языка, именно ей принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды./29/. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ). /6,7/, /16-19/.
Нужно согласиться с мнением А.Д. Дейкиной, что «новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как используется русский язык в современном социуме» и что «родной язык формирует духовно-ориентированное мышление, способствующее творческой самореализации личности».
В своей работе использую синтез классической методической традиции и современных новаций: в первую очередь, рекомендации Т.М.Пахновой .
Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного.
В ведущих дидактических теориях говорится также о формировании коммуникативной компетентности. Интересный подход к данной проблеме мы находим в работах методистов Д.И.Иванова, К.П.Митрофанова, О.В.Соколовой./22/ Главной идеей этих работ становится мысль о том, что работа над коммуникативными навыками возможна на уроках.
В основу опыта положены также идеи ученого-методиста Л.С.Выготского (деятельностный подход к обучению)./3/.
Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, Г.В. Селевко. /21/.
Т.А. Ладыженская, М.М.Разумовская разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их исследования легли в основу действующих программ по русскому языку.
Таким образом, текстоцентрический подход – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.
1.3 Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию орфографической зоркости учащихся, их позитивной учебной мотивации на основе использования текста.
II. Технология опыта.
Цель работы : формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе использования комплексной работы с текстом.
Цель данного опыта предполагает необходимость решения следующих задач:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.
Работу по комплексному анализу начинаю с подбора текстов. Очень важны критерии отбора текстов. Текст должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе различные качества:
- должен быть понятным по содержанию;
- соответствовать программе по характеру орфограмм и пунктограмм;
- оказывать воспитательное воздействие;
- готовить выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА.
Начальный этап работы над анализом текста чаще всего провожу коллективно. Дальнейшая работа – по выбору: самостоятельная или коллективная, классная или домашняя, полная или частичная.
Выделяю основные организационные формы комплексного анализа текста:
- коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);
- один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;
- одна из форм самостоятельной работы учащихся;
- одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.
На уроках широко использую комплексный анализ текста, в котором наблюдения над текстовыми характеристиками сочетаю с языковым разбором – синтаксическим, морфологическим, лексическим, фонетическим, пунктуационным, орфографическим. В систему вопросов для анализа текста включаю вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.
Так, например, строится работа с текстом на уроке в 8 классе по теме «Словосочетания, их строение и грамматическое значение». Работа с текстом организуется на этапе изучения нового материала. ( Приложение 1.)
Текст как средство обучения использую на разных этапах обучения. В 5 классе на этапе мотивации и постановки цели использую текст во время интриги-разминки, ставящей детей перед интересным явлением языка и проблемой. Интрига работает на востребование темы и заканчивается её объявлением. Использование такого приёма создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызывает интерес, помогает сформулировать и согласовать тему и цель урока, а также построить план достижения цели. Таким образом на данном этапе происходит формирование не только коммуникативных УУД, но также и регулятивных, в соответствии с требованиями ФГОС. (Приложение 2).
Очень результативны уроки обобщения и систематизации материала с использованием такой формы работы, как комплексный анализ текста. Подобные уроки строю на материале связных текстов, задания к которым носят также комплексный характер. В задания обязательно включаю тесты, блиц-опросы, задания к которым также составляю на основе текстов. (Приложение 3).
Таким образом, опора на тексты не только позволяет формировать у учащихся языковую компетенцию, но и совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки, развивают их нравственные качества. И что самое важное, все учащиеся вовлечены в процесс обучения.
Комплексная работа с текстом – это путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Преодолеть трудности этой подготовки ученик сможет, если он умеет вести диалог с текстом. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку – одно из самых сложных заданий, к которому нужно подготовить девятиклассников. В практике своей работы использую методику методику диалога с текстом, когда на основе комплексной работы с текстом можно и написать сжатое изложение, и подготовиться к сочинению –рассуждению. При этом не стремлюсь к тому, чтобы дать ребятам жёсткие правила, которыми следует руководствоваться при сжатии текста. Задание «Перескажите текст сжато» выполняется в процессе комплексной работы с текстом. (Приложение 4, 5.)
В 9 классе учащиеся уже чётко представляют структуру сочинения-рассуждения, ведь работа над этим типом речи систематически ведётся с 5 класса. Собрала дидактические материалы (Приложение 6), которые используются при работе над типами речи в ходе подготовки учащихся 9 класса к итоговой аттестации.
Школьники знакомятся с автором и названием произведения, откуда взят отрывок. После выразительного чтения отрывка учителем определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.
Особое внимание уделяю работе над смешанными типами речи, ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.
Подобная работа прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.(Приложение 7.)
Комплексная работа с текстом потребовала изменения структуры урока. Активно использую в своей работе нетрадиционные формы уроков: урок-исследование, урок словесности, урок-практикум, деловая игра и т. п. Такой урок состоит из следующих этапов:
• целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
• планирование ( школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);
• исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);
•дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения);
• итоговая творческая работа.
На всех уроках общение становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), неурочных форм организации деятельности.
Одно из важных условий применения данного опыта – переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Такой подход требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях. Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию орфографической зоркости учащихся, их позитивной учебной мотивации на основе использования текста.
III. Результативность опыта.
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе.
Комплексная работа с текстом на уроках русского языка позволяет одновременно решать правописные, речевые и воспитательные задачи.
С 2008 года учащиеся моих классов принимают участие в олимпиадах по русскому как на школьном уровне, так и на муниципальном. В 2008 году ученица 9 класса Ёлкина Алёна стала призёром муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников. В 2009 году стала участницей регионального этапа. Призовых мест не заняла. С 2010 года мои воспитанники входили в число победителей и призеров школьного этапа и были представлены на муниципальном уровне, где призовых мест не заняли. В 2012-2013 учебном году 6 учащихся МКОУ "Буняковская СОШ" были представлены на муниципальном уровне, 2 из которых мои воспитанники. Призовых мест не заняли. Есть над чем работать.
Кроме Всероссийской олимпиады школьников ежегодно дети принимают участие в международном конкурсе «Русский медвежонок». Большинство обучающихся получают сертификаты. В 2010 учебном году по результатам игры-конкурса ученица 10 класса Ёлкина Алёна заняла 62 место в регионе. Также мои воспитанники принимают участие в научно-практической конференции. В 2011году на муниципальном уровне работу представляла ученица 9 класса Козыренко Анна, в 2012 учебном году – Никифорова София. Получили сертификаты. Участвуют в конкурсе чтецов «Души прекрасные порывы», экологическом конкурсе «Русская берёза», получают грамоты, сертификаты.
IV. Библиографический список.
1) Бархин К.Б., Истрина Е.С. Методика русского языка в средней школе. – М., 1934.
2) Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – Л., 1941.
3) Выготский Л.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. – М., 1956.
4) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
5) Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс: К учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М., 2006.
6) Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.
7) Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М., 2006.
8) Егорова Н.В. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс. – М., 2005.
9) Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество: Избранные труды. – М., 1998.
10) Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
11) Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1984.
12) Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М., 1990.
13) Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста// В кн.: Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия. – Киев, 1979.
14) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.
15) Львов М.Р. Языковая норма и культура речи// РЯШ. – 2006, №8. – С.3-8.
16) Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ.
1993, №3. – С.31-38.
17) Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.10-18.
18) Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. – С.8-16.
19) Пахнова Т.М. От текста к слову. Работа по развитию речи, обобщению и систематизации изученного при подготовке к зачетам, переводным и выпускным экзаменам// Газета «Русский язык». – 2001, №17
20) Русский язык: учебник для 7 класса общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов/ под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. – М., 2008.
21) Селевко Г. В. Компетентности и их классификация // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143
22) Соколова О. В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы в вузе .— Пермь: Меркурий, 2011
23) Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. – М., 1997.
24) Сорокопытова О.Г. « Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (интернет-ресурс, размещение:http://www.edu.ru.)
26) Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте.– СПб., 1899;
27) Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы. – М., 2005.
28) Текучева И.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М., 2005.
29) Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. – Курск, 1994.
V. Приложения
Приложение 8.
Характеристика 4 уровней коммуникативной компетенции
Учащихся.
Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Можно выделить 4 уровня коммуникативной компетенции учащихся: низкий, средний, выше среднего, высокий и 4 составляющих коммуникативной компетенции: речевую, языковую, стилистическую и риторическую.
1 уровень ( низкий)
Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается более 2 речевых ошибок в тексте объемом 150-200 слов. У учащихся бедный словарный запас, однообразие грамматического строя речи, присутствует неуместное использование средств выразительности или их отсутствие, частые паузы. Выступление заканчивается раньше, чем через 2 минуты. Учащиеся не соотносят речь и ситуацию общения, не могут организовать пространство, стремятся уйти подальше от аудитории, спрятаться за стол учителя, опереться на него, могут отвлекаться или слишком зажаты, чувствуют себя крайне напряженно и неуютно.
Языковой аспект: раскрывают содержание вопроса (проблемы) с соблюдением норм оформления текста по образцу, не придерживаются лексических, грамматических норм, отсутствует орфографическая зоркость, частотны орфографические и синтаксические ошибки.
Стилистический аспект: учащиеся имеют самое общее представление о стилях речи. При общении преобладает разговорный стиль.
Риторический аспект: учащиеся не имеют представления о композиции речи, неточно формулируют тему текста, не могут удержать тему на протяжении всего выступления, затрудняются в формулировке тезиса и подборе аргументов, не видят логических несоответствий, причинно-следственных связей и др., не отмечают нарушений речевой этики.
2 уровень (средний)
Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется не более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 2 речевых ошибок, бедный словарный запас, средства выразительности используются неуместно, частые паузы. Учащиеся с трудом могут выступать в течение двух минут, соотносят речь с ситуацией общения, могут организовать пространство, но при этом чувствуют себя неуверенно или чрезмерно активно, неуместно используют невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся имеют представление о лексических, грамматических нормах, но не считают нужным соблюдать их, имеют представление о правилах орфографии и пунктуации, но пишут «по привычке», не соотнося правило и конкретное слово или предложение, замечают ошибки, но не могут определить их происхождение, орфографическая зоркость развита слабо.
Стилистический аспект: имеют представление о стилях речи, но не знают их особенностей и сферы их применения.
Риторический аспект: учащиеся имеют представление о композиции речи, но не всегда ее соблюдают при построении текста, формулируют тему текста, раскрывают тему (проблему), включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил составления текста, могут удержать тему. Делают попытки сформулировать основную мысль, называют аргументы, считают их исчерпывающими и достаточными, однако, могут быть нарушения логики, причинно-следственных связей и др., недочеты.
3 уровень (выше среднего)
Речевой аспект: работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, допущено не более 1 логической ошибки. Учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 1 речевой ошибки. Словарный запас разнообразен и соответствует возрасту. Средства выразительности используются не всегда уместно. Паузы отсутствуют, выступление длится в течение двух минут. Говорящий соотносит речь с ситуацией общения, умело организует пространство, чувствует себя достаточно уверенно, адекватно использует невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся в основном соблюдают лексические, грамматические, стилистические нормы письменной и устной речи, фиксируют ошибки, но неправильно их классифицируют. Допускают не более 4 орфографических или синтаксических ошибок. У учащихся развита орфографическая зоркость.
Стилистический аспект: учащиеся разбираются в функциональных стилях речи, владеют теорией построения текста разных стилей и жанров.
Риторический аспект: учащиеся знают о композиции речи и соблюдают ее при построении текста, однако, наблюдаются незначительные недочеты в построении текста. Правильно ставят цель, формулируют, удерживают и раскрывают тему, основную мысль, называют аргументы и определяют жанр текста. Обращают внимание на логику в изложении аргументов, но неправильно их классифицируют.
4 уровень (высокий)
Речевой аспект: Работа учащихся характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют. Учащиеся выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского языка, речевые ошибки отсутствуют, четко формулируется тезис, подобрано достаточное количество аргументов, приведены примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместно используются средства выразительности. Выступление длится более двух минут. Учащиеся соотносят речь с ситуацией общения, организуют пространство, чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие. Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся хорошо разбираются в языковых и речевых нормах, осознанно их соблюдают, допускают не более 2 орфографических или синтаксических ошибок. У них хорошо развита орфографическая зоркость.
Стилистический аспект: учащиеся хорошо разбираются в стилях речи и сферах их применения, умеют создавать тексты разных функциональных стилей и жанров.
Риторический аспект: композиция текста не нарушена, учащиеся четко формулируют тему и основную мысль, удерживают тему на протяжении всего выступления, правильно называют аргументы, следят за логикой изложения материала, приводят примеры, раскрывают содержание вопроса (проблемы), самостоятельно предлагают структуру текста в соответствии с нормами жанра, умеют формулировать и обосновывать свою позицию, а также убеждать окружающих в своей правоте.
Для определения уровня (низкий, средний, выше среднего, высокий) развития коммуникативных компетенций учащихся использованы специально разработаны методики А.П. Чудинова, З.И. Курцевой, Л.Г. Антоновой, А.В. Филиппова, идеи С.А. Минеевой, Т.А. Долининой и др. В качестве дидактического материала ученые предлагают использовать тексты, тесты, аудио- и видеозаписи.
В качестве измерения коммуникативной компетентности учащихся я использовала те материалы, которые связаны с созданием и анализом текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции
Формирование коммуникативной компетенции - одна из ключевых задач развития качеств личности. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры уст...
Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "
Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...
"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"
Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Выступление на школьном методическом объединении на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
В современной методике преподавания русского языка приоритетным является текстоориентированный подход, поэтому особое место на уроках отвожу работе с текстом. ...