«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в условиях применения игровых форм обучения».
статья

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в условиях применения игровых форм обучения».

   Не секрет, что количество детей с трудностями овладения грамотностью с каждым годом увеличивается, а педагогическая практика подтверждает, что низкая успеваемость приводит школьника сначала к нежеланию выполнять домашние задания, а потом и посещать уроки.

     У большинства детей длительное переживание способствует развитию депрессивного состояния, стремлению к самоизоляции. И если данную проблему оставить без внимания, то безграмотность может сохраниться и в зрелом возрасте.

     Помочь в решение этого вопроса может поэтапное игровое развитие. Именно в игре формируются все механизмы, необходимые для успешной работы на уроках.

     Актуальность темы обусловлена, во- первых, тем, что игры в сочетании  с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания русского языка, делают процесс обучения более интересным,  способствуют усиленному усвоению изучаемого материала; во-вторых, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес к предмету и  улучшают взаимоотношения; в-третьих, игры развивают у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.

     Идея заключается в содействии проявлению природных качеств каждого ученика, а не в доведении творческих способностей до задуманного уровня.

     Посредством игры можно выявить, развить и усилить творческий потенциал личности учеников, поскольку в игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности; интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие.

         Игры универсальны для любого этапа урока или его типа,

способствуют развитию познавательного интереса к предмету,

помогают создать поисково- творческую и проблемную атмосферу,

способствуют сплочению классного коллектива, повышают качество знания учащихся.

     Для младших классов среднего звена общеобразовательной школы (5-6 классы) наиболее подходящими являются игры «Орфо-домино», «Орфо- рисование», «Догонялки», «Королевство предложений», «Сказочки». Для учащихся более старшего возраста – «Киндер-сюрприз», «Грамконструктор», «Корректурная правка», «Психологический тест».

     Применение игры на уроке позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Игровые формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся,  следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке позволяет создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает обстановку.

     Выбор той или иной формы работы должен быть обусловлен особенностями коллектива, уровнем подготовки, возрастными показателями, специфичностью изучаемой темы.

     В процессе игры необходимо  развивать у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации (кроссворд, текст, картина, рисунок, схема, таблица, компьютер). Учить детей в ходе подготовки к игре самостоятельно составлять вопросы, создавать ситуацию успеха, поощрения, которая стимулирует учебную деятельность. А высокую активность можно рассматривать как один из методов преодоления неуспеваемости.

     С помощью применения игровых технологий решается одна их главных задач образования- пробуждение интереса учащихся к познанию, к более глубокому изучению предмета.  

     Чтобы дети «не заигрались», нужно основательно продумывать предлагаемый материал и четко ставить задачи и условия к каждой игре.    

     Применение игровых форм обучения позволяет максимально сплотить классный коллектив, установить доверительные отношения со всеми учащимися класса.    

     Игровой характер учебно- познавательной деятельности включает в себя фактор познавательного интереса и фактор состязательности, а также сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемого. Хорошо организованное занятие должно содержать в себе стимулы для саморазвития. Каждый очередной шаг в учебной деятельности должен быть производным от предыдущего шага и побудительной причиной для последующего. Игра имеет внутренний конфликт, свою драматургию, что и побуждает участника к действию.

     Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.

     Эмоциональное воздействие на ученика оказывает и игра, и состязательность, доводящая порой до азарта, и творческий характер деятельности. Чрезмерная эмоциональность может захлестнуть страсть к познанию и вылиться в негативные формы. Поэтому необходимо всегда применять оптимальный уровень эмоционального воздействия, улавливать настроение учащихся и умело управлять основным процессом обмена знаниями и опытом, направлять его в конструктивное русло.

     Поощряя любые формы активности, стимулируя к действию, давая возможность задавать вопросы, мы создаем атмосферу доброжелательности, непринужденности общения. А это положительным образом сказывается на результатах.

     Главное - помнить, что игра не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности, направленный на раскрытие умственных и творческих способностей учащихся, развитие навыков орфографической и пунктуационной зоркости.

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...

Представление инновационного педагогического опыта "Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллект...

"Использование разнообразных форм, методов и инновационных образовательных технологий активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Опыт работы по использованию разнообразных форм, методов  и инновационных образовательных технологий  активизации познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка и литера...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»...