Презентация на тему: "Развитие аналитических способностей учащихся при работе над формой музыкальных произведений"
презентация к уроку по музыке на тему

Максимова Ирина Николаевна

В жизни нас окружают предметы разнообразной формы. Яблоко, апельсин, солнце - круглые; дома, машины - квадратные или прямоугольные и т.д.

Музыкальные произведения тоже имеют форму, только не визуальную, которую мы можем увидеть, а временную, которую мы слышим на протяжении времени.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Аналитические способности - Готовность и умение человека анализировать являения, происходящие в окружающем мире, основанные на владении строгими логическими методами и способности отделять в объекте существенное от несущественного, абстрагироваться.

Анализ - Рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, определении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления.

Предмет "Музыка" в общеобразовательной школе одной из своих целей имеет воспитание слушателя, способного воспринимать музыку, проникать в ее содержание.

 Музыка это особый язык, средство коммуникации. Музыка - способ передачи тончайших оттенков чувства, богатства переживаний человека, движения души. Музыка - это средство познания жизни и людей. Композиторы рисуют собственную картину мира с помощью звуков. Подобно обычной речи, музыка обладает своими знаками и значениями, и построена по определенным нормам и правилам.

 Приблизиться к   пониманию содержания произведения можно только  осмыслив услышанное, с помощью анализа самого произведения. То есть постичь музыку можно только с помощью ее языка, ее же средствами. Но для этого необходимо знать этот язык. Уметь грамотно его применять. И наша задача - научить школьников этому языку.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ.

В жизни нас окружают  предметы разнообразной формы.  Яблоко, апельсин, солнце - круглые; дома, машины - квадратные или прямоугольные и т.д.  

Музыкальные произведения тоже имеют форму, только не визуальную,  которую мы можем увидеть, а временную, которую мы слышим на протяжении времени. Слушая музыкальное произведение  мы стараемся  услышать из скольких  частей  оно состоит, ведь композитор выбрал ту или иную музыкальную форму не просто так, а с определенной целью. Цель эта - раскрытие музыкального образа. А в образе музыкального произведения скрываются мысли, чувства, переживания героев и, конечно, самого автора музыки.

Музыкальной формой называется строение музыкального произведения. Форма определятся содержанием каждого отдельного произведения.

Форма присуща произведениям всех искусств, но законы восприятия для разных искусств неодинаковы. Музыка, подобно искусству слова развертывается во времени, деталь за деталью. Музыкальное целое постепенно возникает в нашем сознании из частностей, следующих одна за другой и связываемых воедино при помощи памяти.

В курсе обучения по предмету музыка учащиеся знакомятся с классическими западно-европейскими формами музыкальных произведений.

 Музыкальная форма, представляя собой нечто целое, в то же время состоит из частей, разделённых друг от друга по смыслу. В этом отношении музыка подобна словесной речи: крупные части формы в какой-то мере напоминают главы литературного произведения, более мелкие - абзацы, фразы различной длины и даже слова.  

   

 Лучшему восприятию развития музыкального образа произведения помогает в 1-2 классах выкладка разноцветными карточками смены частей и образов, а с 3 кл. используем буквенную графическая запись.

ОДНОЧАСТНАЯ - (А) - С самого первого звука образ музыкального произведения не изменяется  

Шопен Ф. Преюдии № 4, 7, 20;

Чайковский П. И.  «Детский альбом».    «В церкви», «Утренняя молитва»,  «Болезнь куклы»;  

ДВУХЧАСТНАЯ - (АВ) – Большинство песен написано именно в этой форме.                                 ЗАПЕВ + ПРИПЕВ = КУПЛЕТ;

Чайковский П. И. «Детский альбом». «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка»;

Шуберт Ф. «Впуть»;

Шуман Р. «Первая утрата»;

Григ Э. «Песня Сольвейг»;

А.Александров. Гимн России

Л.ван Бетховен "Сурок"

ТРЁХЧАСТНАЯ - (АВА) –   простая репризная трёхчастная форма. Эту  форму очень любят композиторы, в ней написано очень  много миниатюр.

Чайковский П. И. «Детский альбом». «Марш деревянных  солдатиков», «Похороны куклы», «Новая кукла»,  «Нянина сказка», «Полька», «Баба Яга», «Сладкая  грёза», «Вальс»; «Времена года»-все пьесы;

Шуман Р. «Смелый наездник», «Дед Мороз»;

Прокофьев С. С. Марши из цикла «Детская музыка»;

(АБС) — Рахманинов С. В. «Итальянская полька» 3-х частная безрепризная , состоящая из трёх маленьких миниатюр.

ВАРИАЦИИ - (А А1 А 2 А3 …) - Вариация - изменение.

Вариации Л. Бетховена;

Моцарт Соната А-dur I часть;

Чайковский П.И. «Детский альбом». «Русская  песня», «Мужик на гармонике играет»,  «Камаринская».

 Шостакович Д.Д. 7 симфония (Эпизод нашествия);

 Равель М. "Болеро"  , обработки русских народных песен

РОНДО - (А В А С А D А…) – На принципе повторности основана также более сложная форма, уходящая корнями в народную песенно-танцевальную традицию Франции.Речь идёт о форме рондо (в переводе с французского означает «круг, хоровод, круговая хороводная песня»).В музыке хороводов чередовались постоянный, неизменный припев с изменяющимся запевом. Из этого чередования и возникла форма рондо.

Подобно припеву народной песни, в рондо есть тема, которая повторяется – это рефрен.Рефрен (по-французски – «припев») должен прозвучать не менее 3-х раз и может иметь любую простую форму: период, двухчастную или трехчастную.

Между повторениями рефрена звучат различные музыкальные построения, которые называются эпизодами.

С. Прокофьев «  Монтеки и Капулетти»,"Болтунья" на  слова А. Барто;

В. Моцарт «Турецкое рондо»,  «Маленькая ночная серенада»; Ария Фигаро «Мальчик резвый» из оперы «Свадьба Фигаро»;

 М. Глинка «Попутная песня»; Вальс-фантазия, Рондо Антониды из «Ивана Сусанина», «Рондо Фарлафа»;

М. Огинский «Полонез»;

Бетховен,«К Элизе», «Ярость по поводу потерянного гроша»,

Даргомыжский«Старый капрал»

 (Дакен«Кукушка»,

Рамо,Тамбурин, «Курица»,

Куперен,«Маленькие ветряные мельницы», «Сестра Моника»

  Эпизоды отличаются по тональности и от рефрена, и друг от друга. Бывает, что оба эпизода строятся на одной музыкальной теме, но изложение и развитие этой темы в каждом эпизоде своё, как и тональность. Проведения рефрена, наоборот, не только звучат в одной тональности, но и вообще не отличаются (или почти не отличаются) друг от друга.

 В первом классе мы не только слушаем и поём произведения в форме рондо, но и сами сочиняем используя начало сказки Корнея Чуковского «Тараканище»:  

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот Задом наперёд.

Помните, целая вереница разных зверей на разных видах транспорта? Чередование рефрена и эпизодов в этой пьесе создаёт образ яркого, пёстрого сказочного шествия. Поём хором рефрен и по очереди придумываем мелодии к эпизодам. Это упражнение активизирует детей и даёт возможность в игре усвоить принцып построения формы рондо.

Форма рондо в призведениях для слушания и анализа по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

1 класс: Дакен «Кукушка»,

              Рамо «Тамбурин»,

               Прокофьев «Болтунья»;

 2 класс: Моцарт, Турецкий марш из Сонаты для ф-но ля-мажор, №11

 3 класс: Глинка «Рондо Фарлафа»,  

               Геннадий Гладков «Птичий рынок»

 5 класс: Моцарт В. А. Маленькая ночная серенада;

 6 класс: Кабалевский Д. Б. Рондо для фортепиано;

 7 класс: Глинка,Рондо Антониды из «Ивана Сусанина»,

               Бетховен Соната для ф-но №8 III часть. Рондо,

               Моцарт Сонаты для ф-но №11 ля-мажор, III часть. Рондо;

               Бородин А. П. «Спящая княжна».

«Музыкальная грамотность — это способность на  слух определять характер музыки и ощущать  внутреннюю связь между характером музыки и  выразительными средствами... Только тогда  музыка может выполнить свою эстетическую,  познавательную и воспитательную роль, когда  дети по настоящему научатся слышать её и  размышлять о ней... Не умеющий слышать музыку  никогда не научатся по настоящему её исполнять,  а все историко-теоретические знания, почерпнутые  на уроках останутся при этом пустыми фактами, не  приближающими к пониманию подлинного  музыкального искусства».                                        

                                                    Д. Кабалевский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Цель – обобщить использованные на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьников....

Методическая разработка занятий для обучающихся: «Эффективное развитие музыкальных и технических способностей учащихся в работе над произведениями Р.М. Глиэра»

Творчество любого композитора неразрывно связано с его личностью, его человеческими качествами. Творчество Р.М.Глиэра не оставляет равнодушными и современных педагогов. Его произведения – это хорошая ...

"Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста"

Этот материал может помочь учителю-словеснику при изучении этой темы при самообразовании....

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...

«Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста».

Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творче...

Презентация на тему "Развитие скоростно силовых способностей"

Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не дост...

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста

Рaзвивающее обучение возможно только при творческом подходе педaгога к учебно-воспитательному процессу, а результатом такого обучения станут творческие способности учащихся. Развитие aнaлитических и т...