Урок в 7 классе по теме:"Краткие причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок по русскому языку"Краткие причастия" в 7 классе построен как урок изучения новой темы с последующим закреплением. Презентация, прикреплённая к уроку, поможет без лишней затраты времени провести его. На уроке используется дидактический материал на повторение правописания кратких прилагательных, отличие их от кратких причастий. Особое внимание уделяется на применение кратких причастий в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkie_prichastiya.pptx | 70.77 КБ |
kratkie_prichastiya.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сравните, чем отличаются причастия в данных предложениях? 1.Дураку закон не писан. 2.Писанного пером не вырубишь топором.
Тема: Краткие причастия
Сравните слово сосредоточе …ы в обоих предложениях. Как вы их напишете и почему ? 1.Лица всех были сосредоточе …ы , серьёзны. 2.Войска сосредоточе …ы на равнине . Как отличить краткие прилагательные от кратких прилагательных?
Алгоритм краткое причастие -Н- Лица сосредоточены .→ (Лица, которые сосредоточились). Всегда с одной –н - Краткое прилагательное - нн -;-н- Лица сосредоточенны, серьёзны.→ (Лица сосредоточе нн ые, серьёзные). Пиши столько –н- , сколько в полном прилагательном!
1.Сегодня она рассея …а и невниматель …а.-Тучи рассея …ы ветром. 2.Неприятно, когда твои собеседники плохо воспит …ы.- Они дерзки и невоспита …ы. 3.Собрание было взволнова …о тем, что произошло вчера. - Её выступление было взволнова …о. 4.Блюда были изыска…ы.- Средства на покупку книг были изыска…ы. 5.Все детали операции были продума …ы.- Его ответы были точны и продума …ы.
Ответ: 1. - нн - - - н- 2 . - н- - - нн - 3. - н- - - нн - 4 . - нн - - - н- 5 . - н- - - нн -
Задание: 1 группа. Выпишите в два столбика краткие и полные страдательные причастия. 2 группа. Выпишите предложения с причастным оборотом, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы . Посреди острова на высокой горе находился древний город окружё … ый широкими кольцами воды и суши с прекрасным Храмом Посейдона. Храм был отдела…золотом , серебром и мрамором, суша соедине …а мостами. Прекрасный остров процветал. Но вот боги прогневались на атлантов, и в один день и в одну бедственную ночь Атлантида оказалась погруже …а в море. Некоторые учёные очарова … ые легендой очень хотели бы найти следы Атлантиды. Они говорили, что там, где был расположе …сказочный остров, есть признаки недавнего опускания суши. Но Атлантида ли это ?
Предварительный просмотр:
Урок разработала и провела в 7Б классе Кузьмина Е.В.
Тема: Краткие причастия.
Цель: отличать краткие страдательные причастия от прилагательных, определять их синтаксическую роль, правильно их писать.
Задачи:
образовательные – формировать умение находить краткие страдательные причастия в тексте, отличать от прилагательных, уметь их образовывать, употреблять в речи, ставить в них правильное ударение;
развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции;
воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели, уверенность в себе, воспитание культуры общения;
Тип урока урок изучения нового
Формы работы учащихся индивидуальная, групповая, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование :проектор
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование: схемы, презентация.
Базовый учебник: Русский язык. Практика.7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман-Орлова и др.; под ред. А.Ю.Купаловой.
˅ знал (а)
+ новое для меня
- думал (а) иначе
? осталось непонятым
План урока
Слайд 1.
I.Разминка : Сформулируйте задание к упражнению.
1гр. 1.длинный ; 2.пустынный; 3.тронутые; 4.деревянный
2гр. 1.стеклянный; 2. старинный; 3.составленный;4. мгновенный
(возможно: найти причастие)
II.Докажите, что найденные слова являются причастием. Около доски от каждой группы по 1 человеку называют признаки глагола и прилагательного. (Они образованы от глаголов тронуть, составить; отвечают на вопросы какой? Признаки глагола и прилагательного:
тронутые - какие?, страд., множественного числа, полная форма , им.пад, св. вида, невозвратное, прош.вр. ;
составленный- какой ?, страд, ед .числа, полная форма, муж. рода, сов.вида., прош. врем., невозвратное)
Слайд 2.
-Чем отличаются причастия в пословицах?
1.Дураку закон не писан. 2. Писанного пером не вырубишь топором. Посмотрите на краткое причастие, что вы уже знаете о них?( пишутся с одной буквой –н- , с не- пишутся раздельно)
О чём будем говорить на уроке?: О кратких причастиях. Слайд 3.
Цель: определить….
- Определите синтаксическую роль кратких причастий.
III. Упр.187 . (устно продолжить второй абзац, сделать вывод, над какой орфограммой работали ?) Сравните предложения.
-Образ какого ученика вам больше нравится?
IV. Подберите к предметам, имеющимся в кабинете, краткие страдательные причастия с зависимыми словами. ( Парты в кабинете расставлены ровно, доска чисто вымыта, пол чисто подметён, стенды аккуратно подвешены, книги аккуратно сложены)
(Краткие причастия являются сказуемыми и с зависимым словом не образуют определения – причастного оборота, который бы выделялся запятыми). Слайд 4.
V.Сравните слово сосредоточе…ы в обоих предложениях. Как вы их напишете и почему?
1.Лица всех были сосредоточе…ы, серьёзны.
2.Войска сосредоточе…ы на равнине.
Сделайте вывод: (В первом предложении в слове сосредоточенны пишется -нн-, потому что оно является прилагательным, его нельзя заменить «вялым оборотом», а можно заменить синонимом :внимательны. Во втором предложении – причастие, потому что вялый оборот: войска, которые сосредоточились. В кратком причастии пишется -н- ).
Слайд 5.
VI. Потренируемся: (Листочки на партах, надо вставить н,нн)
- Сегодня она рассея…а и невниматель…а.-Тучи рассея…ы ветром.
2.Неприятно, когда твои собеседники плохо воспит…ы.- Они дерзки и невоспита…ы.
3.Собрание было взволнова…о тем, что произошло вчера. - Её выступление было взволнова…о.
4.Блюда были изыска…ы.- Средства на покупку книг быи изыска…ы.
5.Все детали операции были продума…ы.- Его ответы были точны и продума…ы.
-Каким членом предложения являются краткие прилагательные и причастия ? ( сказуемым)
Слайд 6.Ответ: 1. -нн- - - н-
2. -н- - -нн-
3. -н- - нн-
4. -нн- - - н-
5. -н- - нн-
VII. Задание: Выпишите в два столбика краткие и полные страдательные причастия. Выпишите предложения с причастным оборотом, расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
Работа с текстом. Озаглавить. Слайд 7.
1.Посреди острова на высокой горе находился древний город окружённый широкими кольцами воды и суши с прекрасным Храмом Посейдона. 2.Храм был отделан золотом, серебром и мрамором, суша соединена мостами. 3.Прекрасный остров процветал.4. Но вот боги прогневались на атлантов, и в один день и в одну бедственную ночь Атлантида оказалась погружена в море. 5.Некоторые учёные очарованные легендой очень хотели бы найти следы Атлантиды. 6.Они говорили, что там, где был расположен сказочный остров, есть признаки недавнего опускания суши.7. Но Атлантида ли это?
1 группа : отделан, соединена, погружена, расположен; окружённый, очарованные; 2 группа: 1),2).
VIII. Упр.185 Определите задание к упражнению. (акцентологические нормы кратких причастий во множественном числе и в ед.числе в ж., м. и ср. роде).
Рефлексия
10б. Всё понял, могу объяснить другому
8б. Я сам всё понял, но объяснить другому не могу.
7б. Для полного понимания мне нужно повторить тему.
5б. Я ничего не понял.
Дом.задание: 1. Упр.193- плохо понял, тяжело.
2.Упр.194- хорошо понял.
3.Работа с текстом упр.199- очень хорошо понял (а) тему
+ всем выполнить упр.196, п.п.137,138.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»
Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....
Урок в 5 классе по теме "Краткие прилагательные".
Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Краткие прилагательные»Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок комбинированного типаЦель урока: учить определять морфологические признаки...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему : «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
Конспект урока...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему" Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий".
Презентация содержит объяснение и закрепление нового материала и тест....
урок русского языка "Полные и краткие причастия"
Предлагаю презентацию к уроку по данной теме. Урок предполагает самотоятельное изучение темы, исследование, решение проблемы и творческую работу учащихся. Ребята сами делают открытие! Сами реализуют п...
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...