Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Планирование составлено с учетом изменений требований к рабочим программам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass_2015.docx | 58.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку 5 класса создана на основе:
- - Закона РФ «Об образовании» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и авторской рабочей программы по русскому языку для 5 класса Т.Н. Трунцевой ( Москва: ВАКО, 2014)
- Учебного плана МОУ-СОШ №3 г. Можайска на 2016-2017 учебный год, утверждённого решением педагогического совета (Протокол №1, от 30 августа 2016 года)
Данная рабочая программа предназначена для работы по учебно-методическому комплексу Т.А. Ладыженской и др.( Москва: Просвещение, 2014)
1.Содержание учебного курса.
1. Язык – важнейшее средство общения. – 2 ч. + 1 ч.Р.р.
2. Повторение изученного в начальных классах. - 26 ч.(5 ч.Р.р).
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 31ч. (7 ч.Р.р.)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. – 16 ч. (4 ч. Р.р.)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5. Лексика. Культура речи. – 15 ч. ( 4 ч. Р.р.)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи – 23ч. (4 ч. Р.р.)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
7. Морфология.Орфография. Культура речи – 50 ч. + 11 ч. Р.р.
Самостоятельные и служебные части речи –
Имя существительное - 20 ч. (4ч. Р.р.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное - 11 ч. (3) ч. Р.р.
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол – 29 ч.(4 ч. Р.р.)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе – 5 ч.
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
2.Планируемые результаты изучения курса русского языка
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
1.Содержание курса (5 класс)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой
и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
- Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
2.Планируемые результаты :
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата | Тема урока | |
план | факт | ||
1 | Язык и человек. Язык и речь. | ||
2 | Язык и его единицы. | ||
3 | Р.Р. Композиционные и языковые признаки стиля речи. | ||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | ||
5 | Орфограмма. | ||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
10 | Буквы и, у, а после шипящих. | ||
11 | Разделительные Ъ и Ь. | ||
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | ||
13 | Р.Р. Текст. | ||
14- 15 | Р.Р. Обучающее изложение ( по Г.А. Скребицкому) | ||
16 | Части речи. | ||
17 | Глагол | ||
18 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | ||
19 | Личные окончания глаголов. | ||
20 | Р.Р. Тема текста. | ||
21. | Имя существительное как часть речи. | ||
22. | Падежные окончания существительных. | ||
23 | Имя прилагательное как часть речи. | ||
24 | Местоимение как часть речи. | ||
25 | Р.Р. Основная мысль текста. | ||
26 | Р.Р. Обучающее сочинение- описание по картине А.А. Пластова «Летом» | ||
27 | Повторение изученного в начальных классах | ||
28 | К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». | ||
29 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | ||
30 | Синтаксис. Пунктуация. | ||
31 | Словосочетание. | ||
32 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. | ||
33 | Разбор словосочетания. | ||
34 | Р.Р. Сжатое изложение. (Упр.127) | ||
35 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | ||
36 | Виды предложений по интонации. | ||
37 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | ||
38 | Сказуемое. | ||
39 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
40 | Дополнение. | ||
41 | Определение. | ||
42 | Обстоятельство. | ||
43 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
44 | Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения. | ||
45 | Предложения с обращениями. | ||
46 | Р.Р. Письмо. | ||
47 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Синтаксис простого предложения» | ||
48 | К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения» | ||
49 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | ||
50 | Знаки препинания в сложном предложении. | ||
51 | Синтаксический разбор сложного предложения. | ||
52 | Прямая речь | ||
53 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | ||
54 | Диалог | ||
55 | К.Р. №3 Контрольный тест по теме «Синтаксис и пунктуация» | ||
56 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | ||
57 | Фонетика. Гласные звуки. | ||
58 | Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие | ||
59 | Позиционные чередования гласных и согласных. | ||
60 | Р.Р. Повествование. | ||
61- 62 | Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский «Шкатулка».) | ||
63 | Согласные звонкие и глухие. | ||
64 | ГрафикаАлфавит. | ||
65 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | ||
66 | Двойная роль букв е,ё,ю,я. | ||
67 | Закрепление темы «Двойная роль букв е,ё,ю,я» | ||
68 | Орфоэпия. | ||
69 | Фонетический разбор слова. | ||
70 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | ||
71 | К.Р.Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». | ||
72 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | ||
73 | Р.Р. Подготовка к сочинению-описанию предметов, изображённых на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | ||
74 | Р.Р. Сочинение. Описание предметов, изображённых на картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица» | ||
75 | Слово и его лексическое значение. | ||
76 | Однозначные и многозначные слова. | ||
77 | Закрепление темы «Однозначные и многозначные слова» | ||
78 | Прямое и переносное значение слова. | ||
79 | Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении. | ||
80 | Омонимы. | ||
81 | Роль омонимов в речи. | ||
82 | Синонимы. | ||
83 | Роль синонимов в речи. | ||
84 | Р.Р. Подготовка к сочинению о картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | ||
85 | Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | ||
86 | Антонимы. | ||
87 | Роль антонимов в речи. | ||
88 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | ||
89 | Подготовка к контрольному тестированию по теме «Лексика» | ||
90 | К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи». | ||
91 | Р.Р. Подготовка к подробному изложению ( К.Г.Паустовский «Первый снег») | ||
92 | Р.Р.Написание подробного изложения (К.Г.Паустовский «Первый снег») | ||
93 | Морфемика как раздел лингвистики | ||
94 | Морфема. Изменение и образование слов. | ||
95 | Окончание. Основа слова. | ||
96 | Корень слова. | ||
97 | Однокоренные слова. | ||
98 | Приставка. | ||
99 | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Секрет названия» | ||
100 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | ||
101 | Суффикс. | ||
102 | Чередование звуков. | ||
103 | Беглые гласные. | ||
104 | Варианты морфем | ||
105 | Морфемный разбор слова. | ||
106 | Правописание гласных и согласных в приставках. | ||
107 | Буквы З и С на конце приставок. | ||
108 | Буквы о –а в корне лаг –лож | ||
109 | Буквы О –А в корне раст –ращ-рос | ||
110 | Буквы ё –е после шипящих. | ||
111 | Буквы Ы-И после Ц | ||
112 | Повторение по теме «Морфемика». | ||
113 | К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика». | ||
114 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | ||
115 | Р.Р. Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» с последующим анализом работы. | ||
116 | Имя существительное как часть речи. | ||
117 | Р.Р. Доказательства в рассуждении. | ||
118 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | ||
119 | Имена существительные собственные и нарицательные. | ||
120 | Р.Р. Элементы рассуждения. Сжатое изложение. (Упр. 513.) | ||
121 | Род имён существительных. | ||
122 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | ||
123 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | ||
124 | Три склонения имён существительных. | ||
125 | Падеж имён существительных | ||
126 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе. | ||
127 | Множественное число имён существительных. | ||
128 | Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | ||
129 | Морфологический разбор имени существительного. | ||
130 | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | ||
131 | Р.Р. Сочинение –описание по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | ||
132 | К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | ||
133 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | ||
134 | Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи. | ||
135 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. | ||
136 | Буквы о-е после шипящих в окончаниях прилагательных. | ||
137 | Р.Р. Описание животного. | ||
138 | Р.Р. Подробное изложение.(А.И. Куприн « Ю-ю») | ||
139 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | ||
140 | Прилагательные полные и краткие. | ||
141 | Краткие прилагательные с основой на шипящую. | ||
142 | Морфологический разбор имени прилагательного. | ||
143 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | ||
144 | К.Р. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». | ||
145 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | ||
146 | Глагол как часть речи. | ||
147 | Не с глаголами. | ||
148 | Неопределённая форма глагола. | ||
149 | Виды глагола. | ||
150 | Буквы Е –И в корне с чередованием. | ||
151 | Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой | ||
152 | Прошедшее время глагола. | ||
153 | Настоящее время глагола. | ||
154 | Будущее время глагола. | ||
155 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | ||
156 | Морфологический разбор глагола. | ||
157 | Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица. | ||
158 | Мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. | ||
159 | Употребление времен. | ||
160 | Р.Р. Употребление «живописного настоящего» в речи. | ||
161 | Повторение по теме «Глагол». | ||
162 | К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | ||
163 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | ||
164 | Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку | ||
165 | Орфограммы в корне слова. Повторение. Резерв. | ||
166 | Орфограммы в приставках. Повторение. Резерв | ||
167 | Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных. Повторение. Резерв | ||
168 | Орфограммы в окончаниях глаголов. Повторение. Резерв | ||
169 | Знаки препинания в простом предложении. Повторение. Резерв | ||
170 | Знаки препинания в сложном предложении. Повторение. Резерв |
Перечень контрольных работ.
№ п/п | Дата | Вид работы | Тема работы | Примечания | |
план | факт | ||||
1 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Повторение изученного в начальной школе. | |||
2 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Синтаксис простого предложения». | |||
3 | Контрольный тест | Синтаксис и пунктуация. | |||
4 | Контрольный тест | Фонетика | |||
5 | Контрольный тест | Лексика | |||
6 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Морфемика | |||
7 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Имя существительное | |||
8 | Контрольный тест | Имя прилагательное | |||
9 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Глагол | |||
10 | Итоговая контрольная работа (тестирование) | Повторение изученного в V классе |
Учебно-методическое обеспечение.
- Русский язык 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.-М.: Просвещение. -2012
- Т.Н. Трунцева. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса, М.: ВАКО, 2014
- Н.В. Егорова. Уроки русского языка в 5 классе.-М., просвещение, 2014
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
протокол № _____ от ____.__________._______г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/________________/
______.____________.______г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классе по УМК В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко (2часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Бархударова...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс по программе М.Т. Баранова и др.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы, написанная учителем русского языка МБОУ СОШ №82 Романовой Ю.Ю. по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др....
календарно-тематическое планирование по русскому языку 11 класс Гольцова
планирование составлено на основе УМК«Русский язык 10-11 классы», Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, Москва, 2006 год из расчета 68 часов в году....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе Программы по русскому языку / под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова/ М.: Мнемозина, 2008 г....
Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс
Планирование уроков русского языка в 9 классе...
Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс
Тематическое планирование по русскому языку (3 часа в неделю)...