Повышение эффективности уроков русского языка в условиях применения личностно ориентированных технологий
статья по русскому языку (5, 9 класс) на тему
Учитель –словесник остался с учеником один на один .Дети все больше отдают предпочтение телевидению , а не книгам . Поэтому возникла необходимость изменить подход к обучению , к ученику , к личности.Возникла потребность в таких уроках , где нет пассивно присутствующих , где возможен рост учащихся в зависимости от их способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение эффективности уроков русского языка в условиях применения личностно ориентированных технологий
Подготовила
Кавыршина Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»
Курского района
Глагол «учиться» обозначает «учить себя». Ученик должен приложить максимальные усилия для своего образования . Задача учителя состоит в том , чтобы научить «учить себя » .Для этого преподаватель должен :
- изучить реальные учебные возможности конкретного ученика ;
- сформировать общеучебные умения и навыки;
- создать условия развития каждого ребенка ;
- подготовить к процессу непрерывного обучения .
Учитель –словесник остался с учеником один на один .Дети все больше отдают предпочтение телевидению , а не книгам . Основы экранного языка очень быстро усваиваются ими. Но речь телевидения и радио перестала служить образцом для подражания – часто в эфире звучат слова с искаженным произношением:
баловать (вместо баловать)
красивее (вместо красивее )
понял (вместо понял).
С экранов телевизоров исчезают хорошие манеры поведения , общения.Ведущие ,обращаясь к зрителям,используют слова разговорного стиля, а иногда и вульгаризмы.
В огромной лавине информации нужно уметь выбрать главное, отстоять свою точку зрения.Это может сделать только самостоятельно мыслящий человек,имеющий определенный запас знаний.
Поэтому возникла необходимость изменить подход к обучению , к ученику , к личности.Возникла потребность в таких уроках , где нет пассивно присутствующих , где возможен рост учащихся в зависимости от их способностей.
Оценивать уровень развития познавательных умений обучающегося можно по следующим характеристикам:
1.Отношение к учению
-желание учиться лучше;
-переживание успехов и неудач в учении;
-стремление выполнять все требования и рекомендации учителя;
-осознанность личной и общественной значимости учения.
2.Культурный кругозор
-начитанность школьника;
- речь;
- широта его культурных интересов.
3.Ведущие интересы и склонности:
- увлеченность каким-либо учебным предметом;
- видом внеурочной деятельности;
- предполагаемой профессией.
4.Умение выделять главное:
- легко и быстро выделяет существенные особенности излагаемого материала;
- дает название прочитанным отрывкам текста;
- составляет план;
- коротко рассказывает самое главное;
- делает выводы.
5. Умение планировать учебную работу:
умение составить план:
- ответа;
- сочинения;
- лабораторной работы;
- план решения задачи.
6. Настойчивость в учении:
- достижение поставленных целей;
- собранность;
- организованность;
- желание преодолеть трудности;
- упорство.
7. Состояние здоровья:
- тип нервной системы;
- психологические особенности;
- физиологические особенности;
- утомляемость.
8. Умение мыслить самостоятельно:
- умение найти задачу и способы ее решения;
- активно рассуждает;
- высказывает предположения;
- проявляет оригинальность (неординарность) мышления.
9. Умение рационально организовать учебную работу в школе и дома:
- правильно распределяет время для выполнения задания;
- начинает с изучения теории, а затем практики;
- быстро готовит принадлежности к работе;
- оперативно включается в выполнение заданий.
Все это позволяет воплотить в жизнь личностно ориентированный подход к обучению. Существует несколько способов дифференциации:
- по степени сложности;
- по объему;
- по времени выполнения;
- по состоянию здоровья;
- по способу передачи информации;
- по степени оказания педпомощи;
- по ориентации на будущую профессию;
- по интересам;
- по уровню общеучебных знаний;
- по уровню развития памяти, мышления.
Для успешной практической деятельности создаются следующие условия: например, для «сильных» обучающихся подбираются задания, требующие самостоятельности, творческого поиска; для «слабых» – задания, позволяющие осмыслить новый материал.
Выделяются такие типы заданий:
- задание с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом сокращенный, затем выполнение по аналогам) – I уровень сложности.
- Тренировочные упражнения с дополнительным заданием – II уровень сложности.
- Проблемно-познавательные задания (требующие рассуждения, творческих поисков) - III уровень сложности.
Дифференцированный вид работы используется в процессе знакомства с новой темой, формирования умения и навыков, закрепления и систематизации полученных знаний, организации самостоятельной работы (в том числе и домашних заданий).
Например, при повторении темы «Имя существительное» возможны такие задания:
5 класс
I уровень сложности. Укажите род существительных, вставьте буквы, определите склонение:
Мыш…, мяч…, ключ…, товарищ…, печ…, туч…, доч…
II уровень сложности. Выпишите существительные, относящиеся к первому и второму склонению, а затем все остальные. Вставьте пропущенные буквы:
Мес..ность, лес..ница, доч…, туч…, плющ…, сторож…, задач…, рощ…
III уровень сложности. Выпишите существительные: а) 1 склонения, б) 2 склонения, в) 3 склонения.
Укажите, почему у остальных существительных нельзя определить склонение. Вставьте буквы:
Об…езд, вороб…и, (из-за) неудач…, камыш…, лист…я, рож…, тиш…, встреч…, фальш…
6 класс
I уровень сложности. Пользуясь таблицей, вставьте пропущенные буквы, определите падеж существительных. С одним словосочетанием составьте простое предложение.
Выйти к опушк…, по знакомой местност…, у своей соседк…, отдыхать в лагер…, присутствовать на лекци…, идти по карт…, вернуться к ноч…
II уровень сложности. Вставьте буквы, укажите, в какой части слова пропущена буква. Определите склонение и падеж существительных. С одним словосочетанием составьте сложное предложение.
По улиц…, к станци…, луч…м, полотенц…м, рубеж…м, на крыльц…, на перекрестк…, в ноч…, выделка кож…, спешить на помощ…, обилие рощ…
III уровень сложности. Выпишите существительные:
А) Ь знак у существительных III склонения;
Б) е, и в окончаниях существительных
В) все остальные.
Графически укажите условия выбора буквы. Составьте предложение по схеме [1 ], а [2 ], используя данные словосочетания.
Ласточ…ки, вираж…, роскош…, много луж…, в долин…, на яблон…, по алле…, в санатори…, к пристан…, о Родин…, блеск молни…, прыжок параш…тистки
Уровневые задания могут быть и практические, и теоретические.
5 класс
«Буквы А и О в корнях -лаг-, -лож-, -кос-, -кас-»(знакомство с новой темой).
Даны слова:
Касательная Прикосновение
Прилагательное Изложение
I уровень сложности. Выделите в словах корни и суффиксы, следующие за корнями.
II уровень сложности. Сравните корни первого и второго столбиков. Являются ли эти слова родственными, в чем их отличие?
III уровень сложности. Сделайте вывод, от чего зависит написание гласной в корнях –кос- -кас-
- лож- -лаг-
6 класс
«Не с существительными» (самостоятельная работа с книгой)
прочтите п. 38 и ответьте на вопросы:
I уровень сложности. Как может писаться не с существительными?
II уровень сложности. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно?
III уровень сложности. Приведите примеры слитного и раздельного написания не с существительными, объясните свой выбор.
7 класс
«Причастие. Повторение.»
I уровень сложности. Какая часть речи появилась одной из последних, назовите ее.
II уровень сложности. Что называется причастием. Приведите примеры.
III уровень сложности. В чем сходство и отличие причастия от прилагательного и глагола.
8 класс
«Строение и грамматическое значение предложений» (самостоятельная работа с учебником п.9)
I уровень сложности. Ответьте на вопросы, предложенные учителем (в карточках). Например,
- Что называется предложением?
- Что означает понятие «грамматическая основа»? и др.
II уровень сложности. Составьте вопросы к п.9
III уровень сложности. Укажите в параграфе новые и уже известные сведения о предложении.
После изучения большой темы, при подготовке к контрольной работе можно использовать урок-зачет. Урок такого типа – это проверка теоретических и практических знаний по конкретной теме. Обучающийся работает по карточке, включающей теоретический и практический материал, самостоятельно, а затем отвечает учителю или консультанту. Первыми опрашиваются обучающиеся по третьему уровню сложности. Их контролирует учитель. Они должны ответить не только на вопросы, входящие в карточку, но и на дополнительные. Успешно выполнившие свою работу проверяют, дают консультации обучающимся, работающим по первому и второму уровню сложности.
Например,
7 класс
«Деепричастие.»
I уровень сложности.
1.Дайте определение деепричастию.
2.Спишите,раскрывая скобки, расставьте нужные знаки. Разберите предложение по членам.
II уровень сложности.
- Какая часть речи, по мнению некоторых ученых, имеет формы?
- Выпишите: а) предложения с деепричастным оборотом; б) предложения с причастным оборотом. Подчеркните обороты как члены предложения.
III уровень сложности.
- Дайте сравнительную характеристику глагола, прилагательного, причастия, деепричастия.
- Задание №2 II уровня + указать вид причастий и деепричастий, построить схему предложения.
(Не) зажигая огня я скользнул в комнату. День начался с солнца и зноя почти (не) уступив утру его свежести. Девушка взяла (не) дочитанный роман и вышла в сад. Раздвинув ветки ивняка она увидела загорелого парнишку. Дождь поливал (не) промокаемый плащ вахтенного начальника скатываясь по блестящей клеенке каплями тусклого серебра.
Личностно ориентированный подход к обучению не ограничивается какими-то единичными заданиями разной степени сложности. Это целая система, охватывающая весь урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение личностно–ориентированных технологий обучения на уроках русского языка в коррекционном ОУ
Статья отражает основные педагогические принципы личностно-ориентированного подхода к учащимся коррекционной школы VI вида. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого отношения, особо...
Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий
Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...
Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников
"Пути повышения эффективности уроков русского языка и литературы в целях развития личностного потенциала школьников" - презентация из опыта работы учителя русского языка и литературы. На слайдах отраж...
"Повышение эффективности уроков русского языка и литературы на основе ИКТ"
В данной презентации представлен опыт работы с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы....
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»
Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...
Приемы и методы повышения эффективности урока русского языка в системе СПО.
В статье описаны приемы и методы, используемые мной на уроках русского языка....
Формирование компетенций на уроках русского языка и литературы через личностно- ориентированный подход
В условиях коррекционной школы VIII вида личностно-ориентированный подход направлен на развитие индивидуальности обучающихся, освоение ими социального опыта....