Урок в 5 классе по теме "Краткие прилагательные".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Краткие прилагательные»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок комбинированного типа
Цель урока: учить определять морфологические признаки прилагательных, анализировать словосочетания, предложения, текст с именами прилагательными, применять правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных, распознавать полные и краткие прилагательные.
Планируемые результаты урока.
Метапредметные: развить у учащихся знаково-символическое моделирование, умение обращаться с различными источниками информации, навыки работы в группах, принимать и учитывать различные точки зрения, навыки проводить аналогии, обобщать, сопоставлять, делать выводы, излагать своё мнение и и аргументировать свою точку зрения
Предметные: Развить у учащихся умение различать краткие и полные прилагательные, определять морфологические признаки прилагательных, применять правила правописания окончаний прилагательных, предупреждать ошибки в построении кратких форм прилагательных, работать со словарями различной лингвистической направленности
Личностные: формировать мотивацию изучения русского языка, создание возможностей самореализации средствами русского языка.
Оборудование: слайд-презентация, отрывок из книги М.Ростовцева «Где шумят дубравы», учебник, словари, ноутбук, мультимедийный проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.prilagatelnye._kratkie_prilagatelnye.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе.
Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Краткие прилагательные»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок комбинированного типа
Цель урока: учить определять морфологические признаки прилагательных, анализировать словосочетания, предложения, текст с именами прилагательными, применять правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных, распознавать полные и краткие прилагательные.
Планируемые результаты урока.
Метапредметные: развить у учащихся знаково-символическое моделирование, умение обращаться с различными источниками информации, навыки работы в группах, принимать и учитывать различные точки зрения, навыки проводить аналогии, обобщать, сопоставлять, делать выводы, излагать своё мнение и и аргументировать свою точку зрения
Предметные: Развить у учащихся умение различать краткие и полные прилагательные, определять морфологические признаки прилагательных, применять правила правописания окончаний прилагательных, предупреждать ошибки в построении кратких форм прилагательных, работать со словарями различной лингвистической направленности
Личностные: формировать мотивацию изучения русского языка, создание возможностей самореализации средствами русского языка.
Оборудование: слайд-презентация, отрывок из книги М.Ростовцева «Где шумят дубравы», учебник, словари, ноутбук, мультимедийный проектор.
№ | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы и приёмы |
1 | Самоопреде –ление к учебной деятельнос ти(мотива ция) | Учитель включает слайд-презентацию репродукций картин известных художников о весне, среди них –«Грачи прилетели» на фоне фрагмента из произведения П.И.Чайковского «Времена года». У: Напишите три слова, в которых будет заключено ваше впечатление от увиденного и услышанного. У: Среди слов ассоциативного ряда вы назвали «пейзаж» ( Если не называют этого слова, обращаюсь к тем, кто ходит в художественную школу: как художники называют этот вид живописи?) Проверим, насколько вы внимательны были. Все ли репродукции могут быть отнесены к жанру этого типа? У: Почему я решила эту картину поставить в один ряд с пейзажами? У: Что может их объединять? У: Картину Алексея Кондратьевича Саврасова вы будете описывать в 6 классе, а сегодня я хотела бы вас познакомить с текстом нашего земляка Михаила Ростовцева | Восприятие, осмысление Работа в группах Пейзаж, картина, весна, настроение, тепло, радость и т.д. - на одной из них не только пейзаж, но ещё и птицы изображены. -Между ними есть что-то общее -весна; грачи прилетают весной Знакомство с текстом | Приём «яркого пятна» Послушать, сговориться, обсудить |
2 | Актуализа ция знаний | У: Озаглавьте текст ( Автор назвал «Весны гонцы») У: Из чего складывается представление автора об этих птицах, отношение к ним?( Составьте кластер, в основу которого мы положим название текста, а вы с помощью слов и сочетаний слов отношение автора к ним). У: Слова какой части речи преобладали? У: В основу каких тропов легли прилагательные? - скажите, прилагательные в записанных вами словосочетаниях являлись главными или зависимыми словами? - Как вы определили, что это прилагательные? - Какие известные признаки прилагательных вы учитывали? (В корзиночку «Знаю» что мы опустим?) У: правильно ли я поняла, что главным признаком в определении прилагательного, как части речи стоит вопрос? В первом абзаце текста есть прилагательные с пропущенными буквами в окончаниях. Что вы можете сказать о них? (Какие буквы мы вставляем и какой вопрос задаём?) | «Грачи прилетели», «Весна и грачи» и др. Работа в группах Составление кластера На доску схемы всех групп прилагательные эпитеты На доске корзиночка знаний: «Знаю», рюкзак«Узнал» Вопрос, признак предмета, определение | Развивающий канон |
3 4 5. | Обсуждение и решение проблем, построение проекта выхода из затруднения Изучение нового материала Решение учебных задач | У: Посмотрите на предложенный материал. Может быть, он вам подскажет выход из этой ситуации? У: Среди известных вам признаков была названа синтаксическая роль прилагательных. Как вы считаете, насколько полным был ваш ответ? Если не находят, обращаемся к предложениям: - 8-е предложение(грамматическая основа) -1,18 предложения (грамматическая основа) У: Слова какой части речи выполняли роль главных членов предложений? - на какие вопросы отвечают? (при затруднении мы обращаемся к учебнику) -почему они называются краткими? (город-град; ворота-врата) -посмотрите на прилагательные в тексте, попытайтесь образовать от некоторых из них краткую форму. -какие мысли об образовании кратких прилагательных у вас возникают? Предлагаю проанализировать запись. Добръ + И = добрыи – добрый Добра + Я = добрая Добро + Е = доброе (обратите внимание на порядок следования форм слова) У: О каких морфологических признаках кр.прил.можно говорить? У: Что вы можете сказать о морфемных особенностях (строении)кр.прил? У: Каково лексическое значение слова пригожи? Что нам поможет в определении значения этого слова? У: я предлагаю прибегнуть к услугам словарей и Интернета.(Словари на столе не только толковые) - какими словарями вы решили воспользоваться? Почему? | Универсальный приём «Игра»( связи «Зигзаг» (исследовательская работа в группах) Работа с текстом Подлежащее и сказуемое выражены прилагательными Приём ассоциаций Не от всех прилаг.образ краткая форма Полные прилагательные образовались от кратких, а не наоборот. Род, число Имеют окончание Словари,ИКТ Толковые, синонимов, антонимов, Словарь Даля. | |
6-7 | Контроль знаний и обратная связь. Рефлексия | У: Ребята, скажите, а что мы сегодня положим в рюкзак знаний (Можно по 1 человеку от группы) | Ребята пишут на листочках и озвучивают: «Я сегодня кладу в «рюкзак знаний» образование кратких прилагательных, и т.д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по русскому языку в 6 классе "Именины у прилагательного" (повторение изученного о прилагательном).
Повторение изученного о прилагательном в начальной школе. Определение морфологических признаков части речи....
конспект урока 6 класс не с прилагательными
конспект урока содержит материал, предназначенный для изучения темы "Не с прилагательными " в 6 классе...
Урок русского языка в 6 классе "Разряды имён прилагательных.Качественные прилагательные"
Урок построен в соответствии с современными требованиями создания условий для самостоятельного "добытия"знаний, контроля и самооценки. Содержит занимательный материар, элементы игровых техно...
Конспект урока 4 класс "Степени сравнения прилагательных"
Разработка урока английского языка Биболетова 4 класс Unit 3 Lesson 4 включает в себя конспект урока и презентацию к уроку....
Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.
Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"
Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...
План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс.
План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс....