Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Повторение имени числительного»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бигаева Заира Цараевна

Конспект открытого урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект открытого урока по русскому языку

в 6 классе

Тема: «Повторение имени числительного»

Дата:01.02.2021г.

Тема урока: «Повторение имени числительного»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, карточки, цветик-семицветик с заданиями, смайлики.

Цели:1)повторение изученного в разделе «Имя числительное» (понятие о части

            речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях

           и синтаксических);

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить и обобщить  изученное об имени числительном ,совершенствовать орфографические навыки, развитие умений отличать числительные от других частей речи, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей.

Метапредметные:

Умение соотносить  свои действия с планируемыми результатами ,осуществлять контроль  своей деятельности  в процессе достижения  результата,определять способы действий   в рамках предложенных условий и требований;умение осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации  для выражения своих чувств,мыслей и потребностей.

Личностные:

            Формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию ;коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,взрослыми в процессе образовательной деятельности.

                                              Ход урока

1 Мотивационный момент.

Добрый день.

Громко вновь звенит звонок

Нам пора начать урок

Все волнения отбросьте-

Не забыли о нас гости!

Оглянитесь, улыбнитесь,

Тихо по местам садитесь.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Это урок-путешествие, полное неожиданностей и приключений. А отправимся мы с вами в путешествие за тридевять земель в тридесятое царство. Цель нашего путешествия:

повторить должны мы дружно,

как числительное нужно

правильно писать, склонять,

в речи верно применять.

Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

2 Актуализация знаний.

-А в какое же царство мы отправляемся? Узнаете вы это, показав себя знатоками русской орфографии.

Орфографическая разминка.

Правильно выбранная вами буква будет соответствовать номеру буквы в названии царства. Итак, вперёд!

Ч(и,е)стота в квартире.

Дра(м,мм)а

Посв(я,е)тить стихи

С(ч,щ)астливый

Скр(и,е)петь дверью

Иску(с,ст)ный

Приви(лл,л)егия

Зав(и,е)зировать документ

Лес(т,тт)ница

Прож(е,и)вать хлеб

Ли(лл,л)ипут

Б(ъ,ь)ющийся

Ветре(н,нн)ый

Позв(о,а)лять шалости

Пос(и,е)деть от горя     (Имя числительное)

- В какое же, ребята, мы отправляемся царство-государство? ( Правильно, в царство имени числительного)

- Чтобы добраться до дворца его величества имени числительного, мы должны будем преодолеть горы, морфологический лес , синтаксические реки и многие другие препятствия.

Итак, отправляемся в царство имени числительного.

3. Повторение изученного материала.

Первое наше препятствие – станция «Теоретическая». Ребята, в любом путешествии нужны опытные и знающие люди. Вы согласны со мной? (Да)

Давайте докажем, что мы опытные и знающие.

На доске прикреплён цветок с 7-ю лепестками. На каждом лепестке задание (Дети подходят, отрывают лепесток и отвечают на поставленные вопросы)

1вопрос  Что обозначает имя числительное? На какие вопросы отвечает? Приведите примеры .( Имя числительное обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы сколько?  какой?)

2 вопрос. Какие числительные называются простыми, какие - составными?  Приведите примеры. ( Числительные, которые состоят из одного слова – простые; числительные, которые состоят из двух или более слов,- составные)

3 вопрос. В каких числительных Ь пишется на конце, а в каких в середине? ( от 5-20, 30 – на конце, от 50-80, 500-900- после первого корня.)

4 вопрос. Назовите разряды количественных числительных. Приведите примеры.        

( целые числа - пять, десять, дробные -две третьих, собирательные- трое.  

5 вопрос. Что обозначают порядковые числительные? (порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какие? ( третий, двадцать пятый).

6 вопрос. С чем сочетаются собирательные числительные? ( С именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: четверо мальчиков, пятеро медвежат, с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое ножниц.

7 вопрос. Как склоняются дробные числительные? ( 1-я часть как числительное, обозначающее целое число, вторая - как прилагательное во множественном числе: к трём пятым, с тремя пятыми)

Вывод: Ребята, мы успешно справились и преодолели станцию «Теоретическая».

Теперь нас ждёт следующее испытание на станции «Склонение числительных»

( Задание раздаю на листочках  по вариантам, один человек около доски)

Поставьте числительные в указанных падежах.

           1 вариант                                                 2 вариант

464 конверта ( р., тв)                                 757 кастрюль (р., пр)

98 велосипедов (д.,тв)                              557 мотоциклов (д., пр)

 

                         Индивидуальное задание:

                             765 рублей (р.,тв)

                              600 училищ (тв.,п.п)

-Ребята, а давайте вспомним, в чём особенности склонения числительных  40, 90, 100? ( У них 2 формы. И.В.- сорок, девяносто, сто.  Р, Д ,Т ,П- сорока ,девяноста, ста)

Вывод: молодцы, ребята, мы преодолели сложное препятствие. Теперь нас ждёт препятствие, которое мы должны переплыть. Это синтаксическая река.

     Станция « Синтаксическая»

Задание: подчеркнуть числительные как члены предложения.

1.Два да два – четыре.

2.Разделите шесть на три.

3.Мы живём на втором этаже.

4.Занятия в спортивной секции начинаются в три часа.

Вывод: Какими членами предложения могут быть числительные? (разными членами предложения)

- Ещё одно препятствие позади. Давайте, ребята, немножко отдохнём.

Физкультминутка    

Раз – подняться, подтянуться.

Два – слегка назад прогнуться.

Три – присесть.

Четыре – встать и руками помахать.

Пять – наклоны вправо, влево.

Шесть – достать рукой колено.

Семь – глазами поморгайте.

Восемь – шею разминайте.

Девять – ну-ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь.

Десять – сели образцово, принялись за дело снова.

Вывод: видите, ребята, даже в физкультминутке нам не обойтись без числительных.

Какие числительные здесь употребляются? К какому разряду они относятся? ( количественные)

Чтобы преодолеть следующее препятствие, нам нужно пройти через морфологический лес. Сделать это будет непросто, но мы должны постараться.

   Станция « Морфологическая»

Я вам предлагаю буквенный диктант, называю слова, а вы должны определить, какая это часть речи, записывая начальную букву в строчку через запятую.

Два, двойка, утроить, пятый, семидневный, пятиклассник, одиночка, один, пятёрка, четыре.

Вывод: что, ребята, нужно знать при определении частей речи? ( правильно задавать вопрос к слову)

- А теперь давайте проверим, под силу ли вам станция «Смекалистая?»

Ребята, вы должны решить ребусы.

1» Хитрое предложение». Вы должны его разгадать, иначе нам не попасть в царство имени числительного.

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.

40а, е2, о5, с3ж.

Вывод: молодцы, ребята. Вы очень смекалистые. Теперь мы можем преодолеть любые препятствия.

Перед нами ещё одна станция, которая называется «Фразеологическая разминка».

- Объясните значение фразеологизмов с числительными: до седьмого пота, семь пядей во лбу, семь пятниц на неделе, спустить семь шкур.

Вывод : молодцы, ребята, вы хорошо знаете фразеологизмы.

- Прежде чем отправиться к следующему препятствию, давайте послушаем легенду о жителе этого царства.

               « Немного истории».

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.

      В один сорокъ (т.е. мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями ( или белками) и, наконец, числительное сорок. ( Из « Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского).

- Отдохнули, ребята? Хорошо, теперь отправляемся на последнюю станцию « Сообразительная».

- Сейчас мы с вами поиграем в игру « Диктор».

- Диктор , выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача прочитать его правильно. Я вам сейчас раздам по одному предложению на листочках, а вы должны прочитать его правильно.

1.Наибольшая глубина Балтийского моря – около 459 метров.

2.Брат вернулся около 12 часов.

3.Он взял эту высоту – планку подняли на 198 сантиметров.

4.Первой женщиной, побывавшей в космосе, была Валентина Терешкова. Её корабль приземлился через 2 суток 22 часа 50 минут после старта.

5.В походе было более 300 школьников.

6.Из 500 килограммов макулатуры можно получить 375 килограммов новой.

7.С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоящих из 139 марок.

8.В семействе колибри – 123 рода, 319 видов, 656 разновидностей.

9.Первый международный телефонный разговор состоялся 31 декабря 1893 года.

10.Длина этого участка около 567 метров.

11.Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года.

Вывод: Как обойтись бы без числа

              Наука точная могла?

              Расчёт во всяком деле нужен

              Ты и с числительным будь дружен!

- Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в царство имени числительного. Это один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты, количество страниц, число забитых голов на футбольном поле. И нам постоянно необходимы числительные. А они таят столько загадок.

В завершении нашего урока мне хотелось бы задать вам несколько вопросов:

1)Когда мы отправились в путешествие? Какое числительное поможет нам не забыть об этом дне? ( 15 февраля)

2) Как долго мы путешествовали? ( 45 минут)

3) В каком царстве мы побывали? ( в царстве имени числительного)

- Ребята, у вас на партах у каждого лежат по два смайлика: один грустный, другой весёлый. Покажите смайлика, который соответствует вашему настроению.

- Я очень рада, что с урока вы уходите с добрым настроением.

Оценки за урок.

Домашнее задание: найти 5 пословиц с именами числительными и записать в тетрадь.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс. Тема урока: "Личные местоимения"...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...

Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".

Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....