Урок развития речи в 5 классе по теме "Эпитет"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Крюкова Светлана Юрьевна

Урок развития речи по теме "Эпитет" поможет дать понятие об изобразительно-выразительном средстве,  а также его роли в художественном тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока19.44 КБ
Файл презентация к уроку67.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

Тема: «Эпитет в художественном тексте»

Цель: Сформировать понятие об эпитете как о выразительном средстве языка.

Задачи: 

1. Формировать умение отличать обычное прилагательное от эпитета, находить эпитеты в художественном тексте;

2. Формировать умение использовать эпитеты в художественном тексте для создания выразительности речи;

3. Развивать навыки анализа поэтического текста;

4. Совершенствовать коммуникативные умения (обосновывать свою позицию, строить высказывание в научном стиле).

5. Воспитывать эстетические чувства через общение с художественным текстом, бережное отношение к поэтическому слову.

Образовательные технологии: проблемное обучение, дифференцированное обучение, технология коллективных способов обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор с презентацией, раздаточный материал с дифференцированными заданиями.

ХОД  УРОКА

1. Организационный этап.

- Добрый день. Вы готовы к новым открытиям,  к работе, сотрудничеству и взаимопомощи, потому что вам предстоит работать в группах.

2. Создание мотивации учения (Слайд 1).

- Послушайте загадку. О каком понятии идет речь? Оно связано с темой нашего урока.

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Речь идёт о прилагательном. Какие слова вам помогли отгадать загадку? На прошлом уроке мы анализировали тексты разных стилей и наблюдали за прилагательными. Сделайте вывод о роли имен прилагательных в нашей речи.

3. Актуализация знаний.

А) Орфографическое задание. (Слайд 2)

- Перед вами имена прилагательные - вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

Уд..вительный, прелес…ный, бе..сильный, бе..заботный, бе..шумный, бе..чу..ственный, р…стительный, ц..ганский, извес..ный.

Б) Взаимопроверка. (Слайд 3)

- Поменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите карандаши и сверьте написанное с записью на слайде. Кто не допустил ни одной ошибки? Кто одну ошибку?

4. Постановка проблемы.

- Какие из выписанных прилагательных являются эпитетами? Почему?

- Какие прилагательные вы выделили? (Единого мнения нет).

Проблема урока: Какие прилагательные являются эпитетами? (Слайд 4)

- Запишите проблему урока в тетради.

5. Решение проблемы урока.

А) Инструктаж о работе.

- Работая в группе, вы должны письменно ответить на проблемный вопрос. Проанализируйте словосочетания, записанные в два столбика. В каком столбике прилагательные являются эпитетами? Вспомните определение эпитетов. Сделайте вывод об отличии обычных прилагательных от эпитетов. Запишите своё высказывание в научном стиле (Слайд 5).

Чёрный карандаш                        чёрная весть

Свободный день                          свободный ветер

Весёлая музыка                           весёлые облака                                  

Б) Работа в группе.

В) Выдвижение гипотезы. Проверка результатов.

Пример: (Слайд 6)

Эпитет – образное определение. Он помогает автору нарисовать выразительную картину, а также передать его чувства. Часто в роли эпитета используются прилагательные в переносном значении. Например, «ледяной взгляд». Эпитетами могут быть яркие выразительные прилагательные в прямом значении. Например, «чудесный город».

Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Фиксация знаний.

А) Инструктаж работы в группе.

- А сейчас мы будем применять теорию на практике. Перед вами листы с заданиями. Группа выбирает задание и распределяет обязанности для его выполнения. Каждый должен вносить свой вклад в работу группы. Задания такие:

1 – подобрать эпитеты к существительным и составить с ними словосочетания;

2 – творческий диктант – подобрать эпитеты к существительным в тексте о зимнем лесе;

3 – проанализировать стихотворение К.Бальмонта «Снежинка», выделить в нем эпитеты;

4 – написать сочинение-миниатюру на тему «Последняя снежинка», используя эпитеты.

- Выберите одно задание, выполните его письменно в тетради.

Б) Отчет групп о проделанной работе. Оценка результатов деятельности.

7. Проектирование выполнения домашнего задания.

- Домашнее задание для всех: в тетрадь для схем записать информацию об эпитете.

- Задание по выбору: творческий диктант или сочинение-миниатюра на тему «Скоро весна».

8. Подведение итогов урока.

- Какую проблему мы сегодня решали?

- Какие задания вам понравились?

- Мы обязательно продолжим работать с эпитетами и на уроках русского языка, и на уроках литературы.


Задания для работы в группе

Задание 1. Подберите эпитеты к существительным и запишите словосочетания «прилагательное + существительное» в предложном падеже. Выделите окончания прилагательных.

Снег, ветер, утро, зима, берёза, небо, облако, сосулька.

Задание 2. Озаглавьте текст. Определите его стиль. Спишите, вставляя на месте пропусков эпитеты, чтобы картина зимнего леса стала зримой и выразительной. Подчеркните эпитеты (прилагательные) как члены предложения.

Я шагнул на …тропинку и замер от восхищения. Меня обступили …деревья. Рукой я дотронулся до …берёзки. Залюбовался…сосной. Постоял рядом с …осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её…ветки. У каждого дерева свой характер.

Задание 3. Проанализируйте стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка». Каким настроением оно проникнуто? Какие средства выразительности автор использует для создания образа снежинки?

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится.

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена.

С его метелями

Крутится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

Лежит пушистая

Снежинка смелая.

Какая чистая,

Какая белая!

Задание 4. Напишите сочинение-миниатюру «Последняя снежинка», используя эпитеты (5 – 7 предложений).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпитет в художественном тексте

Слайд 2

Определяю я предметы - Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! О каком понятии идёт речь?

Слайд 3

Уд… вительный , прелес … ный , бе …сильный, бе … заботный , бе …шумный, р… стительный , ц …ганский, извес … ный , бе …чу… ственный . Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы

Слайд 4

Уд и вительный, прелес т ный, бе с сильный, бе з заботный, бе с шумный, р а стительный, ц ы ганский, извес т ный, бе с чу в ственный. Проверь себя!

Слайд 5

Все ли имена прилагательные являются эпитетами? Проблема урока:

Слайд 6

В каком столбике словосочетаний прилагательные являются эпитетами? Чёрный карандаш Свободный день Весёлая музыка Шёлковая ткань Чёрная весть Свободный ветер Весёлые облака Шёлковые листья

Слайд 7

Эпитет – это образное определение. Он помогает автору нарисовать выразительную картину, а также передать его чувства. Часто в роли эпитета используются прилагательные в переносном значении. Например, «ледяной взгляд». Эпитетами могут быть яркие, выразительные прилагательные в прямом значении. Например, «чудесный город». Эпитет

Слайд 8

Физкультминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...