Повышение эффективности уроков русского языка в условиях применения личностно ориентированных технологий
статья по русскому языку (5, 9 класс) на тему

Кавыршина Галина Николаевна

Учитель –словесник остался с учеником один на один .Дети все больше отдают предпочтение телевидению , а не книгам . Поэтому возникла необходимость изменить подход к обучению , к ученику , к личности.Возникла потребность в таких уроках , где нет пассивно присутствующих , где возможен рост учащихся в зависимости от их способностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение эффективности уроков русского языка в условиях применения личностно ориентированных технологий

 

Подготовила

Кавыршина Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

 Курского района

Глагол «учиться»  обозначает «учить себя». Ученик должен приложить максимальные усилия для своего образования . Задача учителя состоит в том , чтобы научить «учить себя » .Для этого преподаватель должен :

  • изучить реальные учебные возможности конкретного ученика ;
  • сформировать общеучебные умения и навыки;
  • создать условия развития каждого ребенка ;
  • подготовить к процессу непрерывного обучения .

Учитель –словесник остался с учеником один на один .Дети все больше отдают предпочтение телевидению , а не книгам . Основы экранного языка очень быстро усваиваются ими. Но речь телевидения  и  радио перестала служить образцом для подражания – часто в эфире звучат слова с искаженным произношением:

баловать (вместо баловать)

красивее (вместо красивее )

понял (вместо понял).

С экранов телевизоров исчезают хорошие манеры поведения , общения.Ведущие ,обращаясь к зрителям,используют слова разговорного стиля, а иногда и вульгаризмы.

В огромной лавине информации нужно уметь выбрать главное, отстоять свою точку зрения.Это может сделать только самостоятельно мыслящий человек,имеющий определенный запас знаний.

Поэтому возникла необходимость изменить подход к обучению , к ученику , к личности.Возникла потребность в таких уроках , где нет пассивно присутствующих , где возможен рост учащихся в зависимости от их способностей.

Оценивать уровень развития познавательных умений обучающегося можно по следующим характеристикам:

1.Отношение к учению

-желание учиться лучше;

-переживание успехов и неудач в учении;

-стремление выполнять все требования  и рекомендации учителя;

-осознанность личной и общественной значимости учения.

2.Культурный кругозор

-начитанность школьника;

  • речь;
  • широта его культурных интересов.

3.Ведущие интересы и склонности:

  • увлеченность каким-либо учебным предметом;
  • видом внеурочной деятельности;
  • предполагаемой профессией.

4.Умение выделять главное:

  • легко и быстро выделяет существенные особенности излагаемого материала;
  • дает название прочитанным отрывкам текста;
  • составляет план;
  • коротко рассказывает самое главное;
  • делает выводы.

5. Умение планировать учебную работу:

умение составить план:

  • ответа;
  • сочинения;
  • лабораторной работы;
  • план решения задачи.

6. Настойчивость в учении:

  • достижение поставленных целей;
  • собранность;
  • организованность;
  • желание преодолеть трудности;
  • упорство.

7. Состояние здоровья:

  • тип нервной системы;
  • психологические особенности;
  • физиологические особенности;
  • утомляемость.

8. Умение мыслить самостоятельно:

  • умение найти задачу и способы ее решения;
  • активно рассуждает;
  • высказывает предположения;
  • проявляет оригинальность (неординарность) мышления.

9. Умение рационально организовать учебную работу в школе и дома:

  • правильно распределяет время для выполнения задания;
  • начинает с изучения теории, а затем практики;
  • быстро готовит принадлежности к работе;
  • оперативно включается в выполнение заданий.

Все это позволяет воплотить в жизнь личностно ориентированный подход к обучению. Существует несколько способов дифференциации:

  1. по степени сложности;
  2. по объему;
  3. по времени выполнения;
  4. по состоянию здоровья;
  5. по способу передачи информации;
  6. по степени оказания педпомощи;
  7. по ориентации на будущую профессию;
  8. по интересам;
  9. по уровню общеучебных знаний;
  10. по уровню развития памяти, мышления.

Для успешной практической деятельности создаются следующие условия: например, для «сильных» обучающихся подбираются задания, требующие самостоятельности, творческого поиска; для «слабых» – задания, позволяющие осмыслить новый материал.

Выделяются такие типы заданий:

  1. задание с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом сокращенный, затем выполнение по аналогам) – I уровень сложности.
  2. Тренировочные упражнения с дополнительным заданием – II уровень сложности.
  3. Проблемно-познавательные задания (требующие рассуждения, творческих поисков)  - III уровень сложности.

Дифференцированный вид работы используется в процессе знакомства с новой темой, формирования умения и навыков, закрепления и систематизации полученных знаний, организации самостоятельной работы (в том числе и домашних заданий).

Например, при повторении темы «Имя существительное» возможны такие задания:

5 класс

I уровень сложности. Укажите род существительных, вставьте буквы, определите склонение:

Мыш…, мяч…, ключ…, товарищ…, печ…, туч…, доч…

II уровень сложности. Выпишите существительные, относящиеся к первому и второму склонению, а затем все остальные. Вставьте пропущенные буквы:

Мес..ность, лес..ница, доч…, туч…, плющ…, сторож…, задач…, рощ…

III уровень сложности. Выпишите существительные: а) 1 склонения,           б) 2 склонения, в) 3 склонения.

Укажите, почему у остальных существительных нельзя определить  склонение. Вставьте буквы:

Об…езд, вороб…и, (из-за) неудач…, камыш…, лист…я, рож…, тиш…, встреч…, фальш…

6 класс

I уровень сложности. Пользуясь таблицей, вставьте пропущенные буквы, определите падеж существительных. С одним словосочетанием составьте простое предложение.

Выйти к опушк…, по знакомой местност…, у своей соседк…, отдыхать в лагер…, присутствовать на лекци…, идти по карт…, вернуться к ноч…

II уровень сложности. Вставьте буквы, укажите, в какой части слова пропущена буква. Определите склонение и падеж существительных.  С одним словосочетанием составьте сложное предложение.

По улиц…, к станци…, луч…м, полотенц…м, рубеж…м, на крыльц…, на перекрестк…, в ноч…, выделка кож…, спешить на помощ…, обилие рощ…

III уровень сложности. Выпишите существительные:

А) Ь знак у существительных III склонения;

Б) е, и в окончаниях существительных

В) все остальные.

Графически укажите условия выбора буквы. Составьте       предложение по схеме [1            ], а [2   ], используя данные словосочетания.

Ласточ…ки, вираж…, роскош…, много луж…, в долин…, на яблон…, по алле…, в санатори…, к пристан…, о Родин…, блеск молни…, прыжок параш…тистки

Уровневые задания могут быть и практические, и теоретические.

5 класс

«Буквы А и О в корнях  -лаг-, -лож-, -кос-, -кас-»(знакомство с новой темой).

Даны слова:

Касательная                          Прикосновение

Прилагательное                    Изложение

I уровень сложности. Выделите в словах корни и суффиксы, следующие за корнями.

II уровень сложности. Сравните корни первого и второго столбиков. Являются ли эти слова родственными, в чем их отличие?

III уровень сложности. Сделайте вывод, от чего зависит написание гласной в корнях –кос-     -кас-

               - лож-    -лаг-

6 класс

«Не с существительными» (самостоятельная работа с книгой)

прочтите п. 38 и ответьте на вопросы:

I уровень сложности. Как может писаться не с существительными?

II уровень сложности. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно?

III уровень сложности.  Приведите примеры слитного и раздельного написания не с существительными, объясните свой выбор.

7 класс

«Причастие. Повторение.»

I уровень сложности. Какая часть речи появилась одной из последних, назовите ее.

II уровень сложности. Что называется причастием. Приведите примеры.  

III уровень сложности. В чем сходство и отличие причастия от прилагательного и глагола.

8 класс

«Строение и грамматическое значение предложений» (самостоятельная работа с учебником п.9)

I уровень сложности. Ответьте на вопросы, предложенные учителем (в карточках). Например,

  1. Что называется предложением?
  2. Что означает понятие «грамматическая основа»? и др.

II уровень сложности. Составьте вопросы к п.9

III уровень сложности. Укажите в параграфе новые и уже известные сведения о предложении.

После изучения большой темы, при подготовке к контрольной работе можно использовать урок-зачет. Урок такого типа – это проверка теоретических и практических знаний по конкретной теме. Обучающийся работает по карточке, включающей теоретический и практический материал, самостоятельно, а затем отвечает учителю или консультанту. Первыми опрашиваются обучающиеся по третьему уровню сложности. Их контролирует учитель. Они должны ответить не только на вопросы, входящие в карточку, но и на дополнительные. Успешно выполнившие свою работу проверяют, дают консультации обучающимся, работающим по первому и второму уровню сложности.

Например,

7 класс

«Деепричастие.»

 I уровень сложности.

1.Дайте определение деепричастию.

2.Спишите,раскрывая скобки, расставьте нужные знаки. Разберите предложение по членам.

II уровень сложности.

  1. Какая часть речи, по мнению некоторых ученых, имеет формы?
  2. Выпишите: а) предложения с деепричастным оборотом; б) предложения с причастным оборотом. Подчеркните обороты как члены предложения.  

III уровень сложности.

  1. Дайте сравнительную характеристику глагола, прилагательного, причастия, деепричастия.
  2. Задание №2 II уровня + указать вид причастий и деепричастий, построить схему предложения.

(Не) зажигая огня я скользнул в комнату. День начался с солнца и зноя почти  (не) уступив утру его свежести. Девушка взяла (не) дочитанный роман и вышла в сад. Раздвинув ветки ивняка она увидела загорелого парнишку. Дождь поливал (не) промокаемый плащ вахтенного начальника скатываясь по блестящей клеенке каплями тусклого серебра.

Личностно ориентированный подход к обучению не ограничивается какими-то единичными заданиями разной степени сложности. Это целая система, охватывающая весь урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ

Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...

Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий

Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...

Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников

"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...

"Повышение эффективности уроков русского языка и литературы на основе ИКТ"

В данной презентации представлен опыт работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»

Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...

Приемы и методы повышения эффективности урока русского языка в системе СПО.

В статье описаны приемы и методы, используемые мной на уроках русского языка....

Формирование компетенций на уроках русского языка и литературы через личностно- ориентированный подход

В условиях коррекционной школы VIII вида личностно-ориентированный подход направлен на развитие индивидуальности обучающихся, освоение ими социального опыта....