Разработка урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шагимарданова Раушания Анваровна

Урок  русского языка по теме  "Употребление причастий в литературном языке", 6-й класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upotreblenie_prichastiy_v_literaturnom_yazyke.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка по теме  "Употребление причастий в литературном языке", 6-й класс

Задачи урока:

  • образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном и научном  текстах;
  • развивающие: развивать логическое мышление, письменную и устную  речь учащихся, обогащать их словарный запас, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку  как к учебному  предмету; расширять кругозор учащихся.
  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку и родной литературе; воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, настойчивости, упорства; воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

- Давайте улыбнемся партнеру по плечу и пожелаем друг другу хорошего дня.

 Создание проблемной ситуации

 «Что-то не так».  

На доске - предложения с грамматическими ошибками, связанными с употреблениями причастий.

Таймд Раунд Робин (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение 20 секунд).

1.Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне.

2.На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер.

3.Его разбудила беготня, поднявшейся в доме.

4.Ребята, увидящие красоты озёр Карелии, надолго запомнят их.

  1. Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в тетради.

Как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

Итак, тема сегодняшнего урока – «Употребление причастий в литературном языке».

  1. Постановка целей.

- Ребята, давайте подумаем, какими могут быть цели нашего урока? (Сингл-Раунд-Робин. Подумали про себя, сформулировали цели урока, используя опорные слова. Начинает отвечать ученик под №3, далее – по кругу.  (система,  применение, практика, орфография, пунктуация, правила). Ответит ученик за столом № 2 под №1, стол №4 под №3.

  • систематизировать знания о причастии;
  • отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила.

- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами будем стараться грамматически и  орфографически  верно употреблять причастия в речи.

Но урок я хочу начать с высказывания А.С.Пушкина: «Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же, как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному. … Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; мы говорим: которая скачет, - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Из того еще не следует, что в русском языке причастие должно быть уничтожено. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретенного им в течение веков».

  1. Основная часть.
  1. Работа с учебником, упр.157. Ученик под №2 за столом №2 прочитает задание: прочитать рекомендацию писателя М.Горького молодым коллегам и высказывание лингвиста Д.Э.Розенталя.

Ученики читают тексты.

- Чем различаются и в чем сходятся позиции обоих авторов? Чья точка зрения на причастия ближе к основной мысли, выраженной в тексте А.Пушкина? Аргументируйте свое мнение.

-Подумайте, сформулируйте ответ на данный вопрос и запишите на листочке. (Финк-Райт-Раунд-Робин «подумай-запиши-обсуди в команде»). Затем по команде читают ответы на данный вопрос с участника под №4 по кругу.

Проверка: ответит участник 1 за столом 3.

  1.  Работа со списком типичных ошибок, встречающихся в речи при использовании причастий.

Чтение упр. № 159.

А сейчас послушайте предложения с речевыми ошибками. Вам нужно будет тут же эти ошибки исправлять, записывая правильные варианты на листочках. На столах лежит список типичных ошибок.

- Забредшая в лес корова потерялась. (стол 3, №1)

- Вытерший посуду мальчик помог маме. (стол 2, №1)

- У тебя опять порванные носки. (стол 4, №2)

- Весь убранный хлеб сложили в амбар. (стол1, №4)

- Не садись, этот стул сломанный. (стол 3, №4)

- Мы купили небьющуюся посуду. (стол 2, №4)

- Посмотри на эти сверкающие на горе огни. (стол 4, №3)

- Не образуется причастие от глагола толкнуть. (стол1, №1)

3) Упр.160. Релли Робин.  Партнеры по плечу поочередно образуют от данных глаголов все возможные страдательные и действительные причастия.

4) Упр.161. Ол Райт Раунд Робин – один ученик зачитывает свой ответ, а все остальные записывают ответ в тетрадь, далее – по кругу.

VII Домашнее задание,  подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы увидели, насколько велики возможности причастий. Мы попытались конструировать предложения с причастиями и причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. Заканчивая урок, я опять-таки напомню вам слова Пушкина о том, что благодаря причастиям наш язык становится богаче выражениями и оборотами.

Оценивание учащихся.

Запишите домашнее задание: на выбор – упр.156 – написать сочинение-рассуждение, упр.162 – списать предложения, заменяя глагол причастием. На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.

Отклонения от норм образования причастий

1.        Неправильный выбор суффикса при образовании действительного причастия пр.вр. Суффиксы –вш- или –ш- зависят от образующей основы: забрел-забредший.

2.        Неправильный выбор суффикса при образовании страдательного причастия пр.вр. Чаще они образуются с помощью суффиксов –нн- и –енн-: порванный, убранный.

С помощью суффикса – т- образуются причастия от глаголов с суффиксом –ну-, с основой пр.вр. на –ер, с основой на –ы, глаголы с основой на гласный и с суффиксом –ну-: взять – взятый, запереть-запер-запертый.

3.        Неоправданное отбрасывание или добавление постфикса –ся. Если в глаголе, от которого образуется причастие, имеется постфикс –ся, то он должен оставаться и в причастии: оставаться-оставшийся, цвести-цветущие.

4.        Есть переходные глаголы, от которых страдательные причастия пр.вр. не образуются: толкнуть, догнать, брать.

Отклонения от норм образования причастий

1.        Неправильный выбор суффикса при образовании действительного причастия пр.вр. Суффиксы –вш- или –ш- зависят от образующей основы: забрел-забредший.

2.        Неправильный выбор суффикса при образовании страдательного причастия пр.вр. Чаще они образуются с помощью суффиксов –нн- и –енн-: порванный, убранный.

С помощью суффикса – т- образуются причастия от глаголов с суффиксом –ну-, с основой пр.вр. на –ер, с основой на –ы, глаголы с основой на гласный и с суффиксом –ну-: взять – взятый, запереть-запер-запертый.

3.        Неоправданное отбрасывание или добавление постфикса –ся. Если в глаголе, от которого образуется причастие, имеется постфикс –ся, то он должен оставаться и в причастии: оставаться-оставшийся, цвести-цветущие.

4.        Есть переходные глаголы, от которых страдательные причастия пр.вр. не образуются: толкнуть, догнать, брать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".

Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...