аналитическая презентация по теме "Кластер"
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Из опыта работы по технологии критического мышления, приём кластер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster.pptx539.46 КБ
Файл praktika_klaster.docx102.43 КБ
Файл soprovoditelnyy_tekst_k_prezentatsii.docx195.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кластер как форма организации информации Аналитическая презентация учителя первой квалификационной категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Белоусовой А лександры Васильевны

Слайд 2

Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Как сделать урок интересным, ярким ? Как увлечь учеников своим предметом ? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?

Слайд 3

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Слайд 5

Место кластера в уроке. На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы. На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал. На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Слайд 6

5 класс. Русский язык. Начало года. 1 урок повторения по теме «Имя прилагательное»

Слайд 7

Имя прилагательное Часть речи В предложении Какой? Чей? Признак предмета Три разряда качественное относительное притяжательное Определение Сказуемое Изменяется по падежам Превосходная Имеет полную и краткую форму Согласуется с именами существительными Сравнительная числам имеет категорию рода Степени сравнения 5 класс. Русский язык. Конец года. Тема «Имя прилагательное»

Слайд 8

5 класс. Литература. Тема «Виды сказок». Сказки народные бытовые а вторские о животных волшебные

Слайд 9

5 класс. Литература. Самостоятельная работа с материалами учебника. Тема «Особенности жанра басня»

Слайд 10

5 класс. Литература. Домашнее задание . Составить кластер по теме «Устное народное творчество» Сказки Пословицы и поговорки

Слайд 11

6 класс. Литература. Совместное составление кластера в ходе анализа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»

Слайд 12

Орфограммы 7 класс. Русский язык. Самостоятельная работа по систематизации знаний раздела «Орфография» с подбором примеров.

Слайд 13

8 класс. По итогам изучения раздела «Стили речи». Групповая работа по составлению кластера « С тиль речи».

Слайд 14

8 класс. Первый урок по теме «Односоставные предложения», работа с материалами учебника, составление кластера «Виды односоставных предложений» самостоятельно.

Слайд 15

8 класс. Тема «Виды односоставных предложений». Составление кластера-характеристики каждого вида односоставных предложений по материалам учебника самостоятельно по заданному шаблону.

Слайд 16

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ Подлежащее ОНИ, КТО- ТО ВСЕ, ЛЮБОЙ СОСТ. ПРИР. И ЧЕЛОВЕКА . Сказуемое Н - Л О-Л ГЛАГОЛ БЕЗЛИЧ.,Н.Ф.ГЛ.,НЕТ 3 Л. МН.Ч. ПРОШ.ВР. Обобщ.-Л Назывные Безличные 8 класс. Одно из заданий зачётной работы по теме «Односоставные предложения» «Исправь кластер».

Слайд 17

8 класс. Литература. Уроки по биографии писателей, поэтов. Форма опережающего домашнего задания.

Слайд 18

Таблица результатов успеваемости и качества знаний 8 «В» класса МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Учебный год Русский язык Литература Качество знаний Успеваемость Качество знаний Успеваемость 2012-2013 60% 100% 80% 100% 2013-2014 63% 100% 82% 100% 2014-2015 57% 100% 79% 100% 2015-2016 60% 100% 80% 100%

Слайд 19

Таблица достижений обучающихся 8 «В » класса 2014-2016 гг. Название мероприятия Уровень Участие Результат «Лучший урок письма» Всероссийский 3 2 место, победитель регионального этапа в номинации «Напиши письмо и расскажи о мире, в котором тебе хотелось бы вырасти». Конкурс сочинений «Купель» Международный 4 Сертификаты участников Конкурс выразительного чтения «Живая классика» Школьный, муниципальный 2 Призёр, участник Конкурс выразительного чтения, посвящённый Дню Победы «Строки, опалённые войной» Муниципальный 5 Призёры, участники Печатный сборник «Дорога к доброму здоровью» Муниципальный 1 1 место Конкурс –игра «Русский медвежонок-языкознание для всех» Региональный 10 Призёры школьного уровня, лауреаты Литературно-краеведческая игра, посвящённая Году кино Областной 5 1 место Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по литературе Муниципальный 2 Призёр

Слайд 20

Используемая литература: 1. Гревцова , И. Системно- деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5 2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения/Н.Г . Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27. Хуторской , А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе . / А.В. Хуторской // Сборник научных трудов. - М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157 . Ресурсы сети Интернет.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Белоусова\Desktop\566.jpg



Предварительный просмотр:

Слайд 2. Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Качество современного  образования определяют векторы ФГОС, один из которых - стимулирование мыслительной деятельности обучающихся и развитие умения систематизировать полученную информацию.  Как же быть и что делать?

В 2012 году ко мне пришли новые ученики-пятиклассники, их нужно было учить по-новому, в условиях введения ФГОС. Я определилась с кругом методов и приёмов, которые так организовали бы учебный процесс, что ребёнку урок был бы и в радость, и приносил пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Поэтому ключевым в работе стал метод критического мышления. А подробнее я расскажу об использовании  приёма «Кластер».

Составление кластера – это всегда интересно, а интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Слайд 3. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Слайд 4.

Слайд 5. Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Слайд 6. 5 класс. Всю первую четверть пятого класса мы отводим для повторения изученного материала в начальной школе. Самое время для работы с простыми кластерами для систематизации полученных знаний. На первом уроке повторения по теме  «Имя прилагательное» вместе с учениками учились составлять кластер.

Слайд 7. Обратились к данному виду работы в конце года, после того, как изучили по теме новый материал, кластер заметно осложнился, в нём отразились уже новые знания, полученные в 5 классе. Произвели рефлексию.

Слайд 8. На уроках литературы в 5 классе тоже использую данный приём. При изучении фольклора составляем кластер «Виды сказок» по материалам учебника вместе.

Слайд 9. А при изучении особенностей жанра басни ребята получают задание самостоятельно изучить материал учебника и составить кластер по теме.

Слайд 10. Итогом работы становится домашнее задание составить кластер по теме устное народное творчество.

Вывод: в пятом классе при составлении кластеров  идём от самого простого к более сложному, учимся мыслить в системе, рефлексировать.

Слайд 11. 6 класс. При изучении в шестом классе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Слайд 12. 7 класс. На уроках русского языка в конце седьмого класса мы завершаем изучение русской орфографии, поэтому на третьем уроке повторения особенно уместна индивидуальная самостоятельная работа составлению кластера «Орфография» с приведением  примеров по каждой орфограмме. Таким образом, учитель  наглядно увидит картину овладения обучающимся навыками грамотного письма, проблемы и наметит пути их устранения.

Слайд 13. 8 класс. В восьмом классе по УМК Львовых вся первая четверть отведена изучению стилистики. Разнообразить работу можно с помощью групповой работы на итоговом уроке: делю класс на пять групп (пять стилей), каждая составляет кластер, включая в него особенности данного стиля, сферу его употребления, а также приводит примеры при представлении  кластера одноклассникам. Эта работа и на будущее, материал пригодится при подготовке к государственной итоговой аттестации и обучению в вузах и сузах.

Слайд 14. Затруднение у восьмиклассников вызывает изучение односоставных предложений, а эта тема встречается  на ОГЭ и  ЕГЭ. Поэтому проживаем тему при помощи составления кластеров трёх видов, они в дальнейшем помогут при подготовке к экзаменам. На первом уроке  по теме «Односоставные предложения» организую работу с материалами учебника, ребята составляют кластер «Виды односоставных предложений» самостоятельно.

Слайд 15. На всех последующих уроках при изучении каждого вида односоставного предложения заполняют  кластер-шаблон с указанием его особенностей.

Слайд 16. А одним из заданий зачётной работы  по теме «Односоставные предложения» становится задание - «Исправь кластер».

Слайд 17.  На уроках литературы по изучению биографии писателей, поэтов использую форму опережающего домашнего задания в виде заполнения кластера- шаблона.

Итак, вывод: использование приёма «Кластер» на уроках русского языка и литературы позволило повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Слайд 18. Таблица результатов!

Слайд 19. За четыре года работы в 8 «В» классе получены следующие результаты качества и успеваемости. Но важно то, что ребята класса со спортивным профилем обучения активно принимают участие в очных и заочных олимпиадах по русскому языку и в литературных конкурсах. Пополняют своё портфолио наряду со спортивными победами (в классе есть ученик, победитель номинации «Спортсмен года», получающий стипендию мэра города, участник детско-юношеской олимпиады «Дети Азии») победами  и достижениями гуманитарного направления.  Именно в этом классе у меня есть ученица, занявшая в прошлом году второе место в областном конкурсе «Лучший урок письма», в этом году с командой 8 В класса мы заняли первое место в литературно-краеведческой игре, посвящённой Году кино в России, опередив команды Тынды, Райчихинска, Возжаевки и других населённых пунктов области. При подготовке к игре ребята использовали кластер для систематизации материала по просмотренным фильмам о Приамурье самостоятельно. Есть победители муниципальной олимпиады по русскому языку и литературе.

Результат обучения интерактивными методами заключается в том, что ученик не только получит определенный багаж знаний, но и будет способен применить с пользой для себя и для других. Он сможет легко адаптироваться в окружающем мире, свободно использовать полученные знания, умения и навыки в любой сфере человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация аналитического отчета

Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...

Презентация.Аналитическая викторина "Портрет инопланетянина" для 8-11 классов

Материал презентации позволяет закрепить и проверить знания по разделу "Анатомия и физиология человека".Учащиеся составляют "портрет" инопланетянина, опираясь на знания числовых характеристик организм...

Презентация аналитического отчёта

Материал выполнен в виде презентации аналитического отчёта преподавателя за межаттестационный период. Данная работа была исрользована во время выступления на защите первой квалификационной категории п...

Презентация на тему: "Развитие аналитических способностей учащихся при работе над формой музыкальных произведений"

В жизни нас окружают предметы разнообразной формы. Яблоко, апельсин, солнце - круглые; дома, машины - квадратные или прямоугольные и т.д. Музыкальные произведения тоже имеют форму, только не визуальну...

Презентация Аналитический отчёт педагога-психолога о проделанной работе за 2014-2015 учебный год.

Аналитический отчёт педагога-психологао проделанной работеза 2014-2015 учебный год....