III. Работа по теме занятия. |
1) Осмысление. Беседа – диалог.
Вопросы для беседы «Речевой этикет».
|
Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице
ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО ЕАПКДОБРЫЙДЕНЬПКМУРЦОПРИВЕТШО ДО СВИДАНИЯАКЕУРВАМРМПОКАИППА ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП
|
Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать: Словарно-орфографический диктант. До св_дания, п_жалу..ста, изв_ните, сп_сибо, здра_ствуйте, Правила поведения человека среди других людей Ребята, вы должны соблюдать правила этикета не только в школе, но и на улице, в транспорте, в общественных местах |
Высказывания учащихся
Приводят примеры, высказывают свое мнение.
Высказывают свое мнение, приводят примеры.
Ответы | Коммуникативные: высказывать свою точку зрения. Личностные: анализировать поступки Познавательные: дать представление о моральных нормах и правилах поведения |
IV. Работа по теме занятия. |
Осмысление. Беседа – диалог.
Практическая работа
| Разыграйте речевую ситуацию по парам. Используйте « Вежливые слова»: 1. Как обратиться к продавцу и узнать, поступил ли новый номер журнала «Алдын-Кушкаш»? 2. Ты идешь по улице с другом. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? 3. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? 4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Орлан увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Урана Сергеевна!» 5. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?
Как здороваться по-тувински. Приветствия при встрече – составная часть сложившегося веками народного этикета. Многообразие их форм свидетельствует об уважительном отношении людей друг к другу. Тувинцы в разные времена года обмениваются четырьмя разными видами приветствий. Дело в том, что, занимаясь традиционно скотоводством, тувинцам приходится четыре раза в году кочевать, менять места пастьбы скота и стоянки. В зависимости от времени года меняются и вопросы, и новости, которыми обмениваются при встрече. Вот приветствие, произносимое зимой: - Амыр!-Амыр!- после чего гость задает хозяину юрты вопросы: - В сохранности ли ваш скот? Не беспокоят ли звери, хищные птицы? Благополучна ли зимовка? Хорошо ли провели Шагаа (встретили Новый год)? Хозяин отвечает: -Шагаа провели хорошо. Зимуем без потерь. А у вас как прошла встреча нового года? Гость:- Да, Шагаа мы провели хорошо. Нет ли болезней у вас, все ли мирно? Хозяин: - Все спокойно. Но болезни случаются: зима холодная, снегу много, трудновато приходится. Гость: -Да, да. Трудный год. И болезни случаются, иной раз с тяжелым исходом.. И разговор продолжается. Форма приветствия «Амыр» в наши дни почти утрачено. Чаще всего в повседневной жизни используются теперь рукопожатия и слово «Экии» - «хорошо» в значении «здравствуйте», как бы сокращенное пожелание жить хорошо. (С.Натпит-оол «Как здороваться по-тувински». – Альманах «Улуг-Хем», 1994, № 28. – с.62-65) Сценка «У меня зазвонил телефон» А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка — людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них.
Работа в парах Два ученика читают диалог. Алло, можно Эллу? Привет, подружайка! Это я. Ты выйдешь гулять? Не могу: родаки дома. Ты фейерверк видела? Ну, как? Ну, кайф! Классно! Потряска! Знаешь, Мадонна приезжает. Да, я от нее торчу. Будешь смотреть ее концерт? Без базара, я же не лох какой-нибудь. До свидания, Элла. Чао, бамбино! - Что необычного в этом диалоге?
В наше время этот диалог считается распространённым. Но вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности. Зная слова И.С. Тургенева «... нам дан во владение великий и могучий язык», поэтому мы должны соблюдать речевой этикет. Теперь прочитаем диалог, показав культурное общение. Переводчик
Здравствуй, дорогая подруга. Я не смогу пойти, так как родители дома. Да! Очень красиво. Зрелище потрясает! Да, я восхищена ее пением. Конечно, я же современная девушка. Пока, подружка!
Растает даже ледяная глыба От слова теплого (спасибо). Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день). Если больше есть не в силах, Скажем маме мы (спасибо). Мальчик вежливый и развитый Говорит при встрече (здравствуйте). Когда нас бранят за шалости, Говорим (прости, пожалуйста) И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания)
|
Высказывают свое мнение, приводят примеры.
Приводят примеры, высказывают свое мнение.
высказывают свое мнение.
Работа в парах, в группе
| Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения. Познавательные: иметь представление о правилах поведения
Личностные: проявлять навыки делового сотрудничества
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения. Личностные: анализировать поступки Познавательные: дать представление о моральных нормах и правилах поведения
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные: оценивать ситуацию с точки зрения моральных норм и правил поведения, принятых в обществе
Познавательные: Школьник научится: строить сообщения в устной форме; слушать собеседника, услышать, понять говорящего; понимать и принимать другого человека; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Личностные: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; |