Конспект урока по русскому языку в 6 А классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема урока: «НЕ с именами существительными».
Цели урока:
Образовательные: Познакомить с правописанием НЕ с существительными; научить распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.
Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, творческие способности, речь, мыслительные операции: память, внимание, мышление;
Воспитательные: прививать интерес к русскому языку.
Тип урока: изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 А классе.
Изучение нового материала по теме «НЕ с именами существительными».
Разработала и провела Немальцева А.Н.
Место проведения: МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганск.
Тема урока: «НЕ с именами существительными».
Цели урока:
Образовательные: Познакомить с правописанием НЕ с существительными; научить распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.
Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, творческие способности, речь, мыслительные операции: память, внимание, мышление;
Воспитательные: прививать интерес к русскому языку.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: презентация (19 слайдов), тестовые дифференцированные задания, записи на доске, карточки, текст.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я приветствую всех вас на уроке русского языка. (слайд-заставка №1)
-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
II. Стадия вызова.
- Все внимание на экран. Подумайте, о чем идет речь.
Слайд № 2.
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ... (существительное).
- Верно. Это имя существительное.
- На партах перед вами таблица «Знаю – Хочу узнать - Узнал».
- Запишите в первую колонку таблицы «Знаю» все, что вы знаете о имени существительном.
- На выполнение задания отводится 5 минут.
«З» Знаю | «Х» Хочу узнать | «У» Узнал |
1.Имя существительное - ч.р., которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? 2.Относятся либо к м.р., ж.р., ср.р.; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам. 3.В предложении имена сущ. чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами. |
- Озвучьте свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Слайд № 3.
1. Работа с текстом
- Имя существительное таит в себе много загадок, и одну из них мы сегодня попробуем разгадать.
- Внимание на экран. Слайд № 4.
Настя Кувшинчикова подумала и сказала:
-В словах невзгоды, ненастье, ненависть корень начинается с не, как у слов небо, неделя, нерв. Поэтому не пишется слитно.
Вова Бутузов дал такое объяснение:
- Если в словах невзгоды, ненастье, ненависть прикрыть рукой не и прочитать оставшиеся части, то окажется, что в них нет никакого смысла: в русском языке нет слов «взгоды», «настье», «нависть». Эти слова без НЕ не существуют, поэтому здесь не пишется слитно.
- Кто прав – Настя или Вова? Ответ: Правы оба, потому что они сказали об одном и том же – НЕ- является частью корня. (Корень начинается с НЕ. 2.НЕ уберем, то увидим, что таких слов не существует. Какая морфема? Какой возникает вопрос?)
- Сформулируем первый вопрос и запишем его в колонку «Хочу узнать». Слайд № 5.
«З» Знаю | «Х» Хочу узнать | «У» Узнал |
1.Имя существительное- ч.р., которая Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? 2.Относятся либо к м.р., ж.р., ср.р.; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам. 3.В предложении имена сущ. чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами. 4.Каждое сущ. делится на морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. | 1. Чем может являться НЕ в имени существительном? | 1.Является частью корня, пишется слитно. |
- Запишем ответ в колонку «Узнал». Слайд № 6.
- Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?
«НЕ с существительными». Слайд № 7
2. - Посмотрите на экран. Слайд № 8
Пересекая океан, плыл к нам корабль из дальних стран,
Но страшный шторм его настиг,
И затонул он в тот же миг,
Но пассажиров капитан спас всех, конечно, спасся сам.
- На этом корабле к нам плыли две команды слов с НЕ, теперь они все перепутались, и мы должны с вами помочь им разобраться по группам. (На экран выводятся слова)Слайд № 9 Ненависть к врагу, неполадки в работе, мелкие невзгоды, большое несчастье, грубый невежа, сказал неправду, продолжительное ненастье, маленькая неточность, невнимание к ошибкам.
Задание. Выпишите слова, где НЕ часть корня. На выполнение задания отводится 3 минуты.
Прочитайте, какие слова выписали: Ненависть к врагу, неполадки в работе, мелкие невзгоды, грубый невежа, продолжительное ненастье.
- Какие слова остались? Слайд № 10
Ответ: большое несчастье, сказал неправду, маленькая неточность, невнимание к ошибкам.
- Сформулируем второй вопрос и запишем его во вторую колонку «Хочу знать». Слайд № 11.
-Запишем в колонку «Узнал» чем же ещё может являться НЕ в имени существительном. (Ответ: приставкой)
«З» Знаю | «Х» Хочу узнать | «У» Узнал |
1.Имя существительное- ч.р., которая Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? 2.Относятся либо к м.р., ж.р., ср.р.; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам. 3.В предложении имена сущ. чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами. 4.Каждое сущ. делится на морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. | 1. Чем может являться НЕ в имени существительном? 2. Может ли НЕ быть приставкой? | 1.Является частью корня. 2.Является приставкой. |
Физкультминутка.
Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!
- Внимание на экран. Перед вами стихотворение про страну НЕ. Слайд № 12
- Прочитает стихотворение.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- Задание: выпишите в тетрадь слова, которые должны употребляться с НЕ, объясните написание. Что вы должны сделать? (выделить корень). На выполнение задания отводится 3 минуты.
- Как автор называет НЕ в этом стихотворении? (частица НЕ).
- Что такое частица? (Служебная часть речи, пишется раздельно).
- Может, он допустил неточность, ведь мы знаем, что НЕ – это приставка и корень. Или появился ещё один вопрос?
-Сформулируем третий вопрос и запишем его в колонку «Хочу узнать». Слайд № 13.
«З» Знаю | «Х» Хочу узнать | «У» Узнал |
1.Имя существительное- ч.р., которая Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? 2.Относятся либо к м.р., ж.р., ср.р.; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам. 3.В предложении имена сущ. чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами. 4.Каждое сущ. делится на морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. | 1. Чем может являться НЕ в имени существительном? 2. Может ли НЕ быть приставкой? 3. Может ли НЕ являться частицей в сочетании с существительным? 4. Как узнать, где НЕ – частица, а где приставка и корень? | 1.Является частью корня. 2.Является приставкой. |
- Всё внимание на экран. Выполните упражнение. Слайд № 14
Задание: Спишите, раскройте скобки. На выполнение задания отводится 5 минут.
(Не) работа сушит, а забота. (Не) место красит человека, а человек место. Друзья в (не)счастье познаются. В осеннее (не) настье семь погод на дворе. (Не) печь кормит, а руки. (Не) котёл варит, а стряпуха.
Проверка: на экране проверяем. Слайд № 15
- Ответим на третий вопрос и запишем ответ в колонку «Узнал».
«З» Знаю | «Х» Хочу узнать | «У» Узнал |
1.Имя существительное- ч.р., которая Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? 2.Относятся либо к м.р., ж.р., ср.р.; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам. 3.В предложении имена сущ. чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами. 4.Каждое сущ. делится на морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание. | 1. Чем может являться НЕ в имени существительном? 2. Может ли НЕ быть приставкой? 3. Может ли НЕ являться частицей в сочетании с существительным? 4. Как узнать, где НЕ – частица, а где приставка и корень? | 1.Является частью корня. 2.Является приставкой 3. В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а. |
Слайд № 16.
III. Стадия осмысления.
- Как узнать, где НЕ – частица, а где приставка и корень?
- Чтобы ответить на четвертый вопрос, внимательно прочитайте параграф 43 учебника и сверьте то, что мы с вами записали (стр. 100). Запишите ответы в колонку «Узнал».
На выполнение задания отводится 3 минуты.
IV. Закрепление материала.
- А теперь оцените сами себя, как вы усвоили тему «НЕ с именами существительными». На ваших столах приготовлены карточки с заданиями. Если вы считаете, что тема усвоена на отлично, то возьмите красную карточку (на 5), если вы считаете, что где-то можете допустить ошибку, то возьмите зелёную карточку (на 4), если считаете, что где-то можете допустить ошибки, и вам нужна подсказка, то возьмите оранжевую карточку (на 3). Подпишите карточки. Внимательно прочитайте задания. Задание выполните прямо на карточке. На выполнение задания отводится 5 минут.
Карточки.
1. Красная карточка (на 5).
Задание: Обозначьте условия слитного написания НЕ. (Где НЕ является приставкой, а где часть корня). Устать с (не)пр…вычки; пришел в (не)годн…сть; (не)решительность характера; домашние (не)уряд…цы; явная (не)приязнь; (не)точность, а приблизительность расчета; (не)решительность, а робость; (не)пр..ветливость в обращении.., (не)аккуратность учениц.., ошибки из-за (не)внимательност.., (не)брежность в одежд.., упрёк в (не)с…рьёзност.., ра..сказывать (не)былицы, (не)примиримость к врагу, ок..заться (не)веждой, ост..ваться (не)учем, выр..зить (не)расположение, большие (не)взгоды, (не)точность в ответ.., (не)пр…клонность характера.
2. Зеленая карточка (на 4).
Задание: раскрыть скобки, выбирая правильное написание не с существительными
Конь (не)пахарь, (не)кузнец, (не)плотник, а первый на селе работник. (Не)место красит человека, а человек – место. Ученье – свет, а (не)ученье – тьма. Один в поле (не)воин. Работа (не) наслаждение, а труд. (Не)счастье слезы выпускает. (Не)друг учит быть мудрее. сказать (не)правду; возможны всякие (не)урядицы; явная (не)лепость; рассказывал (не)былицы; (не)разбериха; (не)правда, а ложь; (не)приятель, а настоящий друг; (не)внимание, а рассеянность.
3. Жёлтая карточка (на 3).
С существительными не пишется слитно, если:
1) слово не употребляется без не: ненастье, невежда, неряха;
2) существительное с не можно заменить близким по значению словом или выражением без не: неприятель (враг), неправда (ложь), невнимательность (отсутствие внимания).
С существительными не пишется раздельно, если в предложении есть или подразумевается противопоставление: Он не друг, а просто знакомый.
Задание: раскрыть скобки, выбирая правильное написание не с существительными.
1) (Не)настье приостановило продвижение отряда. 2) (Не)ловкость, а расчет и выдержка помогли скалолазу избежать беды. 3) (Не)погода, а усталость заставила нас сделать привал. 4) (Не)погода принесла новые неприятности. 5) Это была явная неправда. 6) (Не) правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе. 7) В решении задачи была допущена (не)точность. 8) В его движениях была видна (не)решительность, а робость. 9) (Не)приятель штурмовал крепость. 10) (Не)знакомец не расслышал вопроса.
Ответы: Устать с непривычки; пришел в негодность; нерешительность характера; домашние неурядицы; явная неприязнь; не точность, а приблизительность расчета; не решительность, а робость; сказать неправду; возможны всякие неурядицы; явная нелепость; рассказывал небылицы; неразбериха; не правда, а ложь; не приятель, а настоящий друг; не внимание, а рассеянность.
1) Ненастье приостановило продвижение отряда. 2) Не ловкость, а расчет и выдержка помогли скалолазу избежать беды. 3) Не погода, а усталость заставила нас сделать привал. 4) Непогода принесла новые неприятности. 5) Это была явная неправда. 6) Не правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе. 7) В решении задачи была допущена неточность. 8) В его движениях была видна не решительность, а робость. 9) Неприятель штурмовал крепость. 10) Незнакомец не расслышал вопроса.
IV. Итог урока. Слайд № 17.
- В качестве итога урока я предлагаю выполнить тест.
Тест по теме «НЕ с именами существительными»
1)Имя существительное обозначает...
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) действие предмета.
2) Сколько в данном тексте имён существительных?
Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя- Пламень белый и летучий Окаймил её края.
А) 4 Б) 5 В)6
3) В каком словосочетании не пишется раздельно?
А) какая (не) ряха Б) случилось (не)счастье В) (не)веселье, а грусть
4) В каком предложении не пишется слитно? А) Звучала (не)правда, а ложь. Б) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить. В) Он мне (не)друг, а враг.
5)В каком предложении не пишется раздельно? А) (Не)знакомца предупредили. Б) Мы ценим (не)преданность, а труд. В) Дурное слово друга делает (не)другом.
Взаимопроверка. Слайд № 18.
1-А 2-Б 3-В 4-Б 5-Б
V. Домашнее задание.
На «5»- придумать небольшую лингвистическую сказку «НЕ в стране существительного».
На «4»- найти отрывок из текста (в учебнике литературы) и выписать предложения НЕ с существительными, где НЕ является частицей, приставкой, частью корня.
На «3» - выполнить упр. 243 учебника, пользуясь алгоритмом, который мы составили на уроке. Стр.102
Спасибо за урок! Всего вам наилучшего! Слайд № 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы
В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...