Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы»
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему
Данный материал использован в рамках проведения недели русского языка и литературы среди обучающихся I курса.Академик Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «…Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо, надо».
Интеллектуальная игра позволяет проверить и закрепить полученные знания, сформировать интерес и предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.docx | 37.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«Апшеронский лесхоз-техникум»
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Умники и умницы»
Горбунова Л.Е,
преподаватель русского языка
и литературы
г.Апшеронск, 2016
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе
«Умники и умницы»
Цель:
- Закрепить и углубить знания по русскому языку и литературе
Задачи:
- 1.Формирование интереса к изучению русского языка и литературы;
- 2. Развитие навыков работы в группе;
- 3. Воспитание любви к художественному слову.
Формы работы:
- работа в группах.
Оборудование:
- Компьютер, сигнальные карточки, жетоны
Ход мероприятия
- Организационный момент.
- Вступительное слово.
Дорогие друзья! Сегодня мы ещё раз отправимся в путешествие по стране русского языка и литературы. Эта страна богата,её богатства дороже бриллиантов, дороже жемчуга и злата.В своих кладовых она хранит слова-все слова русского языка.Там по крупицам собираются пословицы и поговорки, фразеологические обороты- вся мудрость русского народа.
Со словом надо обращаться бережно. Почему? На этот вопрос ответил известный русский писатель В.Г.Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям»
А академик Д.С.Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «…Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно- это надо, надо».
Итак, в путь!
- Разминка. «Сколько предложений?»
Я, вчера, пришёл, домой, поздно.
Сколько предложений можно составить, если записать в разном порядке данные слова?
Ответ:
Любое предложение этих слов даёт новое предложение. Их количество равно числу перестановок из пяти элементов:
1X 2 X 3 X 4 X5 = 120.
- 1 тур. «Язык - к знанию ключ»
- «Мудрая лексика»
100 - В каком произведении А. С. Пушкина употребляется фразеологизм «Белены объелся»?
Ответ: В «Сказке о рыбаке и рыбке»
300 – « Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зелёный платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицои легла на кровать, лицом к стене, только плечики да тело всё вздрагивают» (Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»)
Что значит «драдедамовый»? Для чего Достоевский использует эту художественную деталь?
Ответ: Драдедам- один из самых дешёвых видов сукна в XIX веке.Представлял собой шерстяную ткань полотняного переплетения с ворсом и использовался в среде городской бедноты.
Писатель сознательно использует эту художественную деталь как определённый социальный знак.
Во всех кульминационных эпизодах романа-первый выход Сони на улицу, смерть Мармеладова, сцены на каторге, куда Соня следует за Раскольниковым, -драдедамовый платок вырастает до символа трагической судьбы семейства Мармеладовых.
500 - В первой четверти XIX века в Москве практиковал немецкий врач Лоддер. Он рекомендовал для укрепления здоровья бег трусцой. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпрепровождением. Отсюда появилось собственно русское слово, которым называют бездельников, тунеядцев. Что это за слово?
Ответ: лодырь
- «Секреты морфемики»
100 - Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:
А) Столовая – стая
Б) Портной - герой
В) Рыбачий – рабочий
Г) Лекторий – лисий
Ответ: Г). В слове лисий и лекторий нулевое окончание.
А) Столовая – стая (в слове столовая окончание – ая, в слове стая – я).
Б) Портной - герой (в слове герой нулевое окончание, в слове портной –ой.)
В) Рыбачий –рабочий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).
300-В некоторых русских словах, начинающихся на «об + гласная», после об- раньше был звук в, впоследствии исчезнувший: обвернуть → обернуть (ср. повернуть), обволочка → оболочка (ср. обволакивать) и т. д. В каком из этих слов звука в после об- никогда не было: обет; обед; обонять; обоз; обычай?
Ответ: обед
500- В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).Витать в мире мечтаний (перен.).
Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»?
Ответ:
Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова.
- «Орфография. Кто грамоте горазд, тому не пропасть!»
100- Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е. Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:опека, афера, челн, новорожденный.
Ответ: в двух словах пишется Е: опека, афера.
300- В каком слове на месте многоточия пишется -уу-: опосс..м, индивид..м, уник..м, постскрипт..м?
Ответ: Индивидуум
500- В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте
Ответ: слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля.
Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.
- «Удивительный синтаксис»
100 – Отличаются ли по составу предложения? Свой ответ аргументируйте.
А) Восхитительный ночлег в пути.
Б) Ночлег в пути из-за непогоды.
Ответ
Предложения отличаются по составу.
1. Восхитительный ночлег в пути. Односоставное предложение, номинативное, распространено только определениями, согласованным и несогласованным.
2. Ночлег в пути из-за непогоды. Двусоставное предложение, неполное, сказуемое отсутствует, но есть обстоятельство причины, относящееся к сказуемому, распространенное).
300- Катя и Карина по памяти записали одно четверостишие из стихотворения А. Усачёва. Когда они сравнили то, что у них получилось, выяснилось, что их варианты различаются пунктуацией в третьей строке. Катя написала:
— Эх, — вздыхали червяки, —
Раньше врали рыбаки!..
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
Карина написала:
— Эх, — вздыхали червяки,
— Раньше врали рыбаки!..
Мы, послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
Какое из следующих утверждений верно?
Ответ: Карина права:
— Эх, — вздыхали червяки, — Раньше врали рыбаки!..
Мы, послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
500- Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом?
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
Ответ:
Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец.
- «Заглянем в толковый словарь»
100- Целовальник-это…
А) парикмахер
Б) продавец вина в трактире
В)настойчивый кавалер
Ответ-б
300- Перевести некоторые устаревшие слова на современный язык
Фортеция, чаятельно, дабы, челобитье
Ответ: крепость, вероятно, чтобы, прошение
500- Сборник законов о воинских обязанностях – это …
Ответ: артикул
- «Дальше, дальше»
100- Какие улицы нашего гороода названы в честь писателей и поэтов?
Ответ: ул.Маяковского, Пушкина, Гоголя
300- Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности?
Ответ: Живописью, лепкой, музыкой
500- В названии известного произведения все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованное таким образом истинное название.
«Быль о железной курочке»
Ответ: «Сказка о золотом петушке»
- 2 тур. «Литературная дуэль»
- «Маска, я Вас знаю…»
100 – Какой писатель в молодости выступал под псевдонимами «Вспыльчивый человек», «Брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Врач без пациентов»
Ответ: А.П.Чехов.
300 – Где и о ком Маяковский сказал: « Я люблю вас, но живого, а не мумию»?
Ответ: в стихотворении «Юбилейное», об А.С.Пушкине
500- Кипренский написал портрет этого поэта.
Портрет настолько понравился поэту, что он написал следующие строки:
Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
--------------------------------
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
«Кипренскому». 1827.
Ответ: Пушкин
- «И словом, и кистью, и звуком…»
100- Кавказ занимал особое место в творчестве этого поэта. Ему он посвятил не только несколько страниц романа «Герой нашего времени», но и свои картины.
Ответ: М.Ю.Лермонтов
300- Этот композитор написал несколько вальсов к повести А.С.Пушкина «Метель».
Ответ: Георгий Свиридов
500- Какому персонажу М. Булгакова поставили памятник в Москве?
Ответ: Коту Бегемоту . Булгаков «Мастер и Маргарита»
- «Мысль изреченная»
100 - Из какого произведения слова: «Рождённый ползать – летать не может»?
Ответ:«Песнь о Соколе» М.Горького
300 – Кому принадлежат строки: «Какой светильник разума угас, какое сердце биться перестало!» В память о ком они написаны?
Ответ: Н. Некрасов о Н.Добролюбове
500- Кому из чеховских героев принадлежат слова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
Ответ: Астрову («Дядя Ваня»)
- «Портретная галерея»
100 – «…человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями…обнаженная красная рука…ленивый , но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом…»
Ответ:И.С.Тургенев «Отцы и дети»,Евгений Васильевич Базаров
300 – «…небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взглядадо тихого, мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой»
Ответ: Л.Н.Толстой «Война и мир». Князь Андрей Болконский
500- «…полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно»
А.П.Чехов. «Ионыч». Иван Петрович Туркин
- «Слова, слова, слова»
100 – «Нет, ты посмотри , что за луна!..Ах, какая прелесть! Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы». Чьи это слова?
Ответ: Наташи Ростовой.
«Война и мир»
300 – « А по- моему:делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»
Ответ: Варвара, дочь Кабанихи.«Гроза»
500- « Труд- образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей»
Ответ: Андрей Штольц. «Обломов»
- «С …книжкою в руках»
100 – Ему принадлежит не только бессмертная комедия, которая прославила его на весь мир, но и два великолепных вальса.
Ответ: Грибоедов
300 – Какие 3 выдающихся поэта были одновременно талантливыми художниками?
Ответ: Т.Шевченко, В.Маяковский, М.Лермонтов
500 – По мотивам каких произведений Шолохова созданы кинофильмы?
Ответ:полнометражные фильмы по мотивам романов «Тихий Дон», «Поднятая целина»и рассказу «Судьба человека»; короткометражные фильмы по рассказам «Жеребёнок», «Пастух» и др.
- «Музыка звучит»
100 – На какие литературные произведения написана музыка для опер?
Ответ:Римский-Корсаков. «Снегурочка»по сказке А.Н.Островского;
Мусоргский «Борис Годунов»
А.С.Пушкин;
Чайковский «Евгений Онегин»
А.С.Пушкин;
М.И.глинка «Руслан и Людмила»;
А.Г.Рубинштейн «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов ;
по роману А.Фадеева «Молодая гвардия», композитор Юлий Сергеевич Мейтус и др.
300 – На стихи каких русских поэтов II половины XIX века написаны песни, романсы?
Ответ: И.С.Тургенев. «В дороге»,
Н.А.Некрасов «Тройка», «Коробейники»,
А.Н.Толстой «Колокольчики мои»
Ф.И.Тютчев «Я встретил Вас»,
П.П.Полонский «Песня цыганки»,
А.Н.Толстой «средь шумного бала» и др
500 – Какую русскую народную песенку поёт Белочка в экранизации «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина?
Ответ: «Во саду ли, в огороде…»
К какому художественному произведению Н.В. Гоголь в качестве эпиграфа взял русскую народную пословицу : «Неча на зеркало пенять, коль рожа крива»?
Ответ: «Ревизор»
300- Назовите былинных героев, изображенных на картине Васнецова «Богатыри»
Ответ: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович
- 3 тур . Да хоть кого смутят вопросы быстрые
Наш последний конкурс-это блиц-опрос.Все предложенные вопросы требуют быстрого, лаконичного ответа.Если почувствуете затруднение- пропускайте вопрос.Ваша задача-дать максимальное количество ответов.За каждый правильный ответ присуждается 1 очко
Вопросы для капитана первой команды:
- Город,в котором родился Пушкин? (Москва)
- Образное определение (эпитет)
- Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложении (синтаксис)
- Возраст Остапа (22 года)
- Антоним к слову временный (постоянный)
- Слово с двумя приставками.(перезагрузить, недоумевать…)
- Где происходит действие «Медного всадника»? (Петербург)
- Как погибли А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов (на дуэли)
- Подруга дней моих суровых. О ком это? (няне Пушкина)
- Квартал или квартал? (квартАл)
- Кто автор оды «Властителям и судиям»? (Державин)
- Сколько частей речи в русском языке? (10)
- Автор «Мертвых душ»? (Н.Гоголь)
- Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)
- Объясните значение фразеологизма : Хоть кровь из носу. (обязательно)
- Подлежащее и сказуемое являются… (грамматической основой)
- Сколько звуков в слове яд? (3)
- К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)
- Великий русский баснописец. (Крылов)
- Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. (орфоэпический)
Вопросы для капитана второй команды:
1.Кто ходит в гости по утрам (Винни-Пух)
2. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. (фонетика)
3.Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (бабушка Елизавета Арсеньева)
4. Автор поэмы «12» (Блок)
5. Синоним к слову антитеза. (противопоставление )
6. Кто спас муху-цокотуху? (комар)
7. Каталог или каталог? (каталОг)
8. Фразеологический оборот со словом голова.(ломать голову, сломя голову, оторвать голову)
9. Словарь, из которого можно узнать о происхождении слов. (этимологический)
10. Кто называл себя «князем тьмы»? (Воланд)
11. Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком это? (О Пущине)
12. Автор «Героя нашего времени». (М.Лермонтов)
13. Сколько звуков в слове ёжик? (5)
14. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)
15. Что такое аббревиатура? (сложносокращенное слово)
16. Какой корень в слове обуть? (нулевой)
17. Слово с удвоенной р. ( Терраса, территория)
18. Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? (6)
19. Объясните значение: подложить свинью. (напакостить)
20. Название имения Дубровского (Кистеневка)
Вопросы для капитана третьей команды:
- Раздел науки о языке, изучающий части речи их формы. (морфология)
- Любимое дерево Сергея Есенина (береза)
- Часть слова, стоящая перед корнем. (приставка)
- Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда… (…перестают читать)
- Пароним к слову эффективный. (эффектный)
- Как зовут героя, сказавшего «Не хочу учиться, хочу жениться»? (Митрофанушка Простаков)
- Объясните значение: Кот наплакал. (мало)
- Кто убил Пушкина? (Дантес)
- Словарь, из которого можно узнать о правописании слов. (орфографический)
10.Автор романа «Отцы и дети» (Тургенев)
11. Сколько звуков в слове юла? (4)
12. Из главного и зависимого слова состоит… (словосочетание)
13. Кто писал под псевдонимом Человек без селезенки? (А.Чехов)
14. Как называются слова, которые употребляются только жителями определенной местности? ( диалектные)
15. Фразеологический оборот со словом нос. (водить за нос, повесить нос, задирать нос)
16. Кто подковал блоху? (Левша)
17.Назовите поэтические жанры. (песня, ода, гимн, стихотворение, поэма)
18.Автор романа «Приключения Робинзона Крузо»? (Д.Дефо)
19.Как греки называли свои сказки? (мифы)
20. Разносклоняемое существительное м.р.? (путь)
Задание для болельщиков:
В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит: «И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие места требуют исправлений?
А) из депа;
Б) благодаря кого;
В) благодаря вот вам;
Г) благодаря всех рабочих;
Д) не за страх.
Ответ: А,Б,Г
- Заключительное слово. Подведение итогов .
Вот и подошла наша игра к концу, но путь к знаниям продолжается.Сегодня вы решали задачи, отвечали на вопросы, знакомились с занимательными историями из жизни русского слова.Помните, что, изучая русский язык, вы имеете дело с живым,близким вам организмом.Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами, штампами.Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Желаю вам успехов!
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умницы" по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания и умения в области русского языка, литературы, и в игровой форме найти применение простейшим логическом умениям....
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс
интеллектуальная игра по русскому языку и литературе "Умники и умницы" 6 класс...
Урок-игра в 9 классе по литературе "Умники и умницы"
Этот урок можно проводить после изучения творчества Александра Сергеевича Пушкина в 9 классе....
Год Литературы. Умники и Умницы.
Материал объединяет сразу три важных даты: 70-летие Победв в ВОВ, 70-летие поэмы "Василий Тёркин" и 105-летие содня рождения А. Т. Твардовского. Мероприятие проведено в параллели 8 классов после изуче...
Интеллектуальная игра по математике 8 класс "Умники и умницы"
Цели и задачи: Развивать математические способности одаренных детей Воспитывать интерес к изучению математики ...
игра по русскому языку и литературе «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 6 класс
игра по русскому языку и литературе «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 6 класс...
Проект по подготовке школьной команды к окружной интеллектуальной игре «Центрального округа» города Новосибирска «Умники и умницы».
Игра «Умники и умницы» проходит каждый год. 3 раза в год собираются команды с разных школ и играют. В проекте представлена система подготовки к окрежному этапу игры. Данная система показывает свою э...