Из опыта работы о проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка.
статья по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Знащенко Елена Анатольевна

Обновление целей и содержания обучения иностранным языкам влечет за собой обновление образовательных технологий. Широкое использование вновь получила  проектная деятельность, когда учащимся предлагается «выйти за пределы класса», создать что - либо свое, своими руками, совместно собрать для этого материал. Проект для ученика – это возможность максимального раскрытия его собственного творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, и направлена на решение интересной проблемы. Результат деятельности – найденный способ решения – носит практический характер, имеет прикладное значение и ценен для участников.

Проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения, воспитания учащихся, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки: ставить проблему, определять цель, планировать деятельность, делать презентацию, подводить итоги и делать выводы.

Именно поэтому в своей практической деятельности я использую проектирование и подготовку презентаций Power Point , руководствуясь словами  А. Эйнштейна: «Es ist die wichtigste Kunst des Lehrers die Freude am Schaffen und Erkennen zu schaffen». A. Einstein (Важнейшим искусством учителя является умение пробудить радость от творчества и познания). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.2_obshchee_o_tvorcheskih_proektah.docx389.57 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы о проектной деятельности  учащихся на уроках немецкого языка.

Автор: Знащенко Е.А.,

учитель немецкого языка МАОУ СОШ №7

г. Перми

с углубленным изучением английского языка.

Обновление целей и содержания обучения иностранным языкам влечет за собой обновление образовательных технологий. Широкое использование вновь получила  проектная деятельность, когда учащимся предлагается «выйти за пределы класса», создать что - либо свое, своими руками, совместно собрать для этого материал. Проект для ученика – это возможность максимального раскрытия его собственного творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, и направлена на решение интересной проблемы. Результат деятельности – найденный способ решения – носит практический характер, имеет прикладное значение и ценен для участников.

Проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения, воспитания учащихся, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки: ставить проблему, определять цель, планировать деятельность, делать презентацию, подводить итоги и делать выводы.

Именно поэтому в своей практической деятельности я использую проектирование и подготовку презентаций Power Point , руководствуясь словами  А. Эйнштейна: «Es ist die wichtigste Kunst des Lehrers die Freude am Schaffen und Erkennen zu schaffen». A. Einstein (Важнейшим искусством учителя является умение пробудить радость от творчества и познания).

 Проектную деятельность начинаю с 5-го класса. Прежде чем начать работу над  темой, обращаю внимание, что  автор учебного пособия – Зверлова О. -  знакомит ребят с содержанием параграфа, с задачами, с тем, чему они должны научиться, что нового они узнают. Это очень удобно, т.к. на основе этого ребята могут сами выдвинуть  свою идею по теме возможной проектной работы. Далее идет работа по овладению лексическим и грамматическим материалом, обучению аудированию, чтению текстов, активизации материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера не только в материалах учебника, но и в других возможных источниках информации. В младших классах, как правило, я предлагаю школьникам небольшие задания – творчески оформить открытку - приглашение на день рождения. Составить объявление о школьном празднике. В 5 классе ребята с удовольствием работают над мини-проектами «Моя комната», «Моя семья», «Моя школа», «Предлоги im, am, um». Я не перестаю удивляться, когда пятиклассники защищают свои проекты в форме родословных древ, рисунков, придуманных сказок,  проектов в электронном варианте. Кроме того, они представляют истинные шедевры архитектурного искусства, мастеря из картона и коробочек макет школы, достойно защищают его при этом. В 6 классе сочиняют грамматические сказки о степенях сравнения прилагательных, об образовании сложного прошедшего времени.

На более старшей ступени обучения задания усложняются. Творчески оформить сочинения «Где я живу», «Мой рабочий день», нарисовать письмо - загадку « Как я провел каникулы». Одноклассники должны расшифровать рисунки и описать действия в прошедшем времени (перфект или претерит). При работе с учащимися подросткового возраста стараюсь учитывать их возрастные возможности, особенности, личностные потребности и интересы. Так, например, для восьмиклассников,  в рамках темы «Немецкоговорящие страны», предлагаю мини - проект «Музей моей мечты». Каких только музеев они не создают! И музей шоколада с шоколадным фонтаном из разных сортов шоколада, где посетителям предлагают отведать различный шоколад и создать самим новый рецепт, попробовать на вкус фирменные блюда Австрии, Швейцарии, Германии (шоколадное и сырное фондю, пряники с шоколадной начинкой). И музей Востока, и музей чучел животных. А в музее автомобилей гидами становятся автомеханики. Посетители могут прокатиться на любом автомобиле. Ребята сами определяют правила поведения в их музее, распорядок работы и т. д.

Очень нравятся ученикам мини - проекты «Elfchen». По определенным правилам они пишут стихотворение, состоящее из одиннадцати слов. Вот примеры некоторых из них  по теме  «Погода и мое настроение»:

Blau  

Das Meer

Es schlägt  Wellen.                        

Ich tauche ins Nass.

Tiefenrausch.

Gold

Die Sonne

scheint am Himmel.

Ich liege am Strand.

Glücklich.

В старшем звене проекты несколько усложняются и по форме, и по содержанию. Интересны работы учащихся 9 класса, которые придумывают свои экскурсионные маршруты, рекламные буклеты на немецком языке при знакомстве с такими городами, как «Лейпциг», «Инсбрук», «Берн», используя неадаптированные рекламные буклеты туристических фирм.

Постепенная подготовка на уроках и вне приводит к работе учащихся 8 - 9 классов по  проекту «Deutsches in unserem Lande“ (Немецкое в нашей стране). Целью проекта является: выявить, что связывает Россию и Германию сегодня и  как это проявлялось в прошлом. Проект  разбит на несколько подтем:

  • Традиции и быт немцев в нашем городе.
  • Товары Германии, Австрии, Швейцарии на российском рынке.
  • Немецкое оборудование и технологии на заводах города Перми.
  • Немецкие слова и речевые обороты в русском языке.
  • Обереги и символика счастья немцев и россиян.

Материал для такого проекта собирает, классифицирует и анализирует весь класс, презентацию проводят сильные ученики.

Проекты в 10-11 классах способствуют расширению рамок содержания изучаемой темы. Так, например, в 10 классе при изучении темы «Где и как мы живём», учащимся даётся задание не просто представить типовые постройки современности, но и найти информацию о нестандартных постройках современных архитекторов, познакомиться с архитектурными стилями  предыдущих эпох, выделить характерные черты, присущие тому или иному стилю, и сравнить их с современной архитектурой. Найденная информация представляется на обсуждение группы в виде компьютерной презентации. Организуется совместное обсуждение достоинств или недостатков, на взгляд учащихся, определённого стиля, их аргументированное высказывание «за или против» проживания в том или другом доме. Подобная работа проводится и по теме «Внешность человека». При работе с учебными текстами, в которых поднимается проблема правильного питания и профессиональной деятельности моделей, мы выходим на тематику таких сфер обсуждения, как «Идеалы красоты разных эпох», «Красота и здоровье», «Красота и спорт», «Красота и профессия», «Мой идеал красоты». Ребята, помимо поиска информации, составляют анкеты, проводят опрос среди своих сверстников, представляют полученные результаты, соглашаются или оспаривают выводы, сделанными авторами. Не менее интересна работа и по теме «Typisch deutsch». Мы смотрим видеофильмы, организуем дискуссию по просмотренному материалу. Мы знакомимся не только с типичными чертами характера немецкой нации, но и работаем с высказываниями иностранцев о немцах,  с характеристиками, которые немцы дают сами себе, стараемся найти причину, объясняющую особый менталитет, присущий любой национальности. Всё это работает на расширение знаний, полученных по предмету.

В 11 классе ребята представляют проекты по темам: „Deutschland’s Geschichte”, “Bundeslaender”, “Das Leben der Jugendlichen”, “Die Rolle der Filmkunst”, “Musik – eine Sprache, die jeder versteht”. Интересны работы, требующие сравнительного анализа: «Гитлер и Сталин», «Ангела Меркель – добро или зло для России», «В чём секрет успеха футбола Германии?» и др.

Используемые в учебном процессе такие  формы и способы, средства обучения, способствуют активизации и развитию партнерских отношений. Как между учителем и учащимися, так и между учащимися. Групповые виды работ, совместные творческие задания, в которых учащиеся берут на себя ответственность за результаты и качество общего группового задания, играют важную роль. Работа в группе помогает слабым учащимся подтянуться в учебе, а сильным почувствовать себя более уверенными, проверить свои силы. Проект дает учащимся опыт поиска информации, исследовательской и творческой деятельности, практического применения знаний и умений, опыт самообучения. Совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом дает ученику также возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

Творческие работы (проекты) учащихся  5-7 классов (2014-2015 уч.гг)

http://elenashiryaeva.ucoz.ru/proekt/IMG_1274.jpg   

  • Стенгазета ко Дню Святого Валентина, Федорченко Настя 7 «Б»

http://elenashiryaeva.ucoz.ru/proekt/IMG_1269.jpg

Тема: «Времена года», Лоскутова Соня 5 «В» 

Творческие проекты по теме «Рождественская открытка» (5-7 классы)

C:\Users\Максим\Desktop\открытка\Забелышенская Ульяна 7В МАОУ СОШ №7 г. Пермь.jpgC:\Users\Максим\Desktop\открытка\Володина Татьяна 5 В Класс МАОУ СОШ №7 г..jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.

С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и восп...

Статья "Организация проектной деятельности на уроках немецкого языка".

Статья освещает вопрос реализации проектного метода на уроках  иностранного языка....

Использование проектной методики на уроке немецкого языка

Цель: воспитывать и развивать самостоятельно мыслящих, умеющих добывать и обрабатывать информацию, анализировать полученные знания, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения,облада...

Проектная деятельность на уроках немецкого языка

Метод проектов - один из самых эффективных методов, позволяющих реализовать компетентностный подход к образованию, сформировать ключевые компетенции учащихся. Кроме того, метод проектов является униве...