Конспект урока по русскому языку в 6 А классе.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Немальцева Анна Николаевна

Тема урока: «НЕ с именами существительными».

Цели урока:

Образовательные: Познакомить с  правописанием  НЕ с существительными; научить распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.

Развивающие:  Развивать орфографическую зоркость, творческие способности,  речь, мыслительные операции: память, внимание, мышление;

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по русскому языку в 6 А классе.

Изучение нового материала по теме «НЕ с именами существительными».

Разработала и провела Немальцева А.Н.

Место проведения: МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганск.

Тема урока: «НЕ с именами существительными».

Цели урока:

Образовательные: Познакомить с  правописанием  НЕ с существительными; научить распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.

Развивающие:  Развивать орфографическую зоркость, творческие способности,  речь, мыслительные операции: память, внимание, мышление;

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация (19 слайдов), тестовые дифференцированные задания, записи на доске, карточки, текст.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я приветствую всех вас на уроке русского языка. (слайд-заставка №1)

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

II.  Стадия вызова.

- Все внимание на экран. Подумайте, о чем идет речь.

Слайд № 2.

Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...     (существительное).

- Верно. Это имя существительное.

- На партах  перед вами таблица  «Знаю – Хочу узнать - Узнал».

- Запишите в первую колонку таблицы «Знаю»  все, что вы знаете о имени существительном.

- На выполнение задания отводится 5 минут.

«З» Знаю

«Х» Хочу узнать

«У» Узнал

1.Имя существительное - ч.р., которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

2.Относятся  либо к м.р., ж.р., ср.р.; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными

Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам.

3.В предложении имена сущ. чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

 - Озвучьте  свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Слайд № 3.

1. Работа с текстом

- Имя существительное  таит в себе много загадок, и одну из них мы сегодня попробуем разгадать.

 - Внимание на экран. Слайд № 4.

Настя  Кувшинчикова подумала и сказала:

-В словах невзгоды, ненастье, ненависть корень начинается с не, как  у слов небо, неделя, нерв. Поэтому не пишется слитно.

Вова Бутузов дал такое объяснение:

- Если в словах невзгоды, ненастье, ненависть прикрыть рукой не и прочитать оставшиеся части, то  окажется, что в них нет никакого смысла: в русском языке нет слов «взгоды», «настье», «нависть». Эти слова без НЕ  не существуют, поэтому здесь не пишется слитно.

- Кто прав – Настя или Вова?  Ответ: Правы оба,  потому что они сказали об одном и  том же – НЕ- является частью корня. (Корень начинается с НЕ. 2.НЕ уберем, то увидим, что таких слов не существует. Какая морфема? Какой возникает вопрос?)

- Сформулируем первый вопрос и запишем его  в колонку «Хочу узнать». Слайд № 5.

«З» Знаю

«Х» Хочу узнать

«У» Узнал

1.Имя существительное- ч.р., которая

Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

2.Относятся  либо к м.р., ж.р., ср.р.; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными

Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам.

3.В предложении имена сущ. чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

4.Каждое сущ. делится на морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

1. Чем может являться  НЕ в имени существительном?

1.Является частью корня, пишется слитно.

- Запишем ответ в колонку «Узнал». Слайд № 6.

- Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?

 «НЕ с существительными». Слайд № 7

2. -  Посмотрите на экран. Слайд № 8

Пересекая океан, плыл к нам корабль из дальних стран,
Но страшный шторм его настиг, 
И затонул он в тот же миг,
Но пассажиров капитан спас всех,   конечно, спасся сам.

- На этом корабле к нам плыли две команды слов с НЕ, теперь они все перепутались, и мы должны с вами помочь им разобраться по группам.            (На экран выводятся слова)Слайд № 9 Ненависть к врагунеполадки в работе, мелкие невзгоды, большое несчастье, грубый невежа, сказал неправду, продолжительное ненастье, маленькая неточность, невнимание к ошибкам.

Задание.  Выпишите слова, где НЕ часть корня.  На выполнение задания отводится 3 минуты.

Прочитайте, какие слова  выписали:  Ненависть к врагу, неполадки в работе, мелкие невзгоды, грубый невежа, продолжительное ненастье.

- Какие слова остались?  Слайд № 10

Ответ: большое несчастье, сказал неправду, маленькая неточность, невнимание к ошибкам.

- Сформулируем второй  вопрос  и запишем его  во вторую колонку «Хочу знать».     Слайд № 11.

-Запишем в колонку «Узнал» чем же ещё может являться НЕ в имени существительном.    (Ответ: приставкой)

 «З» Знаю

«Х» Хочу узнать

«У» Узнал

1.Имя существительное- ч.р., которая

Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

2.Относятся  либо к м.р., ж.р., ср.р.; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными

Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам.

3.В предложении имена сущ. чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

4.Каждое сущ. делится на морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

1. Чем может являться  НЕ в имени существительном?

2. Может ли НЕ быть приставкой?

1.Является частью корня.

2.Является приставкой.

Физкультминутка.   

Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!

- Внимание на экран. Перед вами стихотворение  про страну НЕ.                 Слайд № 12

- Прочитает стихотворение.

            Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

- Задание: выпишите в тетрадь слова, которые должны употребляться  с НЕ,  объясните написание. Что вы должны сделать? (выделить корень). На выполнение задания отводится  3 минуты.

- Как автор называет  НЕ в этом стихотворении? (частица НЕ).

 - Что такое частица?  (Служебная часть речи, пишется раздельно).

- Может, он допустил неточность, ведь мы знаем, что НЕ – это приставка и корень. Или появился ещё один вопрос?

-Сформулируем третий вопрос и запишем его в колонку «Хочу узнать». Слайд № 13.

«З» Знаю

«Х» Хочу узнать

«У» Узнал

1.Имя существительное- ч.р., которая

Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

2.Относятся  либо к м.р., ж.р., ср.р.; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными

Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам.

3.В предложении имена сущ. чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

4.Каждое сущ. делится на морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

1. Чем может являться  НЕ в имени существительном?

2. Может ли НЕ быть приставкой?

3. Может ли НЕ являться частицей в сочетании с существительным?

4. Как узнать, где  НЕ – частица, а где  приставка и корень?

1.Является частью корня.

2.Является приставкой.

- Всё внимание на экран.  Выполните упражнение. Слайд № 14

 Задание: Спишите, раскройте скобки.  На выполнение задания отводится 5 минут.

(Не) работа сушит, а забота. (Не) место красит человека, а человек место. Друзья в (не)счастье познаются. В осеннее (не) настье семь погод на дворе. (Не) печь кормит, а руки. (Не) котёл варит, а стряпуха.

Проверка: на экране проверяем. Слайд № 15

- Ответим на третий вопрос и запишем ответ  в колонку «Узнал».   

«З» Знаю

«Х» Хочу узнать

«У» Узнал

1.Имя существительное- ч.р., которая

Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

2.Относятся  либо к м.р., ж.р., ср.р.; являются собственными или нарицательными; одушевлёнными или неодушевлёнными

Большинство имён существительных изменяется по падежам и числам.

3.В предложении имена сущ. чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

4.Каждое сущ. делится на морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

1. Чем может являться  НЕ в имени существительном?

2. Может ли НЕ быть приставкой?

3. Может ли НЕ являться частицей в сочетании с существительным?

4. Как узнать, где  НЕ – частица, а где  приставка и корень?

1.Является частью корня.

2.Является приставкой

3. В предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом а.

Слайд № 16.

III. Стадия осмысления.

- Как узнать, где  НЕ – частица, а где  приставка и корень?

- Чтобы ответить на четвертый вопрос, внимательно прочитайте параграф 43 учебника и сверьте то, что мы с вами записали (стр. 100). Запишите ответы в колонку «Узнал».

На выполнение задания отводится 3 минуты.

IV. Закрепление материала. 

- А теперь оцените  сами себя, как вы усвоили  тему «НЕ с  именами существительными». На ваших столах  приготовлены  карточки с заданиями. Если вы считаете, что тема усвоена на отлично, то возьмите красную карточку (на 5), если вы считаете, что где-то можете допустить ошибку, то возьмите зелёную карточку (на 4), если считаете, что  где-то можете допустить ошибки, и вам нужна подсказка,  то возьмите оранжевую  карточку (на 3).  Подпишите карточки.  Внимательно прочитайте задания. Задание выполните прямо на карточке.  На выполнение задания отводится 5 минут.

Карточки.

1. Красная карточка (на 5).

Задание: Обозначьте условия слитного написания НЕ. (Где НЕ является приставкой, а где часть корня). Устать с (не)пр…вычки; пришел в (не)годн…сть; (не)решительность характера; домашние (не)уряд…цы; явная (не)приязнь; (не)точность, а приблизительность расчета; (не)решительность, а робость; (не)пр..ветливость в обращении.., (не)аккуратность учениц.., ошибки из-за (не)внимательност.., (не)брежность в одежд.., упрёк в (не)с…рьёзност.., ра..сказывать (не)былицы, (не)примиримость к врагу, ок..заться (не)веждой,  ост..ваться (не)учем, выр..зить (не)расположение, большие (не)взгоды,  (не)точность в ответ.., (не)пр…клонность характера.

2. Зеленая карточка (на 4).

Задание: раскрыть скобки, выбирая правильное написание не с существительными

Конь (не)пахарь, (не)кузнец, (не)плотник, а первый на селе работник. (Не)место красит человека, а человек – место. Ученье – свет, а (не)ученье – тьма. Один в поле (не)воин. Работа (не) наслаждение, а труд. (Не)счастье слезы выпускает. (Не)друг учит быть мудрее. сказать (не)правду; возможны всякие (не)урядицы; явная (не)лепость; рассказывал (не)былицы; (не)разбериха; (не)правда, а ложь; (не)приятель, а настоящий друг; (не)внимание, а рассеянность.

 3. Жёлтая карточка (на 3). 

С существительными не пишется слитно, если:

1)   слово не употребляется без не: ненастье, невежда, неряха;
2)   существительное с 
не можно заменить близким по значению словом или выражением без не: неприятель (враг), неправда (ложь), невнимательность (отсутствие внимания).

С существительными не пишется раздельно, если в предложении есть или подразумевается противопоставление: Он не друг, а просто знакомый.

Задание: раскрыть скобки, выбирая правильное написание не с существительными.

1) (Не)настье приостановило продвижение отряда. 2) (Не)ловкость, а расчет и выдержка помогли скалолазу избежать беды. 3) (Не)погода, а усталость заставила нас сделать привал. 4) (Не)погода принесла новые неприятности. 5) Это была явная неправда. 6) (Не) правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе. 7) В решении задачи была допущена (не)точность. 8) В его движениях была видна (не)решительность, а робость. 9) (Не)приятель штурмовал крепость. 10) (Не)знакомец не расслышал вопроса.

Ответы: Устать с непривычки; пришел в негодность; нерешительность характера; домашние неурядицы; явная неприязнь; не точность, а приблизительность расчета; не решительность, а робость; сказать неправду; возможны всякие неурядицы; явная нелепость; рассказывал небылицы; неразбериха; не правда, а ложь; не приятель, а настоящий друг; не внимание, а рассеянность.

1) Ненастье приостановило продвижение отряда. 2) Не ловкость, а расчет и выдержка помогли скалолазу избежать беды. 3) Не погода, а усталость заставила нас сделать привал. 4) Непогода принесла новые неприятности. 5) Это была явная неправда. 6) Не правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе. 7) В решении задачи была допущена неточность. 8) В его движениях была видна не решительность, а робость. 9) Неприятель штурмовал крепость. 10) Незнакомец не расслышал вопроса.

IV. Итог урока. Слайд № 17.

- В качестве итога урока я предлагаю выполнить тест.

Тест по теме «НЕ с именами существительными»

1)Имя существительное обозначает...
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) действие предмета.

2) Сколько в данном тексте имён существительных?

Вот пробилась из-за тучи                                                                                                                         Синей молнии струя-                                                                                                                      Пламень белый и летучий                                                                                                     Окаймил её края.

А) 4                                                                                                                                                         Б) 5                                                                                                                                                          В)6

3) В каком словосочетании не пишется раздельно?

А) какая (не) ряха                                                                                                                              Б) случилось (не)счастье                                                                                                                      В) (не)веселье, а грусть

4) В каком предложении не пишется слитно?                                                                                      А) Звучала (не)правда, а ложь.                                                                                                      Б) (Не)вежа тот, кто позволяет себе грубить.                                                                                       В) Он мне (не)друг, а враг.                                                                                                                        

5)В каком предложении не пишется раздельно?                                                                                      А) (Не)знакомца предупредили.                                                                                                                          Б) Мы ценим (не)преданность, а труд.                                                                                                           В) Дурное слово друга делает (не)другом.                                                                                                      

Взаимопроверка. Слайд № 18.

1-А    2-Б    3-В    4-Б    5-Б

V.  Домашнее задание.

На «5»- придумать небольшую  лингвистическую  сказку «НЕ  в стране существительного».

На «4»- найти отрывок из текста (в учебнике литературы) и выписать  предложения  НЕ с существительными, где  НЕ является частицей, приставкой, частью корня.

На «3» - выполнить упр. 243 учебника,  пользуясь алгоритмом, который мы составили на уроке. Стр.102

Спасибо за урок! Всего вам наилучшего!  Слайд № 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...