Учебная программа по русскому языку для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

 Учебная программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе

Общеобразовательной программы по русскому языку « Школа 2100» для основной старшей школы под редакцией Бунеевой Р.Н., Бунеевой Е. В., М., « Баласс», 2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_po_ruskomu_yazyku.docx89.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №47»  

г. Чебоксары

Утверждаю:

Директор

МБОУ «СОШ№47»

_________________

(Ф.И.О.)

Приказ №_________

от «_28_»__августа2016 г.

Согласовано

на МС школы.

Протокол №____

от «_28_»_августа 2016 г.

Руководитель МС

_____________________

Ф.И.О

Рассмотрено

на МО учителей русского языка и литературы

Протокол №______

от «__28__»августа 2016г.

 Руководитель МО

______________________

                Ф.И.О.

Рабочая учебная программа по русскому языку

 для 6 класса

на 2016-2017 учебный год

Составлена на основе

Общеобразовательной программы по русскому языку « Школа 2100» для основной старшей школы под редакцией Бунеевой Р.Н., Бунеевой Е. В., М., « Баласс», 2013

Программу составила учитель русского языка и литературы Елизарова Е. Н.

г. Чебоксары 2016г.

I.Пояснительная записка

      Рабочая  учебная программа по русскому языку  составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального государственного стандарта общего образования от  17 декабря 2010г. №1897

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ. 2013 года.

3. Учебного плана МОБУ « СОШ  № 47» г. Чебоксары  на 2016-2017 учебный год.

4. Примерной и авторской программы общего образования по русскому языку под ред. Бунеева  Р.Н, Бунеевой Е.В., входящей в Образовательную систему «Школа 2100». Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебником Русский язык 6 кл. учеб, для общеобразоват. учреждений: в 2-х кн. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М. : Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2100») Программа рассчитана на 6 часа в неделю, всего – 204часа в неделю.  

Цель программы:

- формирование у учащихся на базе усвоения ими  системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Задачи программы:

  1. Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  2. Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
  3. Формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
  4. Формировать умения анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

II. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).

– Формирование у учащихся чувства языка.

– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

– Овладение орфографией и пунктуацией.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся учёных-лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе  культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

III. Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю в  6 классе – 6ч, всего часов -204, из них на развитие речи – 33ч(14+19), контрольные работы – 7ч(3+4).

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;

по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;

по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;

по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном  тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера,  рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением.

V. Содержание учебного предмета «Русский язык» 6-й класс

 Введение  

Русский язык – язык русского народа.

I.Раздел Слово в языке и речи(60ч)
(повторение и углубление изученного в 5-м классе)

1.1.Лексическое богатство русского языка.

Что такое богатство языка? Фразеологизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.

Изменения в словарном составе русского языка. Заимствованные слова. Устаревшие слова (архаизмы, историзмы). Неологизмы.

1.2.Понятие «часть речи»

Имя существительное как часть речи и как член предложения. Грамматическое значение и морфологические признаки имени существительного. Способы образования имен существительных.

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Буквы ы, и после ц. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Имя существительное как член предложения.

Местоимение – существительное как часть речи и как член предложения.

Разряды местоимений существительных.

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях-существительных. Местоимение существительное как член предложения.

Глагол как часть речи и как член предложения.

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола.

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах. Глагол как член предложения.

1.3Простое и сложное предложение. 

 Предложение. Предложения с обращениями, вводными словами. Выделительные знаки препинания. Предложение с однородными членами. Разделительные знаки препинания. Сложное предложение. Предложения с прямой речью. Косвенная речь. Диалог.

1.4Текст.

Основные признаки текста. Способы связи предложений в тексте.

II. Знаменательные( самостоятельные ) слова

         2.1. Слова со значением «количество предметов»

         Количественные числительные в языке и речи.

Лексическое и грамматическое значение количественных числительных.

Морфологические признаки количественных  числительных.

Простые, сложные, составные имена числительные. Разряды количественных числительных: целые, дробные и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Нормы употребления количественных числительных в речи.

 Буква ь в середине и в конце количественных числительных. Слитное и раздельное написание количественных числительных. Буква и в безударных падежных окончаниях числительных.

Род числительных два/две,  оба/обе, полтора/полторы.

 Сочетательные возможности количественных  числительных.

Лексическая сочетаемость. Сочетаемость собирательных числительных

с существительными. Грамматическая сочетаемость.

     Роль количественных  числительных в предложении и тексте. Количественные числительные в качестве подлежащего. Количественные числительные в качестве второстепенных членов предложения.

  2.2.Слова со значением «признак предмета»

Имя прилагательное в языке и речи.

 Имя прилагательное как часть речи. Лексическое значение имен прилагательных.

Общее грамматическое значение имен прилагательных.

Словообразование имен прилагательных.

 Различение на письме суффиксов -к- и -ск-.

 Употребление ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме в именах прилагательных (типа июньский, январский).

 Правописание н и нн в суффиксах прилагательных.

Буквы о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных.

Морфологические признаки имён прилагательных. Постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Качественные имена прилагательные.

 Полная и краткая форма. Формы сравнения прилагательных.

 Неупотребление буквы ь в конце кратких прилагательных после букв шипящих. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.

Относительные имена прилагательные. Притяжательные имена прилагательные. Сочетательные возможности имен прилагательных.

Лексическая сочетаемость. Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + имя прилагательное».  Роль имён прилагательных в предложении.

Имя прилагательное в качестве определения. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных определениях. Имя прилагательное в качестве сказуемого.

Составное именное сказуемое. Имя прилагательное в тексте. Текстообразующая роль имён прилагательных.

Порядковые числительные в языке и речи.

 Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных.

Морфологические признаки порядковых числительных. Изменение порядковых числительных по родам, числам, падежам.  Роль порядковых числительных в предложении.

Количественные и порядковые числительные (обобщение).

Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте.

 Местоимения-прилагательные и местоимения – числительные  в языке и речи.

Морфологические признаки местоимений, указывающих на признак предметов и количество предметов.

Вопросительно-относительные местоимения какой, каков, который, чей, сколько. Склонение вопросительно-относительных местоимений.

Неопределённые местоимения некоторый, несколько, кое-какой, какой-то, сколько-нибудь и др. Склонение неопределённых местоимений. Правописание не- в неопределённых местоимениях. Дефис в неопределённых местоимениях.

Отрицательные местоимения никакой, ничей, нисколько. Склонение отрицательных местоимений.

Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой и др.

Склонение притяжательных местоимений.

Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, столько.

Склонение указательных местоимений.

Определительные местоимения сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой.

Склонение определительных местоимений.

Роль местоимений, указывающих на признак предмета и количество предметов, в  предложении.

Местоимение как часть речи (обобщение). Местоимения в тексте.

  2.3. Слова со значением «признак предмета по действию»

Причастие в языке и речи.

Грамматическое значение.

Морфологические признаки. Глагольные признаки: время (настоящее, прошедшее), вид. Действительные и страдательные причастия.

Признаки имени прилагательного: изменение по родам, числам, падежам, наличие полной и краткой формы.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота на письме.

 Образование и правописание действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Правописание букв безударных гласных в падежных окончаниях причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание букв гласных перед суффиксом -вш- действительных причастий прошедшего времени. Правописание букв гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Полная и краткая форма страдательных причастий.

Правописание н и нн в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и в прилагательных, образованных от глаголов. Правописание букв гласных перед суффиксом -нн- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Правописание е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Правописание не с причастиями.

Роль причастий в предложении. Причастие в качестве определения.

Причастие как именная часть составного именного сказуемого.  Сочетательные возможности причастий. Подчинительная связь «согласование» в словосочетании «имя существительное + причастие».  Подчинительная связь «управление» в словосочетании «причастие + имя существительное».

Причастие в тексте. Текстообразующая роль причастия.

III.Повторение изученного

Морфология.

Синтаксис и пунктуация.

Орфография.

Лексика. Речь.

IV. Тематическое планирование

Количество  часов всего-210, в неделю -6ч.

Номер урока

Содержание (разделы и темы)

Количество часов

Введение(2ч)

1

Русский язык- язык русского народа.

1

2

Литературный русский язык

1

I.Слово в языке и речи(60ч)

 Лексическое богатство русского языка  

3

Что такое богатство языка

4

Фразеологизмы. Отличие  фразеологизмов от свободных

сочетаний.

1

5

Группы фразеологизмов по происхождению. Фразеологизмы в других языках, в тексте.

1

6

Сочинение. Начало сказки по опорным фразеологизмам.

1

7.

Изменения в словарном составе русского языка. Слова, заимствованные из других языков.

1

8.

Слова, заимствованные из старославянского языка.

1

9.

Устаревшие слова.

1

10.

Неологизмы.

1

Имя существительное как часть речи и как член предложения

11

Понятие «часть речи»

1

12

Грамматическое значение имени существительного

1

13

Морфологические признаки. Морфологический разбор

1

14

Образование имен существительных

1

15

Способы образования имен существительных

1

16

Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных

1

17

Буквы ы–и после ц

1

18

 Правописание буквы ы–и после ц

1

19

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

1

20

Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Свободный диктант

1

21

Имя существительное как член предложения.

1

22

Имя существительное как член предложения. Разбор предложения.

1

23-24

Однородные члены предложения, выраженные именами существительными

2

25-26

Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками

1

Местоимение-существительное как часть речи и как член предложения

27-28

Разряды местоимений существительных

2

29-30

Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях- существительных

2

31

Местоимение существительное как часть речи и как член предложения. Синтаксический разбор

1

32-33

Контрольный диктант по теме « Местоимения-существительные». Работа над ошибками

2

Глагол как часть речи и как член предложения

34

Грамматическое значение и морфологические признаки глагола

1

35

Морфологический разбор глагола

1

36

Способы образования глагола

1

37-39

Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах

3

40

Глагол как член предложения

1

41-42

Контрольный диктант по теме «Глагол». Работа над ошибками

2

Простое и сложное предложение

43

Предложение

1

44

Роль знаков препинания в письменной речи. Знаки завершения, выделения, разделения

1

45

Предложения с обращениями. Выделительные знаки препинания.

1

46-47

Предложения с вводными словами. Выделительные знаки препинания. Слова, не являющиеся членами предложения.

2

48-49

Предложения с однородными членами. Разделительные знаки препинания.

2

50-51

Сложное предложение. Разделительные знаки препинания.

2

52-53

Синтаксический разбор сложного предложения. Р\р. Свободный диктант

2

54

Оформление чужой речи на письме. Предложения с прямой речью.

1

55

Диалог

1

56

Косвенная речь

1

57-58

Контрольный диктант по теме «Простое и сложное предложения». Работа над ошибками

2

Текст

59-60

Текст. Основные признаки текста

1

61-62

Контрольное подробное изложение текста повествования

2

II. Знаменательные( самостоятельные ) слова( 126ч)

Слова со значением «количество предметов»

63

Лексическое и грамматическое значение количественных и собирательных числительных

1

64

Постоянные и непостоянные  морфологические признаки  собирательных числительных

1

65

Простые, сложные и составные числительные

1

66-67

Количественные числительные, обозначающие целые

числа. Склонение и правописание

2

68-70

Буква и в безударных падежных окончаниях количественных числительных от 11 до 19

3

71-72

Буква ь в сложных количественных числительных

2

73

Количественные числительные, обозначающие дробные

числа. Склонение и употребление

1

74

Количественные  собирательные  числительные.

Склонение и употребление

1

75

Количественные числительные как члены предложения.

1

76

Морфологический разбор числительных

1

77

Числительные в словосочетании

1

78

Числительные в предложении и тексте

1

79

Особенности употребления количественных числительных

1

80

Р\р. Сочинение - рассуждение

1

81-82

Контрольный диктант. Работа над ошибками

2

Слова со значением «признак предмета»

83

Лексическое  значение имени прилагательного.

1

84

Грамматическое значение «признак»

1

85

Способы образования имен прилагательных

1

86-87

Различение на письме  суффиксов прилагательных -к- и –ск-

2

88-89

Употребление ь перед суффиксом –ск-  в именах прилагательных

2

90-93

Одна и две н в суффиксах имен прилагательных

4

94

Формирование орфографических умений. Р\Р. Свободный диктант

1

95-96

Буквы о и е  после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

2

97

Морфологические признаки имен прилагательных

1

98

Качественные имена прилагательные. Полная и краткая форма

1

99

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после шипящих

1

100

Формы сравнения прилагательных

1

101

Сравнительная и превосходная формы имен прилагательных

1

102

Р\р.Сочинение-описание

1

103-104

Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными

2

105

Относительные имена прилагательные

1

106

Притяжательные имена прилагательные

1

107

Имя прилагательное как член предложения. Определение

1

108

Использование однородных определений. Сочинение- миниатюра «Зимний лес»

1

109-110

Неоднородные определения

2

111-112

Имя прилагательное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое

2

113

Составное именное сказуемое. Сочинение – описание по опорным словам

1

114

Морфологический разбор имени прилагательного

1

115

Имена прилагательные в словосочетании. Согласование.

1

116-117

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

2

118-119

Имя прилагательное в тексте. Подробное изложение текста - описания

2

120-121

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

2

Порядковые числительные в языке и речи

122

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных

1

123

Морфологические признаки порядковых числительных. Постоянные и непостоянные признаки

1

124

Порядковые числительные как члены предложения

1

125

Р\р. Свободный диктант. Морфологический разбор имени числительного

1

126

Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте

1

127

Р\р. Сочинение- рассуждение с использованием числительных

1

128-129

Р\Р. Подробное изложение

2

Местоимения-прилагательные в языке и речи

130

Разряды и морфологические признаки местоимений- прилагательных

1

131-132

Вопросительные местоимения-прилагательные

2

133-134

Относительные местоимения-прилагательные

2

135-136

Неопределенные местоимения-прилагательные. Правописание  не с неопределенными местоимениями- прилагательными

2

137

Правописание  не с неопределенными местоимениями- прилагательными

1

138-139

Дефис в неопределенных местоимениях -прилагательных

2

140-141

 Отрицательные местоимения-прилагательные и их правописание

2

142

Сочинение – миниатюра с использованием отрицательных местоимений

1

143

Притяжательные местоимения-прилагательные

1

144

Отличие притяжательных  местоимений - прилагательных от личных местоимений

1

145-146

Указательные местоимения- прилагательные

2

147-148

Определительные местоимения- прилагательные

2

149

Роль местоимений – прилагательных в простом и сложном предложениях

1

150

Морфологический разбор местоимений прилагательных

1

151-152

Местоимения – существительные и местоимения- прилагательные. Роль местоимений в тексте

2

153-154

Подробное изложение текста повествовательного характера

2

155-156

Контрольный диктант. Работа над ошибками

2

Причастие в языке и речи

157

Грамматическое значение причастия

1

158

Морфологические признаки причастия. Признаки глагола у причастия

1

159

Морфологические признаки причастия. Признаки прилагательного у причастия

1

160

Склонение причастий. Безударные  гласные в окончаниях  причастий

1

161

Причастный оборот. Определяемое и зависимое слово.

1

162-163

Выделение причастного оборота на письме

2

164

Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных предложений

1

165

Книжная лексика. Тексты официально-делового стиля. Составление текста официально-делового стиля

( автобиография)

1

166

Действительные и страдательные причастия

1

167

Действительные причастия настоящего времени

1

168

Буквы гласных в суффиксах действительных причастий

настоящего времени

2

169

Проверочная работа

1

170

Действительные причастия прошедшего времени

1

171-172

Буквы гласных перед суффиксом -вш- в действительных причастиях прошедшего времени

2

173

Страдательные причастия настоящего времени

1

174-175

Буквы гласных в суффиксах страдательных  причастий

настоящего времени

2

176

Страдательные причастия прошедшего времени

1

177-178

Буквы гласных перед суффиксом -нн- в страдательных

причастиях прошедшего времени

2

179-180

Контрольный диктант по теме «Причастие»

2

181

Краткие страдательные причастия

1

182-183

Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

2

184-187

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времении прилагательных, образованных от глаголов

4

188-189

Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий

2

190-191

Слитное и раздельное написание не с причастиями

2

192

Причастие как член предложения

1

193

Р\р. Свободный диктант. Морфологический разбор причастия

1

194

Причастие в тексте

1

195-196

Р\р. Подробное изложение текста-рассуждения

2

197-198

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

2

Повторение(12ч)

199

Морфология

1

200

Лексика. Речь

1

201-202

Синтаксис и пунктуация. речь

2

203-210

Орфография

8

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Русский язык»

Для реализации целей и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по русскому языку Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»).

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва, Н.А. Исаева, Е.С. Барова «Русский язык». Учебник для  6-го классов.

2. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, Е.Н. Воронова, А.Т. Грязнова, Н.А. Исаева. Методические рекомендации по русскому языку. Пособие для учителя.

На уроках русского языка в качестве технического средства обучения  эффективно используем компьютер. Учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

VIII. Результаты освоения предмета «Русский язык» и система оценки.  Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.

Часть I .  Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

           Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Часть 2.  Нормы оценки письменных контрольных работ.

I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант.

Отметка

Число ошибок (орфографических и  пунктуационных )

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

        Степень выполнения задания

«5»

ученик выполнил все задания верно

«4»

ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»

выполнено не менее половины заданий

Контрольный словарный диктант

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

   Количество    ошибок

«5»

 нет ошибок  

«4»

1 – 2 ошибки

«3»

3 – 4 ошибки

«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.

Критерии оценки орфографической грамотности

В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.

Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).

Орфографические ошибки бывают:

1) на изученные правила;

2) на неизученные правила;

3) на правила, не изучаемые в школе.

Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.

Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;

4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в написании собственных имен нерусского происхождения;

7) в случаях трудного различения не и ни:

Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…

При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.

В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.

К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.

Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.

Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.

Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.

Критерии пунктуационной грамотности

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);

2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.

 II. Критерии и нормативы оценки  изложений и сочинений.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

-соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

- полнота раскрытия темы;

-правильность фактического материала;

- последовательность и логичность изложения;

-правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

-стилевое единство и выразительность речи;

-правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитыватьвсе требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

 III. Критерии оценивания письменных практических работ тестового характера.

В работах такого характера исправляются все ошибки, учитываются только ошибки на заранее оговоренные грамматические, лексические и орфографические трудности.

«5» - 100-90% правильных вариантов (или 1 ошибка)

«4» - 89-70% правильных ответов (или 2-3 ошибки)

«3» - 69-50% верных вариантов (или 4-6 ошибок)

«2» - ниже (или 6-13 ошибок; от 13 ошибок –«1»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому речевому общению для 11 классов

Данное тематическое планирование предназначено для учителей 11 классов, преподающих русское речевое общение в классах с углубленным изучением отдельных предметов (профильное обучение - гуманитарный ци...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений "Русский язык" 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (20...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая программа по русскому языкудля 6 класса.

Данная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  стандарта общего образования по русскому языку на базовом уровне на основе  «Программы общеобразо...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...